Коррекция ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста средством физкультурных минуток
статья по психологии по теме

Кудряшова Екатерина Михайловна

Е.М. Кудряшова,

ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенка

Карельская государственная педагогическая академия

Г. Петрозаводск

 

Статья написана на основе исследовательской работы коллег

Т.Ю. Заводовой,

О.П.Сидловской

  

 

Коррекция ориентировки в пространстве и на собственном теле

у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

средством физкультурных минуток

 

Ориентировка в пространстве и времени представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на его развитие и, таким образом, является составной частью процесса социализации.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Проблема освоения окружающего пространства приобретает особую актуальность применительно к детям с задержкой психического развития (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, З.М. Дунаева, С.В. Летуновская, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Т.А. Павлова, Е.Н. Петухова, Б.Ф. Ломов, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др.). Однако, несмотря на значительное число исследований, прямо или косвенно затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей развития пространственной ориентировки у данной категории детей, а также способов коррекции имеющихся нарушений.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка. Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают по начертанию буквы и их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д.

Детей с нарушением интеллекта необходимо учить ориентировке в пространстве, т.к. адекватное восприятие пространственных свойств предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. Пространственное ориентирование играет значительную роль при подготовке  к школе, а в дальнейшем способствует успешному овладению целым рядом учебных дисциплин (письмом, чтением, черчением и др.). Петухова Е.Н. говорит о его роли как составной части процесса социально-бытовой адаптации детей в окружающем мире (ориентировка в незнакомых помещениях, на улице и др.).

Формирование пространственной ориентации у детей с ЗПР замедленное. Несформированность умений и навыков пространственного ориентирования проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства, в затруднениях при определении правого и левого, верха и низа. Детям сложно выполнять задания по дорисовыванию верхней (нижней), левой (правой) частей рисунка. При срисовывании сложных предметов они пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают линии и части рисунка по отношению друг к другу. Также недостаточно четко они ориентируются в схеме собственного тела. У них наблюдаются недостаточные представления о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив. Ребенок с нормальным темпом развития устанавливает пространственные отношения между предметами, ориентируясь на части собственного тела.

Первоначально, чтобы определить, где находится по отношению к нему объект, ребенок приближает его к той или иной части тела или сам приближается к объекту. Затем, по мере совершенствования восприятия, он уже не устанавливает непосредственного контакта с объектом, а соотносит его положение со схемой собственного тела на расстоянии, движение от приближения к объекту сокращается до поворота головы в сторону предмета или даже взгляда. Впоследствии эти движения переходят в план умственных действий  (соотнесение совершается мысленно).

Трудность ориентировки в пространстве у детей с ЗПР состоит в том, что они не могут воспользоваться имеющимися у них знаниями. Имея представление, где находится у них лицо (впереди), они не могут сказать, где стоит предмет. Те же дети, которые могут это сделать, не объясняют, почему они думают так, а не иначе.

Дети с ЗПР хорошо усваивают пространственные отношения «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «сбоку». Почти все дети могут установить такое отношение по образцу, но не все могут назвать его. А это значит, что обобщенного представления об отношении нет. Ребенок может знать, что такое впереди себя, но не знать, что такое перед столом. Этот недостаток обусловлен слабым развитием речи, а также особенностями мышления (недоразвитое абстрагирование).

Труднее для дошкольников является определение пространственных отношений «справа», «слева», «над», «под», «напротив», «между». Несмотря на то, что работа по дифференциации правой и левой руки ведется с первого года обучения в детском саду, только к четвертому году дети начинают четко различать право, лево. Кроме того, у многих детей имеет место скрытая или выраженная леворукость: для них ведущей является левая рука, которую они называют правой. В каждом случае нужна целенаправленная работа по развитию восприятия пространственных отношений, их различению, необходима их отработка в различных ситуациях.

Программой обучения и воспитания в специализированных детских садах предусмотрено развитие пространственного ориентирования при различных видах деятельности. Но это, как правило, не является предметом специального внимания педагога – работа ведется параллельно. Особую роль играют занятия по физкультуре, где дети двигаются по словесной команде воспитателя в различных направлениях, совершают движения руками (вверх, вниз, в стороны, вперед). На занятиях по аппликации и рисованию идет обучение ориентировке в пространстве листа. На занятиях по конструированию педагог учит детей анализировать образец постройки, определять пространственное расположение деталей, вводя их в словесное обозначение. Таким образом, элементы пространственной ориентировки формируются в различных видах деятельности.

