Программа психологического практикума
«Познай себя»
(7 – 8 классы)
Пояснительная записка
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.
Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка.
Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы 8 вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не просто «малым количеством ума», а качественным изменением всей психики, всей личности в целом, явившимся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.
У детей с тотальным недоразвитием имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполное, а порой и искаженное представление об окружающем мире.
Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А., Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, узость его объема, замедленный темп. Все отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса.
Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. В книге «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» (под ред. Шиф Ж.И.) приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т.д.). Основной недостаток мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления. Кроме того, оно отличается непоследовательностью, которая возникает из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов. Еще один недостаток – слабость регулирующей функции мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности.
Особенности восприятия и мышления неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с тотальным недоразвитием позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечают Занков Л.В. и Петрова В.Г., слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, - и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. Преимущественно недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.).
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности учащихся школы 8 вида. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что умственно отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно затрудняет развитие их познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Курс психологического практикума «Познай себя» призван дать учащимся
7 – 8-х классов представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает и т.д. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми.
Цель программы
Преодоление школьниками трудностей в обучении, общении, социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие:
- восприятия,
- внимания,
- моторики,
- памяти,
- мышления.
Задачи программы
1. Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности, «умения учиться».
2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы.
3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.
4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей и способностей.
5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Принципы построения программы
1. Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.
2. Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.
3. Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.
4. Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.
5. Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Структура программы
Программа рассчитана на 68 часа. Включает три этапа:
1. Мотивирующий – 4 часа.
2. Формирующий – 60 часов
3. Закрепляющий – 4 часа.
Основной этап – формирующий – состоит из 6-и блоков:
1. Восприятие – 10 часов.
2. Внимание – 10 часов.
3. Моторика – 10 часов.
4. Речь – 10 часов.
5. Память – 10 часов.
6. Мышление – 10 часов.
Каждый из этих блоков может быть реализован автономно по индивидуальной программе.
Методы
1. Беседа, рассказ, объяснение.
2. Обучающая игра.
3. Арт-терапия.
4. Практическая работа.
5. Метод самодиагностики.
6. Метод опроса и анкетирования.
Основным является игровой. Используются различные виды игры. Ведущими являются коррекционно-развивающие игры. Наряду с ними в программу включены дидактические, логопедические, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.
Организация занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам. Подгруппа не должна превышать 3-5 человек.
Каждый член группы заводит тетрадь для занятий, в которой выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и зарисовывает пиктограммы настроения.
Каждое занятие начинается с ритуала – «Передай добро по кругу». Затем учащиеся рисуют свое настроение с помощью пиктограмм эмоций. В конце занятий ритуал повторяется. Это помогает отслеживать эмоциональное воздействие занятия на каждого участника группы.
Занятия проводятся в кабинете психолога, в спортзале или на свежем воздухе.
Продолжительность занятий 40 минут.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Критерии оценивания
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь следующие представления:
- об основных познавательных процессах – восприятии, памяти, мышлении; их значении для успешного обучения в школе;
- о внимании как необходимом компоненте любого психического процесса;
- о моторике
- о речи как средстве передачи информации, управления познавательными процессами и поведением, а также способе выражения мыслей и чувств;
- о методах и методиках диагностики и самодиагностики;
Учащиеся должны знать:
- сущность понятий «память», «механическая память», « логическая память»,
- виды памяти « слуховая», « зрительная», « тактильная»;
- особенности памяти;
- что значит объём памяти;
- как тренировать произвольность памяти и расширить её объём.
- способы запоминания слов, информации, текста;
- зачем нужно иметь хорошую память;
- сущность понятий « внимание», « произвольность внимания»,
« устойчивость внимания»;
- особенности внимания;
- как тренировать своё внимание;
- зачем нужно развивать внимание;
- сущность понятия « мышление»;
- основные мыслительные действия: обобщение, исключение, классификация, аналогии, установление причинно- следственных , последовательных связей;
- основные отношения между понятиями: противоположности, общего и конкретного, части и целого, рядоположности, функциональности.
Учащиеся должны уметь
- использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения;
- произвольно управлять своей памятью;
- использовать приёмы запоминания в учебной и вне учебной деятельности.
