«Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».
материал
Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения. Как правило в подростковом возрасте у данной категории учащихся меняется поведение в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_negativnyh_proyavleniy.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».
социальный педагог Горнова П.К.
В нашей школе – интернате обучаются дети с задержкой психического развития. Данной категории детей свойственны: слабость усвоения общих понятий и закономерностей, они сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Эмоциональная незрелость детей с ОВЗ ведет к эмоциональной поверхности контактов, снижению способности к сопереживанию и сочувствию, мимолетным, ситуативным и неустойчивым побуждениям к действиям. Большинство детей и подростков с ОВЗ психически неустойчивы. Это определяет особенности их общественного поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, мало предсказуемо.
Следует отметить, что семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. В большинстве случаев отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, не имеют образцов социально желаемого поведения и общения с людьми разных возрастных категорий. Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения. Как правило в подростковом возрасте у данной категории учащихся меняется поведение в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д.
Можно перечислить основные факторы, причины появления различного типа девиаций в поведении:
1.Нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.
2. Несостоятельность семейного воспитания. К таким семьям относятся: криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические
3.Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках).
4. Наличие определенных акцентуаций (чрезмерно выраженные отдельные черты) в характере подростка. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
В свете выше сказанного перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
- предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;
- оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи детям и семьям, находящимся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации;
- обеспечение своевременного обмена информацией о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную, антиобщественную деятельность, жестокого обращения с детьми, о подростках, причисляющих себя к неформальным антиобщественным объединениям и принятие соответствующих профилактических, реабилитационных и психолого-педагогических мер;
- совершенствование форм и методов правового воспитания, развитие детских и подростковых объединений, ученического самоуправления;
- участие в конкурсах, проектах, профилактических программах окружного и городского уровня;
- повышение уровня взаимодействия образовательной организации с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, полиции в индивидуальнопрофилактической работе с детьми и семьями;
- разработка и использование в образовательном учреждении новых программ, методик и технологий воспитательно-профилактической направленности.
Основные формы психопрофилактики различного вида девиантного поведения:
1.Работа, направленная на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
2.Работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время, выявление данных учащихся, выявление данных семей
3.Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательные поведение личности. Объектом работы может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу на формирование установок направленных на здоровый образ жизни и трезвость.
4.Информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов, создание сайтов в Интернете.
Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтверждения статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков и алкоголя на здоровье и личность. Нередко информирование имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления алкоголя и наркотиков и описываются драматические судьбы девиантов, их личная деградация. Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций.
В некоторых случаях, напротив, ранее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызвать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения. В ряде случаев информация даётся несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению алкогольной и наркозависимости. должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.
5.Активное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
- Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренингов изменяется установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развиваются способность говорить «НЕТ» в случае давления сверстников, даётся информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
- Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями, для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознанию эмоций, выражать их приемлемым способом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируется принятия решений, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
- Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимается наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно решать конфликты в межличностных отношениях. Также, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою жизненную позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающих ситуации.
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
6.Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. например, аддикция (зависимость) может играть важную роль в личностной динамике- повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получают что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытания себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают ранее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности- спорт, искусство, познание. если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
7.Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения. Наиболее эффективными являются, прежде всего, интерактивные формы проведения работы.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что система в работе по профилактике негативных проявлений в детской и подростковой среде не может быть выстроена в «одночасье» - это кропотливая работа с педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов и с безответственными родителями, которую мы делаем и, надеюсь, будем делать в координации с другими учреждениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков в МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино на 2014-2015 учебный год».
Данный материал поможет разработать школьную программу по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся учебного заведения....
Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи.
Профилактика наркомании...
Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи. "Алкоголизм(пивной) и его негативное влияние на человеческий организм"
Урок по профилактике алкоголизма .Демонстрация губительного действия алкоголя (пивного) на здоровье человека....
Опыт работы ГБОУ Школа № 950 по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних
Выступление на Круглом столе при Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Отрадное города Москвы с докладом на тему: "Опыт работы ГБОУ Школа № 950 по профилактике негати...
«Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся» - материал к родительскому собранию
К сожалению, различные негативные проявления среди молодежи, в том числе среди учащихся, продолжают оставаться одной их тревожных характеристик современного российского общества. Поэтому, в настоящее ...
Методическая разработка круглого стола "«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».
Круглый стол на тему: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся»....
Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся
В презентации рассматриваются вопросы интернет-безопасности, интернет-зависимости, вовлечения в деструктивные организации экстремистского и религиозного профиля, химических зависимостей, аутоагре...