Групповая коррекционно-развивающая программа: «Ознакомление с окружающим миром, формирование сенсорных и элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
рабочая программа на тему
Групповая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_programma_dlya_detey_s_zpr_set_2018-2019_uchebnyy_god.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Новгородской области
Государственное областное бюджетное учреждение «Старорусский
центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(ГОБУ «Старорусский ЦППМС»)
Рассмотрена и утверждена на заседании Педагогического совета ГОБУ «Старорусский ЦППМС» Протокол №_____от «___»_____________2018 г. | «Утверждаю»_______ Директор ГОБУ «Старорусский ЦППМС» Л.Е.Дмитриева «27» сентября 2018 г. |
Групповая коррекционно-развивающая программа:
«Ознакомление с окружающим миром, формирование сенсорных и элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
Программу реализует
учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
ГОБУ «Старорусский ЦППМС»
Алексеева Ольга Геннадьевна
Старая Русса, 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
1.1. Актуальность программы.
Основной целью коррекционной работы при задержке психического развития является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической и педагогической коррекции.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей с задержкой психического развития существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей с задержкой психического развития, является актуальной.
1.2. Научная обоснованность.
В основе индивидуальной программы лежит программа «Развитие элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития четвертого-пятого года жизни» под ред. С.Г. Шевченко., «Тематическое планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко, которые базируются на учении Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нем, о законах актуального и ближайшего развития; а также исследованиях С.Г. Ералиевой, Т.М. Капустиной, З.М. Дунаевой и других о процессе формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии; содержание занятий построено с учетом типологических особенностей детей с задержкой психического развития и базируется на теории П.Л. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
2. Направленность программы:
2.1. Цель программы:
Всестороннее развитие детей: расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи, формирование сенсорных и элементарных математических представлений. Развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, графических умений.
Оказание комплексной коррекционно-педагогической помощи и поддержки ребенка с задержкой психического развития, его родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в интеллектуальном развитии ребенка с задержкой психического развития.
2.2. Задачи программы:
- создание детям с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития;
- коррекция негативных тенденций развития;
- стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности;
- профилактика вторичных отклонений в развитии;
- уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи;
- формирование сенсорных и элементарных математических представлений,
- развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, графических умений.
- формирование мыслительных, познавательных процессов.
2.3. Методы, используемые при реализации программы:
Наглядные: (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр помещения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (коллективный разговор, чтение произведений художественной литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ; практические (игра, практические действия, труд).
Словесные приемы – речевой образец, прием имитации; объяснение; указания; словесное упражнение; повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное); вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые); оценка речи.
Наглядные приемы – показ предмета, движения, игрушки, картинки; показ с названием; приемы работы с техническими средствами обучения (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы).
3. Адресат: дети 4-6 лет, их родители, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), воспитатель. Количество детей в группе – 4 человека. Все 4 ребенка прошли ПМПК и им рекомендованы занятия с учителем-дефектологом (олигофренопедагогом), направленные на расширение представлений об окружающем мире, формирование сенсорных и элементарных математических представлений, операций мышления, развитие крупной и мелкой моторики, графических умений.
4. Форма проводимой работы: групповая.
5. Продолжительность курса: девять месяцев (одно занятие в неделю). Продолжительность занятия один час.
6. Система условий реализации программы.
Занятия проводятся в отдельном помещении, согласно требованиям санитарно-гигиенических норм и правил. Комната для проведения занятий должна быть оснащена необходимыми методическими пособиями, дидактическими играми, игрушками.
7. Структура занятий.
Вводная часть:
Ритуал приветствия: организация ребенка к занятию (5 минут);
двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и координации движения (5 минут);
перерыв – (2 минуты).
Основная часть:
Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, крупной и мелкой моторики рук, графических умений; развитие речи; (25 минут)
Перерыв (2 минуты)
Свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру (18 минут).
В процессе занятия каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в разных игровых ситуациях. Каждое действие доводится до конца, дается оценка действиям ребенка.
