Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
методическая разработка ( класс) на тему
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой сторон личности младшего школьника;
2. Проанализировать литературу по проблеме создания необходимых условий для совершенствования эмоционально–творческой культуры младшего школьника;
3. Провести опытно – экспериментальные исследования по проблеме влияния разработанной системы занятий на эмоционально–чувственный мир и творческий потенциал младшего школьника;
4. Разработать методические советы и рекомендации по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Творческая мастерская.
Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Составитель: Шишкунова Валентина Ивановна
педагог дополнительного образования,
ст. Кавказская
2015 - 2016 учебный год
Творческая мастерская.
Здравствуйте уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается творческая работа на тему: «Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника».
Актуальность: данной работы в том, что искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Наиболее благоприятным периодом для развития и воспитания является возраст младшего школьника, когда чувство красоты природы, окружающих людей вещей, создает в ребенке особые психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет их любознательность, развивает мышление, память, воображение, волю и другие психические процессы.
Ключевая роль в решении данной проблемы отводится системе образования. Образование - это не только получение знаний. Это действенный процесс системы психолого-педагогических условий по формированию потребностей детей. Формированию целостной организации образовательно-воспитательного пространства, направленного на создание условий для наполнения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием. Формирование культурно - нравственной, этически и эстетически эмоционально творческой, развитой, гражданско-патриотической личности. Становление и развитие умений человека жить в мире с собой и с другими людьми, готового к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, способного обеспечивать свое существование и продолжение жизни человеческого рода.
На основании этого была определена цель аттестационной работы:
Цель: исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой сторон личности младшего школьника;
2. Проанализировать литературу по проблеме создания необходимых условий для совершенствования эмоционально–творческой культуры младшего школьника;
3. Провести опытно – экспериментальные исследования по проблеме влияния разработанной системы занятий на эмоционально–чувственный мир и творческий потенциал младшего школьника;
4. Разработать методические советы и рекомендации по данной теме.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально – творческой стороны личности младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, влияющие на эмоционально – чувственный мир и творческую активность младшего школьника.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Традиционно – эмпирические методы;
3. Методы стратегических процедур.
База исследовательской деятельности: ДДТ Кавказского района. 2 группы детей (по 10 человек Дети младшего школьного возраста).
Гипотеза: анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить, что развитие эмоционально-творческой культуры детей младшего школьного возраста будет успешным, если в образовательном учреждении организуется работа, построенная по принципу комплексного подхода: включающая просвещение, коррекцию, литературное, музыкальное, изобразительное творчество. Условия созданные педагогом для успешной работы:
1. Эмоционально-положительное общение и атмосфера комфорта.
2. Эмоционально-положительная насыщенность предметной среды.
3. Организация специальной работы по развитию эмоционально-творческой культуры посредством специальных занятий.
4. Развивающее воздействие на произвольность поведения.
5. Развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих.
- Условия, способствующие эмоционально–творческому развитию младшего школьника. Сделаем вывод что: в образовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия, способствующие эмоционально–творческому развитию младшего школьника. К таким условиям относятся:
– эмоционально–положительный тон общения с детьми;
– творческая личность педагога;
– организованная полноценная среда образовательного учреждения;
– эстетизация среды;
– эстетика поведения и внешнего облика педагога;
– представление большей самостоятельности детям;
– внутрисемейные отношения;
– внеклассная и внешкольная работа, театр, кино – и – телефильмы, СМИ;
– художественная подготовка учителя;
– организация уроков по музыке, изобразительному искусству, чтению.
Переходя к практической части, которая включает в себя
- Опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста. Можно сказать следующее: Эта работа содержит задачи. Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Выявить уровень развития творческих способностей детей.
2. Выявить особенности эмоциональной сферы детей.
3. Организовать специальную работу, направленную на развитие эмоционально-творческой культуры.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения данных задач применялись Методики.
