Образовательная программа дополнительного образования детей « Познай себя».
рабочая программа по психологии по теме
Обеспечение полноценного психического и личностного развития учащихся, успешной социализации, сохранение психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznay.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37
Направленность: Социально-педагогическая
Образовательная программа дополнительного образования детей « Познай себя»
(Программа составлена на основе программы Л.Анн «Психологический тренинг с подростками», опубликованной в издательском доме «Питер», Санкт-Петербург, 2003г.)
Возраст детей: 12 лет
Сроки реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Перова Т.Ф.
Москва
2013
Пояснительная записка
Программа является адаптированной программ Л. Анн «Психологический тренинг с подростками», А. Микляевой «Я – подросток. Мир эмоций», О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Тема «Познай себя» посвящена тому, как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Однако забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в поисках ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. В этой гармонии его школьный путь будет более успешным и радостным.
Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития учащихся, успешной социализации, сохранение психического здоровья детей.
Задачи:
- помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх;
- наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность;
- повышение уровня психологической культуры.
Программа включает три этапа.
I этап – ориентировочный
Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II этап – развивающий
Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самопознания и саморазвития.
III этап – закрепляющий
Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.
Занятия проводятся в течение учебного года, два раза в неделю по одному часу в форме социально-психологического тренинга.
Данный курс позволит подросткам:
- Расширить представления о своем внутреннем мире, о человеческом общении.
- Обучиться навыкам психологической поддержки.
- Лучше узнать себя, свои сильные стороны.
- Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
- Овладеть навыками самопрезентации.
- Наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности.
- Повысить уровень психологической культуры.
Итогом работы по данной теме является овладение навыками управления своим настроением, создание проекта «Звездная карта моей жизни». Заключительные встречи посвящены самопрезентациям подростков с использованием герба государства «Я» и коллажа «Я и мои интересы».
Учебно-тематический план
Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга
№ | Наименование темы | Кол-во занятий |
I | Ориентировочные занятия. | 4 |
1. | Обсуждение темы. Принятие правил. | 1 |
2. | Каков я на самом деле? | 1 |
3. | Кто Я, какой Я? | 1 |
4. | Моя индивидуальность. | 1 |
II | Развивающие занятия. | 29 |
5. | Точка опоры. | 1 |
6. | Чувство собственного достоинства. | 1 |
7. | Базовые навыки общения с людьми. | 4 |
8. | Мои права и права других людей. | 3 |
9. | Просьба. | 1 |
10. | Эмоции и чувства. Обида. | 2 |
11. | Я и стресс. | 1 |
12. | Мои слабости. | 1 |
13. | Мои проблемы. | 1 |
14. | Мотивы наших поступков. | 1 |
15. | Мои способности и интересы | 2 |
16 | Люди, значимые для меня. | 1 |
17. | Я тебя понимаю. | 1 |
18. | Помощь друг другу. | 1 |
19. | Творческая личность. | 1 |
20. | Как достичь цели? | 2 |
21. | Полюбить себя. | 1 |
22. | Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. | 2 |
23. | Будьте собой, но в лучшем виде. | 1 |
24. | Жизнь по собственному выбору. | 1 |
III | Закрепляющие занятия. | 5 |
25. | «Мой портрет». | 2 |
26. | Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой. | 2 |
27. | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 38 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Ориентировочные занятия посвящены актуализации предлагаемой темы встреч, группа знакомится и принимает правила группы, сплочение группы.
Развивающие занятия посвящены овладению элементарными знаниями по психологии личности, активизации процессов самопринятия, самоуважения, самоодобрения, саморазвития.
Закрепляющие занятия позволяют обобщить полученные знания и опыт в работе над проектом «Звездная карта моей жизни».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга с использованием развивающей диагностики.
Основная идея тренинга заключается в том, чтобы помочь подростку стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на самопознание и саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, развитие коммуникативных способностей и формирование активной ученической позиции.
Социально-психологический тренинг в полной мере позволяет решать эти задачи, так как является активным методом групповой работы. Это форма специально организованного общения по определенным правилам.
Особенности тренинга как групповой работы:
- Отражение общества в миниатюре.
- Облегчение процесса самораскрытия, самоисследования и самопознания.
- Обучение школьников новым умениям, навыкам конструктивного взаимодействия.
- Идентификация себя с другими.
- Противодействие отчуждению, помощь в решении межличностных проблем.
- Получение обратной связи и поддержки.
- Помощь в прояснении проблем каждого школьника.
Главной целью социально-психологического тренинга является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и ряд сопутствующих целей:
а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
б) формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
в) повышение уровня психологической культуры.
Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:
- Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
- Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
- Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
- Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
В структуру занятия включены основные этапы групповой работы.
Занятие состоит из трех частей:
- Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации, созданию непринужденной атмосферы, сплоченности и настрою группы на занятия.
- Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя упражнения и задания, направленные на главную цель занятия.
- Рефлексия занятия. В конце каждого занятия отводится время на обмен мнениями, впечатлениями между участниками. Это помогает каждому понять себя, а ведущему проследить динамику группы.
Результаты работы находят свое отражение в разделе «Портрет» в Портфолио учащихся. Кроме того, заключительные встречи посвящены самопрезентациям подростков с использованием герба государства «Я» и коллажа «Я и мои интересы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...
Программа элективного курса «Познай себя»
Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе концепцией модернизации российского образования предлагаю программу элективного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнени...
Программа психологического практикума "Познай себя" (7 - 8 классы).
Программа психологического практикума«Познай себя»(7 – 8 классы) ...
Программа личностного развития «Познай себя»
Программа разработана для воспитанников с нарушением интеллектуального развития групп продленного дня младшего подросткового возраста....
Программа внеклассной деятельности "Познай себя"
Программа факультатива для учащихся 5 класса...
Программа факультативного курса "Познай себя" для 5 класса
Программа рассчитана для пятиклассников в периода адаптации.Цель программы: создание условий развития у школьников способностей адекватного и наиболее наиболее полного самопознания и познания дру...
Программа внеурочной деятельности "Познай себя" педагога дополнительного образования творческого объединения "Авто-судомоделирование"
Программа внеурочной деятельности "Познай себя" педагога дополнительного образования творческого объединения "Авто-судомоделирование"...