Заключительная часть:
Ритуал прощания (3 минуты).
Все занятия проходят в игровой форме. Занятие длится один час и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.
8. Требования к результату реализации программы.
Дети:
- проявляют интерес к занятиям;
- усваивают значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира и человеке;
- понимают различные формы словоизменения;
- понимают предложно-падежные конструкции с простыми предлогами;
- понимают смысл отдельных предложений, хорошо понимают связную речь;
- пересказывают без помощи взрослого небольшой текст с опорой на картинки;
- правильно произносят звуки (в соответствии с онтогенезом);
- повторяют слоги с оппозиционными звуками, употребляет основные виды интонации, темп и ритм речи;
- владеют основными навыками продуктивной деятельности, проявляют самостоятельность в игре, общении, конструировании и др.;
- пытаются регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, умеют сотрудничать в процессе игры, участвуют во взаимопомощи и взаимной поддержке;
- используют в играх знания, полученные на занятиях в процессе образовательной деятельности, из книг, мультфильмов, общения со взрослым и т.д.;
- стремятся к самостоятельности, проявляют относительную независимость от взрослого;
- сформированы представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеют выражать их в речи;
- способны обобщать предметы и объекты в понятийные группы;
- могут показать на предложенных картинках названные действия;
- называют по картинкам предложенные предметы и их части;
- используют в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
- воссоздают целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
- владеют элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти;
- определяют пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела;
- определяют времена года и части суток;
- используют в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество. Называют все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы «не»;
- умеют конструировать из различного материала с помощью взрослого;
- создают предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей);
- стремятся к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
- знают основные цвета и их оттенки, смешивают и получают оттеночные цвета красок;
- эмоционально откликаются на художественную литературу и фольклор, сопереживают персонажам художественных произведений, понимают содержание;
- проявляют интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
- эмоционально воспринимают музыку, выделяют части музыкального произведения по темпу, узнают произведение по отдельным фрагментам, различают звуки по высоте, различают музыкальные инструменты по звучанию.
- осуществляют элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
- владеют элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек).
Программа может быть использована как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
9. Методы и средства оценки результативности программы включают в себя:
- первичная и итоговая диагностика уровня развития детей;
- наблюдение за детьми;
- беседа с родителями.
10. Тематическое планирование групповой коррекционно-развивающей программы, направленное на расширение знаний и представлений об окружающем мире, формирование сенсорных и элементарных математических представлений, развитие речи.
Наименование раздела | Задачи развития на ноябрь-май | Всего часов |
Первичная диагностика | ||
Коррекция познавательно-речевого развития | Расширение знаний и представлений об окружающем мире. Развитие речи. | 15 |
Коррекция познавательного развития | Формирование сенсорных и элементарных математических представлений. | 15 |
Итоговая диагностика |
Календарно-тематическое планирование программы (расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи):
Дата | № | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание | Кол-во часов |
28.09.2018 | 1 | Осень | обогатить словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений. Закреплять цвета: красный, желтый. Воспитывать бережное отношение к природе. | Демонстрационный материал: цветные картинки «Лето», и «Осень»; схемы: дерево без листьев, лист под деревом; черно-белые картинки: деревья (клен, береза с редкими листьями); ягоды рябины, елка. Раздаточный материал: желтые листы бумаги (большие и маленькие), желтые листья деревьев (большие и маленькие), листья березы, клена, рябины Словарная работа: лист, листочек, осень, перекрасила, красить | 0,5 |