- По развитию творческих способностей: методики Владимира Товиевича Кудрявцева «Солнце в комнате»; «Как спасти зайку?»; а так же,
Диагностика Ольги Михайловны Дьяченко, выявляющей уровень развития творческого воображения.
Рассмотрим некоторые из них. Методика В.Т. Кудрявцева «Солнце в комнате». Цель методики: выявление способности ребенка к преобразованию «нереального в реальное» в контексте с заданной ситуацией, путем устранения несоответствия.
Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находятся человечек, стол, стул, машина, и солнышко.
Инструкция к проведению:
Педагог, показывая ребенку картинку: просит перечислить, что на ней нарисовано. По перечислению деталей изображения (человечек, стол, стул, машина, и солнышко); педагог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной». (Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки). (Даются ответы детей).
Обработка данных:
В ходе обследования оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе. 1. Отсутствие ответа, непринятие задания – пример: («Не знаю, как исправить») – 1 балл.
2. Формальное устранение несоответствия- пример: («Стереть, закрасить солнышко») – 2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ - пример: («Нарисовать в другом месте - солнышко на улицу») – 3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок – пример: «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранить его в контексте заданной ситуации - пример: «Создать картинку с солнышком внутри», «Нарисовать окно …», «Посадить солнышко в лампу») – 5 баллов.
В таком порядке проходил эксперимент и по методике В.Кудрявцева,
Методика В.Т. Кудрявцева «Как спасти зайку?»
Цель методики: оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика; блюдце, ведерко, палочку, сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Педагог берет в руку зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко – далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем лишь мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Чтобы ты выбрал, чтобы спасти зайку?» (Даются ответы детей).
Обработка данных. 3 уровня:
В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень: ребенок выбирает блюдце или ведерко, также палочку, при помощи которой зайку можно поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень: решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна. В этом случае ребенок вновь выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень: для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа бумажный кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на выбор самостоятельного превращения задачи на преобразование, это свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
Проводя диагностику по методике Ольги Михайловны Дьяченко, отметим следующее:
Цель методики: выявление уровня развития у ребенка творческого воображения.
Материал: карточки с изображением контуров элементов предметных изображений карандашом.
Инструкция к проведению.
Детям предлагается последовательно 20 карточек, на каждой из которой нарисована фигура. Ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. (Даются ответы детей).
Обработка данных. 5 уровней:
0 уровень: ребенок не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает данный элемент, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1 уровень: ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево и тому подобное), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 уровень: ребенок изображает отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 уровень: ребенок изображает отдельный объект, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка делающая зарядку).
4 уровень: ребенок изображает несколько объектов, но по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой).
5 уровень: фигура используется качественно по-новому, если в первых 5 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то в данном случае фигура включается как один из второстепенных элементов в воплощаемый ребенком образ (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым малыш рисует картинку). При этом типе ребенок проявляет большую свободу в использовании заданных элементов для создания образа воображения.
- Для решения второй задачи необходимо провести оперативное психологическое обследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы младшего школьника.
Первая методика, по изучению понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Цель методики: выявление способности понимать эмоциональные состояния людей (взрослых и сверстников) детьми 7 – 9 лет, то есть способности к эмпатии.
Материал: подобранные картинки-фотографии с изображением детей и взрослых, у которых на лице ярко выражено как эмоциональное состояние (радость, страх, гнев, горе), так и его оттенки (сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых).
Инструкция к проведению.
Исследование проводится индивидуально с детьми 7 – 9 лет. Проводится 2 серии.
Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых, задают следующие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку?».
Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки детей и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и так далее)? Как ты догадался об этом? Кому из них хорошо, а кому плохо? ». (Даются ответы детей).
Обработка данных.
Подсчитывают число верных ответов по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника.
Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе:
1) ребенок раскован, дает верные, сложные ответы по каждой серии. Подробно описывает каждую картинку (независимо от изображения на ней взрослого или ребенка), опираясь на ярко выраженные на лицах в момент переживания людьми мимические проявления – 3 балла;
2) ребенок охотно отвечает на поставленные выше вопросы, однако допускает ошибки в ответах. Дает не достаточно точное, однако, приближенное к верному описание картинок с изображением:
а) взрослых, но путаются при описании эмоциональных состояний детей;
б) наоборот: не достаточно точное, но приближенное к верному описание эмоциональных состояний детей, путаясь при описании фотографий взрослых – 2 балла;
3) ребенок зажат, дает неверные ответы практически на все вопросы обеих серий, либо ответы не полны, скупы, символичны. Путается при описании фото как детей, так и взрослых, либо вообще не может описать их – 1 балл.
Следующим этапом работы будет проведение диагностики «Понимаете ли вы язык мимики
Цель методики: выявление способности детей 7 – 9 лет к эмпатии, то есть способности к сопереживанию через восприятие мимически-выраженных эмоциональных состояний человека.
Материал: 12 карточек с нарисованными лицами, в которых художник закодировал двенадцать состояний человека и один полный рисунок.
Инструкция к проведению.
Детям предлагается 12 карточек-картинок. Педагог берет в руки отдельную карточку: «Друзья, познакомьтесь с мальчиком Томом. Однажды с ним произошла такая история: решил Том как-то раз сходить к художнику и попросить его, чтобы тот нарисовал его портрет. Художник согласился нарисовать портрет нашего мальчика за 12 дней. Однако, каждый день Том приходил к художнику с разным настроением и к сожалению портрета не получил. Через 12 дней художник отдал Тому только 12 картинок – набросков. Вот они (показывает карточки-картинки). Том отдал мне их и попросил вас ребята, чтобы вы внимательно рассмотрев рисунки, ответили на такой вопрос: «С каким настроением Том пришел к художнику в первый день, с каким во второй и так далее? Скажите, почему же портрет Тома все-таки не получился?»
Каждый ребенок рассматривает картинки и расшифровывает их; результаты записываются педагогом в протокол.
Обработка данных.
По окончании исследования ответы детей сравниваются с правильными ответами (правильными считаются ответы, находящиеся в одном синонимическом ряду с данными ниже формулировками):
1) безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость; 5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость; 9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.
Если детям удалось угадать большинство состояний, значит, задача научиться читать по лицам для них не актуальна. Если же результат получится неутешительный, вам следует уделить этому вопросу особое внимание:
По окончании подсчета результатов мы выделили 5 уровней:
1 уровень – дано лишь 1 – 2 правильных ответа. Путаница в остальных.
2 уровень – ребенок отгадал лишь 3 – 4 зашифрованных эмоциональных состояния;
3 уровень – разгадана лишь половина представленных на карточках кодов-состояний;
4 уровень – ребенок отгадал 8 – 9 зашифрованных эмоциональных состояний, проявляя при этом попытки разгадать остальные,
однако, путаясь в ответах;
5 уровень – верно угаданы все или 10 из 12 предложенных состояний-шифров. Допустима 1 – 2 ошибки.
- Работа, направленная на развитие эмоционально-творческой культуры. Решение третьей задачи.
Следующим моментом опытно - экспериментальной работы стало проведение исследования эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.
Цель исследования: изучить степень развития эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, способности воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.
Подготовка исследования.
Педагог подбирает ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:
1) больная мама лежит в постели, старшая дочка приводит брата к ней;
2) во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп и все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган; преподаватель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем;
3) мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показывать, что очень замерз;
4) девочку не приняли в игру, она отошла в угол класса, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет;
5) мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в классе.
Подготовка детей (двух – трех) для инсценировки этих сюжетов.
Проведение исследования.
Исследование проводится с детьми 7 – 9 лет.
Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.
Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.
1 ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки;
2 ситуация - показать строгое лицо преподавателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;
3 ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз;
4 ситуация – показать обиду девочки;
5 ситуация – показать неподдельную радость за другого.
Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.
Обработка данных.
Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно - мимических средств общения и развитости умения сопереживать другим людям. Оценка результатов проводится по трем уровням.
высокий уровень эмоциональных проявлений. Хорошо воплощают в инсценировках эмоциональные состояния героев. Активны, самостоятельны, изобретательны. Передают характер персонажей; при исполнении роли раскрепощены.
средний уровень эмоциональных проявлений. Хорошо, однако, не достаточно точно воплощают эмоциональные состояния героев. Достаточно высокого уровня активности и самостоятельности не проявляют. В действиях детей преобладает некая неуверенность, стеснительность, скованность.
низкий уровень эмоциональных проявлений. Ребенок неохотно соглашается или отказывается выполнять задание. Не может передавать, воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.
4. Сравнительный анализ результатов диагностики и коррекционная работа исследования показали:
(Каждая из используемых методик позволяет фиксировать значимые проявления творческих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка).
Анализ результатов диагностики «Солнце в комнате», автор В.Кудрявцев, выявляющей способность ребенка к преобразованию реального в нереальное.
По результатам эксперимента в основном, дети пытались формально изменить ситуацию в требуемом задании, не прибегая к попытке повоображать, пофантазировать. Либо дети совсем отказывались выполнить задание, аргументируя это незнанием выполнения или нежеланием сотрудничать с нами. Общий уровень контрольной и экспериментальной группы детей мы определили как «ниже среднего».
Анализ результатов диагностики «Как спасти зайку», автор В.Кудрявцев, выявляющий уровень способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование при учете свойств знакомого предмета, мы осуществляем на основе ответов детей.
По результатам видно, большинство детей контрольной и экспериментальной группы отнесли к низкому уровню. Основная масса детей не приняла задания, не справилась с ним. Для решения проблемной ситуации дети чаще всего использовали предметы в готовом виде, не пытаясь преобразовать их, создать что-то свое, новое, не проявляя воображение. К высокому уровню отнесли 2 человека экспериментальной группы. Дети удачно справились с решением задания, они смогли преобразовать готовые предметы в новые, тем самым нашли выход из проблемной ситуации.
Анализ результатов проведенной диагностики «Придумывание рисунка из предложенных геометрических фигур» О. М. Дьяченко, выявляющий уровень творческого воображения показал свои результаты: большинство детей контрольной и экспериментальной группы отнесли к низкому уровню. Дети неохотно выполняли задание, дорисовывание фигур детьми имеют контурное, схематическое, лишенное деталей изображение. Дети не прорисовывали каких-то дополнительных элементов, не включали изображение в сюжет. К высокому уровню отнесли одного ребенка экспериментальной группы. Ребенок справился с заданием, проявив при этом большую свободу в использовании заданных элементов, при этом использовав предлагаемую фигуру качественно по-новому.
Анализ результатов диагностики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», выявляющий способности ребенка понимать эмоциональные состояния людей (взрослых и сверстников), а так же,
Анализ результатов диагностики «понимаете ли вы язык мимики», направленный на выявление способности детей к эмпатии, способности к сопереживанию через восприятие мимически-выраженных эмоциональных состояний человека. Осуществляли на основе полученных ответов детей в ходе проведения диагностики, которые протоколировали и получили следующие результаты. К низкому уровню отнесли детей, для которых характерно неприятие задания; низкая способность к эмпатии (дают неверные ответы на вопросы обеих серий или символичны, не могут описать картинки). Средний уровень: для данной группы детей характерна неуверенность в ответах, путаница, не достаточно точное описание фотографий – картинок. Высокий уровень: дети дающие верные, сложные ответы по каждой серии, опираясь на ярко выраженные на лицах изображенных на фото людей эмоции.
По подобию приведенных диагностик с детьми проводились эксперименты по: изучение эмоциональных проявлений детей, при разыгрывании сюжетных сценок. Направлено на изучение степени развития эмоциональных проявлений детей, способности воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.
