Программа по профилактике девиантных и отклоняющихся проявлений у детей и подростков
рабочая программа на тему
Данная программа рассчитана на комплексное взаимодействие следующих направлений: развитие эмоциональной сферы, пропаганда здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков, раскрытие творческих способностей, ориентированность на семейные и нравственные ценности, правовая просвещенность. Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики антиобщественного поведения и снижение тенденции роста противоправных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_-_kopiya.docx | 64.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профилактике девиантных
и антиобщественных проявлений у детей
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………….4-5
1.Организационно-методический раздел………………………………………………………………………....................5-6
1.1 Нормативно-правовая база разработки программы по профилактики девиантного и антиобщественных
отклонений у детей……………………………………………………………………………………………………. …….5-6
1.2.Цель программы…………………………………………………………………………………………………………. 6
1.3.Задачи реализации программы…………………………………………………………………………………………..6-7
1.4.Планируемые результаты реализации программы……………………………………………………………………..7-8
1.5.Образовательные технологии и формы реализации программы………………………………………………. ……..8-11
2. Календарно-тематический план работы………………………………………………………………………….. ……...11-14
3.Содержание программы……………………………………………………………………………………………. ……...14-16
4.Взаимодействие со смежными службами………………………………………………………………………................ 16-19
5.Использование внешних связей в процессе реализации программы…………………………………………… ………19-21
6.Медиативный подход как один из эффективных способов реализации программы по профилактики
девиантного поведения……………………………………………………………………………………………… ……..22-24
7. Социально-педагогическая работа с детьми и подростками в процессе реализации программы профилактики девиантного и отклоняющегося поведения………………………………………………………………………………...24-27
8.Заключение…………………………………………………………………………………………………………………27-28
9. Учебно-методическое обеспечение программы………………………………………………………………… ……..28
9.1. Основная литература……………………………………………………………………………………………. ……..28-29
9.2. Дополнительная литература …………………………………………………………………………………………...29
Пояснительная записка
Перемены в обществе, связанные с нестабильной экономической, экологической, социальной обстановкой, обостряют вероятность различных отклонений в процессе становления личности ребенка. В связи с эти возрастает актуальность профилактики девиантного поведения. Эффективность мер социальной профилактики предполагает выявление сути понятия «девиантное (отклоняющееся) поведение», а также видов, причин отклоняющегося поведения детей и подростков. И.С. Кон рассматривает девиантное поведение его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Девиантное (отклоняющееся) поведение может проявляться у детей в возрасте 10-16 лет – в периоде психологического и физиологического развития, становления социальной активности подростка. В этот период складываются устойчивые формы поведения, черты характера, формируются новые навыки и умения, способы эмоционального реагирования ребенка на происходящие события. В то же время – это период, который характеризуется неустойчивостью эмоциональной сферы, неумением определить свою социальную позицию, неуверенностью в собственных силах, психологическим дискомфортом. Все вместе это является благоприятной почвой для развития отклонений в поведении ребенка от принятых в обществе норм.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
- социально-педагогической запущенностью, когда поступки подростка складываются на основе негативных моделей поведения;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, напряженными взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов.
На пути познания и принятия подростком самого себя, раскрытия своих возможностей и проявления черт характера, очень важен грамотный и профессиональный подход педагогов и воспитателей в сопровождении и становлении «здорового образа жизни» подростка.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Нормативно-правовая база разработки программы по профилактики девиантного и антиобщественного поведения у детей
Нормативно-правовую базу разработки программы по девиантному и антиобщественному поведению у детей составляют:
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция ОО о правах ребенка
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом Президента РФ от 01.06.2012 года №761)
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы ФГБОУ «ИШИ им. Е.Д. Стасовой »
- Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Концепция УМК «Школа России», «Гармония»
1.2. Цель программы
Целью программы является создание в образовательном учреждении условий, которые способствуют минимизации проявлений отклоняющегося поведения детей и расширяют границы безопасного пространства обучающихся.
