Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
рабочая программа по психологии

Старченко Светлана Сергеевна

Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-programma_s_podrostkami.docx58.91 КБ

Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального облуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

психолого-педагогической направленности

«Развитие эмоциональной сферы подростков,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации,

посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)»

в рамках темы самообразования

Возраст обучающихся: 9-17 лет

Срок реализации: 6 месяцев

Автор – составитель:

педагог - психолог

Старченко Светлана Сергеевна

Белгород 2022

Аннотация

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер, а так же формирование жизнестойких установок и навыков эффективного функционирования в условиях трудной жизненной ситуации.

 Актуальность программы: ежедневно в Центр поступает огромное количество детей и подростков, нуждающихся в психологической помощи. Данная программа через творчество может наиболее «экологичным» способом помочь подростку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, что в свою очередь способствует личностному росту и раскрытию личностного потенциала.

Педагогическая целесообразность программы: использование методов арт-терапии в работе с обучающимися позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.  

В процессе реализации данной программы воспитанники не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством арт- терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.  

Цель программы: устранение неэффективного психологического напряжения; формирование положительного образа Я и самооценки.

Задачи программы:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
  • коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
  • развитие чувства собственной значимости;
  • формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
  • поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
  • развитие умения контролировать свои действия;
  • развитие воображения.

Организация занятий:

Данная программа предназначена для детей 9-17 лет.

Срок реализации программы

В течение среднего срока пребывания воспитанников в реабилитационном Центре (6 месяцев).

Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная.

Режим занятий: занятия  проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (так как занятия по арт-терапии носят творческий характер возможно увеличение времени занятия).

Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:

  1. развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам) У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций.
  2. выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);
  3. самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);
  4. социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).

Каждое занятие строится по единому принципу:

•        приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

•        вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

•        реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

•        рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

•        ритуал прощания.

Учебно-материальная база

Для занятий по данной программе необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- рабочие столы, стулья, доска

- материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3, цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, солёное тесто, пластилин, игровое поле «Лепёшка», игровое поле «Замок Эриды», игра «Семейка Гномс», МАК-колода «Я-подросток», МАК- колода «О природе и погоде», МАК-колода «Дерево как образ человека», ассоциативные фотографические карты «Спектрокарты».

Ожидаемые результаты

Использование техник арт-терапии с элементами игротерапии и использованием МАК-карт положительно скажутся на эмоциональном состоянии воспитанников: повысится уверенность в себе, снизится психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности. С помощью занятий по арт-терапии воспитанники смогут исследовать мир своих эмоций, переключатся от негативных переживаний.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация к программе…………………………………………………………….2

2. Пояснительная записка. Актуальность………………………………..…………5

3. Направленность……………………………………………………………………...6

4. Новизна…………………………………………………………………………….….8

5. Педагогическая целесообразность………………………………………………...8

6.Отличительные особенности программы………………………….………….......8

7. Цель и задачи программы…………………………………………………….…….9

8. Организация занятий………………………………………………………….…….9

9. Сроки реализации и режим занятий……………………………………………..10

10.Ожидаемые результаты освоения программы………………………………...11

11. Тематическое планирование…………………………………………………….13

12. Конспекты развивающих занятий……………………………………………...17

13. Список литературы использованной при работе над программой………...66


Пояснительная записка к программе

Она вызывает симпатию и уважение не только потому,

что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.

Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.

Превращая искусство в средство, в «препарат» для

оздоровления детей, арт-терапия легко и весело

манифестирует глубоко гуманное положение:

человек важнее, чем искусство!

Юрий Красный

Актуальность. В настоящее время в нашей стране наблюдается рост негативных тенденций в детской и подростковой среде. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей группы «социального риска» представляет собой многогранную и комплексную работу.

Психолого-педагогическое сопровождение детей подросткового возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации требует постоянного анализа подростковой субкультуры и поиска новых и эффективных методов и приёмов воздействия на несовершеннолетних.

Такие дети имеют высокую степень тревожности, страхи, депрессию, агрессивность и многие другие психологические проблемы, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Они более спонтанны и менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Методами арт-терапии можно справиться с обозначенными выше негативными  состояниями. С помощью арт-терапии можно контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Творчество помогает подростку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, подросток получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

Направленность. Одной из основных проблем у детей, является высокий уровень тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако большинство психологов считает, что причина кроется в нарушении детско–родительских отношений. К сожалению с данной причиной мы очень часто сталкиваемся, работая в реабилитационном центре для несовершеннолетних, куда зачастую поступают на реабилитацию дети, имеющие проблемы во взаимоотношениях в семье, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Эффективным методом снижения уровня тревожности у детей и подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения, выступает метод арт- терапии. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.

Частыми методами, используемыми в данной программе будут выступать игротерапия и метафорические ассоциативные карты.