Анализ результатов показал, что характер способностей детей носит разноуровневые способности. И так же как и ранее проведенные эксперименты и диагностики требует психолого-педагогическую коррекцию с детьми для улучшения результатов в развитии эмоционально – творческой культуры младшего школьного возраста.
Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-творческого мира детей младшего школьного возраста.
По результатам констатирующего эксперимента была, определена необходимость проведения специальной работы направленной на развитие эмоционально-творческой стороны личности младшего школьника.
Система работы формирующего эксперимента была определена на 1 месяц. Основными направлениями работы являлись – психокоррекция и психопросвещение. Психокоррекционое направление представлено коррекционно-развивающими занятиями направленными на формирование и развитие эмоционально-чувственного мира младшего школьника, формирование ярких эмоций. Психопросвещение – представлено тематическими часами, целью которых явилось развитие творческой стороны личности младшего школьника в процессе творческого взаимодействия со взрослыми, посредством знакомства с различными видами искусства (живописью, скульптурой, литературой, музыкой и так далее).
При их разработке учитывали составляющие эмоциональной характеристики ребенка, такие как:
– адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
– дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Предполагалась работа по основным блокам:
а) сплочение группы детей; первичное знакомство с эмоциями, вербализация своих переживаний, знакомство с эмоциональным опытом сверстников;
б) продолжение знакомства с эмоциями, расширение полученных представлений;
в) закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях. Коррекционная работа:
Весь блок коррекционно-развивающих занятий направлен на развитие способности детей. Умение осознавать и контролировать свои эмоции, на расширение круга понимаемых эмоций, способности к более глубокому пониманию себя и других людей (способности к эмпатии). Это также необходимо для того, чтобы посредством выработки положительно-эмоционального восприятия мира, ознакомления детей с творчеством отечественных поэтов, писателей, композиторов, художников, культурой и эстетическими ценностями, пробуждать в дальнейшем самостоятельную творческую активность детей. На занятиях, которые проводились 2 раза в неделю, дети знакомились с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом и удивлением.
При организации провидения с детьми младшего школьного возраста коррекционно-развивающих занятий была определена необходимость использования различных технических и других специальных материалов: аудиомагнитофон, диски с записями пьес: П. И. Чайковского «Новая кукла», С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье»; альбомные листы и фломастеры, краски; книги: «Русские народные сказки», К. Чуковский «Федорено горе», «Мойдодыр», «Краденое солнце», картинки с изображением сердитого Умывальника и Крокодила; Л. Толстой «Три медведя», С. Михалков «Три поросенка» (картинки к сказке); А. С. Пушкин «Сказки»; Н. Носов «Живая шляпа»; различные пиктограммы с изображением эмоций (радость, горе, гнев, страх, удивление); зеркало; игрушки-гномы Кирюша и Антоша, плакат с их изображением; плакаты-картинки, с нарисованными домиками и сказочными героями в них; плакат «Пчелы и медведи»; картинка В. Васнецова «Аленушка».
Работа осуществлялась при помощи игровых методов, метода индивидуальной и групповой беседы (дискуссии) и других.
Например, провидение занятия 1 блока (ознакомительного), где ребята знакомятся с понятием эмоции, «радость». Показало, что основной целью явилось знакомство с эмоцией, «радость», обучение вербализации данной эмоции, способности дать словесно-эмоциональную характеристику прослушанной пьесе П. И. Чайковского «Новая кукла».
В ходе занятия: предлагали детям прослушать отрывок пьесы П. И. Чайковского «Новая кукла». После прослушивания пьесы задавали детям следующие вопросы:
О чем вы думаете, когда слушали музыку?
Что чувствовали?
Что хочется делать под такую музыку?
Предлагали детям прослушать данное музыкальное произведение повторно. Дети представляли, что им подарили новую куклу или какую-нибудь другую игрушку и потанцевать под музыку, которая прозвучит. По окончании музыки обращалось внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались (как выражали свою радость).
