Развивающее занятие для младших подростков "Как избавиться от прозвища"
классный час по психологии на тему

Расулова Ольга Владимировна

Развивающее занятие для младших подростков "Как избавиться от прозвища"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_izbavitsya_ot_prozvishcha.doc59 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Расулова О.В.,

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 15

Занятие с элементами тренинга для младших подростков

"Как избавиться от прозвищ?"

Цель:

  1. Показать, как люди берегут своё имя, фамилию.
  2. Воспитывать уважение к окружающим.
  3. Вырабатывать психологическую защиту, учить не реагировать на обидные слова.

Ход занятия

I. Приветствие.

(Обратиться к детям по именам.)

- Приятно слышать такое обращение к себе? Какие чувства вы испытывали? (В народе говорят, что самый сладкий звук для человека – звучание его имени.)

II. «Что в имени тебе моём?..»

1. Психологический тренинг.

Произнесите своё имя (Я – ...):

  • с гордостью;
  • радостью;
  • восторгом (восхищением);
  • с иронией;
  • с насмешкой;
  • с достоинством.

Какое звучание вам больше понравилось?

2. Краткая информация:

Древние русские имена были своеобразными характеристиками (приметами) людей, по которым можно было выделить человека из окружающих (Мал, Рябой, Добр, Молчан, Селянин ...).

В Древней Руси не было разницы между именем и прозвищем. Наши имена появились значительно позднее. Мы привыкли не отделять себя от своего имени. Что такое «Я»? (Это я – Иванова Таня.)

Люди всегда берегли своё имя и старались сделать так, чтобы оно жило как можно дольше, прославляли себя делами.

3. Но вот мы попали в школу.... Здесь бушует многоголосная жизнь...

- Бык! Постой, Бык! Ну, подожди!

- Привет, Ходуля!

- Отстань, Рыжий! Кому сказано!

- Косой, шапку забыл!

- Заикашка, ну Заикашечка, дай задачку списать!

Вдруг начинает казаться, что мы попали в недобрую сказку, где живут некрасивые звери и вещи, и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами.

Нет, это не сказка. Обыкновенный школьный коридор. Перемена тоже обыкновенная. А Бык – просто Быков; Ходуля – высокий мальчик; забывший шапку Косой – Серёжа Зайцев.

Почему же так происходит? Может быть ребятам нравится, когда коверкают и переиначивают их имена? Спрашивала у многих. Нет, не нравится. Простые ошибки – и то задевают. Как – то новая учительница вместо Кляпин сказала в классе «Клячин». Все хором тут же исправили её, а Кляпин даже обиделся.

Воспитанный человек старается не исказить нечаянно чужое имя и уж никак не уродует его нарочно. Вообще, всякое коверканье слов – признак не слишком высокой культуры. Очень неприятно бывает слышать, как телевизор превращается в «телик», «физкультура» – «физру», а «учительница» – в «училку». И совсем недопустимо подобное искажение имён. Наверное, не все понимают это. Иначе не звали бы ребята Колю Колуном или Колястым, а Жабовского – Жабой.

Смеяться над чьим-то именем, превращать его в предмет шуток может только не очень умный человек. Но ещё хуже тот, кто издевается над внешностью другого и дразнит его обидными кличками.

- Идёт мимо кудрявый малыш – «Ну ты, баран, ме-е...»; встретилась тоненькая высокая девочка – «Оглобля» Ха – ха – ха!».

Все остальные – «очкарики», «лопухи», «скелеты», «олени».

III. О любителях «дразнилок».

- А можно ли смеяться над людьми худыми, полными, с веснушками, больными, в очках?

- Вы правы, нельзя ни в коем случае. Ведь главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был трудолюбив, честен. А всё остальное – лишь внешний облик человека. Среди вас, к сожалению, ещё немало любителей подразнить кого-нибудь, обидеть.

Разыгрывание сценки «Дразнилка».

Ученик:

Усердно Саша всех дразнил,

Отпора он не находил.

Но вот однажды так случилось,

Что Саше больше не дразнилось.

Раздаётся звонок с урока. Через сцену проходят мальчики и девочки. Одни беседуют, другие играют, третьи читают. Позади плетётся мальчик – это Саша. Ему явно скучно. Он останавливается посреди сцены, зевает, смотрит по сторонам, чешет затылок. Вдруг он обращает внимание на проходящую мимо девочку, высокую, стройную. На лице Саши появляется злая улыбка.

