Формы коррекционной работы по сказке "Три поросенка"
методическая разработка на тему
Конспект коррекционно-развивающего занятия
начальные классы коррекционной школы 8 вида
Тема:Путешествие по сказке «Три поросенка».
Цель: Развитие познавательных психических процессов и эмоциональной сферы.
Задачи:
1. Учить вспоминать содержание знакомой сказки, выделять и передавать основные моменты.
2. Развивать мышление, внимание, память, воображение, эмоциональную сферу.
3. Воспитывать любовь к художественной литературе, доброжелательные отношения друг к другу.
Форма проведения: игровая.
Оборудование:
Мультимедийная установка; музыкальная запись «Голоса птиц»; карандаши; рабочие карточки «Корректурные пробы», «Найди отличие»; сюжетные картинки «Времена года»
Медиаматериалы: презентация
Литература :
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 1997
Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей – Ярославль: Академия развития, 1997
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997
И учеба, и игра: русский язык / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997
И учеба, и игра: математика / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997
Продолжительность мероприятия: 35 мин.
Структура занятия
Этап занятия | Содержание этапа | Продолжи-тельность (мин) |
Орг.момент | Загадка по теме занятия | 1 |
| Задачи в стихах | 2 |
Основной этап занятия | Дидактические игры «Геометрические фигуры», «Найди отличия» | 5 |
| Корректурные пробы | 3 |
| Дидактическая игра «Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце» | 2 |
| Решение кроссворда | 3 |
| Дидактические игры «Угадай, о каком времени года говорится?» «Назови одним словом» | 3 |
| Работа по карточкам на коррекцию внимания «Помоги поросенку пройти к своему домику» |
|
Физминутка | Упражнение «Прогулка в лес» | 1 |
| Дидактическая игра «Назови детёнышей животных» | 2 |
| Дидактическая игра «Эхо» | 2 |
Релакс-пауза | «Звуки леса» | 3 |
Психогимнастика | Эмоции страха, испуга Эмоции злости, ненависти | 3 |
| Дыхательная гимнастика |
|
| Дидактическая игра «Какой листочек» | 2 |
| Логопедическая игра «Свинки», произношения звука «Т» | 1 |
Итог занятия | Песенка поросят | 2 |
| Домашнее задание: Придумайте сказку |
|
Содержание занятия
П –Ребята, сегодня с вами мы будем путешествовать по сказке, но сначала отгадайте загадку.
Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(Поросёнок)
П – Как называется сказка героями которой являются поросята?
– «Три поросенка».
П – Какая цифра звучит в названии этой сказки?
– Цифра «3».
П – Какие сказки вы знаете, в названиях которых есть цифра «3»?
(«Три медведя», «Три толстяка» и т.д.)
П – Тройка, третий из значков
Состоит из двух крючков.
П -Послушайте занимательные задачи в стихах и отгадайте их.
Цель: учить детей внимательно слушать задачи в стихотворной форме и отгадывать их, закрепить способы образование числа «3».
«Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два – под березой
Один у осины
Сколько их будет
В плетенной корзине?»
Сколько раз твердили кошке:
Некрасиво есть без ложки
Только я вбегаю в дом,
Лижет кошка языком.
С поросенком еще хуже
Он опять купался в луже.
И козленок непослушный
Съел четыре грязных груши.
(Сколько было непослушных?)
На поляне у дубка
Крот увидел 3 грибка
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов
Сколько крот нашел грибов?
П -А теперь внимательно посмотрите на картинку и скажите, какие геометрические фигуры использовал художник для изображения поросят?
Цель: развитие у детей внимания. Закрепить названия геометрических фигур.
П – Сколько треугольников встречается в изображении каждого поросенка?
– Чем отличаются поросята?
Игра: «Найдите отличия».
Корректурные пробы с изображением поросят
(Работа с карточками)
П - Найди поросят которые с одним левым ушком, с челкой и улыбаются
Цель: Развитие внимание, мышление.
П – Ребята, как звали поросят?
– С какой буквы начинаются имена поросят?
«На букве «Н»
Я как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки!»
Игра: « Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце».
Цель: учить детей составлять слова с данной буквой в начале слова, в конце. Развивать фонематический слух.
Предложить детям решить кроссворд.
Цель: учить отгадывать несложные кроссворды. Развивать логическое мышление.
1. Как звали поросенка, который построил дом из соломы?
2. Как звали поросенка, который построил дом из веток и прутьев?
П – В какое время года поросята стали строить свои домики?
Отгадайте загадку:
« Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.
И летят, летят, летят.
День убывает, когда это бывает?»
Игра:«Угадай, о каком времени года здесь говорится?»
Цель:учить детей внимательно слушать и видеть в стихах характерные явления, описания времени года, правильно называть его, находить соответствующие картины.
