Формы коррекционной работы по сказке "Три поросенка"
методическая разработка на тему

Огорева Наталья Викторовна

 

Конспект коррекционно-развивающего занятия

начальные классы коррекционной школы 8 вида

 

Тема:Путешествие по сказке «Три поросенка».

 

Цель: Развитие познавательных психических процессов и эмоциональной        сферы.

 

Задачи:

1.    Учить вспоминать содержание знакомой сказки, выделять и передавать основные моменты.

2.    Развивать  мышление, внимание, память, воображение, эмоциональную сферу.

3.    Воспитывать любовь к художественной литературе, доброжелательные отношения друг к другу.

 

Форма проведения:  игровая.

 

Оборудование:

Мультимедийная  установка;  музыкальная запись «Голоса птиц»; карандаши;  рабочие карточки «Корректурные пробы»,  «Найди отличие»; сюжетные картинки «Времена года»

 

Медиаматериалы: презентация

 

Литература :

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 1997

Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей – Ярославль: Академия развития, 1997

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997

И учеба, и игра: русский язык / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997

И учеба, и игра: математика / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997

 

Продолжительность мероприятия:  35 мин.

 


Структура занятия

 

Этап занятия

Содержание этапа

Продолжи-тельность  (мин)

Орг.момент

Загадка по теме занятия

1

 

Задачи в стихах

2

Основной этап занятия

Дидактические игры «Геометрические фигуры»,

«Найди отличия»

5

 

Корректурные пробы

3

 

Дидактическая игра «Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце»

2

 

Решение кроссворда

3

 

Дидактические игры

 «Угадай, о каком времени года говорится?»

«Назови одним словом»

3

 

Работа по карточкам на коррекцию внимания

 «Помоги поросенку пройти к своему домику»

 

Физминутка

Упражнение «Прогулка в лес»

1

 

Дидактическая игра «Назови детёнышей животных»

2

 

Дидактическая игра «Эхо»

2

Релакс-пауза

«Звуки леса»

3

Психогимнастика

Эмоции страха, испуга

Эмоции злости, ненависти

3

 

Дыхательная гимнастика

 

 

Дидактическая игра «Какой листочек»

2

 

Логопедическая игра «Свинки», произношения звука «Т»

1

Итог занятия

Песенка поросят

2

 

Домашнее задание: Придумайте сказку

 

 

 


Содержание занятия

 

П Ребята, сегодня с вами мы будем путешествовать по сказке, но  сначала отгадайте загадку.

 

       Вместо хвостика - крючок,

       Вместо носа – пятачок.

       Пятачок  дырявый,

       А крючок  вертлявый.

                                                   (Поросёнок)

П – Как называется сказка героями которой являются поросята?

– «Три поросенка».

П – Какая цифра звучит в названии этой сказки?

– Цифра «3».

П – Какие сказки вы знаете, в названиях которых есть цифра «3»?

(«Три медведя», «Три толстяка» и т.д.)

П – Тройка, третий из значков

       Состоит из двух крючков.

 

П -Послушайте занимательные задачи в стихах и отгадайте их.

Цель: учить детей внимательно слушать задачи в стихотворной форме и отгадывать их, закрепить способы образование числа «3».

 

«Ежик по лесу шел,

  На обед грибы нашел:

  Два – под березой

  Один у осины

  Сколько их будет

  В плетенной корзине?»

 

Сколько раз твердили кошке:

Некрасиво есть без ложки

Только я вбегаю в дом,

Лижет кошка языком.

С поросенком еще хуже

Он опять купался в луже.

И козленок непослушный

Съел четыре грязных груши.

(Сколько было непослушных?)

 

На поляне у дубка

Крот увидел 3 грибка

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов

Сколько крот нашел грибов?

П -А теперь внимательно посмотрите на картинку и скажите, какие геометрические фигуры использовал художник для изображения поросят?

Цель: развитие у детей внимания. Закрепить названия геометрических фигур.

 

П – Сколько треугольников встречается в изображении каждого поросенка?

    – Чем отличаются поросята?

 

Игра: «Найдите  отличия».

 

Корректурные пробы с изображением поросят

(Работа с карточками)

 

 П - Найди поросят которые с одним левым ушком, с челкой и улыбаются

Цель: Развитие  внимание, мышление.