- произвольно управлять своим вниманием;
- использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;
- обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
- исключать предметы, понятия по разным признакам (форма, цвет, размер, расположение в пространстве);
- классифицировать предметы, понятия по признакам;
- устанавливать связи по аналогии;
- устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;
- выделять главное и второстепенное;
- находить существенные признаки предмета;
- устанавливать отношения части и целого, общего и конкретного, вида- рода
-находить сходства и различия;
- выдвигать гипотезы, версии, аргументировать своё мнение;
- уметь работать с текстом;
- понимать скрытый смысл пословиц, поговорок.
Практическая деятельность:
- определение особенностей своих познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления; а также внимания, моторики и речи;
- выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;
- обобщение, исключение, классификация предметов по разным признакам;
- установление разных связей и отношений между словами;
- выдвижение версий, гипотез, аргументация своего мнения;
- работа с текстом;
- составление режима учебной работы и отдыха.
Ожидаемый результат
Повышение уровня развития:
- восприятия устной и письменной информации;
- устойчивости, концентрации, объёма внимания;
- тонкой моторики рук, координации движений;
- смысловой памяти, воображения;
- мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;
- приобретение уч-ся навыков самостоятельной работы на уроке и при выполнении домашнего задания;
- адекватная самооценка своих возможностей.
Тематическое планирование
1. Мотивирующий этап – 4 часа
№
1. Психология – это наука о душе, инструмент самопознания и, просто, интересно 2 - установить контакт с учащимися;
- создать атмосферу доброжелательности и заинтересованности Сформировать мотивацию на активное участие в занятиях психологического практикума Рассказ, беседа, игра «Большое животное»
2. Как мы познаем мир 2 - познакомить уч-ся с основными познавательными процессами;
- определить ведущий мотив учебной деятельности Повышать уровень учебной мотивации Анкета Лускановой, метод незаконченных предложений
2. Формирующий этап – 60 часов
1 блок. Восприятие – 10 часов
3. Восприятие – распознание образов 2 - дать понятие о восприятии как познавательном психическом процессе;
- познакомить уч-ся со свойствами и особенностями восприятия Мотивировать учащихся на коррекцию и развитие восприятия Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию восприятия. Сост. Капора Т.А.
Игры 1-5
4. Увидеть и почувствовать 2 - развивать восприятие отдельных свойств предмета и его целостного образа;
- корригировать и развивать зрительное и тактильное восприятие;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать зрительное восприятие Игры 6-8
5. Учись слушать 2 -познакомить уч-ся с различными видами восприятия;
- определить ведущий вид восприятия у каждого уч-ся. Развивать слуховое восприятие Игры 9-14
6. Путешествие в пространстве и времени 2 - определить уровень развития пространственной и временной ориентировки уч-ся;
- развивать глазомер, чувство времени;
- создавать ситуацию достижения успеха. Корригировать и развивать пространственную и временную ориентировку Игры 15-20
7. Графический диктант 2 - формировать продуктивные навыки ориентации в пространстве;
- развивать навыки самоконтроля и саморегуляции. Развивать пространственную ориентировку и внимание С.В.Коноваленко. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М, 2000. Стр. 59-60
2 блок. Внимание – 10 часов
№ п/п Тема занятия Кол-во
часов Цель занятия Коррекционная задача Использованные
методики, игры и упражнения
8. Надо ли быть внимательным? 2 -познакомить уч-ся с основными свойствами внимания: концентрация, устойчивость, распределение и переключаемость;
- развивать наблюдательность Мотивировать учащихся на развитие внимания Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию внимания. Сост. Капора Т.А.
Работа по карточкам
Игры 1-3
9. Концентрация и устойчивость внимания 2 - способствовать расширению объема внимания;
- развивать произвольное внимание;
- воспитывать наблюдательность;
- развивать навыки самоконтроля. Развивать концентрацию и устойчивость внимания Игры 4-7
10. Умение распределять и переключить внимание 2 - повышать уровень развития переключения и распределения
внимания;
- продолжать развитие устойчивости и концентрации внимания;
- формировать умение сосредотачиваться;
- укреплять волевые качества личности. Развивать процессы распределения и переключения внимания
Игры 8-11
С.В.Коноваленко. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М., 2000. Стр. 8, 17
11. Рисование по образцу 2 - продолжать развивать устойчивость, распределение и переключение внимания;
- формировать умение сосредотачиваться;
- продолжать воспитание наблюдательности.