1.3. Задачи реализации программы
Основными задачами реализации программы являются:
- оказание психолого-педагогической поддержки обучающемуся, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;
- способствование формирования у детей и подростков правильных моделей поведения и образа жизни в целом, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
- способствование повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);
- привлечение обучающихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечение в кружки, общешкольные мероприятия, спортивные секции;
- формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования физического здоровья;
- повышение самосознания и саморегуляции воспитанников через разнообразные формы работы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В конечном итоге реализации программы по профилактике девиантного и антиобщественного поведения, обучающиеся должны показать следующие результаты:
Знать |
|
Уметь |
|
Владеть |
|
Данная программа рассчитана на комплексное взаимодействие следующих направлений: развитие эмоциональной сферы, пропаганда здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков, раскрытие творческих способностей, ориентированность на семейные и нравственные ценности, правовая просвещенность. Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики антиобщественного поведения и снижение тенденции роста противоправных действий.
1.5. Образовательные технологии и формы реализации программы
В процессе реализации программы, в соответствии с требованиями ФГОС, особое значение придается применению следующих образовательных технологий:
- технология модульного обучения
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование у обучающихся навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что воспитанник полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти.
- кейс-технология
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений. Кейс-технология включает в себя ситуативно-ролевые игры, метод дискуссий, метод проектов и т.д. При использовании кейс-технологии, у детей происходит развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, демонстрация различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
- игровые технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
- технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности воспитанников по решению учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и личностно значимые качества.
- проектная технология
Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от воспитанников их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данном этапе. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, воспитанник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
- технология критического мышления
Критическое мышление – тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, ответственности за собственные решения.
- здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают воспитанникам возможность сохранения здоровья за период обучения, формирование необходимых знаний, умений и навыков в становлении здорового образа жизни и применение полученных знаний на практике.
Используемые в реализации программы профилактики девиантного поведения образовательные технологии преследуют нижеперечисленные цели:
- развитие аналитического и критического мышления;
- привитие практических навыков работы с информацией;
- расширение коммуникативной компетентности;
- формирование способности выбора оптимальных вариантов эффективного взаимодействия с людьми;
- разрушение стереотипов мышления;
- формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Формы реализации программы:
Начальное звено | Классные часы, занятия с элементами тренинга, сказкотерапия, создание игровых ситуаций, часы ЗОЖ, работа творческих мастерских, эмоциональная гимнастика, гимнастика мозга, игры, прогулки с элементами наблюдения, использование медиатеки, викторины, экскурсии, конкурсы рисунков, детская продуктивная деятельность (лепка, свободное рисование, аппликация), рассматривание фотографий, иллюстраций, работа с притчами. |
Среднее звено | Занятия с элементами тренинга, просветительские беседы, коммуникативные занятия, дискуссии, конкурсы, викторины, работа творческих мастерских, профориентационные часы, беседы с элементами рассуждения, мозговые штурмы, тренинги, классные часы, презентации, медиатека, политинформация, общешкольные линейки, трудовая деятельность, оздоровительно-спортивные мероприятия, анкетирование, диагностические процедуры и тренинги психолога, игры, выходы на производство, диалоги, круглые столы, практикумы. |
