Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме "Имя существительное - удивительная часть речи ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok._novaya_versiya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:
Имя существительное - удивительная часть речи
Цель: обобщить знания обучающихся о существительном как части речи.
Задачи:
Обучающая:
- повторение и обобщение изученного об имени существительном как о части речи и его правописании
- пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных в предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Вид урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений.
Оборудование: мини-проекты учащихся, презентация
Ход урока:
Слайд 1
I. Организационная часть (создается атмосфера доброжелательности и творческой активности).
- Прозвенел звонок наш в срок.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте? Всё в порядке?
Учебник? Ваш дневник? Тетрадка?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
II. Мотивирование к учебной деятельности (на экран проецируется изображение сказочного города)
Слайд 2
- Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране, которая называется Морфология. В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы сегодня и отправимся. Запишите дату и тему нашего урока: «Имя существительное – удивительная часть речи».
Слайд 3 Десятое апреля
Классная работа
Имя существительное – часть речи удивительная
Слайд 4
- Я надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и активными, потому что все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Мой друг существительное »
ІІІ. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания (защита мини-проектов).
Кто может дать определение имени существительному?
- Того, к кому мы идем в гости, нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и создать его портрет. У кого получилось?
Ребята защищают свои проекты-рисунки.
Защита 1-2 проектов
Проекты детей
- Я думаю, что Имя Существительное – это государство, которое расположено в огромной стране Морфологии. В ней дружной семьёй живут имена существительные. В этом государстве можно найти такие города, как г. Имён Собственников.
Очень часто имена Существительные ездят в другие государства, такие как Глаголия, Преважное прилагательное, Местоименное. Вместе с жителями этих стран глаголами, имена существительные образуют различные предложения и текст.
- Я представляю себе Имя Существительное как важного господина, воспитанного джентельмена, который всегда учтив, галантен, соблюдает нормы литературного языка. Этот господин никогда не скажет тортОв вместо тОртов или делОв вместо дел, и обязательно позвонИт,а не позвОнит , когда доедет.
Роль имён существительного в речи очень важна, они обозначают предметы, числа, движение. Известный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет сумел написать стихотворение только с помощью именных частей речи - имен существительных, конечно, там есть ещё имена прилагательные( и две служебные части речи), но совсем нет глаголов.
Шепот, робкое дыханье
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной, ночные тени.
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Неслучайно и синтаксический разбор мы начинаем с того, что находим подлежащее. А подлежащее чаще всего бывает выражено именем существительным.
- Мне кажется, что Имена Существительные живут в старинном прекрасном замке. В этом замке царят очень строгие правила. Существительные всех склонений расположились на своём этаже, существительные мужского, женского и среднего рода занимают правое и левое крыло своего этажа.
Вход в замок охраняют стражники кто? и что? Они пропускают в замок только те части речи, которые могут ответить на их вопросы
*** *** *** *** *** *** *** *** ***
Как выглядят имена сущ. мы теперь знаем, и оптправляемся к ним
IV. Организация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. (Практикум.)
Перед вами на доске обозначены несколько остановок, где нам придется на некоторое время задержаться и блеснуть своими знаниями.
Слайд 5
- В ходе выполнения заданий в тетради я прошу каждого из вас, ребята, на полях отмечать особыми знаками свои достижения и недочёты:
+ я дал правильный ответ,
? я почти верно ответил,
- мне не удалось верно ответить или я вообще не знаю ответа этот вопрос
(такая работа поможет вам в конце урока проанализировать эти знаки, оценить свои знания по данной теме)
Время не будем с вами терять,
Поскорей отправимся в путь!
Придется новое что-то узнать, заглянуть в самую суть.
Итак, первое задание встречает нас на СТАНЦИИ СКЛОНЕНИЙ
Слайд 6
- Определение роли существительных в речи (на экран проецируется изображение морского пейзажа)
Ребята, посмотрите внимательно на доску
Слайд 7 (изображение морского пейзажа)
- Прочитайте данный текст:
Слайд 8
Море. Солнце.
Песок. Ветерок.
Чайка летает.
Волна играет.
Купанье. Веселье.
Смех. Умиротворенье.
Слайд 9
- Выпишите имена существительные, определив их склонение. В ТЕТРАДИ!
Для этого разделите тетрадь на три колонки. Не забудьте выделить ту морфему, по которой мы слово относим к тому или иному склонению. А какие сущ. относятся к сущ. 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
1склонение м. и ж.р. с -а,-я,
2 склонение м. с и ср.р. с -о,-е,
3 склонение ж.р. с ь
1 скл. Чайка волна | 2 скл. Море Солнце Ветерок Купанье Веселье Смех Умиротворенье | 3 скл. Тишь Гладь (морская) Ночь |
Существительные какого склонения не встретились в тексте? Приведите примеры сущ. 3 склонения, еще раз взглянув на пейзаж
Слайд 9
Могли ли бы вы сказать, что изображено на картине без имен существительных?