Групповая игротерапия в ненавязчивой форме способствует освобождению от негативных мыслей и эмоций в процессе игрового действия, вызывает большой интерес у подростков и наименьшую сопротивляемость в ходе коррекционного процесса.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это дейтвенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе педагога-психолога. МАК представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них может быть изображено всё, что угодно. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображённое на ней откликается в человеке.

Опираясь на картинки из колоды, подростку проще поделиться сокровенным, тем, что волнует, ведь рассказ не о нём, а о вымышленном персонаже. Как правило, тдля подростков встреча с МАК является интересной, она облегчает для них выражение собственных эмоций и подталкивает к активной работе.

Новизна. Программа носит модифицированный характер. Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы, в частности выступает одних из наиболее часто употребляемых и эффективных инструментов работы педагога-психолога. 

Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с воспитанниками, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутриличностного состояния. 

В процессе реализации данной программы, педагог-психолог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.

Педагогическая целесообразность программы. Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.  

В процессе реализации данной программы воспитанники не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством арт- терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.  

Отличительные особенности программы. В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Методы арт-терапии очень эффективны при работе с подростками. Как правило, у них слабо развито рефлексивное «Я», в связи, с чем им очень сложно выразить словами происходящее с ними. Для большинства из них характерно наличие негативной «Я-концепции», которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс арт-технологий.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.

Цель программы

• устранение неэффективного психологического напряжения;

• формирование положительного образа Я и самооценки.

Задачи программы

• снятие эмоционального напряжения;

• коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;

• коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;

• развитие чувства собственной значимости;

• формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);

• поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);

• развитие умения контролировать свои действия;

• развитие воображения.

Организация занятий

Данная программа предназначена для детей 9-17 лет.

Срок реализации программы

В течение среднего срока пребывания воспитанников в реабилитационном Центре (6 месяцев).

Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная.

Режим занятий: занятия  проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (так как занятия по арт-терапии носят творческий характер возможно увеличение времени занятия).

Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:

  • развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам) У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций.
  • выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);
  • самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);
  • социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).

Каждое занятие строится по единому принципу:

  • приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
  • вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
  • реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
  • рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
  • ритуал прощания.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Учебно-материальная база

Для занятий по данной программе необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- рабочие столы, стулья, доска

- материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3, цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, солёное тесто, пластилин, игровое поле «Лепёшка», игровое поле «Замок Эриды», игра «Семейка Гномс», МАК-колода «Я-подросток», МАК- колода «О природе и погоде», МАК-колода «Дерево как образ человека», ассоциативные фотографические карты «Спектрокарты».

Ожидаемые результаты

Использование техник арт-терапии с элементами игротерапии и использованием МАК-карт положительно скажутся на эмоциональном состояние воспитанников: повысится уверенность в себе, снизится психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности. С помощью занятий по арт-терапии воспитанники смогут настроиться на свое эмоциональное состояние, исследовать мир своих эмоций, переключатся от негативных переживаний.

Цикл занятий  поможет воспитанникам адекватно выражать свои эмоции и чувства, что будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы в  реабилитационных группах.

Арт-терапия  поможет детям посмотреть на себя по-новому, познакомиться с различными видами искусства и творчества, повысится уровень креативности и творческих способностей.

 Данный цикл станет отличным средством самовыражения и самопознания, даст возможность для развития, гармонизации и осознание ценности собственной личности. После занятий дети станут более открытыми, внимательными, самостоятельными. С помощью арт-терапии воспитанники научатся сознательно регулировать свое поведение, находить конструктивные приемы выхода из сложных ситуаций.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Наименование темы

Содержание темы, упражнения

Общее

количество

часов

Раздел 1 «Самопознание»

1

Тайна имени

Упр. «Беседа об именах»

упр. «Ласковое имя»

упр. «Кто больше знает имён?»

упр. «Моё имя»

упр. «Нарисуй своё имя»

Рефлексия

1

2

Что я знаю о себе?

Упр. «Узнай по рукопожатию»

стихотворение об имени

упр. «Что тебе в имени моём?»

упр. «Футболка с надписью»

упр. «Моя вселенная»

Рефлексия

1

3

Кто я? Какой Я?

Упр. «Пожелание»

упр. «Я – это я»

упр. «Кто Я?»

упр.«Принятие себя»

упр. «Ассоциации»

упр. «Рисунок Я»

Рефлексия

1

4

Я тебя понимаю

Упр. «Школа улыбок»

упр. «Понимание»

упр. «Три   предмета»

упр. «Ассоциации»     

упр. «Я   тебя   приглашаю»

Рефлексия  

1

5

Я знаю как ты думаешь!

Упр. «Давайте поздороваемся»

«Игра «Имаджинариум»

Рефлексия

1

6

Каждый имеет право быть собой

Упр. «Сегодня эмоция такая…»

упр. «Мы похожи?»