Старшее звено | Классные и воспитательские часы, тренинги, профориентационные занятия, ролевые игры, диспуты, проектные группы, презентации, работа Школьного совета, анкетирование, элективные курсы, поисковая деятельность, лекционная и практическая деятельность, диагностические процедуры, тематические беседы, интеллектуальные игры, общешкольные линейки, политинформация, часы труда, спортивно-оздоровительные мероприятия, групповые и индивидуальные занятия. |
2. Календарный план работы школы-интерната по профилактике антиобщественного поведения
Модуль (раздел) | Мероприятие | Дата проведения | Кто привлекается |
Я и общество | «Права ребенка» встреча с ИПН по правам ребенка | сентябрь | воспитанники |
«ЗНАК БЕЗОПАСНОСТИ» Встреча с сотрудниками ГИБДД | сентябрь | воспитанники | |
Московская международная встреча «УРОК МИРА» | сентябрь | воспитанники | |
«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (коллективное видеообращение к народам мира) | сентябрь | воспитанники | |
Съёмки документального фильма о дружбе КНР и СССР | сентябрь | воспитанники | |
«Хранители воды» Всероссийский экоурок «Вода России» Всероссийский конкурс рисунка | октябрь | воспитанники | |
Пионерская дружина «Красная Пресня» Военно-патриотическая игра «ЗАРНИЧКА» | октябрь | воспитанники | |
ДНИ РОССИЙСКО – НЕМЕЦКОЙ ДРУЖБЫ | октябрь | воспитанники | |
Творческая встреча ивановского писателя и историка Федотова А.А. с воспитанниками (в рамках Дней российско-немецкой дружбы) | октябрь | воспитанники | |
«VIVA CUBA!» встреча с послом р. Куба г-ном Эмилио Лосада Встреча с кубинским художником Омаром Годинесем | ноябрь | воспитанники | |
Военно-спортивный праздник «Будущие защитники!» | февраль | воспитанники | |
Военно-спортивный праздник "Будем в армии служить!" | февраль | воспитанники | |
Военно-патриотический фестиваль "Защитный огонь» | февраль | воспитанники | |
Я и школа | «День Самоуправления» | октябрь | воспитанники |
Встреча с московскими школьниками-пионерами | октябрь | воспитанники, приглашенные гости | |
День рождения Елены Дмитриевны Стасовой | октябрь | воспитанники | |
Читаем «ВОЙНУ и МИР» Всероссийская акция | ноябрь | воспитанники | |
«ФЕСТИВАЛЬ ДРУЖБЫ студентов и школьников» | ноябрь | воспитанники, приглашенные гости | |
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «Т Е Х Н О Г Р А Д» (МГТУ им. Баумана) | декабрь | воспитанники, студенты московских вузов | |
Я и мое здоровье | Участие во всероссийских соревнованиях по русской лапте в г. Москва | сентябрь | воспитанники |
Спортивный праздник в парке им. Степанова «ДОБРЫЕ СТАРТЫ» | сентябрь | воспитанники | |
«Румянцевские соревнования» | октябрь | воспитанники | |
Спартакиада по легкой атлетике среди учащихся общеобразовательных школ города Иваново | октябрь | воспитанники | |
«Веселые старты» | октябрь | воспитанники | |
Первенство МФФ «Золотое кольцо» по футболу в г. Ярославле | октябрь | воспитанники | |
Спартакиада школьников по мини-футболу среди средних учебных заведений г. Иваново. | ноябрь | воспитанники | |
Первенство Молодежной Федерации Футбола «Золотое кольцо» | ноябрь | воспитанники | |
Чемпионат школы по русской лапте | ноябрь | воспитанники | |
Матч-турнир по русской лапте | ноябрь | воспитанники | |
«ФУТБОЛ» районный этап Спартакиады среди школ г. Иваново | ноябрь | воспитанники | |
ДЕНЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА | октябрь | воспитанники | |
Открытый турнир г. Иванова по русской лапте | ноябрь | воспитанники | |
Городские соревнования по спортивной гимнастике среди учащихся общеобразовательных школ г. Иваново | декабрь | воспитанники | |
Военно-спортивный праздник «Будущие защитники!» | февраль | воспитанники | |
Я и мое Я | Военно-спортивный праздник "Будем в армии служить!" | февраль | воспитанники |
Международный день толерантности «Возьмемся за руки» и «Разноцветные ладошки» | октябрь | воспитанники | |
«Поэзия востока» (г. Москва) | ноябрь | воспитанники, приглашенные гости | |
Пионерская дружина «Красная Пресня» Военно-патриотическая игра «ЗАРНИЧКА» | октябрь | воспитанники, приглашенные гости | |
«АНТИФАШИСТСКИЙ ФОРУМ» Спектакль «ПАМЯТЬ» (в рамках антифашистского форума) | декабрь | Воспитанники, педагоги доп.образования | |
«УРОКИ ДОБРОТЫ» встреча с Ю. Куклачевым | январь | воспитанники, народный учитель Ю.Д.Куклачев |
3. Содержание программы
Программа включает в себя четыре взаимосвязанных раздела, представляющих целостность целенаправленного развития воспитанников. Содержание работы по разделам представляет собой систему теоретических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности воспитанников и развивающих личностные качества успешного человека.
Модуль «Я и общество»: воспитывающая деятельность по гражданско-патриотическому, правовому, нравственному воспитанию.
Модуль «Я и школа»: деятельность по развитию интеллекта, сохранение и приумножение традиций школы, соблюдение Устава школы, Правил обучения и проживания в школе-интернате, развитию коллектива воспитанников.