12.10.2018 | 2 | Овощи | обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. | Демонстрационный материал: предметные картинки с овощами (помидор, лук, морковь); Раздаточный материал: конверт с картинкой овоща, разрезанная на 2 части по вертикали. Словарная работа: овощи, огород, помидор, лук, морковь | 0,5 |
19.10.2018 | 3 | Овощи | обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в суффиксальном словообразовании; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. | Демонстрационный материал: предметные картинки с овощами (помидор, лук, морковь);план-схема рассказа-сравнения; Раздаточный материал: конверт с картинкой овоща, разрезанная на 2 части по вертикали. Словарная работа: овощи, огород, помидор, лук, морковь | 0,5 |
26.10.2017 | 4 | Фрукты | обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. | Демонстрационный материал: предметные картинки с фруктами (яблоко, лимон, апельсин); план-схема рассказа-описания; Раздаточный материал: конверт с картинкой фрукта, разрезанная на 2 части по вертикали. Словарная работа: фрукты, яблоко, лимон, апельсин. | 0,5 |
02.11.2018 | 5 | Фрукты | обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. | Демонстрационный материал: предметные картинки с фруктами (яблоко, лимон, апельсин); план-схема рассказа-описания; Раздаточный материал: конверт с 2 предметными картинками фрукта, разрезанные на 2 части по вертикали; Словарная работа: фрукты, яблоко, лимон, апельсин, сад, огород. | 0,5 |
09.11.2018 | 6 | Овощи-Фрукты | закреплять умение различать овощи и фрукты; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. | Демонстрационный материал: картинки с овощами и фруктами(помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин);муляжи или натуральные овощи и фрукты(помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин); Раздаточный материал: конверт с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и яблоко; морковь и груша; слива и огурец), разрезанные на 2 части по вертикали; Словарная работа: овощи, фрукты, помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, огород, сад | 0,5 |
16.11.2018 | 7 | Игрушки | обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Процессы анализа и синтеза. | Демонстрационный материал: предметные картинки с игрушками (мяч, мишка, кукла, машинка; Раздаточный материал: конверт с двумя картинками с изображением игрушки, разрезанные на 2 части по вертикали; Словарная работа: игрушки, мяч, мишка, кукла, машинка | 0,5 |
23.11.2018 | 8 | Посуда | развивать мелкую моторику. Активизировать предметный словарь. Закреплять навыки ориентировки в пространстве, выполнение заданий по инструкции. Развивать ассоциативное мышление. | Демонстрационный материал: предметные картинки: чашка, тарелка, ложка; Раздаточный материал: картинки с изображением предмета посуды с недостающей деталью, картинки с деталями предметов посуды; Словарная работа: посуда, чашка, тарелка, ложка. | 0,5 |
30.11.2018 | 9 | Мебель | закреплять знания о мебели (стол, стул, шкаф). Обогащать словарь по теме. Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза. | Демонстрационный материал: предметные картинки: стол, стул, шкаф; Словарная работа: мебель, стол, стул, шкаф. | 0,5 |
07.12.2018 | 10 | Домашние птицы | обогащать знания детей о домашних птицах. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным. | Демонстрационный материал: картинки с изображением домашних птиц (петух, цыпленок, курица, гусь, гусыня, гусенок, утка, стенок); зерна, клюв птицы. Раздаточный материал: домашние птицы, петух, цыпленок, курица, гусь, гусыня, гусенок, утка, стенок); Словарная работа: зерна, клюв, кукарекает, гогочет, крякает пищит, квокчет | 0,5 |
14.12.2018 | 11 | Домашние животные | обогащать знания детей о домашних животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным. | Демонстрационный материал: картинки с домашними животными (корова, кошка, собака, лошадь), их детенышами. Предметные картинки: кость, рыба, молоко, сено, трава; Раздаточный материал: домашние животные, корова, кошка, собака, лошадь, Словарная работа: мычит, ржет, лает, мяукает, котенок, теленок, жеребенок, щенок. | 0,5 |