«Вышел на просторы погулять мороз.
Белые узоры в носах у берез.
Снежные тропинки, голые кусты,
Падают снежинки тихо с высоты.
В белые метели утром до зори
В рощу прилетели стойко снегири»
(Е. Авдиенко)
«Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше!»
(С. Маршак)
«Улетали птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябины праздник празднуют,
Бусы красные надев »
(И. Суриков)
П – Посмотрите внимательно на картинки и назовите одним словом:
«Что это?»
П – Из чего построили свои домики поросята?
(Из соломы, веток, камня).
Игра:«Помоги поросенку пройти к своему домику».
(Работа с карточками)
Цель:Коррекция устойчивости внимания.
П – Ребята, где жили и покроили свои домики поросята ?
- Сейчас мы совершим с вами прогулку в лес.
Физ. минутка: «Деревья»
П - Какие животные живут в лесу?
Игра:«Назови детенышей».
Цель: учитель называет детенышей диких животных в единственном числе.
Заяц – зайчонок
Лиса - лисенок
Волк – волчонок
Медведь – медвежонок (и т.д.).
П– Ребята, вы знаете, что в лесу живет «эхо»?
(объяснить детям что это такое)
Игра:«Эхо».
Цель: Развить у детей фонематический слух, учить называть слова не полностью, а только конец, так, чтобы получалось новое слово.
( педагог называет слово, дети исполняют роль «эхо»)
Крот – рот
Хлев – лев
Коса – оса
Краны – раны
Уточка – точка
Смех – мех
Плов - лов
Кони – они
Сухо – ухо
Клен – лен
П -А сейчас мы с вами послушаем звуки леса.
Релаксация.
(слушание муз.фрагмента с голосами птиц).
Цель:Учить детей самораслаблению.
П – Какого зверя в лесу поросята очень боялись?
Загадка:Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?
П – Как вели себя поросята, когда увидели волка?
Психогимнастика.
Эмоции страха, испуга.
Цель: учить умению улавливать, понимать и различать чужое эмоциональное состояние: страха, злости, ненависти, уметь сопереживать.
П – Давайте покажем как испугались поросята:
- сжались в комочек, застыли;
- брови подняли вверх;
- глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелится;
- рот приоткрыли;
- голову втянули в плечи;
- задрожали, зубами застучали;
- слова сказать не можем
- Брр! Как страшно!
П – А какого волка увидели поросята?
(злого страшного)
- Давайте покажем этого волка.
Эмоции злости, ненависти.
П– Посмотрите друг на друга, у кого самый страшный волк?
- громче рычит «р-р-р»
- зубами клацает, страшно скалится;
- глазами вращает, брови хмурит;
- щеки надувает, от ненависти чуть не лопается.
А теперь улыбаемся друг другу. Молодцы!
П– у кого из поросят волк разрушил домики (Ниф-нифа; Нуф-Нуфа).
- Почему домики оказались непрочными?
- Как волк разрушил домики Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа?
Дыхательная гимнастика.
П - Станьте ровно, ноги на ширине плеч, руки на поясе, спокойно вдохнуть в себя воздух. А теперь с силой выдохнуть. (Повторить 3 раза)
П – Чей домик оказался крепким? Почему? (ответы детей)
- Какая дверь была у Наф – Нафа?
(Дубовая)
Игра:«Какой листочек»
Цель: учить детей из существительных образовывать прилагательные, правильно слышать вопрос.
У клена (какой?) – кленовый;
У березы … - березовый;
У липы … - липовый;
У дуба … - дубовый;
У осины … - осиновый;
У рябины … - рябиновый;
У тополя ... – тополиный;
У ореха … - ореховый;
У каштана … - каштановый и т.д.
П – Как закончилась сказка?
(стали поросята жить дружно в одном доме).
Игра:«Свинки»
Цель:отработать у детей правильное четкое произношение звука «Т».
П – вы – веселые «свинки» - принялись печатать на машинке и приговаривать:
« Как на пашущей машинке
Три хорошенькие свинки:
Туки – туки – туки – тук!
И постукивают,
И похрюкивают».
Песенка поросят. (Из текста сказки)
Итог занятия.
Домашнее задание:
Детям предлагается придумать сказку про трех поросят: Наф – Нафа, Ниф – Нафа и Нуф – Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые. А волк добрый и доверчивый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_korrekcionnoy_raboty.doc | 89 КБ |
prezentaciya_tri_porosenka.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО СКАЗКЕ
1 класс
педагог – психолог
ГБС(К)ОУ школы – интерната VIII вида
ст. Полтавской
Огорева Наталья Викторовна
2011-2012 уч.год
Конспект коррекционно-развивающего занятия
начальные классы коррекционной школы 8 вида
Тема: Путешествие по сказке «Три поросенка».