Модуль «Я и мое здоровье»: деятельность по сохранению здоровья физического (гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде); социального (адекватная оценка своего Я, самоопределение); психического (высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию)
Модуль «Я и моё я»: деятельность, направленная на развитие самопознания самоопределения учащихся, развития его личностных качеств через личностно-ориентированное воспитание и обучение.
Разделы (модули) программы | Задачи раздела |
«Я и общество» | Организация помощи в выборе дальнейшего жизненного пути, умении ставить цель и добиваться её. Формирование знаний и ответственности за поступки, нарушающие законы общества и государства. Воспитание дисциплинированности и уважения прав других людей. Диагностирование личного уровня толерантности, коррекция собственных границ толерантности. |
«Я и моя школа» | Воспитание уважения к России, Ивановскому краю, своей школе, уважительного отношения к международному прогрессивному движению, традициям международной солидарности, педагогическому опыту школы. Знакомство с биографиями и судьбами выпускников школы, как пример выбора жизненного пути и самоопределения. Способствовать повышению собственной самооценки и ответственности воспитанников перед обществом. Развитие организаторских способностей в управлении и организации деятельности коллектива класса. |
«Я и мое я» | Повышение внутренней мотивации к саморазвитию, желания изменить себя в лучшую сторону. Помощь воспитаннику в создании образа своего «я», в оценке своих возможностей. |
«Я и мое здоровье» | Формирование убеждений, что при здоровом образе жизни у человека развивается не только красота тела, гармония движений, работоспособность, но и формируется характер, закаляется сила воли. |
4. Совместная работа со смежными службами школы-интерната
Совместная работа воспитателей, педагогов дополнительного образования направлена на реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и представляет собой программы, проекты, кружки просветительской, эстетической и художественно-творческой направленности, а также спортивные секции, направленные на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Деятельность педагогов доп. образования охватывает подавляющее число воспитанников c 1 по 11 классы. Посещаемость кружков составляет 98% от общего числа воспитанников школы-интерната.
Кружок «Смекалочка» (возрастной состав детей – 7-12 лет). |
Экспериментальный историко-краеведческий проект доп.образования «Путешествуем по родному городу» (тематические экскурсии для 5-6 классов). |
Физкультурно-спортивная секция “Баскетбол” для детей 12-17 лет. |
Программа по внеурочной деятельности «Снайпер». |
1. Программа по внеурочной деятельности «Театр песни «Интер» для воспитанников 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. 2. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа игры на фортепиано» для воспитанников 7 - 16 лет. |
Дополнительная общеразвивающая программа модельной студии «Чародейка» художественной направленности, разработана для занятий с воспитанниками 2-11 классов (7-15лет). Программа включает в себя следующие курсы: художественное проектирование костюма, моделирование и пошив костюма, хореография и сценическое движение. Возраст учащихся: 7-15лет. |
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Шёлковый узор» для воспитанников: 9-14 лет. |
«Плавание» 1-4классы и «Плавание» 5-11 классы |
1. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Русская лапта» для детей 11-17 лет 2. Программа «Мини-футбол» (возраст воспитанников 9-10 лет) 3. Программа «Мини-футбол» (возраст воспитанников 11-13 лет); программа спортивного совершенства (возраст воспитанников 14-16 лет) |
Дополнительная общеразвивающая программа «Графика» (возраст воспитанников 11 – 16 лет) |
Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство», ориентированная на воспитанников 1-4 классов |
Ансамбль народного танца «Хорошки». Программа курса предназначена для преподавания основ хореографического искусства для 1-4 классов. |
Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Спортивные бальные танцы» для воспитанников 10-17 лет. |
Рабочая программа кружка «французский язык» «формирование компетентности учащихся в овладении французским языком в процессе их патриотического и интернационального воспитания», возраст учащихся: 6- 11 классы, срок реализации: 2 года |
1. Программа дополнительного образования детей «Самбо», возраст детей с 6 лет. 2. Дополнительная общеразвивающая программа по настольному теннису. |
Секция по лёгкой атлетике для воспитанников 11-17 лет. |
Программа по внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности « Фитнес для малышей». |
Рабочая программа «Эстетическая гимнастика» для 1 – 5 классы |
5. Внешние связи в решении задач профилактики антиобщественного поведения
Учреждения, объединения, организации и др. | Формы взаимодействия |
