Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.
план-конспект занятия по психологии на тему

Елена Алексеевна Морозова

 

      Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.

       Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

      Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования. Данная работа   обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сенситивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

      Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «Я» в формах, приемлемых для окружающих людей. Специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции   в младшем  школьном  возрасте  актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

Программы по формированию

навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.

Цель программы: создание условий  для  осознания  собственного  эмоционального состояния и обучения   способам эмоциональной саморегуляции в режиме интерактивных форм обучения.

Категория обучающихся: учащиеся   4  класса.

Срок обучения: 16 недель.

Режим занятий: 1 час в неделю (1 час = 40мин).

№ пп

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ/ задачи

Умение понимать себя и других

  1. «Ярмарка достоинств»

Закрепить навыки самоанализа;

Задачи:

  • научить детей преодолевать барьеры на пути самокритики;
  • развивать их уверенность в себе.

  1. «Культура поведения

Познакомить учащихся с правилами ведения беседы;

Задача:

  • Формировать   навыки ведения беседы.

Умение снимать эмоциональное напряжение

  1. «Нужна ли  агрессия?»

Дать учащимся представление об агрессивном поведении;

Задача:

  • выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.

  1. «Саморегуляция»

Дать понятие саморегуляции.

Задача:

  • научить   учащихся  приемлемым способам разрядки гнева и агрессии

Умение просить, принимать помощь и приходить на помощь

  1. « Предложи свою помощь»

Дать понятие  «Сотрудничество»

Задача:

  • отработка навыков

«предложения помощи».

  1. «Волшебство слов

(этикет)

Знакомство с этикетом.

задача:

  • обучение навыкам культуры приветствия.

Умение выходить из конфликтных ситуаций

  1. « Почему люди ссорятся»

 Познакомить с особенностями поведения в конфликтной ситуации;

Задача:

  • обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

  1. « Критика»

Познакомить учащихся с понятием «критика»;

Задача:

  • обучить  навыкам  правильного реагирования на критику.

  1. « Уверенное и

неуверенное поведение»

Дать понятия « Уверенное» « Неуверенное»

 поведение.

Задачи:

  • выработка у учащихся уверенного поведения;
  • формирование у них негативного отношения к агрессии

Умение слушать других людей

10. Предотвращение конфликтов»

Дать  понятие  « конфликт»

Задачи:

  • отработка ситуаций предотвращения

конфликтов;

  • диагностика конфликтности;

11.« Учимся слушать

друг друга»

Подвести ребят к пониманию значимости собственного «Я»;

Задача:

  • научить их осознавать необходимость жить в согласии с собой и другими.

12. « Пойми меня»

Формировать у учащихся умение понимать друг друга;

Задача:

  • стимулировать поведенческие изменения учащихся.

13. «Обиды»

Дать объяснение понятию «обида»;

Задача:

  • научить детей находить приемлемые способы борьбы с обидой.

14. « Привычки»

Совершенствовать навыки самоанализа;

Задача:

  • обучить приемлемым способам избавления от вредных привычек

15.« Азбука перемен»

Закрепить полученные знания;

Задача:

  • помочь ученикам поверить в свои силы;

16.« Чаепитие»

Итоговое занятие для закрепления навыков культуры поведения за столом.

 

Предполагаемый результат.

  1. Мониторинг отслеживания  сформированности адекватной самооценки  и динамики   снижения уровня  тревожности и агрессивности учащихся младшего школьного возраста.
  2. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах саморегуляции младших школьников.
  3. Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКАДанная сатья будет полезна и родителям, и учителям....

Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников

Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...

Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.

По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"

           Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших и старших школьников

Актуальность программы.Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении...