Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
рабочая программа по психологии
Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-programma_s_podrostkami.docx | 58.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального облуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
психолого-педагогической направленности
«Развитие эмоциональной сферы подростков,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)»
в рамках темы самообразования
Возраст обучающихся: 9-17 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Автор – составитель:
педагог - психолог
Старченко Светлана Сергеевна
Белгород 2022
Аннотация
Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер, а так же формирование жизнестойких установок и навыков эффективного функционирования в условиях трудной жизненной ситуации.
Актуальность программы: ежедневно в Центр поступает огромное количество детей и подростков, нуждающихся в психологической помощи. Данная программа через творчество может наиболее «экологичным» способом помочь подростку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, что в свою очередь способствует личностному росту и раскрытию личностного потенциала.
Педагогическая целесообразность программы: использование методов арт-терапии в работе с обучающимися позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.
В процессе реализации данной программы воспитанники не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством арт- терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Цель программы: устранение неэффективного психологического напряжения; формирование положительного образа Я и самооценки.
Задачи программы:
- снятие эмоционального напряжения;
- коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
- коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
- развитие чувства собственной значимости;
- формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
- поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
- развитие умения контролировать свои действия;
- развитие воображения.
Организация занятий:
Данная программа предназначена для детей 9-17 лет.
Срок реализации программы
В течение среднего срока пребывания воспитанников в реабилитационном Центре (6 месяцев).
Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (так как занятия по арт-терапии носят творческий характер возможно увеличение времени занятия).
Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:
- развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам) У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций.
- выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);
- самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);
- социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).
Каждое занятие строится по единому принципу:
• приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
• вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
• реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
• рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
• ритуал прощания.
Учебно-материальная база
Для занятий по данной программе необходимо иметь:
- помещение с хорошим освещением
- рабочие столы, стулья, доска
- материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3, цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, солёное тесто, пластилин, игровое поле «Лепёшка», игровое поле «Замок Эриды», игра «Семейка Гномс», МАК-колода «Я-подросток», МАК- колода «О природе и погоде», МАК-колода «Дерево как образ человека», ассоциативные фотографические карты «Спектрокарты».
Ожидаемые результаты
Использование техник арт-терапии с элементами игротерапии и использованием МАК-карт положительно скажутся на эмоциональном состоянии воспитанников: повысится уверенность в себе, снизится психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности. С помощью занятий по арт-терапии воспитанники смогут исследовать мир своих эмоций, переключатся от негативных переживаний.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация к программе…………………………………………………………….2
2. Пояснительная записка. Актуальность………………………………..…………5
3. Направленность……………………………………………………………………...6
4. Новизна…………………………………………………………………………….….8
5. Педагогическая целесообразность………………………………………………...8
6.Отличительные особенности программы………………………….………….......8
7. Цель и задачи программы…………………………………………………….…….9
8. Организация занятий………………………………………………………….…….9
9. Сроки реализации и режим занятий……………………………………………..10
10.Ожидаемые результаты освоения программы………………………………...11
11. Тематическое планирование…………………………………………………….13
12. Конспекты развивающих занятий……………………………………………...17
13. Список литературы использованной при работе над программой………...66
Пояснительная записка к программе
Она вызывает симпатию и уважение не только потому,
что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.
Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.
Превращая искусство в средство, в «препарат» для
оздоровления детей, арт-терапия легко и весело
манифестирует глубоко гуманное положение:
человек важнее, чем искусство!
Юрий Красный
Актуальность. В настоящее время в нашей стране наблюдается рост негативных тенденций в детской и подростковой среде. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей группы «социального риска» представляет собой многогранную и комплексную работу.
Психолого-педагогическое сопровождение детей подросткового возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации требует постоянного анализа подростковой субкультуры и поиска новых и эффективных методов и приёмов воздействия на несовершеннолетних.
Такие дети имеют высокую степень тревожности, страхи, депрессию, агрессивность и многие другие психологические проблемы, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Они более спонтанны и менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.
Методами арт-терапии можно справиться с обозначенными выше негативными состояниями. С помощью арт-терапии можно контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.
Творчество помогает подростку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.
Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, подросток получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.
Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
Направленность. Одной из основных проблем у детей, является высокий уровень тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако большинство психологов считает, что причина кроется в нарушении детско–родительских отношений. К сожалению с данной причиной мы очень часто сталкиваемся, работая в реабилитационном центре для несовершеннолетних, куда зачастую поступают на реабилитацию дети, имеющие проблемы во взаимоотношениях в семье, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Эффективным методом снижения уровня тревожности у детей и подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения, выступает метод арт- терапии. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.
Частыми методами, используемыми в данной программе будут выступать игротерапия и метафорические ассоциативные карты.
Групповая игротерапия в ненавязчивой форме способствует освобождению от негативных мыслей и эмоций в процессе игрового действия, вызывает большой интерес у подростков и наименьшую сопротивляемость в ходе коррекционного процесса.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это дейтвенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе педагога-психолога. МАК представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них может быть изображено всё, что угодно. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображённое на ней откликается в человеке.
Опираясь на картинки из колоды, подростку проще поделиться сокровенным, тем, что волнует, ведь рассказ не о нём, а о вымышленном персонаже. Как правило, тдля подростков встреча с МАК является интересной, она облегчает для них выражение собственных эмоций и подталкивает к активной работе.
Новизна. Программа носит модифицированный характер. Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы, в частности выступает одних из наиболее часто употребляемых и эффективных инструментов работы педагога-психолога.
Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с воспитанниками, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутриличностного состояния.
В процессе реализации данной программы, педагог-психолог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.
Педагогическая целесообразность программы. Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.
В процессе реализации данной программы воспитанники не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством арт- терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Отличительные особенности программы. В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Методы арт-терапии очень эффективны при работе с подростками. Как правило, у них слабо развито рефлексивное «Я», в связи, с чем им очень сложно выразить словами происходящее с ними. Для большинства из них характерно наличие негативной «Я-концепции», которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс арт-технологий.
Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.
Цель программы
• устранение неэффективного психологического напряжения;
• формирование положительного образа Я и самооценки.
Задачи программы
• снятие эмоционального напряжения;
• коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
• коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
• развитие чувства собственной значимости;
• формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
• поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
• развитие умения контролировать свои действия;
• развитие воображения.
Организация занятий
Данная программа предназначена для детей 9-17 лет.
Срок реализации программы
В течение среднего срока пребывания воспитанников в реабилитационном Центре (6 месяцев).
Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (так как занятия по арт-терапии носят творческий характер возможно увеличение времени занятия).
Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:
- развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам) У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций.
- выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);
- самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);
- социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).
Каждое занятие строится по единому принципу:
- приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
- вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
- реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
- рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
- ритуал прощания.
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
Учебно-материальная база
Для занятий по данной программе необходимо иметь:
- помещение с хорошим освещением
- рабочие столы, стулья, доска
- материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3, цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, солёное тесто, пластилин, игровое поле «Лепёшка», игровое поле «Замок Эриды», игра «Семейка Гномс», МАК-колода «Я-подросток», МАК- колода «О природе и погоде», МАК-колода «Дерево как образ человека», ассоциативные фотографические карты «Спектрокарты».
Ожидаемые результаты
Использование техник арт-терапии с элементами игротерапии и использованием МАК-карт положительно скажутся на эмоциональном состояние воспитанников: повысится уверенность в себе, снизится психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности. С помощью занятий по арт-терапии воспитанники смогут настроиться на свое эмоциональное состояние, исследовать мир своих эмоций, переключатся от негативных переживаний.
Цикл занятий поможет воспитанникам адекватно выражать свои эмоции и чувства, что будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы в реабилитационных группах.
Арт-терапия поможет детям посмотреть на себя по-новому, познакомиться с различными видами искусства и творчества, повысится уровень креативности и творческих способностей.
Данный цикл станет отличным средством самовыражения и самопознания, даст возможность для развития, гармонизации и осознание ценности собственной личности. После занятий дети станут более открытыми, внимательными, самостоятельными. С помощью арт-терапии воспитанники научатся сознательно регулировать свое поведение, находить конструктивные приемы выхода из сложных ситуаций.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование темы | Содержание темы, упражнения | Общее количество часов |