Пионерская организация Красной Пресни г. Москва Посольство Кубы
Посольство Китая Витебский областной дворец пионеров и молодежи Белоруссия Благотворительный фонд «Радуга» г. Иваново Благотворительный фонд «Добрая Надежда» Международная ассоциация «Дети-послы мира» Фонд Мира г. Иваново и г. Москва Дворец детского и юношеского творчества на Воробьевых горах г. Москва Бельгийская ассоциация «Семья» Центр интеллектуального развития «Лидер» Спортивная школа № 8 г. Иваново Спортивная школа № 3 Гандбол Городской спорткомитет Городской комитет по делам молодежи МОУ ДОД «Молодежный центр» Областная научная библиотека Библиотека для детей и юношества на ул. Крутицкой Библиотека им. Я.И. Гарелина Областной Институт развития образования ГИБДД г. Иваново МЧС г. Иваново МБОУ МЦ г. Иваново Музей Островского, музей «Преодоление», музей Воинской Славы на Поклонной горе Православная школа-интернат при Свято-Николо-Шартомском монастыре г. Шуя Школа Юных Разведчиков при Преображенском кафедральном соборе г. Иваново Университет им. Баумана г. Москва Конгресс народов Кавказа при СФ РФ | Совместное проведение мероприятий, экскурсий, проведение Школьного Актива Проведение совместных акций, открытие выставки Совместное проведение мероприятий, поездки воспитанников и педагогов в КНР Совместное проведение мероприятий, экскурсии, проведение Школьного Актива Проведение совместных праздников, мероприятий Проведение совместных праздников, мероприятий Участие в мероприятиях и акциях ассоциации в г. Москва Совместное проведение Дней российско-немецкой дружбы, организация волонтерской деятельности Совместное проведение мероприятий, участие в семинарах Совместная организация отдыха воспитанников школы, культурный обмен Проведение «Интеллектуальных игр» Организация занятий по тхэквондо на базе школы для воспитанников Интердома Совместное проведение мероприятий на базе школы Совместное проведение мероприятий на базе школы Организация работы летних трудовых отрядов из числа воспитанников Интердома в г. Иваново и в школе Участие в мероприятиях, выставках Участие в мероприятиях, выставках Участие в мероприятиях, выставках Участие в работе семинаров, круглых столов, проведение мероприятий на базе школы в рамках курсов повышения квалификации Совместные мероприятия в рамках шефской работы, участие в городских и областных конкурсах Работа по пропаганде БОЖ Совместное проведение семинаров, консультаций, аттестаций, участие в круглых столах Совместные выставки, Акции Совместные мероприятия Совместные мероприятия Совместные мероприятия |
6. Медиативный подход (в рамках работы службы школьной медиации) как эффективный метод работы по профилактике антиобщественных проявлений у подростков
Актуальность создания служб школьной медиации (СШМ) в образовательных учреждениях обусловлена рядом причин. Одна из них - непродуктивная работа школьных кабинетов психологической поддержки и недоверие ребенка к человеку из «взрослой системы», который по привычке следует либо административно-карательным (вызов к директору, на педсовет и т.д.) путем, либо направляет в кабинет психолога/соц. педагога и, как результат - поиск виновного и наказание. Порой подростки решают проблему сами с помощью силы либо групповым давлением (бойкотом). Естественно, что участники конфликта, находящиеся в стрессовой ситуации и испытывающие обиду и ненависть друг к другу, не смогут разговаривать конструктивно. Метод восстановительной медиации помогает наладить взаимную здравую беседу и предлагает непосредственным участникам самим найти пути решения конфликта, следовательно, и разделить ответственность за принятое решение.
Функционирование служб школьной медиации в образовательном учреждении позволит:
- сократить количество и остроту конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
- повысить эффективность ведения профилактической работы, направленной на снижение проявлений асоциального поведения воспитанников;
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оздоровить психологическую обстановку в образовательном учреждении.
Цели и задачи служб школьной медиации
Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
- создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением;
- внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом;
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
- повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
- снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»*;
- снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
- сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.
При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.
*«группа равных» - это группа детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников.
Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семья-школа (образовательная организация)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания, образования и профилактики асоциального поведения подростков.