Расширять объем внимания Игры 12-14
12. Запрещенные движения 2 - расширять объем внимания;
- способствовать развитию навыков самоконтроля;
- укреплять волевые качества личности;
- создавать ситуацию достижения успеха. Развивать произвольное внимание Игры 15-16
3 блок. Моторика – 10 часов
№
п/п Тема занятия Кол-во
часов Цель занятия Коррекционная задача Использованные
методики, игры и упражнения
13. Моторика – двигательная активность 2 - сформировать у уч-ся представление о влиянии развития моторики на процесс обучения Мотивировать учащихся на развитие моторики Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию моторики. Сост. Капора Т.А.
14. Внимательные руки 2 - расширять объем внимания и памяти;
- формировать умения и навыки письма и рисования;
- развивать навыки самоконтроля и саморегуляции. Развивать мелкую моторику рук и внимание С.В.Коноваленко. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М., 2000. Стр. 12, 16
15. Рисуем узоры 2 - продолжать формирование навыков рисования и письма;
- закреплять умение действовать по образцу;
- воспитывать аккуратность и усидчивость.
Развивать мелкую моторику рук и внимание С.В.Коноваленко. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М., 2000. Стр. 62, работа по карточкам
16. Соединяем сердца 2 - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
- корригировать и развивать пространственную ориентацию;
- создавать ситуацию достижения успеха.
- способствовать созданию мажорного настроения. Развивать тонкую моторику рук Презентация «Поделки из сердечек»
17. Четыре стихии 2 - расширять словарный запас;
- начать формирование мыслительных процессов анализа и синтеза;
- развивать способность понимания вербальных инструкций;
- формировать произвольность поведения. Развивать координацию движений и моторную ловкость Презентация «Рисуем ладошками», игры «Дом, дерево, человек»; «Рыба, птица, зверь»; «Четыре стихии»
4 блок. Речь – 10 часов
18. В начале было слово 2 - дать уч-ся представление о речи как средстве передачи информации, управления познавательными процессами и поведением, а также способе выражения мыслей и чувств; Мотивировать учащихся на развитие речи Е.А.Алябьева. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего школьного возраста. М.,2003,
стр. 65-86
19. Умеешь ли ты говорить? 2 - определить объем активного словаря;
- учить уч-ся грамотно строить предложение;
- развивать монологическую речь. Расширять активный словарный запас В.В.Гербова. Учусь говорить (средний возраст). М., 2000
20. Составляем и зарисовываем рассказ 2 - учить уч-ся сжато излагать мысли;
- продолжить развитие тонкой моторики рук;
- развивать произвольную память и творческие способности ;
- осуществлять эстетическое воспитание. Развивать монологическую речь и воображение В.В.Гербова. Учусь говорить (старший возраст). М., 1999.
21. Вспомни историю по мнемическим картинкам 2 - учить продуктивным мнемическим приемам;
- формировать умение работать по опорным картинкам;
- развивать навыки самоконтроля. Развивать монологическую речь и смысловую память Т.Ю. Бардышева. Связанные одной цепью. Смоленск, 2008
22. Речь как средство общения 2 - дать уч-ся представление о речи как средстве общения;
- научить правилам построения диалога;
- развивать умения задавать вопросы и обращаться с просьбой;
- формировать навыки культурного общения. Развивать диалогическую речь Т.А. Ткаченко. Развитие мышления и речи по картинкам с проблемным сюжетом. М., 2006
5 блок. Память – 10 часов
23. Вспомнить всё 2 - показать необходимость запоминания для успешной учебной деятельности;
- формировать произвольную память;
- расширять кругозор. Мотивировать учащихся на коррекцию и развитие памяти Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию памяти. Сост. Капора Т.А.