Беседовали с детьми об эмоции радости. Делали акцент на том, что каждый ребенок в танце выражал свою радость по-своему. Спрашивали, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Подводили к выводу о том, что форма и степень выражения радости зависят и от человека, и от самого события, ставшего причиной радостного настроения.
По окончании беседы предложили детям тему рисунка (общая тема рисования «радость»), а по окончании работы рассказать о своем рисунке (желающим). Некоторые дети с удовольствием придумывали название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.
Предлагали поразмыслить детям, а затем дать ответ на вопрос:
что такое радость?
В ходе обсуждения этого вопроса ребята высказывали что:
радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех;
радость – это когда праздник;
радость – это когда никто не плачет. Ни один человек;
радость – когда нет войны;
У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся;
радость – это Я! Потому что мама говорит: «ты моя радость!»
В конце занятия предложили детям встать в хоровод и вместе порадоваться хорошей песне:«вместе весело шагать…» (музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского).
Заключительным этапом опытно-экспериментальной деятельности по изучаемой проблеме стал контрольный эксперимент.
Были поставлены определенные задачи:
1) провести исследования на конец опытно-экспериментальной работы;
2) выявить, как изменился уровень развитости эмоционально-творческой культуры у детей младшего школьного возраста после реализации системы преобразующей работы;
3) сравнить полученные результаты (контрольный эксперимент) с результатами констатирующего эксперимента.
4) Определить степень эффективности разработанной системы коррекционно-развивающих занятий по данной проблеме.
Для реализации запланированного были использованы те же методики, что и при проведении констатирующего эксперимента:
– методика В.Т. Кудрявцева «Солнце в комнате»
– методика В.Т. Кудрявцева «Как спасти зайку»
– диагностика О.М. Дьяченко, выявляющая уровень развития творческого воображения
– методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»
– диагностика «Понимаете ли вы язык мимики»
– методика проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок».
- Для решения четвертой задачи была организована студийная работа, направленная на развитие эмоционально-творческой культуры младшего школьника.
Работа в студии осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
3. Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»
4. Деятельностный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами), продуктивная, конструктивная, изобразительная, начальные формы учебной деятельности, общение.
5. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.
6. Наглядность.
Активное использование предметной среды.
7. Дифференциальный подход.
Учет индивидуальных особенностей.
8. Рефлексия.
Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
9. Конфиденциальность.
Адрессность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.
Студийная работа содержит следующие тематические блоки:
1. Введение в мир эмоций.
2. Развитие творческой культуры.
3. Развитие коммутативных навыков и развитие групповой сплоченности посредством проведения тренингов.
Каждое занятие включает в себя игры к упражнениям из разных тематических блоков. В занятиях учитываются особенности игровых и познавательных мотивов детей, уровень интеллектуального развития детей, конкретной группы, эмоциональная проблематика детей и тому подобное. Учебный месяц состоит из 12 занятий.
Всю нашу работу в студии можно условно разделить на три блока.
Первый блок включает в себя занятие по развитию эмоционального мира ребенка.
Задачами работы являются:
1. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
2. Развитие произвольности поведения;
3. Развитие рефлексии (осознания эмоций, их проявления у себя и окружающих);
4. Работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность, самооценка) и так далее;
5. Мотивационная готовность к принятию позиции школьника.
На первом этапе мы налаживали взаимодействие с детьми, стили общения. Эта работа строилась по следующим принципам:
а. Создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя, поощрять интересы и развивать творческое начало.
б. Создание климата взаимного доверия, психологической безопасности (следует помнить: критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности).
в. Восхищение каждой идеей детей.
Для налаживания контакта с детьми мы организовали специальную работу, в которую входили следующие приемы:
– беседы о различных видах искусства;
– играем в словесные игры;
– выслушиванием выступления детей;
– инсценирование стихов, басен;
– придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек, установление фантастических объектов с реальным миром;
– сочинение фантастических гипотез (что было бы, если);
– сочинение сказок с использованием приемов «оживления»
эти приемы способствуют раскрепощению детей, установлению гармоничных отношений со сверстниками, формируют умения свободно держаться перед аудиторией.
