ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПОСТЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
статья по психологии на тему

Гайсина Гульшат Равиловна

Статья опубликована в брошюре Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. Г.М.Льдоковой. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 196с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гайсина Г. Р., МБОУ «СОШ №9» ЕМР РТ

Иванова И. В. , МБОУ ППМС ЦДК «Шанс-Омет» ЕМР РТ,

ЗиганшинаД. Н., МБДОУ «Жемчужинка» ЕМР  РТ,

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПОСТЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Сегодня  в России сложилась неоднозначная социально-экономическая и морально-этическая ситуация. Положение усугубляется  гражданской войной  на Украине.  В результате население испытывает колоссальное напряжение, к которому добавляется боль пережитых утрат. В кризисный период, наступающий вследствие экстремальной ситуации, люди, как правило, ощущают сильное эмоциональное напряжение. Существует миф,  что детская психика более пластична и быстрее преодолевает тяжёлые психоэмоциональные состояния. Именно с эмоциональным состоянием работают на первом этапе  специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так как им в силу возрастных особенностей сложнее самостоятельно, без поддержки взрослых преодолеть переживание горя.

В данной статье нами   отобраны  и  представлены  материалы  и рекомендации, которые помогут педагогам и психологам  более целенаправленно работать с детьми, содействовать развитию у подрастающего поколения способности заботиться о своем эмоциональном состоянии и состоянии близких людей,  конструктивно решать свои проблемы.

У детей, оказавшихся в сложной жизненной  ситуации, может появиться страх смерти, тревога потерять близких, подавленность.  Длительное переживание этих состояний часто приводит к негативным поведенческим реакциям, которые являются реакцией на стресс и индикатором эмоционального неблагополучия. Ребенок может проявлять агрессивность, вспыльчивость, пассивность, тревожность, что свидетельствует о нарушениях в когнитивно-аффективной сфере личности. В результате у ребенка наблюдается следующее:

• трудности в определении (идентифицикации) и описании собственныхчувств;

• сложности в различении душевных переживаний и телесных ощущений;

• фокусирование внимания в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях;

• нарушение коммуникативных навыков;

• снижение способности к символизации, о чем свидетельствует недостаточное развитие фантазии и воображения.

Детям свойственно жить в настоящем. Для взрослых же актуальна взаимосвязь времен: благополучная личность находит опору в прошлом, живет в настоящем и планирует будущее. Нарушение связи времен делает личность неустойчивой, человеку не на что опереться, не на что надеяться, он «застревает» в прошлом или будущем. Во взаимодействии с таким родителем растущий человек не получает примера отношения ко времени. Его близкое окружение  не  создаёт условий, способствующих развитию умения в трудную минуту восстанавливать эмоциональное равновесие, то есть находить опору в прошлом и ставить цели, что поможет пережить тяжелый жизненный период.

         И если взрослый человек впоследствии  может выйти  из этого состояния, то для ребенка это может обернуться потерей одного из социального ресурса, во взрослой жизни ему будет труднее находить цели созидательной деятельности, соответствующие собственным потребностям. Сложности могут возникнуть так же при определении средств достижения желаемого.

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения детей и подростков заключаются в создании условий для стабилизации эмоционального состояния подрастающего поколения через развитие самосознания личности. Достижение такой цели будет способствовать развитию умения конструктивно переживать тяжелые жизненные ситуации в будущем.

Таким образом, в целях предупреждения нарушений в аффективно-когнитивной сфере детей и подростков перед педагогами и психологами  встает вопрос о создании условий для развития: 1) способности определять и описывать свои чувства; 2) умения различать душевные переживания и телесные ощущения; 3)способность к символизации, к воображению; 4) умения соотносить внутренние переживания и их причины с внешними событиями; 5) осознания своих потребностей и умения удовлетворять их без ущербадля окружающих; 6) умения строить отношения с окружающими людьми в созидательнойдеятельности. Последовательность задач психолого-педагогической работы, перечисленных выше не случайна. Она отражает сложность развития необходимых способностей у ребёнка, подростка и, соответственно учитывает возрастные возможности.

Работа над первой задачей может дать ощутимые результаты уже в старшем дошкольном возрасте. Развивать навык различать душевные переживания, телесные ощущения и говорить об этом уже возможно в младшем школьном возрасте. Умение соотносить внутренние переживания и их причины с внешними событиями наиболее эффективным может стать к концу младшего школьного возраста. Способность к символизации, к воображению начинает проявляться в игре дошкольника и с помощью психолога может быть развита во всех возрастах. Пятая задача - осознание своих потребностей и умения удовлетворять их без ущерба для окружающих решается даже с дошкольниками, но только в подростковом возрасте качественное общение становится внутренней потребностью. А умения строить отношения с окружающими людьми в созидательной деятельности становятся устойчивыми со старшего подросткового возраста. Работа по реализации данных задач для одних детей может быть профилактической, а для других – коррекционной, в зависимости от сложности эмоционального состояния и последствий пережитого стресса.