21.12.2018 | 12 | Дикие животные | обогащать знания детей о диких животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным. | Демонстрационный материал: картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка), их жилищами (нора, логово, дупло, куст), детеныши животных. Предметные картинки: морковка, капуста, орехи, грибы; малина, мед; куры, зайцы. Раздаточный материал: дикие животные, медведь, лиса, волк, заяц, белка, нора, логово, дупло, куст, детеныш, медвежонок, бельчонок, Словарная работа: зайчонок, лисенок, волчонок, питается, прыгает, крадется, рыщет, неуклюжий, косолапый | 0,5 |
28.12.2018 | 13 | Новый год | обогащать и уточнять словарь по теме; развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, фонематические процессы. Поощрять проявление положительных эмоций. | Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Хоровод», картинка, на которой изображен Дед Мороз с подарками; Словарная работа: подарки, Новый год, Дед мороз, елка, праздник, наряжать, украшать, хоровод, Снегурочка | 0,5 |
11.01.2019 | 14 | Обувь | обогащать и уточнять словарь по теме; развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, фонематические процессы. Прививать навыки ухода за обувью. | Демонстрационный материал: предметные картинки (тапочки, ботинки, туфли (мужские и женские), сапоги (мужские и женские), валенки; Раздаточный материал: конверт, в котором лежат 2 предметные картинки с изображение пар обуви, разрезанные на 2 части по вертикали; Словарная работа: тапочки, сапоги, валенки, ботинки, туфли,обувь. | 0,5 |
18.01.2019 | 15 | Зимняя одежда | обогащать и уточнять словарь по теме «Одежда», активизировать речевой словарь. Развивать мышление. | Демонстрационный материал: предметные картинки: пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки. Раздаточный материал: картинки со схематическим изображением времен года. Словарная работа: одежда, пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки. | 0,5 |
25.01.2019 | 16 | Зимующие птицы | обогащать и уточнять словарь по теме «Зимующие птицы», активизировать речевой словарь, воспитывать бережное отношение к природе. | Демонстрационный материал: предметные картинки: сорока(2 шт.), воробей, снегирь (2шт); дерево на панно, кормушка; Раздаточный материал: конверты, в котором лежат предметные картинки с изображением птиц(сорока, воробей, снегирь) Словарная работа: зимующие птицы, сорока, воробей, снегирь, кормушка | 0,5 |
01.02.2019 | 17 | Профессии | обогащать знания детей о профессиях. | Демонстрационный материал: картинки с изображением представителей разных профессий: продавец, почтальон, учитель, шофер, водитель, летчик, машинист, повар, врач, кондуктор; Словарная работа: профессии, почтальон, учитель, шофер, водитель, летчик, машинист, повар, врач, кондуктор | 0,5 |
08.02.2019 | 18 | Транспорт | обогащать знания детей по теме | Демонстрационный материал: картинки: легковая машина, грузовик, поезд (пассажирский и грузовой), самолет, корабль; Раздаточный материал: легковая машина, грузовик, поезд ,пассажирский и грузовой, самолет, корабль; Словарная работа: транспорт, едет, плывет, летит | 0,5 |
15.02. 2019 | 19 | 23 февраля | обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Развивать пространственную ориентировку | Демонстрационный материал: картинки: звено самолетов, танк, корабль, моряк, пограничник; Раздаточный материал: альбомный лист и картинки или макеты самолета, танка, корабля; фигурки летчика, моряка, танкиста; Словарная работа: самолет, танк, корабль, моряк, пограничник | 0,5 |
22.02.2019 | 20 | Зима. Обобщение | обогатить и уточнить словарь по теме. развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе. | Демонстрационный материал: фланелеграф, картина, на которой изображено дерево с кормушкой; съемные картинки: птицы, солнце, снег (снежинки); Словарная работа: кормушка, зима, мороз, холодно, снег, снежинки | 0,5 |
01.03.2019 | 21 | Мамин день | обогатить и уточнить словарь по теме. Развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе. Упражнять в заучивании четверостиший с опорой на картинку | Демонстрационный материал: картинки с изображением «Весны», подснежника, улыбающейся женщины, цифры 8; Словарная работа: весна, мама, цветы, улыбки, подснежник, подарок. | 0,5 |
