Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
план-конспект урока по психологии (10 класс) на тему

Техтерекова Юлия Алексеевна

Цель и задачи урока:

ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.

ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформировать коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения.

ü Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, умения работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rech.docx42.06 КБ
Файл rech.pptx856.37 КБ

Предварительный просмотр:

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Основы психологии

Урок №45                                                                                     Дата: 03.03.2015г.

Тема «РЕЧЬ: Определение понятия речь. Виды речи»

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформировать коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок изучения нового материала, смешанный.

Методы: словесные, наглядные, групповые.

Оборудование: классная доска, конспект урока.

Х О Д   У Р О К А:

1) Организационный момент (2 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (3 мин).

1. Дайте определение понятию личность.

2. Личностью рождаются или становятся?

3. Что отличает человека от животного?

4. Что такое сознание человека?

Тема урока: Определение понятия речь. Виды речи.

3) Первичное усвоение новых знаний (25 мин).

        Речь является уникальным специфическим феноменом, который отличает человека от всех других живых существ.

Речь и язык впервые возникли в человеческом обществе сначала как средство общения, а затем как средство мысли.

А сейчас, конечно же, мы уже не представляем жизнь без использования речи.

Что же такое речь? (выслушать ответы учащихся).

В психологии существует несколько определений речи, мы рассмотрим только четыре из них.

Итак, речь – это:

1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков;

С появлением речи возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на большие расстояния, а также передавать информацию от поколения в поколение.

2) процесс общения людей с помощью языка, то есть речь рассматривается как особый вид деятельности (речевая деятельность);

3) система используемых человеком знаков и символов для предоставления, переработки, хранения и передачи информации;

4) специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языка.

Прочитайте внимательно записанные определения речи и скажите, что общего между ними, что их объединяет?

В каждом из приведенных определений речи упоминается и язык.

То есть, речь и язык взаимосвязаны.

Представьте, что вы попали в другую страну, Польшу, Германию, и т.д. Какие проблемы у вас могут возникнуть? Будете ли вы испытывать трудности при общении с людьми? Почему?

Правильно, вам будет мешать языковой барьер, вы не сможете ничего объяснить другому человека, вас не поймут и вы ничего не поймете.

Для того, чтобы говорить и понимать чужую речь необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык – система условных символов, с помощью которой передается информация, имеющая для людей определенное значение и смысл.

Главным носителем информации является слово – единица речи и языка.

Одно слово может обозначать только один предмет и явление.

Слово имеет две стороны – оно произносится (то есть имеет звуковую форму) и имеет какой-то смысл ( то есть что-то обозначает).

Виды речи

На доске рисуется схема

Итак, выделяют два основных вида речи – внешнюю и внутреннюю. Между ними как бы промежуточное положение занимает эгоцентрическая речь.

Рассмотрим каждый вид речи более подробно.

Внешняя речь – обращена к другим людям. С помощью нее человек передает и воспринимает мысли.

Как указано на схеме, внешняя речь делится на устную и письменную.

Устная речь – речь, обращенная к кому-либо, выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха.

Устная речь считается самой древней по происхождению.

Дети также обучаются сначала устной речи, а затем письменной.

Устная речь проявляется в диалогической и монологической формах.

Диалог – это речь, которая активно поддерживается собеседником, то есть в ней участвует два и более человек. При этом диалогическая речь как бы «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации собеседником.

Монолог – это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. Например, выступление одного человека перед аудиторией, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и прочее.

Монолог  представляет собой непрерывную речь, которая не поддерживается слушателями.

Также внешняя речь может быть письменной.

Письменная речь общение при помощи текстов. Например, письма, записки, электронное сообщение и прочее.

Внутренняя речь – беззвучная речь про себя или для себя, возникающая в процессе мышления.

Внутренняя речь происходит из внешней   и выступает как средство мышления, этап планирования деятельности.

И эгоцентрическая речь – промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняет не коммуникативную, а интеллектуальную функцию. Характерная для детей 3-5 лет, а к 6-7 годам исчезает.

Эгоцентрическая речь – это речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность.

Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Однако великими ораторами, не рождаются, ими становятся. Стараниями и усилиями человек способен освоить искусство речи. Например, древнегреческий оратор Демосфен. Он был косноязычен, имел слабый голос, привычку подергивать плечом заикался и пр.

Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки. Для этого он:

  • Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки.
  • Произносил речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы.
  •  Всходил на крутизны, громко читая поэтов.
  •  Упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо.
  • Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна.

А для того, чтобы у него не дергалось во время выступлений плечо, он привязывал к дереву меч над этим плечом и начинал говорить. Меч ранил плечо. Но таким, достаточно жестоким образом Демосфен добился совершенства в ораторстве.

Мэрэлин Монро также заикалась  в детстве, но упорные занятия перед зеркалом помогли ей преодолеть этот недостаток.

Упражнение «Зайку бросила хозяйка…»

Цель: развитие умения управлять своим голосом.

Выполнение:

Произнести текст: «Зайку бросила хозяйка…»

1. шепотом

2 – с максимальной громкостью;

3 – волнообразно;

4 – как будто вы страшно замерзли;

5 – как будто у вас во рту горячая картошка;

6 – как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

4) Закрепление полученных знаний (10 мин)

Активное закрепление («эстафета»)

Преподаватель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.д.) одному из учащихся, тот по команде преподавателя (например, хлопок ладонями) следующему учащемуся. Разрешается пользоваться личным конспектом.

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речь: понятие и виды 1

Слайд 2

2

Слайд 3

3

Слайд 4

Демосфе́н (384 г. – 322 г. до н.э.) 4 Один из знаменитейших ораторов Древней Греции; выходец из знатного рода. Свою первую речь не сумел произнести до конца. Его освистали, люди не захотели его слушать. Это его жестоко уязвило.

Слайд 5

Упражнение «Зайку бросила хозяйка…» 5 Произнести текст: «Зайку бросила хозяйка…» 1 – шепотом; 2 – с максимальной громкостью; 3 – волнообразно; 4 – как будто вы страшно замерзли; 5 – как будто у вас во рту горячая картошка; 6 – как маленькая девочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж имен существительных 1-го склонения".

Конспект  открытого урока по письму и развитию речи  в 5 классе  коррекционной школы 8 вида  по теме "Именительный падеж существительных первого склонения"...

Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс

Тема. Ю.И.Коваль «Приключения    Васи Куриленко» (В деревни Сычи)Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением  «Приключения Васи Куриленк...

Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса

Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...