Работа Школьного Совета в Интердоме частично выполняет функции ШСМ и соблюдает следующие принципы ученического самоуправления:
- добровольность, равноправность, законность, гласность;
- приоритет человеческих ценностей;
- коллегиальность принятия решения;
- уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах коллектива и организации.
7. Социально-педагогическая работа с детьми и подростками в процессе реализации программы профилактики девиантного и отклоняющегося поведения
В работе с детьми и подростками в школе-интернате в профилактических целях используются разные подходы.
- Личностный подход
Личностный подход основывается на том, что нужно видеть в каждом воспитаннике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. Необходимо научить подростка видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
- Информационный подход
Информационный подход основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы является информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для разных возрастных групп социальных норм. Это осуществляется через средства массовой информации (печать, телевидение, интернет), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
- Подход, основанный на принципе альтернативности
Подход, основанный на принципе альтернативности – это организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков различной направленности.
- Поведенческий подход
Поведенческий подход основывается на формировании жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.
- Социально-профилактический подход
Социально-профилактический подход предполагает в качестве основной цели выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода в системе организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся школой-интернатом, воспитателями, социальными педагогами для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
- Медико-биологический подход
Суть медико-биологического подхода состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Ребенок обследуется психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.
- Социально-педагогический подход
Социально-педагогический подход заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств.
8. Заключение
Отклоняющееся поведение подростков, с одной стороны, может рассматриваться как некий сигнал об особенностях личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательной работы по развитию личности, средства ее формирования. Формирование личностной и социальной грамотности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений необходимо начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения. Также важно развитие способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принятия ответственных решений. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, конфликтами, научить неагрессивными способами реагировать на критику, сопротивлению давления со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-правоправными средствами.
Оценка эффективности профилактической программы состоит в анализе динамики факторов риска у детей. Как правило, дети начинают лучше учиться, меньше прогуливают занятия, чаще и охотнее делятся своими проблемами со взрослыми, ставят в приоритет здоровый образ жизни. Психологический климат в школе заметно улучшается: дети меньше обижают друг друга, дерутся. Параметрами оценки являются различные социометрические показатели, опросники, поведенческие характеристики: агрессивность, конфликтность, отклонения в поведении, раздражительность и др. Кроме того, воспитанники школы-интерната являются постоянными победителями различных конкурсов, олимпиад, творческих фестивалей. Также высокий процент выпускников, имеющих в своих аттестатах «4» и «5» - это около 40% от общего числа обучающихся, и выпускников, поступивших в высшие учебные заведения.
9. Учебно-методическое обеспечение программы
9.1. Основная литература
1.Воронков Б. В. Острые аффективные реакции и нарушения поведения. Особенности психических отклонений у подростков.- СП6., 1993.-С. 22-31.
2. Шнейдер Л. Б. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. 2005.
3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр,1999. -96с.
4. Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов социального поведения. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006 -112 с.
5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 256 с.
6. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
7. Клейберг Ю.А. Девиантология. Хрестоматия. СПб: Питер, 2010.
8. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991.
9. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб.: Речь, 2007.
10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 1988.
9.2. Дополнительная литература
1. Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. – Профилактика девиантного
поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). с. 84–91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков в МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино на 2014-2015 учебный год».
Данный материал поможет разработать школьную программу по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся учебного заведения....
Областной практико-ориентированный семинар «Профилактика девиантного поведения школьников: построение модели работы с подростками в условиях реализации ФГОС ООО»
21.02.19 социальный педагог МБОУ СОШ № 2 п.Добринка Григорова Е.В. приняла участие в областном практико-ориентированном семинаре «Профилактика девиантного поведения школьников: постр...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В основе деструктивного поведения детей и подростков лежит внутреннее и внешнее неблагополучие. Хороший эмоциональный контакт с ребенком, ответственное и внимательное отношение к нему является главным...
«Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».
Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает серьезное негативное воздействие на формирование ли...
Детско-родительские отношения. Агрессивные проявления у детей и подростков.
Презентация для родительского собрания "Детско-родительские отношения". Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна. Почему себя так ведут дети в школьном социуме? Одна из причин а...
Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы Советника директора по воспитательной работе и классного руководителя.
выступление на семинаре классных руководителей...
Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы советника директора по воспитательной работе и классного руководителя.
Статья "Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы советника директора по воспитательной работе и классного руководителя" поможет решить след...