Образовательная программа дополнительного образования детей « Познай себя».
рабочая программа по психологии по теме

Перова Татьяна Францевна

Обеспечение полноценного психического и личностного развития учащихся, успешной социализации, сохранение психического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznay.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37

Направленность: Социально-педагогическая

Образовательная программа дополнительного образования  детей « Познай себя»

(Программа составлена на основе программы Л.Анн «Психологический тренинг с подростками», опубликованной в издательском доме «Питер», Санкт-Петербург, 2003г.)

 

Возраст детей: 12 лет

Сроки реализации: 1 год

Педагог дополнительного образования

Перова Т.Ф.

Москва

2013


Пояснительная записка

Программа является адаптированной  программ Л. Анн «Психологический тренинг с подростками»,  А. Микляевой «Я – подросток. Мир эмоций», О.В.  Хухлаевой «Тропинка к своему Я».  

Тема «Познай себя» посвящена тому, как  помочь ребенку найти правильную дорогу в школе. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Однако забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в поисках ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. В этой гармонии его школьный путь будет более успешным и радостным.

Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития учащихся, успешной социализации, сохранение психического здоровья детей.

Задачи:

  • помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх;
  • наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность;
  • повышение уровня психологической культуры.

Программа включает три этапа.

I этап – ориентировочный  

Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

II этап – развивающий

Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самопознания и саморазвития.

III этап – закрепляющий

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

  Занятия проводятся в течение учебного года, два раза в неделю по одному часу в форме социально-психологического тренинга.

Данный курс позволит подросткам:

  • Расширить представления о своем внутреннем мире, о человеческом общении.
  • Обучиться навыкам психологической поддержки.
  • Лучше узнать себя, свои сильные стороны.
  • Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
  • Овладеть навыками самопрезентации.
  • Наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности.
  • Повысить уровень психологической культуры.

Итогом работы по данной теме является овладение навыками управления своим настроением, создание проекта «Звездная карта моей жизни». Заключительные встречи посвящены самопрезентациям подростков с использованием герба государства «Я» и коллажа «Я и мои интересы».

Учебно-тематический план

Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга

Наименование темы

Кол-во занятий

I

Ориентировочные занятия.

4

1.

Обсуждение темы. Принятие правил.

1

2.

Каков я на самом деле?

1

3.

Кто Я, какой Я?

1

4.

Моя индивидуальность.

1

II

Развивающие занятия.

29

5.

Точка опоры.

1

6.

Чувство собственного достоинства.

1

7.

Базовые навыки общения с людьми.

4

8.

Мои права и права других людей.

3

9.

Просьба.

1

10.

Эмоции и чувства. Обида.

2

11.

Я и стресс.

1

12.

Мои слабости.

1

13.

Мои проблемы.

1

14.

Мотивы наших поступков.

1

15.

Мои способности и интересы

2

16

Люди, значимые для меня.

1

17.

Я тебя понимаю.

1

18.

Помощь друг другу.

1

19.

Творческая личность.

1

20.

Как достичь цели?

2

21.

Полюбить себя.

1

22.

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение.

2

23.

Будьте собой, но в лучшем виде.

1

24.

Жизнь по собственному выбору.

1

III

Закрепляющие занятия.

5

25.

«Мой портрет».

2

26.

Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой.

2

27.

Итоговое занятие

1

Итого

38

Содержание дополнительной образовательной программы

Ориентировочные занятия посвящены актуализации предлагаемой темы встреч, группа знакомится и принимает правила группы, сплочение группы.  

Развивающие занятия посвящены овладению элементарными знаниями по психологии личности, активизации процессов самопринятия,  самоуважения, самоодобрения, саморазвития.

Закрепляющие занятия позволяют обобщить полученные знания и опыт в работе над проектом «Звездная карта моей жизни».  

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга с использованием развивающей диагностики.

Основная идея тренинга заключается в том, чтобы помочь подростку стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на самопознание и саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, развитие коммуникативных способностей и формирование активной ученической позиции.    

Социально-психологический тренинг в полной мере позволяет решать эти задачи, так как является активным методом групповой работы. Это форма специально организованного общения по определенным правилам.

Особенности тренинга как групповой работы:

  1. Отражение общества в миниатюре.
  2. Облегчение процесса самораскрытия, самоисследования и самопознания.
  3. Обучение школьников новым умениям, навыкам конструктивного взаимодействия.
  4. Идентификация себя с другими.
  5. Противодействие отчуждению, помощь в решении межличностных проблем.
  6. Получение обратной связи и поддержки.
  7. Помощь в прояснении проблем каждого школьника.

       Главной целью социально-психологического тренинга является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и  ряд сопутствующих целей:  

       а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими; 

       б) формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

       в) повышение уровня психологической культуры.

       Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:

  • Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
  • Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
  • Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
  • Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.                      

В структуру занятия включены  основные этапы групповой работы.

Занятие состоит из трех частей:

  1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации, созданию непринужденной атмосферы, сплоченности и настрою группы на занятия.
  2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя упражнения и задания, направленные    на главную цель занятия.
  3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия отводится время на обмен мнениями, впечатлениями между участниками. Это помогает каждому понять себя, а ведущему проследить динамику группы.

Результаты работы находят свое отражение в разделе «Портрет» в Портфолио учащихся. Кроме того, заключительные встречи посвящены самопрезентациям подростков с использованием герба государства «Я» и коллажа «Я и мои интересы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе

Программа  факультативного курса  «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...

Программа элективного курса «Познай себя»

Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе кон­цепцией модернизации российского образования предлагаю программу элек­тивного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнени...

Программа психологического практикума "Познай себя" (7 - 8 классы).

Программа психологического практикума«Познай себя»(7 – 8 классы)                                   ...

Программа личностного развития «Познай себя»

Программа разработана для воспитанников с нарушением интеллектуального развития групп продленного дня младшего подросткового возраста....

Программа внеклассной деятельности "Познай себя"

Программа факультатива для учащихся 5 класса...

Программа факультативного курса "Познай себя" для 5 класса

Программа рассчитана для пятиклассников в периода адаптации.Цель программы: создание условий развития у школьников способностей адекватного и наиболее наиболее полного самопознания и познания дру...

Программа внеурочной деятельности "Познай себя" педагога дополнительного образования творческого объединения "Авто-судомоделирование"

Программа внеурочной деятельности "Познай себя" педагога дополнительного образования творческого объединения "Авто-судомоделирование"...