Раздел 1 «Самопознание» | |||
1 | Тайна имени | Упр. «Беседа об именах» упр. «Ласковое имя» упр. «Кто больше знает имён?» упр. «Моё имя» упр. «Нарисуй своё имя» Рефлексия | 1 |
2 | Что я знаю о себе? | Упр. «Узнай по рукопожатию» стихотворение об имени упр. «Что тебе в имени моём?» упр. «Футболка с надписью» упр. «Моя вселенная» Рефлексия | 1 |
3 | Кто я? Какой Я? | Упр. «Пожелание» упр. «Я – это я» упр. «Кто Я?» упр.«Принятие себя» упр. «Ассоциации» упр. «Рисунок Я» Рефлексия | 1 |
4 | Я тебя понимаю | Упр. «Школа улыбок» упр. «Понимание» упр. «Три предмета» упр. «Ассоциации» упр. «Я тебя приглашаю» Рефлексия | 1 |
5 | Я знаю как ты думаешь! | Упр. «Давайте поздороваемся» «Игра «Имаджинариум» Рефлексия | 1 |
6 | Каждый имеет право быть собой | Упр. «Сегодня эмоция такая…» упр. «Мы похожи?» упр. «Домино» упр. «Кто из них прав?» упр. «Докоснитесь до» релаксация «Золотистый поток» Рефлексия | 1 |
7 | Мой внутренний мир | Упр. «Имя-движение», упр. «Границы и убежища» упр. «Назови свои сильные стороны» упр.«Кто это?» упр. «Правда или действие?» упр. « Три истории как я победил!» притча Рефлексия | 1 |
8 | Что для меня важно? | Упр. «Сели-встали» упр. «Мои ценности» упр. «Письмо младшему брату/сестре» упр. «Что нас ждёт в будущем?» упр. «Ценные виртуальные подарки» Рефлексия | 1 |
9 | Мои ценности | Упр. «Меняются местами все те, кто…» Упр. «Моя Вселенная» Упр. «Познакомимся с ценностями» Упр. «Цена и ценность» Упр. «Мне сегодня …» - рефлексия | 1 |
10 | Грани моего Я | Упр. «Шеренга» Изготовление коллажа на тему «Грани моего Я» Рефлексия | 1 |
Раздел 2 «Эмоции и чувства» | |||
11 | Эмоции и чувства | Упр. «Зеркало» Упр. «Мимическая разминка» Упр. «Антоним» Упр. «Восхищенная рука» Рефлексия «О природе и погоде» | 1 |
12 | Я хозяин своим чувствам | Упр. «Комплимент – сюрприз» Упр. «Моё настроение» Упр. «Зеркало» Упр. «Передай рядом сидящему» Упр. «Хозяева чувств» Упр. «Умею ли я владеть своими чувствами?» Упр. «Ритуал – прощание: «Записки с любовью» | 1 |
13 | Как справиться с гневом | Упр. «Докоснитесь до» Упр. «Что такое эмоция?» Упр. «Покажи эмоцию» Упражнение «Давайте поговорим об агрессии» Упражнение «Лист бумаги» Упражнение «Вендетта отменяется» Упражнение «Расслабляемся» Рефлексия | 1 |
14 | Гномы-вредители | Упр. «Путаница» Социальная игра Ф. Мойерсона «Гномы-вредители» | 1 |
15 | Мои желания, мои возможности | Упр. «Цвет моего желания» Упр. «Мои желания» Упр. «Мой психологический багаж» Упр. «Чувство локтя» Упр. «Наш психологический багаж» Рефлексия | 1 |
Раздел 3 «Бесконфликтное общение» | |||
16 | Дом для группы | Упр. «Орехи» Упр. « Групповой рисунок» Упр. «Правила в доме группы» Упр. «Мы вместе» Рефлексия | 1 |
17 | Что такое дружба и кто такой друг? | Упр. «Карлики и великаны» Упр. «Правила дружбы» Упр. «Ищу друга» Упр. «Что для тебя значимо?» | 1 |
18 | Маска | Упр. «Общий признак». Упр. «Маска» Упр. «Драматизация с масками» Рефлексия | 1 |
19 | Как я умею договариваться? | Упр. «Путаница» Социальная психологическая игра Г. Хорна «Лепёшка» Рефлексия | 1 |
20 | Я тебя вижу ! или ? | Упр. «Встанем в строй» Работа в технике ««GLASS-ART» («Роспись на стекле») Рефлексия | 1 |
21 | Что такое настоящая команда? | Упр. «Скалолаз» Социальная психологическая игра Гюнтера Хорна «Замок Эриды» Рефлексия | 1 |
22 | Моё царство! Моё государство! | Упражнение «Властелины кольца» Методика Т.В. Громовой «Царство-государство» Рефлексия | 1 |
23 | Я в будущем | Упр. «Я сам строю свою жизнь» Упр. «Сигнал» Упр. «Волшебная лавка» Упр. «Найди себя» Упр. «Достижение цели» Упр. «Жизненный путь» Рефлексия | 1 |
24 | Подведение итогов | Упр. «Лабиринт» Упр. «Триптих» Упр. «Браслет пожеланий» Рефлексия | 1 |
ИТОГО: | 24 |
Список использованной литературы
1). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
2). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
3). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
4). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
5). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.
6).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.
7). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
8).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.
9).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации 1. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.2. Помоги...
Особенности эмоциональной сферы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
В данной статье рассмотрена эмоциональная сфера детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации как сложно организованная система регуляции поведения человека. Проведен сравнительный анализ группы дет...
«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...
«ПЕРСПЕКТИВА: ДОРОГА В БУДУЩЕЕ» (социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством использования активных форм и методов естественнонаучного образования)
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и на ваше обсуждение) представляется авторская дополнительная общеобразовательная программа. Дидактическая основа представленной программы – теоретическая мод...
Работа в группе: формирование у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, навыков взаимодействия со сверстниками.
Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит подростка к стремлению осознать и развить св...