Саша: Длинноногая, а длинноногая!

Девочка: Никакая я не длинноногая!

Саша: Длинноногая! (Кривляется и ходит вокруг неё на цыпочках.) Длинноногая!

(Девочка заплакала, убегает со сцены. Саша бежит за ней, продолжая дразнить. Ему навстречу идёт мальчик – новая «жертва».)

Саша: Конопатый! (Мальчик от неожиданности останавливается). Конопатый, конопатый, весь веснушками богатый!

(Мальчик, сжимая кулаки, наступает на обидчика. Саша убегает, мальчик – за ним. Несколько секунд спустя Саша с хохотом возвращается на сцену: ясно, что его не догнали. Он снова принимается за любимое занятие – пристаёт к другой девочке.)

Саша: Пышка, пышка, пышка!

(Свои обидные слова он сопровождает гримасами и злым смехом. Девочка оглядывает себя, с обидой смотрит на Сашу, поджимает губы и, не выдержав, начинает всхлипывать. С прыгалками появляется девочка, которая оказывается «щепкой». Мальчишка, которого Саша обозвал «ушастиком», тоже оскорблён, но догнать обидчика не может. «Герой» уже устал от «дел» и беготни, когда появляется девочка с книгой.)

Саша (подумал, вздохнул и начал): Рыжая, рыжая, рыжая!

Девочка (невозмутимо): Не рыжая, а блондинка. Кто-то брюнет, кто-то шатен, а кто-то блондин... Да и рыжая – ничего страшного.

(Продолжает читать).

Саша (волнуясь): Рыжая!

(Девочка не обращает внимания.)

Саша: Рыжая!

(Девочка читает.)

Саша: Рыжая!

(Девочка не обращает внимания.)

Саша: Рыжая!

(Сашу закачало, кричит.)

Саша: Рыжая!!!

(Привлечённые криком, выходят ранее оскорблённые ребята.)

Саша (собирает последние силы, подходит к девочке и кричит ей на ухо): Рыжая!!!

(Девочка улыбается. Обидчик не выдерживает и падает на руки стоящих сзади него мальчиков. Все ахают.)

Мальчик (волнуясь): Куда его?

Девочка: В медкомнату! Скорее! Жалко мальчишку, додразнился...

(Однокласснику несут Сашу за кулисы.)

IV. Как избавиться от прозвищ?

Мы с вами попробуем сформулировать правила, которые нам помогут в этом. Первое правило мы выведем, вспомнив сценку «Дразнилка».

Как отреагировала на прозвище «рыжая» девочка? (Не обратила внимания.)

1-е правило: «На клички не отзываться!»

Чтение стихотворения «Прозвище».

Прозвали Лёшу «Ветчиной».

И ходит Лёша сам не свой,

И на лице страдание.

Не понимает он того,

Что надо

(Только и всего),

Чтобы отстали от него –

Не обращать внимания.

2-е правило: «На необидные прозвища не сердиться!»

Вывод дети делают прочитав материал по группам: первая группа – прозвища, производные от фамилий.

«Огорчаться в этом случае не стоит – все рано или поздно через это проходят. Даже люди очень известные.

Например, популярного актёра Таганки Бориса Хмельницкого, киношного Робин Гуда, в театре зовут Хмель. Подобные клички необидны, и бороться с ними, по-моему, незачем».

Вторая группа – прозвища - названия животных: заяц, слон, мышь и т. Д

«Ну что же делать – мы все на кого-то похожи! Но не забывайте, что индейцам, героям романов Фенимора Купера, при рождении давались имена Хитрая Лиса, Большой змей или какой-нибудь Бешеный Койот, от чего они абсолютно не страдали. У древних же людей зверь вообще мог быть покровителем рода, что в конце концов привело к появлению фамилий: Медведевы, Волковы... Пожалуй, в этом случае расстраиваться тоже не следует».

3-е правило – секрет общения:

«Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же».

Чтение стихотворения В. Масса и М. Червинского «Как его зовут?» и скажите, вежлив ли его герой.

«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только:

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

- Пусть каждый проверит, как он сам называет других.