Обоснование этих направлений работы с детьми и подростками начнем с анализа факторов, из которых состоит эмоциональное благополучие человека. Обратимся к детству: если ребенок любим, принимается близкими и чувствует себя в безопасности, если он здоров, сыт, за ним осуществляется надлежащий уход, то его состояние, скорее всего, можно охарактеризовать как комфортное.

Чего лишается ребенок в ситуации, когда опасность за порогом? В первую очередь он лишается чувства безопасности. То есть в его жизнь приходит страх. Этот страх может быть для него реальным, потому что он видел смерть или в его семье были потери. Но даже если по счастливой случайности он не видел гибели людей и в его семье никто не погиб, страх за детей и близких живетв умах родителей. Таким образом, ребенок теряет ощущение безопасности еще и в лице родителей, он вместе с ними испытывает тревогу за завтрашний день.

А как обстоит дело с любовью и принятием? Скорее всего,  в каждой семье по-разному. Ребенок и подросток могут находиться в ситуации,  когда просто не до них.

Тогда встает вопрос о создании условий для развития самодостаточности у детей и подростков вне зависимости от семейной ситуации. Это возможно, если дети и подростки учатся строить отношения на основе взаимной поддержки друг друга. Для этого надо лучше понимать и принимать себя, тогда будет легче понять и принять другого.

Ребенок, подросток, умеющий общаться на гуманной основе и относящийся так же гуманно к себе, привносит в семью свой нарастающий потенциал способности организовать жизнь конструктивно для комфортного эмоционального состояния - своего  и близких.[  3 ]

Успех психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в сложных жизненных ситуациях во многом зависит от родителей и взрослых, принимающих участие в жизни детей. Однако, не всегда взрослому самому хватает ресурсов,  знаний справиться со сложной жизненной ситуацией, так как горе — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука, ситуация развода) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической. Это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе — процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.

Хотя преобладающей эмоцией в горе является печаль, горе взаимодействует и с эмоциями страха, гнева, вины и стыда.

К типичным симптомам горя обычно относятся следующие проявления: нарушение сна; анорексия или потеря (приобретение) веса; раздражительность; сложности с концентрацией внимания; потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви; подавленность; апатия и отчуждение; стремление к уединению; плач; самобичевание; суицидальные мысли; соматические симптомы; чувство усталости; применение медикаментов — снотворных и (или) успокоительных; галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия.

При оказании консультативной помощи следует избегать в работе с людьми, переживающими горе, некоторые клише. «На всё воля Божья». Не настолько всеведущ человек, чтобы определять Божью волю, к тому же это не слишком утешительно. «Мне знакомы ваши чувства». Каждый человек уникален, и каждое взаимоотношение — единственное в мире. Мы не можем знать, что чувствует другой человек, столкнувшись со смертью, поскольку никогда не сможем пережить его чувства. «Уже прошло три недели с его (её) смерти. Вы ещё не успокоились?» Не существует лимита времени, отпущенного страданию. Принято считать, что переживание горя может длиться от шести месяцев до двух лет, хотя не исключены отклонения и в ту, и в другую сторону.

«Благодарите Бога, что у вас есть ещё дети (ребёнок)». Даже если в семье есть другие дети, родители тяжело переносят смерть ребенка. Это не уменьшает их любовь к оставшимся детям, а просто отражает потерю того конкретного взаимоотношения. «Бог выбирает лучших». Это означает, что все живущие на земле, включая и этого конкретного человека, не столь хороши в глазах Бога, кроме того, получается, что Бог не заботится о страданиях, которые причиняет близким. «Он (она) прожил долгую и честную жизнь, и вот пробил его час». Не существует времени, подходящего для того, чтобы умереть. Сколько бы лет не прожил человек, смерть — это всегда горе. Несмотря на то, что смерть часто несёт с собой избавление от страданий, физических или душевных, близкие люди переживают это также сильно. «Мне очень жаль». Это очень распространённая автоматическая реакция на сообщение о чьей-то смерти. Мы просим прощения за то, что жизнь закончена, что люди переживают горе, за то, что нам напомнили о том, что все мы смертны. Однако от человека, переживающего утрату близкого, эти слова требуют ответа, который прозвучал бы неуместно. Что может он сказать в ответ — «благодарю», «всё в порядке», «понимаю»? В этой ситуации нет адекватного ответа, и, когда человек снова и снова слышит подобные соболезнования, эти слова быстро становятся пустыми и бессмысленными. «Позвоните мне, если что-то понадобится». Если мы выбираем этот вариант, то должны быть готовы ответить на телефонный звонок в любое время дня и ночи. Несправедливо сделать такое заявление, а затем посчитать неуместным звонок, прозвучавший в 3 часа утра. Страдания не регулируются боем настенных часов, и часто самое тяжёлое время — между полуночью и шестью утра. Весь мир спит; не спят лишь скорбь и горе. «Вы должны быть сильными ради своих детей, жены (мужа)...». Страдающему человеку нет необходимости быть сильным ради кого бы то ни было, не, исключая и самого себя. Убеждая людей быть сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам.

