Программа внеклассной деятельности "Познай себя"
учебно-методический материал по психологии (5 класс) по теме

Турсалиева Оксана

Программа факультатива для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ «Сосновоборская частная школа»

Программа факультатива для учащихся 5 класса

«Познай себя»

Внеурочная деятельность

Выполнила: педагог – психолог

высшей квалификационной категории

Турсалиева О.Г.

2015 – 2016  учебный год

Пояснительная записка

Данная программа по курсу «Самосовершенствование личности» разработана на основе:

  1. Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта;
  2. Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года   № 1897.
  3. Основной образовательной программы основного общего образования НОУ «Сосновоборская частная школа» на 2013-2018 учебные годы.
  4. Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03).

Общая характеристика курса

В пятом классе меняется социально-педагогическая ситуация развития ребенка: он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое социальное положение, выполняя новые функции.

Пятый класс – это ранний подростковый возраст. Начинается период бурного физического роста и пубертат, повышается утомляемость, что связано с отставанием развития кровоснабжения мозга от роста его структур. Начинается перестройка гормональной системы, характерны перепады самочувствия. Аккуратность и послушность нередко сменяет  несдержанность, эгоистичность, агрессивность. Ребёнок становится подростком, теряя при этом психологическое равновесие.    

Учение остаётся главным видом деятельности подростка, а основной, ведущей становится деятельность общения, включение в групповую деятельность (трудовую, спортивную). Потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении становятся доминирующими. Они проявляются:

  1. в стремлении к такому положению среди сверстников, которое соответствует представлению подростка о себе;
  2. в повышенной (часто эгоцентрической) потребности в признании, внимании, уважении со стороны родителей и других членов семьи;
  3. в боязни изоляции в пределах своих малых групп;
  4. в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других.

Характерная особенность всего подросткового периода (10-15 лет) — всё возрастающее стремление стать взрослым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, отмежеваться от всего явно детского и присвоить образцы (не всегда положительные) взрослой жизни.

Продолжают совершенствоваться познавательные процессы: произвольность внимания, восприятия, память, способности к обобщению, анализу, рефлексии. Просыпается интерес к самому себе, своему внешнему облику, своим способностям.

В нравственной сфере пятиклассник начинает осознанно искать ответы на жизненные вопросы: Кто я? Какой я? Это возраст исследования своего «Я». Начинают осознаваться нравственные чувства (патриотизм, товарищество, долг, честь).

С наступлением пубертата в поведении подростка заметны циклические перепады психического и физического состояния. Одни и те же подростки в период подъёма активны, общительны, а во время спада апатичны, раздражительны, резко реагируют на малейшие укоры, обвинения в свой адрес. У подростков появляются неадекватная самооценка, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, часто мнимых. Завышенная самооценка ведёт к развитию самомнения, болезненного самолюбия, обидчивости, эгоцентризма, а заниженная — рождает тревожность, неуверенность, страхи. Поэтому особо важное значение имеет личностно ориентированный, индивидуальный подход к подростку, учёт его индивидуальных особенностей, создание условий для формирования адекватной самооценки. Эти вопросы являются приоритетными в курсе «Познай себя».

Одна из главных задач, системообразующее звено в методике изложения материала курса – составление адекватного образа «Я» на основе само- и взаимооценок и анализа. В   течение   года   учащиеся оценивают себя по пятнадцати аспектам Я — концепции:

Я — физическое;

Я — социальные роли;

Я — многогранное;

Я — личность;

Я — воспринимающее;

Я — внимание;

Я — воображающее, фантазирующее;

Я — эмоциональное;

Я — темперамент;

Я — характер;

Я — друг;

Я — память;

Я — думающий;

Я — хочу (потребности);

Я — могу (способности).

Несомненно, эти оценки имеют приближённый качественный характер, но способствуют расширению и углублению самопознания.

Особое значение представляет введение и использование рефлексии («reflexio»— обращение назад). Рефлексивный анализ включает выяснение сущности и причин явлений и процессов, приведших к тому или иному результату, обращение к оценке собственного способа действия.

В самопознании подростка главное выявить собственные положительные качества, потенциалы, способности. Рассмотрение в самом себе таких нравственных качеств, как доброта, честность, совестливость, стыд, порядочность, благородство, позволит подросткам противостоять негативному воздействию массовой информации, рок-индустрии и т.п.

Вовлекая подростка в процесс познания себя, необходимо в первую очередь раскрыть ему его потенциальные возможности, убедить в том, что он способен развивать, тренировать, изменять, совершенствовать себя. В процессе самовоспитания имеет значение выявление и осознание собственных отрицательных, нежелательных качеств.

Таким образом, познание себя — тот центр, опорный, отправной пункт, из которого исходят все направления самосовершенствования личности: самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение.