15.03.2019 | 22 | Весна | обогатить и уточнить словарь по теме. Активизировать предметный и глагольный словарь. Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы. | Демонстрационный материал: картинки: солнце выглядывает из-за туч, солнце с улыбкой, лужа, река, ручей, картинки-символ , день-ночь; Раздаточный материал: цветы: тюльпан, нарцисс, подснежник; скворечник с птицами Словарная работа: весна, солнце, подснежник, тюльпан, нарцисс | 0,5 |
22.03.2019 | 23 | Перелетные птицы | обогатить и уточнить словарь по теме «Перелетные птицы», Воспитывать бережное отношение к природе | Демонстрационный материал: картинки: ласточка, аист, скворец, кукушка и гнезда этих птиц; скворечник, птенцы, дерево с гнездами; Раздаточный материал: конверт, в котором лежат предметные картинки с изображением птиц: ласточка, аист, скворец, кукушка; Словарная работа: перелетные птицы, весна, гнездо, птенцы, ласточка, аист, скворец, кукушка | 0,5 |
29.03.2019 | 24 | Перелетные птицы | обогатить и уточнить словарь по теме «Перелетные птицы», Воспитывать бережное отношение к природе | Демонстрационный материал: картинки: ласточка, аист, скворец, кукушка и гнезда этих птиц; скворечник, птенцы, дерево с гнездами; Раздаточный материал: конверт, в котором лежат предметные картинки с изображением птиц: ласточка, аист, скворец, кукушка; Словарная работа: перелетные птицы, весна, гнездо, птенцы, ласточка, аист, скворец, кукушка | 0,5 |
05.04.2019 | 25 | Дом, улица, город | обогатить и уточнить словарь по теме «Дом». Активизировать предметный словарь. Упражнять в составлении рассказа по подражанию. Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы. | Демонстрационный материал: картинки, гнезда птиц или 3 жилища животных, одноэтажный деревянный дом, многоэтажный дом, стена, крыша, дверь, окно; Раздаточный материал: картинки: части дома Словарная работа: дом, стена, крыша, дверь, окно, жилище | 0,5 |
12.04.2019 | 26 | Правила дорожного движения | обогатить и уточнить словарь по теме «Правила дорожного движения». Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы. | Демонстрационный материал: картинки: светофор, цвета светофора. Картина «Улица»; Раздаточный материал: картинки: светофор, 3 светофора (на одном горит красный цвет, на втором-желтый, на третьем-зеленый цвет),цветные карандаши, перфокарта- светофор с белыми кружками; Словарная работа: светофор, улица, дорога. | 0,5 |
19.04.2019 | 27 | Весенние цветы | обогатить и уточнить словарь по теме «Весенние цветы». Активизировать речевой словарь. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе | Демонстрационный материал: картинки с цветами(одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны разных цветов, предметные черно-белые картинки цветов (одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны); ваза, картинка с изображением частей цветка. «Чудесная коробочка»; Раздаточный материал: конверт, с картинкой, с изображением цветка, разрезанного на 2 части по горизонтали; Словарная работа: цветы, одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны | 0,5 |
26.04.2019 | 28 | Насекомые | обогатить и уточнить словарь по теме «Насекомые». Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе | Демонстрационный материал: картинки: жук, бабочка, пчела, муравей; Раздаточный материал: картинки с 5 жуками, 3 пчелами, 2 муравьями, 4 бабочками; Словарная работа: насекомые, жук, бабочка, пчела, муравей | 0,5 |
03.05.2019 | 29 | 9 Мая | обогатить и уточнить словарь по теме «9 Мая». Уточнить временные и пространственные представления. Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику. | Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья) Раздаточный материал: конверты с листьями рябины, клена; конверты с картинками (деревья и их листья) Словарная работа: дерево, корень, ствол, ветки, листья | 0,5 |
10.05.2019 | 30 | Деревья | обогатить словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. | Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья) Раздаточный материал: конверты с листьями рябины, клена; конверты с картинками (деревья и их листья) Словарная работа: дерево, корень, ствол, ветки, листья | 0,5 |
ИТОГО: 30 занятий/15 часов
Календарно-тематическое планирование программы
(формирование сенсорных и элементарных математических представлений)
Дата | № | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание | Кол-во часов |