Цель: Развитие познавательных психических процессов и эмоциональной сферы.
Задачи:
- Учить вспоминать содержание знакомой сказки, выделять и передавать основные моменты.
- Развивать мышление, внимание, память, воображение, эмоциональную сферу.
- Воспитывать любовь к художественной литературе, доброжелательные отношения друг к другу.
Форма проведения: игровая.
Оборудование:
Мультимедийная установка; музыкальная запись «Голоса птиц»; карандаши; рабочие карточки «Корректурные пробы», «Найди отличие»; сюжетные картинки «Времена года»
Медиаматериалы: презентация
Литература :
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 1997
Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей – Ярославль: Академия развития, 1997
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997
И учеба, и игра: русский язык / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997
И учеба, и игра: математика / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997
Продолжительность мероприятия: 35 мин.
Структура занятия
Этап занятия | Содержание этапа | Продолжи-тельность (мин) |
Орг.момент | Загадка по теме занятия | 1 |
Задачи в стихах | 2 | |
Основной этап занятия | Дидактические игры «Геометрические фигуры», «Найди отличия» | 5 |
Корректурные пробы | 3 | |
Дидактическая игра «Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце» | 2 | |
Решение кроссворда | 3 | |
Дидактические игры «Угадай, о каком времени года говорится?» «Назови одним словом» | 3 | |
Работа по карточкам на коррекцию внимания «Помоги поросенку пройти к своему домику» | ||
Физминутка | Упражнение «Прогулка в лес» | 1 |
Дидактическая игра «Назови детёнышей животных» | 2 | |
Дидактическая игра «Эхо» | 2 | |
Релакс-пауза | «Звуки леса» | 3 |
Психогимнастика | Эмоции страха, испуга Эмоции злости, ненависти | 3 |
Дыхательная гимнастика | ||
Дидактическая игра «Какой листочек» | 2 | |
Логопедическая игра «Свинки», произношения звука «Т» | 1 | |
Итог занятия | Песенка поросят | 2 |
Домашнее задание: Придумайте сказку |
Содержание занятия
П – Ребята, сегодня с вами мы будем путешествовать по сказке, но сначала отгадайте загадку.
Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(Поросёнок)
П – Как называется сказка героями которой являются поросята?
– «Три поросенка».
П – Какая цифра звучит в названии этой сказки?
– Цифра «3».
П – Какие сказки вы знаете, в названиях которых есть цифра «3»?
(«Три медведя», «Три толстяка» и т.д.)
П – Тройка, третий из значков
Состоит из двух крючков.
П - Послушайте занимательные задачи в стихах и отгадайте их.
Цель: учить детей внимательно слушать задачи в стихотворной форме и отгадывать их, закрепить способы образование числа «3».
«Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два – под березой
Один у осины
Сколько их будет
В плетенной корзине?»
Сколько раз твердили кошке:
Некрасиво есть без ложки
Только я вбегаю в дом,
Лижет кошка языком.
С поросенком еще хуже
Он опять купался в луже.
И козленок непослушный
Съел четыре грязных груши.
(Сколько было непослушных?)
На поляне у дубка
Крот увидел 3 грибка
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов
Сколько крот нашел грибов?
П - А теперь внимательно посмотрите на картинку и скажите, какие геометрические фигуры использовал художник для изображения поросят?
Цель: развитие у детей внимания. Закрепить названия геометрических фигур.
П – Сколько треугольников встречается в изображении каждого поросенка?
– Чем отличаются поросята?
Игра: «Найдите отличия».
Корректурные пробы с изображением поросят
(Работа с карточками)
П - Найди поросят которые с одним левым ушком, с челкой и улыбаются
Цель: Развитие внимание, мышление.
П – Ребята, как звали поросят?
– С какой буквы начинаются имена поросят?
«На букве «Н»
Я как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки!»
Игра: « Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце».
Цель: учить детей составлять слова с данной буквой в начале слова, в конце. Развивать фонематический слух.
Предложить детям решить кроссворд.
Цель: учить отгадывать несложные кроссворды. Развивать логическое мышление.
- Как звали поросенка, который построил дом из соломы?
- Как звали поросенка, который построил дом из веток и прутьев?
П – В какое время года поросята стали строить свои домики?
Отгадайте загадку:
« Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.
И летят, летят, летят.
День убывает, когда это бывает?»
Игра: «Угадай, о каком времени года здесь говорится?»
Цель: учить детей внимательно слушать и видеть в стихах характерные явления, описания времени года, правильно называть его, находить соответствующие картины.
«Вышел на просторы погулять мороз.
Белые узоры в носах у берез.
Снежные тропинки, голые кусты,
Падают снежинки тихо с высоты.
В белые метели утром до зори
В рощу прилетели стойко снегири»
(Е. Авдиенко)
«Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше!»
