Рекомендации по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
статья на тему
Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.
На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:
Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.
Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова »
Рекомендации по сохранению
физического и психологического здоровья педагога
Подготовила
учитель – логопед
Герасимцева И.В.
г.Горно-Алтайск
2010г.
Рекомендации по сохранению физического и психологического
здоровья педагогов.
Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье учащихся.
Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.
По состоянию физического здоровья педагогов можно составить список наиболее распространённых заболеваний:
I м. Сердечно-сосудистые заболевания
II м. ЛОР
III м. Зрение
IV м. Желудочно-кишечные заболевания
V м. Заболевания органов дыхания
VI м. Опорно-двигательные заболевания
VII м. Нервно-психические заболевания
VIII м. Другие (гинекологические, кожные, диабет, онкология и др.)
Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения и др..
Принципиально важно, что значительное ухудшение здоровья и физической работоспособности приходится на самый продуктивный для учителя период - 35-45 лет. С возрастом существенно уменьшается число лиц с удовлетворительной адаптацией и увеличивается процент педагогов со срывом механизмов вегетативной регуляции. Заслуживает внимания то, что состояние здоровья иногда зависит и от специализации учителей. Так, наиболее выраженные невротические изменения обнаружены у учителей литературы и русского языка, а наименее выраженные - у преподавателей физической культуры и труда. Возможно, это является еще одним подтверждением антистрессового эффекта физических упражнений.
Осуществление политики, направленной на сохранение физического благополучия педагогов, требует предусматривать реализацию двух направлений здоровьесбережения:
1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни) .
2. Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания.
Таким образом, речь идет об осуществлении индивидуальной здоровьесберегающей работы с педагогами в области их физического здоровья.
Преуспев в информационных технологиях, сделав одно за другим открытия в разных областях наук, человек, казалось бы, сделался отважнее и сильнее. Будто закалившийся в битвах воин. Но на "поле брани" неизменно остается огромное количество раненых. А именно: нас самих. Не потому что природа гораздо могущественнее (хотя это так), а потому, что душа человека им самим мало постигнута, а посему особенно уязвима.
Большинство учителей, даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с учениками, коллегами по работе, но и со своими домашними. Все чаще они начинают говорить о том, что у них нет больше сил так работать, не осталось никаких чувств: "Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел".
Это своеобразное состояние получило название "выгорание личности".
Сам термин введен в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как "прекращение горения". Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. Он сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности (по исследованиям Маслах и Джексон).
Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Посмотрите, как это подтверждают исследованиям специалиста Гари Чернисса. Риску выгорания подвержены:
*люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
*стремящиеся к непременному успеху;
*не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
*уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.
Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:
- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности
- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость
- не всегда разумная организации труда
- невнимание к своему здоровью
Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.
У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.
На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы "вернуться", ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслах полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.
Хочется верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:
Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.
Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.
Удовлетворение от работы в какой-то мере может окупить душевные затраты. Здесь очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно.
За активную работу может быть введена следующая система поощрений педагогов:
премия по итогам года и участия в методической работе;
благодарность в приказе;
ценный подарок;
отгул (ходатайство перед администрацией школ);
направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации;
творческий отпуск в каникулярное время (ходатайство перед администрацией школ);
дополнительные дни к отпуску;
представление к награждению.
Что делать, если чувствуешь, что указанные симптомы тебе знакомы? Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит - восстановить эмоционально-психологический баланс.
Как его восстановить?
1. Ограничить степень "рабочей" заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом - таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.
2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.
3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной - еще одной причиной профессионального выгорания.
4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.
Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.
Хочется отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровья но свойственных только образовательным учреждениям:
- увеличение объема двигательной активности
- рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности.
- включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
- повышение роли психологической помощи педагогам и учащимся в обучении, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса.
- организация систематической научно-методической работы с педагогами и специалистами, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.
Хочется отметить, что в нашей школе для поддержания здоровья педагогов существуют:
- группа здоровья;
- физиокабинет;
- массажный кабинет, где сотрудники могут бесплатно воспользоваться массажной кроватью;
- медпункт, где сотрудникам измеряют давление, оказывают необходимую медицинскую помощь.
Наши педагоги принимают активное участие в городских спортивных мероприятиях.
Так на зимней Спартакиаде среди трудящихся г.Горно-Алтайска педагоги нашей школы заняли 2-е место в беге на коньках и в лыжных гонках, а в эстафете заняли 3-е место. Так же принимали участие в таких видах спорта как, Футбол, полиатлон, горные лыжи, спортивное ориентирование, хоккей. В командном зачёте на зимней Спартакиаде наши педагоги заняли 2-е место.
На летней Спартакиаде наши педагоги принимали участие в плавании, полиатлоне (2-е место), пневматической стрельбе, футболе (3-е место), волейболе.
Конечно, до полного решения проблемы профессионального выгорания ещё далеко, ведь это остается проблемой даже для профессионалов. Но хочется, чтобы педагоги поняли справедливость слов эксперта по профессиональным стрессам Гари Чернисса "Мы не можем быть большим, чем мы есть, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ"
В данной статье представлен материал о снятии психологического стресса педагога в комнате релаксации....
Сохранение физического и психологического здоровья учащихся в период адаптации
Одной из главных целей образования является сохранение здоровья детей, как физического, так и психологического. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу к...
Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психологического здоровья ребенка
Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психологического здоровья ребенка...
Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...
Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...
Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников
Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...
Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.
Профилактика и сохранение психологического здоровья в образовательной среде....