28.09.2018 | 1 | Знакомство с тетрадью в клетку | учить ориентироваться на странице тетради в клетку (верх, низ, слева, справа, середина). | тетрадь в клетку | 0,5 |
12.10.2018 | 2 | Цвет предметов: желтый, красный | знакомить детей со цветом, как одним из свойств предмета. Находить и называть красный и желтый цвета. Сравнивать предметы по цвету, находить предметы желтого и красного цвета на основе практических действий развивать внимание, память, общую и мелкую моторику. | Листья деревьев красного, желтого, зеленого цветов (натуральные и вырезанные из бумаги) Наборы разноцветных мелких предметов: пуговиц, лоскутков ткани, игрушек. полоски красного и желтого цветов, вырезанные из бумаги (по 1 полоске на каждого ребенка). рабочие тетради | 0,5 |
19.10.2018 | 3 | Цвет предметов: желтый, красный | знакомить детей со цветом, как одним из свойств предмета. Находить и называть красный и желтый цвета. Сравнивать предметы по цвету, находить предметы желтого и красного цвета на основе практических действий развивать внимание, память, общую и мелкую моторику. | Листья деревьев красного, желтого, зеленого цветов (натуральные и вырезанные из бумаги) Наборы разноцветных мелких предметов: пуговиц, лоскутков ткани, игрушек. полоски красного и желтого цветов, вырезанные из бумаги (по 1 полоске на каждого ребенка). рабочие тетради | 0,5 |
26.10.2017 | 4 | Форма предметов: круг | дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих»действий | Геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. 2 больших и 2 маленьких круга (желтые и красные) По 2 картонных круга: большой и маленький. Рабочие тетради | 0,5 |
02.11.2018 | 5 | Форма предметов: круг | дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем | Геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. 2 больших и 2 маленьких круга (желтые и красные) По 2 картонных круга: большой и маленький. Рабочие тетради | 0,5 |
09.11.2018 | 6 | Один, много | уточнять и закреплять понятия один-много | Картинки фруктов: 1 персик, яблоки (по количеству детей), 2 вазы По 3 карточки «Много-мало». Тетрадь | 0,5 |
16.11.2018 | 7 | Цвет предметов: зеленый, красный | продолжать знакомить детей со цветом, как одним из свойств предмета. Находить и называть красный и зеленый цвета. Сравнивать предметы по цвету. | Фишки красного и зеленого цветов; красные и зеленые овощи и фрукты По 2 фишки-образца: красная и зеленая. Наборы мелких предметов (пуговиц, лоскутков ткан , игрушек) разных цветов. Рабочие тетради. | 0,5 |
23.11.2018 | 8 | Цвет предметов: зеленый, красный | продолжать знакомить детей со цветом, как одним из свойств предмета. Находить и называть красный и зеленый цвета. Сравнивать предметы по цвету. | Фишки красного и зеленого цветов; красные и зеленые овощи и фрукты По 2 фишки-образца: красная и зеленая. Наборы мелких предметов (пуговиц, лоскутков ткани, игрушек) разных цветов. Рабочие тетради. | 0,5 |
30.11.2018 | 9 | Лево-право | право, лево в окружающем пространстве | Красная кастрюля, зеленая чашка, желтая миска Наборы из 3-4 предметных картинок с изображением посуды (или игрушечной посуды). Тетрадь. | 0,5 |
07.12.2018 | 10 | Лево-право | право, лево в окружающем пространстве | Красная кастрюля, зеленая чашка, желтая миска Наборы из 3-4 предметных картинок с изображением посуды (или игрушечной посуды). Тетрадь. | 0,5 |
14.12.2018 | 11 | Число и цифра 1 | закреплять восприятие числа с помощью различных анализаторов. Учить обводить цифру 1 по контуру | Демонстрационная касса цифр. Цифра 1 и набор предметных картинок с изображением домашних птиц в количестве 1 и много. | 0,5 |
21.12.2018 | 12 | Число и цифра 1 | закреплять восприятие числа с помощью различных анализаторов. Учить обводить цифру 1 по контуру | Демонстрационная касса цифр. Цифра 1 и набор предметных картинок с изображением домашних птиц в количестве 1 и много. | 0,5 |
28.12.2018 | 13 | Одинаковые по размеру, разные | закреплять представление о свойствах предметов :цвете(красный, желтый, зеленый), форме(круг), размере (одинаковые по размеру, разные) | круги красного, желтого и зеленого цветов двух размеров. набор пуговиц двух размеров. Рабочие тетради. | 0,5 |
11.01.2019 | 14 | Одинаковые по размеру, разные | закреплять представление о свойствах предметов :цвете(красный, желтый, зеленый), форме(круг), размере (одинаковые по размеру, разные) | круги красного, желтого и зеленого цветов двух размеров. набор пуговиц двух размеров. Рабочие тетради. | 0,5 |