         Отмечено, что желания людей, переживающих горе, и соответствующая помощь им, как правило, касаются следующих тем:

«Позвольте мне просто поговорить». Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти и о своих чувствах в связи с произошедшим. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, смеясь и плача. Они хотят рассказать о его жизни — все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока те не перестанут пугать их и не оставят ихв покое, тогда они смогут оплакивать свою потерю. «Спросите меня о нем (ней)». Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. «На кого он (она) был похож?», «Есть ли у вас фотография?», «Что он (она) любил делать?», «Какие самые приятные ваши воспоминания связаны с ним (ней)?». Это только некоторые из вопросов, задав которые мы можемпроявить свой интерес к прожитой жизни. «Поддержите меня и позвольте мне выплакаться». Нет большего подарка, который мы можем сделать убитому горем человеку, чем сила наших рук, обхвативших его за плечи. Прикосновение — это чудо терапии; так мы выражаем свою заботу и внимание, когда слова нам неподвластны. Даже просто поддержка за локоть лучше, чем холодная изоляция. Люди плачут, им необходимо плакать, и намного лучше делать это в теплой обстановке понимания, нежели в одиночку. Страдающий человек всегда вправе не принять нашу руку, что не мешает нам, по меньшей мере предложить ее. «Не пугайтесь моего молчания». Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесьисейчас». Нам не нужно знать, где они были и о чем думали; о чем мы должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Большую часть времени пострадавшие вряд ли смогут облечь свои воспоминания в подходящие слова и будут благодарны за то, что вы просто были с ними рядом в этой тишине.

Для «выздоровления» от горя приемлемы также следующие рекомендации:

1. Примите свое горе. Примите с готовностью телесные и эмоциональные последствия смерти любимого человека. Скорбь является ценой, которую вы платите за любовь.

На принятие может уйти много времени, но будьте настойчивы в стараниях.

2. Проявляйте свои чувства. Не скрывайте отчаяния. Плачьте, если хочется; смейтесь, если можете. Не игнорируйте своих эмоциональных потребностей.

3. Следите за своим здоровьем. По возможности, хорошо питайтесь, ибо ваше тело после истощающего переживания горя нуждается в подкреплении. Депрессия может уменьшиться при соответствующей подвижности.

4.Уравновесьте работу и отдых. Пройдите медицинское обследование и расскажите врачу о пережитой потере. Вы и так достаточно пострадали. Не причиняйте еще больший вред себе и окружающим, пренебрегая здоровьем.

5. Проявите к себе терпение. Вашему уму, телу и душе потребуются время и усилия для восстановления после перенесенной трагедии.

6.Поделитесь болью утраты с друзьями. Став на путь молчания, вы отказываете друзьям в возможности выслушать вас и разделить ваши чувства и обрекаете себя на еще большую изоляцию и одиночество.

7. Посетите людей, находящихся в горе. Знания о сходных переживаниях других могут привести к новому пониманию собственных чувств, а также дать вам их поддержку и дружбу.

8. Можно искать утешения в религии. Даже если вы спрашиваете с укором: «Как Бог мог допустить это?» —скорбь является духовным поиском. Религия может стать вам опорой в переживании горя.

9. Помогайте другим. Направляя усилия на помощь другим людям, вы учитесь лучше относиться к ним, поворачиваясь лицом к реальности, становитесь более независимыми и, живя в настоящем, отходите от прошлого.

10. Делайте сегодня то, что необходимо, но отложите важные решения. Начните с малого — справьтесь с повседневными домашними делами. Это поможет вам восстановить чувство уверенности, однако воздержитесь  от немедленных решений продать дом или поменять работу.

11. Примите решение вновь начать жизнь. Восстановление не наступает в течение одной ночи. Держитесь за надежду и продолжайте стараться адаптироваться вновь.

Данные рекомендации стоит знать, но при этом нужно помнить,  что гораздо важнее сопереживание, а  не механическое следование своду правил поведения. В большинстве случаев, потеря проживается, наступают другие времена и другие чувства.

Чтобы  оказать помощь ребенку или взрослому в критической ситуации, педагогу, психологу мало быть эмоционально устойчивым. Он должен быть собранным, ясно представлять план действий, четко и последовательно их выполнять.

Литература

1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.,

2002. - 251с.

2. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы).

Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному

разрешению конфликтов / Пер. с нем. Р.С.Эйвадиса. СПб., 2001. - 128с.

3.Зиновьева М.В. Психолого-медико-социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков в постэкстремальный период: Методические рекомендации. — М.: МГППУ, 2006. - 208 с.

4. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. 2-е изд., стер. М., 2005. - 182с.

Статья опубликована в брошюре Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. Г.М.Льдоковой. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 196с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации

В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....

Состояние проблемы изучения психолого-педагогической коррекции нарушений общения у детей с РАС

В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу  с аутичными детьми. В статье рассматриваюся  различные отечественные и зарубежные подходы к  развитию и коррекции речи...

статья на тему: «Влияние телевидения на эмоциональное состояние детей с ОВЗ.»

Влияние телевидения на эмоциональное состояние детей с ОВЗ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...