Причины проявлений деликвентности у детей и подростков.
материал по психологии на тему
Делинквентное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии. Для формирования преступного поведения существуют множественные причины, включающие влияние групп сверстников, социального контроля и социального научения, а также бессознательного усвоения моделей поведения в раннем возрасте и особенности характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vozniknoveniya_delikventnosti_u_detey_i_podrostkov.docx | 20.32 КБ |
prichiny_vozniknoveniya_delikventnosti_u_detey_i_podrostkov.pptx | 77.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Делинквентное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии. Для формирования преступного поведения существуют множественные причины, включающие влияние групп сверстников, социального контроля и социального научения, а также бессознательного усвоения моделей поведения в раннем возрасте и особенности характера .
Группы причин, способствующих возникновению делинквентного поведения детей школьно возраста.
1. Биологические причины выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся генетические особенности, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы; психофизиологические расстройства, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций; физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих.
2. Социально-экономические причины включают социальную нестабильность российского общества, усилившуюся в условиях экономического кризиса, неравенство, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу и, как следствие, кризис семьи.
3. Морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям преступного поведения несовершеннолетних.
4. Социально-педагогические причины. На формирование поведения несовершеннолетнего особое влияние имеет семья, школа и неформальные группы сверстников.
5. Социально-психологические причины непосредственно связаны с возрастными кризисами идентичности и застревания в определенной фазе развития.
Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения несовершеннолетних и определении его причин являются акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которых отдельные черты характера ребенка чрезмерно усилены. Ряд типов акцентуаций характера как бы провоцирует отклоняющееся поведение школьников. Дети с явными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска. Они нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
КАКОВА ЖЕ МОТИВАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ?
Непосредственной причиной противоправного поведения обычно выступает специфическая мотивация. Противоправное поведение по своей сути означает наличие актуального конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и социальными требованиями, представленными в законах.
Индивидуальными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть:
- стремление немедленно получить удовольствие и стремление к комфорту;
- стремление самоутвердиться или достичь высокого социального статуса;
- оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты);
- поведенческие стереотипы, например, как результат пребывания в криминальной среде;
- агрессия и садистские наклонности;
- потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение;
- скука, стремление к риску и острым ощущениям;
- фрустрация или необходимость вынужденной защиты;
- альтруизм (правонарушение, совершаемое ради других людей или высокой цели).
Склонность к делинквентному поведению может проявляться в различных социальных отклонениях − от нарушения норм морали, незначительных правонарушений до тяжких преступлений. К основным формам делинквентного поведения относят:
1) пьянство и алкоголизм;
2) наркоманию;
3) суицид;
4) проституцию;
5) бродяжничество;
6) кражу и вымогательство;
7) психическое и физическое насилие.
В данном случае речь идет о так называемом докриминогенном уровне преступности, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правонарушений, несоблюдении норм морали, правил поведения в общественных местах, в уклонении от общественно полезной деятельности, в употреблении веществ, нарушающих психическое и физическое здоровье. Криминогенный уровень асоциального поведения свойственен более старшему возрасту. Данный уровень асоциального поведения связан с осуществлением личностью противоправных действий, которые ведут к нанесению ущерба здоровью и благополучию окружающих людей (хулиганство, мошенничество, воровство, грабеж, изнасилование).
Школа, больше чем любой другой институт, кроме семьи, может оказывать влияние на поведение молодых людей. В той мере, в какой школа создает возможности для успешной социализации и формирования позитивных установок учащихся, сокращаются и возможности вовлечения несовершеннолетних в криминальную активность.
На что же должна быть направлена профилактическая работа
с несовершеннолетними, склонными к делинквентному поведению. Это прежде всего:
Организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. В рамках данной модели профилактика противоправного поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.
Организация информационно-воспитательного пространства. Это направление психопрофилактической работы реализуется в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов, т.е. в воздействии на познавательные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Использование моделей социального обучения. Данная модель реализуется преимущественно в форме групповых тренингов и индивидуальной работы.
Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение.
Тренинг аффективно-ценностного обучения. В ходе групповой психологической работы формируются навыки самостоятельного принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
Тренинг формирования жизненных навыков. Формируются наиболее важные социальные умения личности.
Организация ценностно-смыслового досуга. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения.
Формирование установок на здоровый образ жизни, личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Организация профилактики рецидивов (индивидуальные формы работы).
Комплекс развития системы дисциплинарных мер должен быть направлен на создание безопасной школьной среды, системы регулирования поведения и школьной дисциплины. Организация безопасности касается ограничения доступа на территорию школы нежелательных персон, а также предотвращения появления в школе оружия или запрещенных предметов и веществ (например, наркотиков). К этой же группе относятся меры, направленные на регулирование поведения и школьной дисциплины, на создание в школе системы формальных ролей, в которых учащиеся могут участвовать в формулировании школьных правил и контролировать их соблюдение, а также в рамках которых они получают формальные возможности реагировать на проблемное поведение своих сверстников. В этом контексте можно упомянуть такие меры как посредничество сверстников в разрешении споров и конфликтов.
Социальные нормы и их содержание составляют конкретные жизненные ценности: правила поведения, общения и взаимодействия между людьми, и здесь существенную роль играет система социального контроля, т.е. механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия за нарушение этих норм.
Социальный контроль осуществляется в двух направлениях:
1) обеспечение и стимулирование позитивного поведения социальных субъектов;
2) воздействие на различные формы социально-негативного, отклоняющегося поведения с целью предупреждения и снижения нарушений социальных норм.
В качестве объекта социального контроля, с целью предупреждения отклоняющегося поведения, выступают несовершеннолетние правонарушители и другие делинквенты, совершившие правонарушения, отбывающие или отбывшие наказание; дети и подростки, живущие в неблагополучных условиях, и образующие так называемые группы "социального риска".
Другую группу составляют средства, непосредственно воздействующие на объект социального контроля, – это поощрение и стимулирование нормированного поведения, ответственность и наказание. Последние широко используются как средство социального контроля отклоняющегося поведения за совершение преступлений и других правонарушений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Делинквентное поведение – это одна из форм девиантного поведения человека, достигшая степени общественной опасности, определяемой уголовным законом, т.е. преступное поведение.
Группы причин, способствующих возникновению делинквентного поведения детей школьно возраста Биологические генетические психофизиологические физиологические Социально-экономические Морально-этические Социально-педагогические Социально-психологические
Индивидуальными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие и стремление к комфорту; стремление самоутвердиться или достичь высокого социального статуса; оппозиционное поведение; поведенческие стереотипы; агрессия и садистские наклонности; потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение; скука, стремление к риску и острым ощущениям; фрустрация или необходимость вынужденной защиты; Альтруизм.
Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к делинквентному поведению Организация социальной среды. Организация информационно-воспитательного пространства. Использование моделей социального обучения. Организация ценностно-смыслового досуга. Формирование установок на здоровый образ жизни. Организация профилактики рецидивов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины девиантного поведения детей и подростков
статья рассматривает виды девиантного поведения, причины его проявления у современных детей и подростков...
ПРОГРАММА «Профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков в МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино на 2014-2015 учебный год».
Данный материал поможет разработать школьную программу по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся учебного заведения....
Программа по профилактике девиантных и отклоняющихся проявлений у детей и подростков
Данная программа рассчитана на комплексное взаимодействие следующих направлений: развитие эмоциональной сферы, пропаганда здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков, раскрытие твор...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В основе деструктивного поведения детей и подростков лежит внутреннее и внешнее неблагополучие. Хороший эмоциональный контакт с ребенком, ответственное и внимательное отношение к нему является главным...
«Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».
Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает серьезное негативное воздействие на формирование ли...
Детско-родительские отношения. Агрессивные проявления у детей и подростков.
Презентация для родительского собрания "Детско-родительские отношения". Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна. Почему себя так ведут дети в школьном социуме? Одна из причин а...