18.01.2019 | 15 | Цвет предметов: красный, желтый, зеленый | продолжить изучение цвета как одного из признаков предмета. Учить различать основные цвета, называть их; сравнивать предметы по цвету, находить предметы одинаковые по цвету на основе практических действий. Составлять группы предметов одинакового цвета. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику. | наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники красного, зеленого цвета. Тетрадь. | 0,5 |
25.01.2019 | 16 | Цвет предметов: красный, желтый, зеленый | продолжить изучение цвета как одного из признаков предмета. Учить различать основные цвета, называть их; сравнивать предметы по цвету, находить предметы одинаковые по цвету на основе практических действий. Составлять группы предметов одинакового цвета. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику. | наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники красного, зеленого цвета. Тетрадь. | 0,5 |
01.02.2019 | 17 | Число и цифра 2 | знакомить детей с образованием числа 2. Учить называть, обозначать цифрой, соотносить число с количеством и цифрой. | Фигурки диких животных: заяц, лиса, волк. Касса цифр в конверте по 3 карточки с изображением диких животных. Кассы цифр, рабочая тетрадь | 0,5 |
08.02.2019 | 18 | Число и цифра 2 | знакомить детей с образованием числа 2. Учить называть, обозначать цифрой, соотносить число с количеством и цифрой. | Фигурки диких животных: заяц, лиса, волк. Касса цифр в конверте по 3 карточки с изображением диких животных. Кассы цифр, рабочая тетрадь | 0,5 |
15.02. 2019 | 19 | Большой-маленький, одинаковые по размеру | учить детей сравнивать предметы по размеру (большой-маленький, одинаковые по размеру) | игрушки большие и маленькие | 0,5 |
22.02.2018 | 20 | Большой-маленький, одинаковые по размеру | учить детей сравнивать предметы по размеру (большой-маленький, одинаковые по размеру) | игрушки большие и маленькие | 0,5 |
01.03.2019 | 21 | Форма предметов: квадрат | дать представление о квадрате. показать, что квадраты могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих»действий | По 2 больших и маленьких квадрата, круги (красные и желтые) | 0,5 |
15.03.2019 | 22 | Форма предметов: квадрат | дать представление о квадрате, показать, что квадраты могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих» действий | По 2 больших и маленьких квадрата, круги (красные и желтые) | 0,5 |
22.03.2019 | 23 | Форма предметов: квадрат. Сравнение количества, размера предметов | дать представление о квадрате. показать, что квадраты могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих»действий. учить сравнивать количество путем приложения. | По 2 больших и маленьких квадрата, круги (красные и желтые). картинки снеговика, 3 круга разного диаметра По 2 больших и маленьких квадрата, (красные и желтые). 5 комов для снеговика разного размера, 2 одинаковые (руки снеговика) | 0,5 |
29.03.2019 | 24 | Выше, ниже, высокий, низкий | учить сравнивать два предмета, контрастных по высоте, пользуясь приемом приложения. Обозначать результат сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий | Набор вырезанных по контуру домов разной высоты. Различные головные уборы и обувь. Набор одноименных предметов разной высоты (палочки, бруски, домики) | 0,5 |
05.04.2019 | 25 | Выше, ниже, высокий, низкий | учить сравнивать два предмета, контрастных по высоте, пользуясь приемом приложения. Обозначать результат сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий | Набор вырезанных по контуру домов разной высоты. Различные головные уборы и обувь. Набор одноименных предметов разной высоты (палочки, бруски, домики) | 0,5 |
12.04.2019 | 26 | Число и цифра 3 | закреплять навык пересчета предметов, восприятие количества с помощью слухового, зрительного, тактильного анализаторов. Учить считать до 3, называть числительные по порядку. Учить раскладывать предметы правой рукой слева направо. | «Чудесный мешочек» с цифрами, 3 кубика. | 0,5 |
19.04.2019 | 27 | Число и цифра 3 | закреплять знания о цифре 3, навык пересчета предметов, восприятие количества с помощью слухового, зрительного, тактильного анализаторов. Учить считать до 3, называть числительные по порядку. Учить раскладывать предметы правой рукой слева направо. | «Чудесный мешочек» с цифрами, 3 кубика. картинки-отгадки: светофор, 3 медведя, трехколесный велосипед, фонарик, волк и семеро козлят «Чудесный мешочек» с пуговицами; цифры 1,2,3 | 0,5 |