- нет
- Какое средство языковой выразительности вы встретили в тексте?
Волна играет (олицетворение)
Какое из записанных вами имён существительных можно исключить, и почему? по какому признаку? Попробуйте задать вопросы к имена м существительным.
Чайка (кто?), остальные (что?)
- А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (формула одушевленности). Какой прием мы можем применить для определения одушевленности имен сущ.?
Формула одушевленности Р.п.=В.п.
неод.- И.п.=В.п.
2) Упражнение «Докажи»( как различить одушевленные и неодушевленные существительные?)встречает нас на СТАНЦИИ ОДУШЕВЛЕННОСТИ.
Слайд 10
На этой станции мы встречаем несколько имен сущ., которые ведут спор об одушевленности.. сущ. бабочка утверждает, что оно одушевленное, в отличие от сущ- х снеговик и кукла,. Кто из вас может помочь этим именам сущ.?
Уч- к работает у доски по карточке
снеговик, кукла, бабочка
и.п. снеговики, куклы, бабочки
р.п. снеговиков, кукол, бабочек
в.п. снеговиков, кукол, бабочек
Пока ….(Ф.И. уч-ся) помогает именам сущ., мы поиграем в игру «Исключи лишнее».
Исключите любое на ваш взгляд необходимое слово и объясните, почему вы его исключили
Кто готов продолжать работу? Не забывайте ставить значки на полях, оценивая свои ответы
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах – окончание – и.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б)какое слово вы можете исключить из следующего ряда слов
Умница, плакса, девочка
Девочка. 2 существительных общего рода, девочка – ж.рода. почему же имена сущ. умница, молодчина, плакса, неряха, забияка называются сущ. общего рода?
-Потому что они могут называть и мальчика, и девочку.
Исключить: слово «плакса» характеризует отрицательное качество человека.
в) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все слова во множественном числе.
Исключить: ножницы.
Почему слово ножницы? – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное.
д) Мяч..., печ..., ноч..., доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: Мяч. почему сущ. исключаем?
– существительное 2 склонения, мужского рода;
- А еще какое слово можно исключить?почему?
-печь – может быть существительным и глаголом.
!!! Проверить работу у доски , выставить оценки.
4) Физминутка
Ребята, вы устали в пути. Настало время физминутки.
- Предлагаю немного поразмяться и заодно повторить изученный материал.
Я называю сущ. разных типов склонений. Если вы слышите сущ. 1 склонения- наклоняете голову в сторону окна, сущ. 2 склонения- наклоняете голову в сторону стены, сущ. 3 склонения- руки в стороны, если названо не имя сущ. , хлопаем в ладоши
Слова для лингвофизминутки:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ПЛАЩ 2
РОЩ 1
ПРАЗДНИК 2
ДОЧЬ 3
ПО СТРАНИЦЕ 1
ШИПУЧ кр. прил
В ЗЕЛЕНИ 3
ОЗЕРАМИ 2
В ПЕЧИ 3
ИЗ-ЗА ТУЧ 1
В АЛЬБОМЕ 2
ПО ОЧЕРЕДИ 3
СТРИЧЬ ИНФ.
БРОШЬ 3
ГРУШ 1
ДРОЖЬ 3
5) Ребята, мы с вами добрались до центральной площади города сущ.
Слайд 11
Здесь собралось большое количество имен сущ. Они пришли посмотреть на вас – на иностранных туристов. Чтобы мы могли дальше продолжить движение, необходимо развести жителей по районам. Вспомните, что в рус. языке многие имена сущ. имеют форму как ед., так и множественного числа. Какие вы можете привести примеры?
Но и сущ., которые имеют форму только одного числа, ед. числа,например:
Молоко, бой(часов), тишина, белизна, желтизна,
и форму только мн. числа:
джинсы, каникулы.
Вам нужно распределить данные слова в три столбика
!! начертите таблицу, разделите её на 3 колонки, спуститесь на 5 строчек вниз
Слайд 12
Вам предлагаются следующие имена существительные
Слайд 13
погода, вагон, деньги, обувь, лужа, носок, сила, чернила, злость, очки, джинсы, каникулы, утро, дом, гвоздь, молодежь, хлопья, свет, река, насекомое,
самост. работа обучающихся в тетрадях
Слайд 14 проверка
И ед.ч., и мн. ч вагон лужа носок дом гвоздь река насекомое | Форма только ед.ч. Погода Обувь носок злость утро молодежь свет | Форма только мн.ч. деньги чернила очки, джинсы, каникулы хлопья |
Во 2 столбике все сущ. с ь на конце – сущ. 3 скл.
В 1- 2 скл.
6) Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка – СТАНЦИЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ. Слайд 15
(Ребята, путешествуя по городам имен существительных, мы увидели немало интересного. А имена существительные ничего не знают о нашем городе. Давайте кратко расскажем именам существительным о нашем городе и покажем им фотографии с известными местами, зданиями города, благо
Рассказ уч-ся. Тольятти – город в Самарской области на левом берегу Волги. С 1964 года носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Тольятти - крупный центр автомобильной и химической промышленности (ТольяттиАзот, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук). Город состоит из 3-х районов – Автозаводской – крупнейший в Поволжье район, а так же промышленный центр города, образовавшийся одновременно открытием в 1966 году завода АвтоВАЗ; Центральный– исторический и административный центр города, место расположения Думы и мэрии города; и Комсомольский – там располагается Тольяттинский речной порт.
Естественно, основной достопримечательностью Тольятти является завод АвтоВАЗ
Крупной достопримечательностью считается крупнейший научный и образовательный центр Поволжья и России - Тольяттинский государственный университет. В городе множество замечательных музеев. Крупнейшим является Городской музейный комплекс «Наследие», расположенный в историческом центре города, где в настоящее время проживает основная часть городского населения, на ул. Советской. На ул. 40 Лет Победы находится Музей Отваги - интерактивный музей нового поколения.
Как и в любом другом городе, в Тольятти есть Краеведческий и Художественный музеи. Худ. музей насчитывает более восьми тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Развита в городе и спортивная жизнь.
На территории города множество разнообразных памятников и монументов. К примеру. На берегу реки Волга установлен памятник В. Н. Татищеву, основателю города Тольятти. Необычным можно считать Памятник Преданности, возведенном на Южном Шоссе в честь верной собаки, выжившей в автокатастрофе, но потерявшей своих хозяев. В течение всей своей маленькой жизни (до 2002 года), в любую погоду, будь то снег, дождь или метель, она приходила на место катастрофы.
Великолепной постройкой является Драматический театр «Колесо» на улице Ленинградская. Ежегодно в театре «Колесо» проходит пять-шесть премьер.
Слайд 15,16,17,18
Мы сейчас просмотрели несколько фотографий с видами нашего города. Поднимите руки те, кому нравится наш город.
А кто сейчас может признаться в любви своему городу?
- Я люблю тебя, Тольятти!( каким членом предложения является слово Тольятти в предложении?
(никаким.это обращ.)
Запишите предложение
Тольятти - мой родной город. ( повеств., невоскл., простое, двусост., распр.)
Какой знак препинания необходим в предложении? Почему?
И выполните его синтаксический разбор
У доски и в тетрадях у доски……. Синт.разбор
Морф.разбор сущ. город выполнит …….
В предложении сущ. используются и в роли подл., и в роли сказ., а еще какими членами предложения могут быть имена сущ.?
Приведите примеры
Морфологич. разбор сущ. город
Наше путешествие подходит к концу. Давайте сделаем выводы (по тому материалу, который вспомнили)
Выводы:
- Имя существительное – часть речи, которая изменяется по падежам и числам.
- От рода зависит склонение имен существительных. Сущ. относятся к одному из трех типов склонений. примеры
- Имена существительные изменяются по числам. Есть существительные, которые имеют форму только единственного и только множественного числа. Примеры
- Имя существительное может быть любым членом предложения. Примеры
– Молодцы.
Вот сколько удивительных черт назвали мы сейчас имена существительные. Все наши выводы доказывают их удивительность
Ребята, обратите внимание на ваши тетрадные поля, на те значки, которыми вы оценивали себя
У кого много +?
У кого много ?
У кого много -. Вам необходимо подучить материал.
Продолжите предложения
Слайд 22
VI. Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….
Я вспомнил (а) о том, что существительные…
Мне необходимо повторить материал о…
Я доволен (довольна) своей работой на уроке, потому что…
- Дети, наше путешествие в мир ИМЕНИ СУЩ. еще не окончено. Сегодня мы вспомнили и обобщили изученное об этой части речи.
Хочется верить, что дома вы с неменьшим интересом продолжите свое путешествие и напишите сочинение-миниатюру на тему: «Мой друг существительное», в котором поразмышляете об удивительной части речи имени существительном, о разнообразии имен существительных, о важной роли в нашей речи, Вспомните, как мы описывали картину с помощью имен сущ. , стихотворение Фета, высказывание Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия»
ОЦЕНКИ ДЕТЯМ
Неразгаданные загадки и тайны еще остались, поэтому хочется дать вам совет:
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь…
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
Вадим Шефнер
VII. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Мой друг имя существительное»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"
Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).Цели урока:1)...
Разработка урока русского языка в 5 классе «Имя существительное как часть речи »
Одним из важнейших разделов русского языка является раздел "Морфология". Важно научить учащихся определять морфологические признаки частей речи, умение определять постоянные и непостоянные...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"
Подробное описание урока в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"
В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...
Урок русского языка в 5 классе " Имя существительное как часть речи"
Данный урок является первым в изучении большой темы «Имя существительное». Урок изучения имени существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...