(С. Маршак)
«Улетали птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябины праздник празднуют,
Бусы красные надев »
(И. Суриков)
П – Посмотрите внимательно на картинки и назовите одним словом:
«Что это?»
П – Из чего построили свои домики поросята?
(Из соломы, веток, камня).
Игра: «Помоги поросенку пройти к своему домику».
(Работа с карточками)
Цель: Коррекция устойчивости внимания.
П – Ребята, где жили и покроили свои домики поросята ?
- Сейчас мы совершим с вами прогулку в лес.
Физ. минутка: «Деревья»
П - Какие животные живут в лесу?
Игра: «Назови детенышей».
Цель: учитель называет детенышей диких животных в единственном числе.
Заяц – зайчонок
Лиса - лисенок
Волк – волчонок
Медведь – медвежонок (и т.д.).
П – Ребята, вы знаете, что в лесу живет «эхо»?
(объяснить детям что это такое)
Игра: «Эхо».
Цель: Развить у детей фонематический слух, учить называть слова не полностью, а только конец, так, чтобы получалось новое слово.
( педагог называет слово, дети исполняют роль «эхо»)
Крот – рот
Хлев – лев
Коса – оса
Краны – раны
Уточка – точка
Смех – мех
Плов - лов
Кони – они
Сухо – ухо
Клен – лен
П - А сейчас мы с вами послушаем звуки леса.
Релаксация.
(слушание муз.фрагмента с голосами птиц).
Цель: Учить детей самораслаблению.
П – Какого зверя в лесу поросята очень боялись?
Загадка: Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?
П – Как вели себя поросята, когда увидели волка?
Психогимнастика.
Эмоции страха, испуга.
Цель: учить умению улавливать, понимать и различать чужое эмоциональное состояние: страха, злости, ненависти, уметь сопереживать.
П – Давайте покажем как испугались поросята:
- сжались в комочек, застыли;
- брови подняли вверх;
- глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелится;
- рот приоткрыли;
- голову втянули в плечи;
- задрожали, зубами застучали;
- слова сказать не можем
- Брр! Как страшно!
П – А какого волка увидели поросята?
(злого страшного)
- Давайте покажем этого волка.
Эмоции злости, ненависти.
П – Посмотрите друг на друга, у кого самый страшный волк?
- громче рычит «р-р-р»
- зубами клацает, страшно скалится;
- глазами вращает, брови хмурит;
- щеки надувает, от ненависти чуть не лопается.
А теперь улыбаемся друг другу. Молодцы!
П – у кого из поросят волк разрушил домики (Ниф-нифа; Нуф-Нуфа).
- Почему домики оказались непрочными?
- Как волк разрушил домики Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа?
Дыхательная гимнастика.
П - Станьте ровно, ноги на ширине плеч, руки на поясе, спокойно вдохнуть в себя воздух. А теперь с силой выдохнуть. (Повторить 3 раза)
П – Чей домик оказался крепким? Почему? (ответы детей)
- Какая дверь была у Наф – Нафа?
(Дубовая)
Игра: «Какой листочек»
Цель: учить детей из существительных образовывать прилагательные, правильно слышать вопрос.
У клена (какой?) – кленовый;
У березы … - березовый;
У липы … - липовый;
У дуба … - дубовый;
У осины … - осиновый;
У рябины … - рябиновый;
У тополя ... – тополиный;
У ореха … - ореховый;
У каштана … - каштановый и т.д.
П – Как закончилась сказка?
(стали поросята жить дружно в одном доме).
Игра: «Свинки»
Цель: отработать у детей правильное четкое произношение звука «Т».
П – вы – веселые «свинки» - принялись печатать на машинке и приговаривать:
« Как на пашущей машинке
Три хорошенькие свинки:
Туки – туки – туки – тук!
И постукивают,
И похрюкивают».
Песенка поросят. (Из текста сказки)
Итог занятия.
Домашнее задание:
Детям предлагается придумать сказку про трех поросят: Наф – Нафа, Ниф – Нафа и Нуф – Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые. А волк добрый и доверчивый.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе
Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы...
Использование кружковой работы как формы коррекционной деятельности с дошкольниками с нарушением зрения
Программа работы кружка по развитию цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения...
Индивидуальный подход – важная форма коррекционной работы на уроках трудового обучения.
Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными ...
Использование различных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ
В документе представлены упражнения на равитие мелкой моторки, кинезиологические и релаксационные упражнения, используемые в коррекционной работе с детьми с ограниченными воможностями здоровья....
Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....
Инновационные методы и формы коррекционной работы в педагогической деятельности в практике учителя – дефектолога
Дети с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью затрудняются не только выражать свои мысли, чувства, при малейшем изменении обстановки теряются, что в дальнейшем может...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...