В настоящее время существуют коррекционные разработки и программы, направленные на коррекцию ориентировки в пространстве и на собственном теле. Программа И.Н. Шевляковой «Посмотри внимательно на мир» направлена на коррекцию зрительно-пространственного восприятия. Средством коррекции являются многочисленные упражнения, использующие тактильное восприятие, апеллирующие к восприятию пространства через тактильный анализатор и «ручное» мышление. Предложенные упражнения направлены на формирование представлений о «схеме тела», на развитие зрительно-пространственного восприятия, пространственных представлений и образного мышления. Программа Т.А. Павловой «Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников» направлена на коррекцию нарушений письма, а также на развитие умений и навыков пространственного ориентирования. Средством коррекции являются игровые упражнения, а также логоритмические паузы, посредством которых дети овладевают чувством темпа и ритма, учатся координировать слово и движение, закрепляют умение ориентироваться в направлениях схемы собственного тела. Существует также программа Н.Я Семаго, М.М. Семаго по формированию пространственных представлений, используемая при работе с детьми с ЗПР и с детьми с дефицитарным развитием. Программа делится на два раздела, включающих семь последовательных этапов.  Структура заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, метрических, координатных направлений вплоть до лингвистических представлений (пространство языка). Работа начинается с уровня тела (формирование схемы тела и соматогнозиса) с переходом к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во внешнем пространстве. При условии овладения пространственными представлениями и свободной ориентации ребенка на предыдущих уровнях, осуществляется работа над овладением квазипространственных (языковых) представлений.

Изучив данные программы, выявляется, что все они используются для коррекции ориентировки в пространстве и на теле, но для проведения коррекционной работы требуется специально отведенное время на занятиях. Возникает предположение, что эффективным приемом коррекции пространственных представлений могут являться специализированные физкультурные минутки, которые не занимают времени на занятиях.

На основании анализа выше указанных программ и результатов исследования по выявлению особенностей ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с ЗПР был разработан и проведен соответствующий комплекс коррекционных занятий с использованием физкультурных минуток.

Целью комплекса коррекционных занятий являлось формирование и закрепление у детей с ЗПР умения ориентироваться в пространстве и на собственном теле по направлениям «право», «лево». Преимущество физкультминуток в том, что они составлены в стихотворной форме и содержат словесные обозначения направлений право и лево.

Посредством данной формы двигательной нагрузки можно решать сразу несколько задач – это и предупреждение утомления, и восстановление работоспособности, и формирование, закрепление знаний, умений и навыков пространственной ориентировки, развитие речевой активности и развитие слуховой памяти. Для проведения физкультурных минуток не требуется специально созданных условий, поэтому их можно проводить как на занятиях в детском саду, так и дома.

Коррекционные занятия проводились ежедневно в течение двух месяцев. В каждое занятие включали по 1 – 2 физкультминутке (в зависимости от утомляемости детей). Каждую неделю разучивали с детьми по 2 физкультминутки. В итоге, в течение двух месяцев, было использовано шестнадцать различных физкультурных минуток в стихотворной форме.

На начальном этапе проведения комплекса коррекционных занятий возникали трудности в работе с детьми. Дети часто неверно выполняли физкультминутки, путали правую и левую стороны, даже при показе упражнений педагогом в зеркальном отображении. Поэтому приходилось одну и ту же физкультурную минутку показывать несколько раз. Спустя две недели коррекционной работы, дети перестали допускать подобные ошибки. С каждым разом действия детей становились более уверенными, точными. К концу реализации комплекса занятий некоторые дети перестали нуждаться в образце движений, воспроизводимых педагогом, повысилась самостоятельность в  ориентировке в правой и левой сторонах собственного тела и пространства. Дети охотно выполняли стихотворные физкультминутки, быстро запоминали слова путем их неоднократного повторения. На протяжении коррекционной работы в выполнении упражнений появилась осмысленность, точность, уверенность. То, что не выполнялось у многих детей в начале проведения комплекса, стало успешнее выполняться ими в конце.

После окончания коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент с целью определения эффективности коррекции ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста средством физкультурных минуток. Для объективности выводов о результативности коррекционной работы проводилось сравнение экспериментальной и контрольной групп.

У детей экспериментальной группы после проведения коррекционной работы наблюдается положительная динамика в развитии ориентировки в пространстве и на теле, что подтверждается переходом детей на более высокие уровни выполнения диагностических заданий. Увеличился процент верных ответов. Дети стали выполнять задания более уверенно, осознанно, за наименьший отрезок времени.

Проанализировав данные контрольного эксперимента двух групп детей, пришли к выводу, что как у одной, так и у другой группы наблюдается положительная динамика в развитии ориентировки в пространстве и на собственном теле. Но если у детей контрольной группы эта динамика минимальна, то у детей, с которыми проводилась коррекционная работа, она более выражена.

Таким образом, полученные данные подтверждают то, что специализированные физкультурные минутки имеют коррекционную направленность и являются средством формирования ориентировки в пространстве и на собственном теле по направлениям «право» и «лево» у детей с задержкой психического развития.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) физкультурно-спортивной направленности «ПРЕОДОЛЕНИЕ» (для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (базовый уровень)

Сегодня остро стоит проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и, к сожалению, она не решена полностью.Дети с ограниченными возможностями здоровья меньше двиг...

Конспект дефектологического занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) по теме: "Дикие животные"

В данном конспекте предстваленны коррекционные задания по лексической теме: "Дикие животные"...