- Если нечаянно назвал другого его прозвищем, как поступишь? (дети предлагают свои формы извинения).

Чтение стихотворения «Обижалки».

Мы с моей соседкой Галкой

Сочиняли обижалки.

Вот придёт обидный срок,

А у нас готово впрок:

Я скажу ей – ты ворона,

А она мне – ты глухарь.

Я скажу ей – макарона,

А она мне – ты сухарь.

Я ей – мышь!

Она мне – крыс!

Стой-ка!

Чем мы занялись?

Для чего нам обижалки?

Мы стоим соображаем:

Мы совсем друг друга с Галкой

Никогда не обижаем!

- Замечательное решение приняли ребята: «Стой-ка! Для чего нам обижалки?»

- Почему важно вовремя остановиться? (Дети высказывают свои мнения.)

4-е правило: «Учись понимать шутки, умей отшучиваться!» прослушаем песню.

Рыжий.

Если мальчик конопат,

Разве мальчик виноват,

Что родился рыжим, конопатым?

Но, однако, с малых лет

Пареньку прохода нет,

И кричат ехидные ребята:

- Рыжий! Рыжий! Конопатый!

Убил дедушку лопатой.

А он дедушку не бил,

А он дедушку любил.

Вот он к деду. Ну и дед

Говорит ему в ответ:

- У меня ведь тоже конопушки!

Если выйду я во двор,

Самому мне до сих пор

Вслед кричат ехидные старушки:

- Рыжий! Рыжий! Конопатый!

Убил дедушку лопатой.

А я дедушку любил.

В небе солнышко горит

И мальчишке говорит:

- Я ведь тоже рыжим уродилось!

Я ведь, если захочу,

Всех подряд раззолочу,

Ну-ка, посмотри, что получилось!

Рыжий папа. Рыжий дед!

Рыжим стал весь белый свет!

- Рыжий! Рыжий! Конопатый!

Убил дедушку лопатой!..

А если каждый конопат,

Где на всех набрать лопат!

Послушайте советы героя этой песни.

Совет первый. Внимательно отнеситесь к прозвищу, которое вам «прилепили». А вдруг что-то в нём даже понравится?! Ну, например, «толстый (ая)». Ну и что? Разве это беда? К тому же сколько знаменитостей имели и имеют солидный животик! К тому же толстые люди, как правило, добряки – значит, таким прозвищем можно даже гордиться!

Совет второй. Не создавай вокруг себя ореола мученика. Не «огрызайтесь» на прозвище, а улыбайтесь. Постарайтесь превратить всё в шутку, остроумно ответить на дразнилку.

- Толстый? Ну, так хорошего человека и должно быть много!

Совет третий. Сделайте всё наоборот: зовут толстым – похудейте. Дразнят «чучелом» – обратите внимание на свой внешний вид. Найдите повод для насмешек в себе самом и устраните его.

V. Итог занятия.

- Какие советы были для вас полезными?

- Если вы решили избавиться от вредной привычки «Обзывание», то составьте собственную карту работы над собой. Занятие можно закончить положительными эмоциями игры «Я – ласка»: все предметы называть ласково: кошка – кошечка, друг – дружочек.

- Кто может ласково назвать соседа по парте?

- А часто ли вы так обращаетесь друг к другу?

- Как ласково вы называете самых любимых, дорогих людей?

- А часто ли?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников "Мы отправляемся в поход!"

Цели:Развитие ВПФ и ЭВС младших школьниковЗадачи:Воспитательная – способствовать обогащению эмоциональной сферы. Развитие восприятия  через различные сенсорные системы.Образовательная – обо...

Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Город друзей»

Цели:Создание условий для самовыражения, развития инициативы, творческого потенциала учащихся.Развитие коммуникативных способностей школьников, умения общаться в коллективе.Развитие доброжелател...

Коррекционно-развивающее занятие для младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы-интерната

Занятие составлено для младших классов специальной (коррекционной) школы с целью коррекции и развития психических процессов: памяти, мышления, внимания, наблюдательности, восприятия, воображения. Такж...

Коррекционно - развивающее занятие для младших школьников: "Знакомство с профессиями: "Строитель"

Материалы занятия можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Занятие направлено на формирование социальных компетенций у детей, а также на развитие и корре...