 

П – Ребята, как звали поросят?

    – С какой буквы начинаются имена поросят?

 

«На букве «Н»

  Я как на лесенке

  Сижу и распеваю

  Песенки!»

 

Игра: « Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце».

 

Цель: учить детей составлять слова с данной буквой в начале слова, в конце. Развивать фонематический слух.

Предложить детям решить кроссворд.

 

Цель: учить отгадывать несложные кроссворды. Развивать логическое мышление.

image  

1.     Как звали поросенка, который построил дом из соломы?

2.     Как звали поросенка, который построил дом из веток и прутьев?

 

 

 

П – В какое время года поросята стали строить свои домики?

Отгадайте загадку:

 

« Утром мы во двор идем –

   Листья сыплются дождем.

   И летят, летят, летят.

   День убывает, когда это бывает?»

 

Игра:«Угадай, о каком времени года здесь говорится?»

 

Цель:учить детей внимательно слушать и видеть в стихах характерные явления, описания времени года, правильно называть его, находить соответствующие картины.

 

«Вышел на просторы погулять мороз.

  Белые узоры в носах у берез.

  Снежные тропинки, голые кусты,

  Падают снежинки тихо с высоты.

  В белые метели утром до зори

  В рощу прилетели стойко снегири»

                                                  (Е. Авдиенко)

 

«Снег теперь уже не тот –

  Потемнел он в поле,

  На озерах треснул лед,

  Будто раскололи.

  Облака бегут быстрей,

  Небо стало выше,

  Зачирикал воробей

  Веселей на крыше!»

                              (С. Маршак)

 

«Улетали птицы разные,

  Смолк их звонкий перепев

  А рябины праздник празднуют,

  Бусы красные надев » 

                                (И. Суриков)

 

П – Посмотрите внимательно на картинки и назовите одним словом:

    «Что это?»

 

   П – Из чего построили свои домики поросята?

         (Из соломы, веток, камня).

 

Игра:«Помоги поросенку пройти к своему домику».

(Работа с карточками)

Цель:Коррекция устойчивости внимания.

 

П – Ребята, где жили и покроили свои домики поросята ?

     - Сейчас мы совершим с вами прогулку в лес.

 

Физ. минутка: «Деревья»

 

П - Какие животные живут в лесу?

 

Игра:«Назови детенышей».

Цель: учитель называет детенышей диких животных в единственном числе.

 

Заяц – зайчонок

Лиса - лисенок

Волк – волчонок

Медведь – медвежонок (и т.д.).

 

П– Ребята, вы знаете, что в лесу живет «эхо»?

(объяснить детям что это такое)

 

Игра:«Эхо».

 

Цель: Развить у детей фонематический слух, учить называть слова не полностью, а только конец, так, чтобы получалось новое слово.

( педагог называет слово, дети исполняют роль «эхо»)

 

Крот – рот

Хлев – лев

Коса – оса

Краны – раны

Уточка – точка

Смех – мех

Плов - лов

Кони – они

Сухо – ухо

Клен – лен

 

П -А сейчас мы с вами послушаем звуки леса.

 

Релаксация.

(слушание муз.фрагмента с голосами птиц).

Цель:Учить детей самораслаблению.

 

 

П – Какого зверя в лесу поросята очень боялись?

 

Загадка:Кто зимой холодной

               Бродит в лесу злой, голодный?

 

П – Как вели себя поросята, когда увидели волка?

 

Психогимнастика.

Эмоции страха, испуга.

 

Цель: учить умению улавливать, понимать и различать чужое эмоциональное состояние: страха, злости, ненависти, уметь сопереживать.

 

П – Давайте покажем как испугались поросята:

    - сжались в комочек, застыли;

    - брови подняли вверх;

    - глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелится;

    - рот приоткрыли;

    - голову втянули в плечи;

    - задрожали, зубами застучали;

    - слова сказать не можем

    - Брр! Как страшно!

 

П – А какого волка увидели поросята?

      (злого страшного)

   - Давайте покажем этого волка.

 

Эмоции злости, ненависти.

 

П– Посмотрите друг на друга, у кого самый страшный волк?