26.04.2019 | 28 | Сравнение количества: способ приложения | учить сравнивать количество предметов путем приложения. | Картинки с изображением птиц. Тетради | 0,5 |
03.05.2019 | 29 | Сравнение количества: способ приложения | учить сравнивать количество предметов путем приложения. | Картинки с изображением птиц. Тетради | 0,5 |
10.05.2019 | 30 | Широкий-узкий | Уп упражнять в сравнении двух предметов по ширине способом наложения. использовать в речи слова: широкий, узкий, уже-шире. | Красная широкая и зеленая узкая полоска одинаковой длины. Предметные картинки: полоски, шарфы, полотенце, двери, дороги, реки. Красная широкая и зеленая узкая полоска одинаковой длины. Набор узких и широких предметов. | 0,5 |
ИТОГО: 30 занятий/15 часов
Литература
- Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1989.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М., 1999.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1973.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. — М., 2001.
- Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
- Ремезова, Л.А. Коррекционные подходы к формированию у дошкольников с косоглазием и амблиопией конструктивных знаний, умений и навыков на общеобразовательных занятиях и в строительно-конструктивных играх, 2001 г.
«Истоки». Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. Новоселова СЛ., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова Т.В. - М., 1995. - Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2003.
- Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М., Просвещение, 1992.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений. Методическое пособие под ред. Л.М.Шипициной. - СПб, 1995.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. — М., Просвещение. 1976.
- Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
- Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: Город, 1998. – 262 c.
- Сорокина AM. Дидактические игры в детском саду. — М., Просвещение, 1982.
- Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с детским церебральным параличом. - СПб., 2003.
- Тихомирова А.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления у детей. — Ярославль, 1995.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.
- Фомичева, Л.В. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением / Л.В. Фомичева // Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: методич. пособие / Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга.– СПб., 1995. – С. 75-92.
- Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. — М., 1993.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.
- Шевченко, С. Г. (канд. пед. наук). Преемственность в образовании детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста / С. Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 5
- Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом (проект) / Сост. Н.В. Симонова.–М. 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы
В Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...
Формирование представлений о временах года у детей с задержкой психического развития в процессе ознакомления с окружающим миром с использованием многофункционной развивающей игры-пособия «Времена года»
Предложенная игра-пособие поможет лучше сформировать представления о временах года у детей как с ЗПР, так и с проблемами в развитии....
Картотека дидактических игр с водой и песком для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Подбор дидактических игр для уголка "Вода-песок"....
Непосредственно образовательная деятельность по развитию фонематического восприятия для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тема: Гласные и согласные звуки...
Коррекция ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста средством физкультурных минуток
Е.М. Кудряшова, ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенкаКарельская государственная педагогическая академияГ. Петрозаводск Статья написана на основе исследовательской...
Конспект дефектологического занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) по теме: "Дикие животные"
В данном конспекте предстваленны коррекционные задания по лексической теме: "Дикие животные"...