упр. «Домино»

упр. «Кто из них прав?»

упр. «Докоснитесь до» 

релаксация «Золотистый поток»

Рефлексия

1

7

Мой внутренний мир

Упр.  «Имя-движение»,

упр. «Границы и убежища» 

упр. «Назови свои сильные стороны»

упр.«Кто это?»

упр. «Правда или действие?» 

упр. « Три истории как я победил!»

притча

Рефлексия

1

8

Что для меня важно?

Упр. «Сели-встали»

упр. «Мои ценности»

упр. «Письмо младшему брату/сестре»

упр. «Что нас ждёт в будущем?» упр. «Ценные виртуальные подарки»

Рефлексия

1

9

Мои ценности

Упр. «Меняются местами все те, кто…»

Упр. «Моя Вселенная»

Упр. «Познакомимся с ценностями»

Упр. «Цена и ценность»

Упр. «Мне сегодня …» - рефлексия

1

10

Грани моего Я

Упр. «Шеренга»

Изготовление коллажа на тему «Грани моего Я»

Рефлексия

1

Раздел 2 «Эмоции и чувства»

11

Эмоции и чувства

Упр. «Зеркало»

Упр. «Мимическая разминка»

Упр. «Антоним»

Упр. «Восхищенная рука»

Рефлексия «О природе и погоде»

1

12

Я хозяин своим чувствам

Упр. «Комплимент – сюрприз»

Упр. «Моё настроение»

Упр. «Зеркало»

Упр. «Передай рядом сидящему»

Упр. «Хозяева чувств»

Упр. «Умею ли я владеть своими чувствами?»

Упр. «Ритуал – прощание: «Записки с любовью»

1

13

Как справиться с гневом

Упр. «Докоснитесь до»

Упр. «Что такое эмоция?»

Упр. «Покажи эмоцию»

Упражнение «Давайте поговорим об агрессии»

Упражнение «Лист бумаги»

Упражнение «Вендетта отменяется»

Упражнение «Расслабляемся»

Рефлексия

1

14

Гномы-вредители

Упр. «Путаница» 

Социальная игра Ф. Мойерсона «Гномы-вредители»

1

15

Мои желания, мои возможности

Упр. «Цвет моего желания»

Упр. «Мои желания»

Упр. «Мой психологический багаж»

Упр. «Чувство локтя»

Упр. «Наш психологический багаж»

Рефлексия

1

Раздел 3 «Бесконфликтное общение»

16

Дом для группы

Упр. «Орехи»

Упр. « Групповой рисунок»

Упр. «Правила в доме группы»

Упр. «Мы вместе»

Рефлексия

1

17

Что такое дружба и кто такой друг?

Упр. «Карлики и великаны» 

Упр. «Правила дружбы» 

Упр. «Ищу друга» 

Упр. «Что для тебя значимо?»

1

18

Маска

Упр. «Общий признак».

Упр. «Маска»

Упр. «Драматизация с масками»

Рефлексия

1

19

Как я умею договариваться?

Упр. «Путаница»

Социальная психологическая игра Г. Хорна «Лепёшка»

Рефлексия

1

20

Я тебя вижу ! или ?

Упр. «Встанем в строй»

Работа в технике ««GLASS-ART» («Роспись на стекле»)

Рефлексия

1

21

Что такое настоящая команда?

Упр. «Скалолаз»

 Социальная психологическая игра Гюнтера Хорна «Замок Эриды»

Рефлексия

1

22

Моё царство! Моё государство!

Упражнение «Властелины кольца»

Методика Т.В. Громовой «Царство-государство»

Рефлексия

1

23

Я в будущем

Упр. «Я сам строю свою жизнь»

Упр. «Сигнал»

Упр. «Волшебная лавка»

Упр. «Найди себя»

Упр. «Достижение цели»

Упр. «Жизненный путь»

Рефлексия

1

24

Подведение итогов

Упр. «Лабиринт»

Упр. «Триптих»

Упр. «Браслет пожеланий»

Рефлексия

1

ИТОГО:

24


Список использованной литературы

 

1). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

2). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

3). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

4). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

5). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.

6).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

7). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

8).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

9).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации

Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации 1. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.2. Помоги...

Особенности эмоциональной сферы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

В данной статье рассмотрена эмоциональная сфера детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации как сложно организованная система регуляции поведения человека. Проведен сравнительный анализ группы дет...

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...

«ПЕРСПЕКТИВА: ДОРОГА В БУДУЩЕЕ» (социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством использования активных форм и методов естественнонаучного образования)

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и на ваше обсуждение) представляется авторская дополнительная общеобразовательная программа. Дидактическая основа представленной программы – теоретическая мод...

Работа в группе: формирование у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, навыков взаимодействия со сверстниками.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит подростка к  стремлению осознать и развить св...