Упражнение "Три поросенка"
план-конспект занятия по психологии (8 класс) на тему

Коррекция личностных установок, социальных позиций, моделей взаимодействия с окружением, построение партнерских взаимоотношений, развитие ответственности.

Цель:  Осознанное переживание опыта отношений, основан­ных на нежелании брать на себя ответственности за свою жизнь и взаимодействия с безответственным человеком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhnenie_tri_porosenka.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Три поросенка»

Цель. Осознанное переживание опыта отношений, основанных на нежелании брать на себя ответственности за свою жизнь и взаимодействия с безответственным человеком.

Материалы. Подручные предметы и материалы по желанию участников для обозначения своей роли: стулья, столы, шарфики, платки, рукавицы, шапки и т. д.

Инструкция: «Я напомню вам известную сказку про трех поросят, но расскажу ее в новой интерпретации. Итак,

жили-были три поросенка: Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. Жили они весело и дружно, развлекались, гуляли и играли целыми днями. Но вот однажды, приблизительно в середине лета, самый старший из трех поросят Наф-Наф предложил братьям сложиться и построить большой кирпичный дом, чтобы жить рядом, но не мешать друг другу. „Это еще зачем? — спросили братья. — Нам и так хорошо". — „Это для того, чтобы не замерзать зимой, чтобы было где укрыться от дождя, ветра, непогоды. А еще для того, чтобы ни один страшный зверь не смог добраться до нас и съесть. В доме мы всегда будем в тепле и безопасности". Но братья не захотели променять веселье на скучное строительство и отказались. Кроме того, Наф-Наф хотел заняться заготовками на зиму, чтобы не

голодать, когда земля будет покрыта снегом. Но братья поднял! его на смех, обозвали занудой и отправились веселиться дальше

Тогда Наф-Наф построил себе небольшой, но крепкий кирпичный дом, занялся заготовками и уже собирался жениться, ка вдруг к нему пришли братья и стали умолять его пустить их по жить, поскольку в лесу стало холодно и опасно: волк практически полностью разрушил их жилища и, кажется, собирается приготовить из них свежие окорока. Им самим нечего есть, они замерзли и даже нормально спать не могут от холода и от страха.

Добрый Наф-Наф пустил их, ожидая, что они будут помогать ему в бизнесе и по хозяйству, они подкопят денег и сделают пристройку к дому. Но братья ничего не хотели делать.

Теперь Наф-Наф был вынужден жить в тесноте и в стесненных материальных условиях. Кроме того, теперь он не мог жениться на очаровательной Розовой Свиночке. Наф-Наф загрустил и задумался: что же делать?

Он не знает, что делать. .Ведь нельзя же выгнать на улицу родных братьев? — думал он, просыпаясь утром. — Может быть, можно на них как-нибудь повлиять, так чтобы не причинить им зла?" „С другой сторонь!, — думал он по вечерам, когда понимал, что свидание с розовой Свйночкой снова придется отложить, — если я оставлю их в этом доме, то моя личная жизнь так никогда и не наладится". Итак, сейчас мы разыграем эту сказку. Нам нужны три поросенка, волк и Розовая Свиночка. Наф-Нафу придется принять решение, как поступить в процессе разыгрывания сказки. В этом ему может помогать Розовая Свиночка.

После разыгрывания. «Поделитесь впечатлениями. Что чувствовал Наф-Наф, когда братья отказывались сотрудничать? Что чувствовали Наф-Наф и Розовая Свинка, когда браться свалились им на голову? Как себя чувствовали братья, когда пришли в дом к Наф-Нафу и когда он принял свое решение? Понравилось ли вам решение, которое принял Наф-Наф? Почему да (нет)? Хотите ли вы предложить другой вариант решения Наф-Нафа? Давайте сыграем этот вариант».

Выбираются другие участники для разыгрывания ролей. Разыгрывается вариант сценки с другим решением (но сказка должна быть разыграна от начала до конца, иначе игроки и наблюдатели не получат необходимого опыта).

Обсуждение подобное предыдущему.

Резюме тренера. Когда один человек не хочет нести ответственность за себя, рано или поздно платить за .это приходится либо ему самому, либо другому человеку. Обычно,другой расплачивается, когда беззаботный «друг» приходит за помощью, причем с ожиданием, что «настоящий друг» или брат никак не может отказать в помощи. То есть он опирается на благородную общественную установку «Друг выручает друга», «Родные люди всегда помогают друг другу». Но при этом такая установка рассматривается им только в отношении другого человека. Сам-то он никому ни в чем не помогает. И вот этот друг или родственник, хотя он ни в чем не виноват, оказывается в ситуации, когда он должен кому-то в чем-то отказать: либо себе (и испытывать многочисленные неудобства, несмотря на то, что позаботился о себе заранее), либо просящему (но тогда тот обвиняет его в жестокости, обижается и жалуется всем, как несправедливо с ним обошлись). К сожалению, в таких случаях просящий находит много сочувствующих. Получается, что жизнь рядом с безответственным человеком всегда грозит неприятностями. В то же время, если перестать жалеть такого человека, он вынужден будет задуматься о своей жизни и начать что-то делать самостоятельно. Вот и выходит, что при принятии подобных решений нельзя опираться на жалость. Есть и другой вариант: если ты привык в отношениях с людьми руководствоваться жалостью, то будь готов к тому, что ты будешь делать все за себя и за него. Например, Наф-Нафу, если уж он готов жалеть своих братьев, необходимо было самому сделать пристройку или даже выстроить второй дом, чтобы создать семью. А если он не хочет или не может этого делать, то надо набраться мужества и предложить братьям покинуть его дом и объяснить, почему он просит их уйти (дом рассчитан на одну семью, и он собирается жениться). Так что каждой выбирает свой вариант. Важно только не превратиться при этом в жертву безответственного человека. А для этого надо помнить: мы сами выбираем, как нам поступать и как относиться к обстоятельствам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы коррекционной работы по сказке "Три поросенка"

Конспект коррекционно-развивающего занятияначальные классы коррекционной школы 8 вида Тема:Путешествие по сказке «Три поросенка». Цель: Развитие познавательных психических процессов и ...

Изготовление игрушки: "Поросенок"для сказки "3 поросенка".Конспект занятий.

Создание персонажа сказки "3 поросенка"- "Поросенка" в технике вязания крючком на основе современных образовательных технологий с разработкой конспекта 9 занятий (18 уроков)....

Сценарий спектакля "Три поросенка на новый лад"

Данный сценарий может быть использован классным руководителем при подготовке к новогоднему выступлению учеников среднего или старшего звена....

Закрепление гласных звуков, с использованием сюжета сказки «Три поросенка»

Цель: - закреплять у детей понятие «гласный звук»; - развивать фонематическое представление; - продолжать обучать детей выделять гласный звук в слове и называть его изолированно; - закрепля...

сценарий агитбригады по экологии "Приключение поросенка Фунтика"

сценарий предназначается для использования в школах и детских оздоровительных лагерях. может быть интересен организаторам и вожатым.Данный сценарий представляет собой небольшое театрализованное предст...

Мини-спектакль кукольный "Три поросенка"

Спектакль на английском и русском языках...

Конспект занятия по художественному творчеству (лепка) в средней группе. Тема: «Забавный поросенок».

Конспект занятия  по художественному творчеству (лепка) в средней группе. Тема: «Забавный поросенок». Цель: изготовить забавного поросенка.Программное содержание:·...