 

- громче рычит «р-р-р»

- зубами клацает, страшно скалится;

- глазами вращает, брови хмурит;

- щеки надувает, от ненависти чуть не лопается.

А теперь улыбаемся друг другу. Молодцы!

 

П– у кого из поросят волк разрушил домики (Ниф-нифа; Нуф-Нуфа).

- Почему домики оказались непрочными?

 

- Как волк разрушил домики Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа?

 

Дыхательная гимнастика.

 

П - Станьте ровно, ноги на ширине плеч, руки на поясе, спокойно вдохнуть в себя воздух. А теперь с силой выдохнуть. (Повторить 3 раза)

 

П – Чей домик оказался крепким? Почему? (ответы детей)

    - Какая дверь была у Наф – Нафа?

     (Дубовая)

 

Игра:«Какой листочек»

 

Цель: учить детей из существительных образовывать прилагательные, правильно слышать вопрос.

 

У клена (какой?) – кленовый;

У березы … - березовый;

У липы … - липовый;

У дуба … - дубовый;

У осины … - осиновый;

У рябины … - рябиновый;

У тополя ... – тополиный;

У ореха … - ореховый;

У каштана … - каштановый и т.д.

 

П – Как закончилась сказка?

(стали поросята жить дружно в одном доме).

 

Игра:«Свинки»

 

Цель:отработать у детей правильное четкое произношение звука «Т».

 

П – вы – веселые «свинки» - принялись печатать на машинке и приговаривать:

 

« Как на пашущей машинке

   Три хорошенькие свинки:

   Туки – туки – туки – тук!

   И постукивают,

   И похрюкивают».

 

Песенка поросят. (Из текста сказки)

 

Итог  занятия.

 

Домашнее задание:

 

Детям предлагается придумать сказку про трех поросят: Наф – Нафа, Ниф – Нафа и Нуф – Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые. А волк добрый и доверчивый.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_korrekcionnoy_raboty.doc89 КБ
Office presentation icon prezentaciya_tri_porosenka.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО СКАЗКЕ

1 класс

                   педагог – психолог

ГБС(К)ОУ школы – интерната VIII вида

ст. Полтавской

Огорева Наталья Викторовна

2011-2012 уч.год


Конспект коррекционно-развивающего занятия

начальные классы коррекционной школы 8 вида

Тема: Путешествие по сказке «Три поросенка».

Цель: Развитие познавательных психических процессов и эмоциональной        сферы.

Задачи:

  1. Учить вспоминать содержание знакомой сказки, выделять и передавать основные моменты.
  2. Развивать  мышление, внимание, память, воображение, эмоциональную сферу.
  3. Воспитывать любовь к художественной литературе, доброжелательные отношения друг к другу.

Форма проведения:  игровая.

Оборудование: 

Мультимедийная  установка;  музыкальная запись «Голоса птиц»; карандаши;  рабочие карточки «Корректурные пробы»,  «Найди отличие»; сюжетные картинки «Времена года»

Медиаматериалы: презентация

Литература :

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 1997

Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей – Ярославль: Академия развития, 1997

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997

И учеба, и игра: русский язык / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997

И учеба, и игра: математика / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997

Продолжительность мероприятия:  35 мин.


Структура занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Продолжи-тельность  (мин)

Орг.момент

Загадка по теме занятия

1

Задачи в стихах

2

Основной этап занятия

Дидактические игры «Геометрические фигуры»,

«Найди отличия»

5

Корректурные пробы

3

Дидактическая игра «Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце»

2

Решение кроссворда

3

Дидактические игры

 «Угадай, о каком времени года говорится?»

«Назови одним словом»

3

Работа по карточкам на коррекцию внимания

 «Помоги поросенку пройти к своему домику»

Физминутка

Упражнение «Прогулка в лес»

1

Дидактическая игра «Назови детёнышей животных»

2

Дидактическая игра «Эхо»

2

Релакс-пауза

«Звуки леса»

3

Психогимнастика

Эмоции страха, испуга

Эмоции злости, ненависти

3

Дыхательная гимнастика

Дидактическая игра «Какой листочек»

2

Логопедическая игра «Свинки», произношения звука «Т»

1

Итог занятия

Песенка поросят

2

Домашнее задание: Придумайте сказку


Содержание занятия

П  Ребята, сегодня с вами мы будем путешествовать по сказке, но  сначала отгадайте загадку.