Игры 1-3
24. Кто и как больше запомнит 2 - познакомить уч-ся с основными видами памяти;
- способствовать повышению эффективности основных процессов памяти: запоминанию, сохранению, воспроизведению;
- развивать навыки самоконтроля. Развивать различные виды памяти Игры 4-7
25. Фотоаппарат 2 - продолжать формирование произвольного внимания и памяти;
- развивать процессы запоминания, сохранения и воспроизведения;
- создавать ситуацию достижения успеха. Развивать зрительную память и расширять её объём Игры 8-11
26. Запоминаем, рисуя 2 - развивать и корригировать долговременную зрительную память;
- продолжать развитие произвольной памяти;
- формировать умения и навыки делать заметки и зарисовки для лучшего запоминания;
- создавать положительный эмоциональный фон. Развивать смысловую образную память Игры 12-14
27. Учись запоминать 2 - расширять объем памяти;
- тренировать процессы запоминания, сохранения и воспроизведения;
- учить продуктивным мнемическим приемам
- повышать познавательную активность. Развивать произвольную память Игры 15-18
6 блок. Мышление – 10 часов
28. Я мыслю – значит, я существую 2 - познакомить уч-ся с основным инструментом познания – мышлением;
- дать уч-ся представление об основных видах мышления;
-развивать познавательную активность. Мотивировать учащихся на развитие мыслительных процессов С.В.Гаврилива. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь № 2. М., 1999.
Стр. 7,9
29. Что нам стоит дом построить 2 - формировать навыки конструирования;
- развивать умение действовать по образцу и инструкции;
- раскрывать индивидуальные особенности мышления. Развивать наглядно-действенное мышление Стр. 13, 17
30. Матрица Равена 2 - учить находить существенные, главные признаки предметов;.
- развивать умение классифицировать
предметы, делить их на группы по разным признакам. Развивать наглядно-образное мышление Стр. 42, 46,
работа по карточкам
31. Всё познаётся в сравнении 2 - учить находить сходство и различия между разными предметами или понятиями;
- развивать основные мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение, классификация;
- воспитывать самокритичность. Развивать умения сравнивать, находить сходство и различие Стр. 29,30
32. Решаем логические загадки 2 - раскрыть сущность понятий «анализ», «синтез», «обобщение»,
- учить приемам анализа, синтеза, обобщения;
- развивать умение устанавливать логические связи между предметами. Развивать словесно-логическое мышление В.Сонин. Психологический практикум. Смоленск, 1995. Стр. 34-38
3. Закрепляющий этап – 4 часа
33. Путь в лабиринте 2 - определить изменения, произошедшие в результате реализации программы;
- закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях;
- мотивировать к дальнейшему саморазвитию. Развивать пространственную ориентировку, внимание, зрительную память, наглядно-действенное мышление Повторение игры, упражнений, самодиагностика
34. Психологическая олимпиада «Играем в шпионов» 2 - учить оценивать свои успехи и достижения;
- закрепить продуктивные приемы и навыки познавательной деятельности;
- вырабатывать адекватную самооценку;
- создавать ситуацию достижения успеха.
Развивать познавательные процессы и внимание
Литература
1. Аксенова А.К., Якубовская З.В. Дидактические игры на уроках русского языка. М. 1987.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль. 1997.
3. Волина В. Учимся играя. М. 1994.
4. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. Дубровиной). Екатеринбург. 1998.
5. Гайштут А. Увлекательная математика. М.1996.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста (под ред. Новоселовой). М. 1985.
7. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится в вспомогательной школе. М. 1990.
8. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? С-Пб. 1998.
9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. 2001.
10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1997.
11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1997.
12. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. М. 1983.
13. Немов Р.С. Психология. Часть 3. М. 1995.
14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. 2001.
15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. 1993.
16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. 1998.
17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. 1996.
18. Практикум по возрастной и педагогической психологии (под ред. Дубровиной). М. 1998.
19. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. С-Пб. 1998.
20. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль. 1998.
21. Рудняньский Я. Как учиться? М.1992.
22. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте (под ред. Дубровиной). М. 1997.
23. Сонин В. Психологический практикум. Смоленск. 1995.
24. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль. 1997.
25. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. 1997.
26. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль. 1998.