Второй этап работы – это непосредственные занятия в студии. До раскрытия специфики занятий в нашей студии, мы хотим отметить, что это не обычное занятие с обучением, а встреча с другом, отличающаяся личностным характером общения. Наши занятия несут следующие задачи:
1) развитие творческого воображения;
2) развитие нестандартного мышления, освобождающее от психической энергии;
3) внушение уверенности в своих силах, раскрепощение.
В конце опытно-экспериментальной деятельности был проведен анализ и сделан вывод.
Анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод, что проведение экспериментальной работы с детьми способствуют своевременному реагированию на психолого – педагогические условия для развития эмоционально – творческой культуры младшего школьника в целостном процессе, для его становления гармонично развитой, культурно воспитанной, эмоционально – творческой, гражданской и патриотической личностью.
Вывод: поставленная цель и задачи по исследованию темы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника, в следствии проводимых экспериментов на примерах различных методов по формированию личности младшего школьника достигнуты и выполнены.
В связи со всем сказанным настоящая работа имеет практическое значение. Результаты проведенных исследований, методики могут использоваться в педагогической деятельности при работе с детьми в дополнительном и общем образовании.
Советы педагогам:
Как завоевать доверие воспитанников? Советы педагогам. | |
Отношения с воспитанниками, основанные на взаимном доверии и уважении, - это ли не мечта каждого педагога? Если каждый из опытных наставников имеет в запасе несколько личных секретов, как расположить к себе воспитанника, то для педагога этот вопрос особенно актуален. Эффективные рекомендации по завоеванию доверия школьников. | |
По взаимному доверию и взаимной помощи сделаны великие дела и великие открытия. Гомер Доверие воспитанника является очень ценным ресурсом для педагога, показателем сплоченности и моральной зрелости тандема «педагог-школьник». Настоящему профессионалу под силу создание не только рабочей, но и дружеской, доверительной обстановки на уроке. Такой педагог может по праву гордиться установленными отношениями со своими воспитанниками. Педагог, которому удалось завоевать расположение воспитанников, вправе рассчитывать на соответствующую отдачу, к примеру, на повышение интереса и мотивации к изучению своего предмета. В поисках доверия: 10 советов педагогу1. Ищите в отношениях золотую середину! |
И в заключении можно отметить следующее:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоционально - творческая культура, её духовно-нравственные ценности должны занять доминирующее положение в духовном мире ребёнка, оказать всестороннее воздействие на его нравственность и эстетическое восприятие мира, на его мировоззрение, отношение к людям и обществу.
Красота – это призыв жить и действовать, становиться лучше, добрее, чище. Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания.
А условия для развития детей – это сама жизнь.
«Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»
Мир прекрасен и мы обязаны украсить его еще лучше. А красота - это вершина, с которой можно увидеть мир ярким, добрым, счастливым и мы взрослые обязаны помочь детям найти путь к этой вершине, а иначе погибнет весь мир.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Приложение
Методики
- По развитию творческих способностей: Владимир Товиевич Кудрявцев
«Солнце в комнате»;
- Диагностика Ольги Михайловны Дьяченко, выявляющей уровень развития творческого воображения
- Выявление особенностей эмоциональной сферы младшего школьника.
Методика, по изучению понимания эмоциональных состояний людей.
Диагностики «Понимаете ли вы язык мимики?»
проведение диагностики «Понимаете ли вы язык мимики?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре
На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...
Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников
Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...
Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.
По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...
Творческие работы как способ повышения речевой культуры младших школьников.
В данной статье рассматривается работа по развитию связной речи учащихся, включающая в себя совершенствование ключевых речевых умений ребенка, повышение культуры речи, всех ее выразительных возможност...
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...
Особенности развития эмоциональной сферы слабовидящих младших школьников
Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание в современном воспитании и образовании. Каждый педагог должен уметь правильно выражать своё эмоциональное состояние и понимать дру...