       Вместо хвостика - крючок,

       Вместо носа – пятачок.

       Пятачок  дырявый,

       А крючок  вертлявый.

                                                   (Поросёнок)

П – Как называется сказка героями которой являются поросята?

– «Три поросенка».

П – Какая цифра звучит в названии этой сказки?

– Цифра «3».

П – Какие сказки вы знаете, в названиях которых есть цифра «3»?

(«Три медведя», «Три толстяка» и т.д.)

П – Тройка, третий из значков

       Состоит из двух крючков.

П - Послушайте занимательные задачи в стихах и отгадайте их.

Цель: учить детей внимательно слушать задачи в стихотворной форме и отгадывать их, закрепить способы образование числа «3».

«Ежик по лесу шел,

  На обед грибы нашел:

  Два – под березой

  Один у осины

  Сколько их будет

  В плетенной корзине?»

Сколько раз твердили кошке:

Некрасиво есть без ложки

Только я вбегаю в дом,

Лижет кошка языком.

С поросенком еще хуже

Он опять купался в луже.

И козленок непослушный

Съел четыре грязных груши.

(Сколько было непослушных?)

На поляне у дубка

Крот увидел 3 грибка

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов

Сколько крот нашел грибов?

П - А теперь внимательно посмотрите на картинку и скажите, какие геометрические фигуры использовал художник для изображения поросят?

Цель: развитие у детей внимания. Закрепить названия геометрических фигур.

П – Сколько треугольников встречается в изображении каждого поросенка?

    – Чем отличаются поросята?

Игра: «Найдите  отличия».

Корректурные пробы с изображением поросят

(Работа с карточками)

 П - Найди поросят которые с одним левым ушком, с челкой и улыбаются

Цель: Развитие  внимание, мышление.

П – Ребята, как звали поросят?

    – С какой буквы начинаются имена поросят?

«На букве «Н»

  Я как на лесенке

  Сижу и распеваю

  Песенки!»

Игра: « Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце».

Цель: учить детей составлять слова с данной буквой в начале слова, в конце. Развивать фонематический слух.

Предложить детям решить кроссворд.

Цель: учить отгадывать несложные кроссворды. Развивать логическое мышление.

   

  1. Как звали поросенка, который построил дом из соломы?
  2. Как звали поросенка, который построил дом из веток и прутьев?

П – В какое время года поросята стали строить свои домики?

Отгадайте загадку:

« Утром мы во двор идем –

   Листья сыплются дождем.

   И летят, летят, летят.

   День убывает, когда это бывает?»

Игра: «Угадай, о каком времени года здесь говорится?»

Цель: учить детей внимательно слушать и видеть в стихах характерные явления, описания времени года, правильно называть его, находить соответствующие картины.

«Вышел на просторы погулять мороз.

  Белые узоры в носах у берез.

  Снежные тропинки, голые кусты,

  Падают снежинки тихо с высоты.

  В белые метели утром до зори

  В рощу прилетели стойко снегири»

                                                  (Е. Авдиенко)

«Снег теперь уже не тот –

  Потемнел он в поле,

  На озерах треснул лед,

  Будто раскололи.

  Облака бегут быстрей,

  Небо стало выше,

  Зачирикал воробей

  Веселей на крыше!»

                              (С. Маршак)

«Улетали птицы разные,

  Смолк их звонкий перепев

  А рябины праздник празднуют,

  Бусы красные надев »  

                                (И. Суриков)

П – Посмотрите внимательно на картинки и назовите одним словом:

    «Что это?»

   П – Из чего построили свои домики поросята?

         (Из соломы, веток, камня).

Игра: «Помоги поросенку пройти к своему домику».

(Работа с карточками)

Цель: Коррекция устойчивости внимания.

П – Ребята, где жили и покроили свои домики поросята ?

     - Сейчас мы совершим с вами прогулку в лес.

Физ. минутка: «Деревья»

П - Какие животные живут в лесу?

Игра: «Назови детенышей».

Цель: учитель называет детенышей диких животных в единственном числе.