В разделе «Познай себя» подростку раскрываются сильные стороны и индивидуальные качества его личности, которые могут впоследствии стать стержневыми, определят его жизненный путь. Примеры из жизни выдающихся людей будут способствовать социальному взрослению подростков, созданию идеалов, которые послужат надёжными ориентирами молодого человека на всю дальнейшую жизнь.

Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, как бы приводя в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогая детям понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».

Таким образом, цели курса:

  1. систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности на уровне возрастного развития,
  2. вооружение учащихся теорией (методологией) собственной психической деятельности;
  3. ознакомление с возможными стилями деятельности по самосовершенствованию.

        Задачи:

  1. педагогически побудить к самопознанию, формировать мотивы самопознания;
  2. ознакомить с понятиями: личность, индивидуальность, развитие, самопознание, самосознание, самосовершенствование;
  3. выявить интересы, склонности и способности подростка;
  4. сформировать правильное, адекватное отношение к себе, самооценку;
  5. подвести к осознанию необходимости и постановке целей самосовершенствования.

Место курса в учебном плане

                 На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.

Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В технологии самовоспитания ребенку открывается "тайна" процессов, идущих в его психике, серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. В учебный план школы вводится существенный, принципиально важный компонент - курс "Самосовершенствование личности".

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.

Результаты освоения программы основного общего образования

Содержание курса «Познай себя»

Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание — основная характеристика человеческой личности. Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственного человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честь и достоинство.Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность,        ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер». Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование.    Самопознание как основа самосовершенствования. Человек — загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя. Качества личности: школа «Кто Я?». Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека. Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание. Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента. Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием. Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное. Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные — непрочные, системные — отрывочные. Умение применять знания. Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.   Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография. Наши увлечения.

Методы и приемы:

В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практические методы, причём две трети времени рекомендуется отводить практической, лабораторной и тренинговой формам работы. Диагностические задания можно успешно сочетать с тренинговыми, формирующими.

Основной метод, используемый на занятиях, — беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Эффективнейшим средством социализации подростка, его приобщения к нормам и ценностям общества является игра, в процессе которой подросток расширяет, обогащает, углубляет свои социальные и психологические компетенции. Игра или её элементы должны присутствовать практически на всех уроках:

  1. диагностические;
  2. активизирующие,
  3. игры-театрализации;
  4. ролевые игры, содержание которых постепенно усложняется: от индивидуального проигрывания ситуаций-проб до моделирования общественных отношений.

В учебном процессе рекомендуется применять различные аудиовизуальные средства: таблицы, схемы, фотографии, фрагменты видеофильмов, магнитофонные записи, компьютерные мультимедийные средства.

Эпиграфы, афоризмы, поговорки, «Мысли мудрых людей» и др. в пособиях представляют учащимся дополнительную область для размышления.

Записям на занятиях придаётся большое значение не только потому, что происходит самоадаптация учебного материала, но и потому, что перед каждым школьником ставится отдельная педагогическая задача: «написать книгу о самом себе». По мере того, как учащиеся заполняют страницы теорией, упражнениями, проверочными тестами, учитель систематически дополняет   эти   записи    оценками, заключениями, рекомендациями.

Чтобы усвоить важнейшие понятия, новые термины, рекомендуется оформлять «Словарь понятий».

«Книгу о себе» можно художественно оформить рисунками, фотографиями, собственными сочинениями  в стихах и прозе.

Примеры практических занятий:

  1. упражнение «Знаете ли вы свою внешность»;
  2. тестирование качеств личности: темперамента, памяти, мышления, способностей, направленности, характера;
  3. самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки;
  4. упражнение «Диалог субличностей»;

•тренинг произвольного внимания, наблюдательности;

  1. составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений;
  2. составление карты самооценки;
  3. анализ социальных ситуаций-проб.

Ожидаемые результаты: Повышение интереса к процессу самоизучения. Формирование адекватной самооценки посредством развития навыков самовосприятия, самокритичности, самонаблюдения.

Критерии эффективности: Анкета самооценки знаний, умений и качеств учащегося в области самосовершенствования личности «Знаете ли вы себя?». Автор: Г.К. Селевко

Тематическое планирование

№ п.п

Тема

Кол-во часов

Рассматриваемый вопрос

Дата

План\факт

нед

I Раздел. Человек и его внутренний мир. (11 часов)

1

Человек как часть природы.

1

Соотношение врождённого и приобретённого в человеке.

1

2

Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание — основная характеристика человеческой личности.

1

Первичное представление о понятии “личность”.

2

3

Неповторимость и уникальность каждой личности.

1

Практическое занятие - тренинг.

3

4

Эмоции - что это?

1

Создать у учеников первичное представление о понятии “Эмоции”, познакомить с видами эмоций.

4

5

Театр мимики и жестов.

1

Учить осознавать и выражать свои эмоции и чувства

5

6

Какое у тебя настроение?

1

Понятие “настроение” - положительные и отрицательные эмоции, игра “Прогноз погоды”.

6

7

От чего на душе тревожно?

1

Создать первичное представление о понятии “тревога”.

7

8

Как победить тревогу, справиться со страхами и огорчениями?

1

Формировать у учащихся умение контролировать своё настроение, находить способы его осознанной коррекции.

8

9

Что такое характер?

1

Познакомить с таким явлением внутреннего мира человека, как характер.

9

10

Хороший характер - богатство на всю жизнь.

1

 

10

11

Привычка - второй характер.

1

О вреде вредных привычек.

11

 

 

 

 

II Раздел. От оценки и самооценки к самопознанию. (13 часов)

 

 

 

 

12

Какой я?

1

Оказать помощь в познании самого себя через оценку других.

12

13

Правила самоконтроля.

1

Вооружить учащихся соответствующими возрасту способами самоконтроля.

13

14

Воля - это внутренняя сила.

1

Дать представление о воле человека.

14

15

Узнай свои способности.

1

Работа с тестами.

15

16

Как развить свои способности

1

Занимательные упражнения.

16

17

Обобщение.

1

Самопознание через самовыражение: Вечер - презентация "Познакомьтесь это я!"

17

18

Внимание

1

Игры на внимание

18

19

Память

1

Упражнения на развитие памяти

19

20

Мы живем в мире людей

1

Что такое “круг общения”.

20

21

Уважать, понимать, договариваться.

1

Создать первичное представление о понятии “конфликт”.

21

22

Друг или приятель?

1

Знакомство, приятельство, товарищество, дружба, как различия связи “человек с человеком”.

22

23

Разрешение конфликтных ситуаций

1

Практическое занятие.

23

24

Правила: “так надо” и “так нельзя”.

1

Понятие “нельзя” рассматривается как нравственный регулятор. “Совесть”, “мораль”, “право”.

24

 

 

 

 

IV Раздел. Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека (5 часов)

 

 

 

 

25

Особенности поведения мужчин и женщин.

1

 

25

26

Мы такие разные!

1

Отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек.

26

27

Правила поведения, осваиваемые будущими мужчинами и юными дамами.

1

 

27

28

Нежность и изящество поведения девочек

1

Занятие для девочек

28

29

Готовность мальчиков к помощи любому человеку

1

Занятие для мальчиков.

29

 

 

 

 

V Раздел. Наши увлечения. Самоанализ.(6 часов)

 

 

 

 

30

Радость жизни и творчества.

1

Деятельность человека, развитие способностей в деятельности.

30

31

Талант, одаренность, гениальность.

1

Высоты развития способностей.

31

32

“Золотые руки”.

1

Мастерство и профессионализм как достоинства человека.

32

33

Кем хочу быть? Почему?

1

Помочь задуматься над тем, какая профессия может заинтересовать ребёнка в будущем.

33

34

Обобщающее занятие.

1

Интеллектуальный марафон “Познай себя”.

34

Литература:

Для учащихся 

  1. Курбанов Г.С., Моренко Е.С. Узнай свои способности. Феникс 2005 год. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: Просвещение 1997 год.
  2. Энциклопедия для маленьких джентльменов. С-П.: Золотой век 1995 год. Энциклопедия для маленьких принцесс. С-П.: Золотой век 1995 год. Аксёнова Л.В., Гридина В.Г., Тесты для девочек. Москва 2007 год. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. С-П: 1996 год. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. ИКФ “Сталкер” Донецк 1995 год.
  3. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самара. Дом печати 1994 год.

Для учителя 

  1. Петрова В.И. и др. Азбука нравственного взросления. СПб Питер, 2007 год. Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2007 год.
  2. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год. Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. Волгоград: Учитель, 2007 год. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь педагогам и психологам. М.: ТЦ Сфера, 2005 год. Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: Учитель, 2007 год.
  3. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: АРКТИ, 2005 год.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 5 класс М.: ВАКО, 2007 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.

Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...

Рабочая программа "Поверь в себя"

Цели программы:восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;—  восстановление ощущения ценности собственной личности;социальная инте...

Программа курса «Познай себя»

Программа курса «Познай себя»        по здоровому образу жизни           для учащихся  8 класса...

Занятие в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Разбуди в себе лидера!"

Занятие в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Городской совет школьников" (1 год обучения)...

Интегрированная программа "Я познаю себя" (ИЗО + психология)

Рабочая интегрированная программа  для дошкольников по подготовке к школе...

Программа внеклассной деятельности "Сделай себя"

Программа предназначена для учащихся 6 класса...