Заяц – зайчонок

Лиса - лисенок

Волк – волчонок

Медведь – медвежонок (и т.д.).

П – Ребята, вы знаете, что в лесу живет «эхо»?

(объяснить детям что это такое)

Игра: «Эхо».

Цель: Развить у детей фонематический слух, учить называть слова не полностью, а только конец, так, чтобы получалось новое слово.

( педагог называет слово, дети исполняют роль «эхо»)

Крот – рот

Хлев – лев

Коса – оса

Краны – раны

Уточка – точка

Смех – мех

Плов - лов

Кони – они

Сухо – ухо

Клен – лен

П - А сейчас мы с вами послушаем звуки леса.

Релаксация.

(слушание муз.фрагмента с голосами птиц).

Цель: Учить детей самораслаблению.

 

П – Какого зверя в лесу поросята очень боялись?

Загадка: Кто зимой холодной

               Бродит в лесу злой, голодный?

П – Как вели себя поросята, когда увидели волка?

Психогимнастика.

Эмоции страха, испуга.

Цель: учить умению улавливать, понимать и различать чужое эмоциональное состояние: страха, злости, ненависти, уметь сопереживать.

П – Давайте покажем как испугались поросята:

    - сжались в комочек, застыли;

    - брови подняли вверх;

    - глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелится;

    - рот приоткрыли;

    - голову втянули в плечи;

    - задрожали, зубами застучали;

    - слова сказать не можем

    - Брр! Как страшно!

П – А какого волка увидели поросята?

      (злого страшного)

   - Давайте покажем этого волка.

Эмоции злости, ненависти.

П – Посмотрите друг на друга, у кого самый страшный волк?

- громче рычит «р-р-р»

- зубами клацает, страшно скалится;

- глазами вращает, брови хмурит;

- щеки надувает, от ненависти чуть не лопается.

А теперь улыбаемся друг другу. Молодцы!

П – у кого из поросят волк разрушил домики (Ниф-нифа; Нуф-Нуфа).

- Почему домики оказались непрочными?

- Как волк разрушил домики Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа?

Дыхательная гимнастика.

 

П - Станьте ровно, ноги на ширине плеч, руки на поясе, спокойно вдохнуть в себя воздух. А теперь с силой выдохнуть. (Повторить 3 раза)

П – Чей домик оказался крепким? Почему? (ответы детей)

    - Какая дверь была у Наф – Нафа?

     (Дубовая)

Игра: «Какой листочек»

Цель: учить детей из существительных образовывать прилагательные, правильно слышать вопрос.

У клена (какой?) – кленовый;

У березы … - березовый;

У липы … - липовый;

У дуба … - дубовый;

У осины … - осиновый;

У рябины … - рябиновый;

У тополя ... – тополиный;

У ореха … - ореховый;

У каштана … - каштановый и т.д.

П – Как закончилась сказка?

(стали поросята жить дружно в одном доме).

Игра: «Свинки»

Цель: отработать у детей правильное четкое произношение звука «Т».

П – вы – веселые «свинки» - принялись печатать на машинке и приговаривать:

« Как на пашущей машинке

   Три хорошенькие свинки:

   Туки – туки – туки – тук!

   И постукивают,

   И похрюкивают».

Песенка поросят. (Из текста сказки)

Итог  занятия.

Домашнее задание:

Детям предлагается придумать сказку про трех поросят: Наф – Нафа, Ниф – Нафа и Нуф – Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые. А волк добрый и доверчивый.

   

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе

Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы...

Использование кружковой работы как формы коррекционной деятельности с дошкольниками с нарушением зрения

Программа работы кружка по развитию цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения...

Индивидуальный подход – важная форма коррекционной работы на уроках трудового обучения.

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение  этой цели обеспечивается разнообразными ...

Использование различных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ

В документе представлены упражнения на равитие мелкой моторки, кинезиологические и релаксационные упражнения, используемые в коррекционной работе с детьми с ограниченными воможностями здоровья....

Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....

Инновационные методы и формы коррекционной работы в педагогической деятельности в практике учителя – дефектолога

Дети с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью затрудняются не только выражать свои мысли, чувства, при малейшем изменении обстановки теряются, что в дальнейшем может...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...