Программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших и старших школьников
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mlad.shkol_.docx | 48.67 КБ |
programma_po_emots-vol.sfery_.docx | 47.67 КБ |
annotatsiya_k_rabochey_programme1-4.docx | 15.01 КБ |
annotatsiya_k_rabochey_programme_5-7.docx | 14.82 КБ |
annotatsiya_k_rabochey_programme_8-9.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность программы.
Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне школы. Вопрос проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников актуален, так как при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются не способными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально- волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность. Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития
современного ребенка.
В последние годы появляется всё больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т.д., тем самым осложняя работу учителя. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обеднённая эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия .
Именно поэтому в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников большую роль играет своевременное проведение коррекционной работы, основными направлениями которой являются :
- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
- повышение активности и самостоятельности;
- устранение личностных реакций, которые вызваны эмоциональными нарушениями, такими, как тревожность, агрессия, повышенная возбудимость;
- формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция уровня самооценки, самосознания.
Пояснительная записка.
Учебный год в школе для ребенка связан с важным этапом - принятием новой социальной роли - роли школьника, которая характеризуется моментом перехода ребенка от одной формы жизнедеятельности к другой - ребенок адаптируется к новым условиям и новым отношениям. На этом этапе определяется психологический статус школьника, его рейтинг. Как правило, психологический статус ребенка меняется в течение года, что зависит от индивидуальных темпов развития и благоприятности социального окружения. Освоение ребят школьных норм и правил происходит, прежде всего, через совместную коммуникативную деятельность со сверстниками и учителем.
Эмоции представляют собой один из наиболее внешне обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека. Когда предметом обсуждения становятся эмоция и воля, не приходится указывать, что имеется в виду, так как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. По сравнению с остальными сторонами личности, эмоции детей с ОВЗ наименее изучены. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми учет эмоционального компонента очень важен.
У учащихся с нарушением интеллекта эмоция и воля более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх так же присущи им. Безусловно, появление данных эмоций отрицательно влияет как на развитие детей в норме, так и на развитие детей с умственной отсталостью.
Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризируется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.
Обучающимся с нарушением интеллекта свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражения эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.
Школьник, имеющий трудности в обучении, соответственно имеет низкий психологический статус и нуждается в психокоррекционной поддержке.
Поэтому данная программа разработана для коррекционно-развивающей работы психолога с младшими школьниками, у которых трудности в школе проявляются в эмоционально-волевой, личностной сфере: у них низкая самооценка, сниженный эмоциональный фон, низкая школьная мотивация, имеются проявления школьной тревожности.
Программа рассчитана на 35 часов .
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также частью программы развития Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга» «Современная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа коррекционных занятий разработана в соответствии с требованиями:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011 г.);
Конституция Российской Федерации;
Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975 г.;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;
Приказ Минобрнауки России от 10.06.2015 № 421 «О подготовке к переходу школы на ФГОС НОО ОВЗ»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;
Устав и локальные акты «Школа-интернат «Радуга» и другие.
За основу взяты программы Залесской О.В. «Младшие школьники с ЗПР: уроки общения» (Москва, «Школьная пресса», 2005г.), Жигалко О. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников с ОНР «Пять дружных гномов» (ШП N1, 2009г.), Залесской И., Антоновой С. Коррекционно-развивающая программа «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» (ШП N 1, 2006г.)
Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи программы:
- Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
- Создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
- Обучать приемам саморасслабления, снимать психическое напряжение.
Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы:
- занятие с элементами тренинга;
- беседа;
- рассказ;
- показ;
- демонстрация;
- дискуссия;
- ролевая игра;
- викторина;
- анкетирование;
- психодиагностика.
Формы реализации программы:
- этюды;
- упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);
- дидактические и развивающие игры;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- рассказы взрослого и рассказы детей;
- свободное и тематическое рисование;
- релаксация.
Планируемые результаты освоения предмета:
1. Умение эффективно регулировать своё поведение на всех этапах деятельности.
2. Владение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми.
3. Снижение уровня тревожности, связанными с различными аспектами школьной жизни.
4. Умение адекватно относиться к ошибкам и неудачам
Обучающийся должен знать:
- правила поведения в школе и группе
- правила эффективной коммуникации
- имя и отчество педагога и одноклассников
- способы и приемы эффективного выражения своих эмоций и чувств
- способы поведения в конфликтной ситуации
- эффективные способы самовыражения и саморегуляции
Обучающийся должен уметь:
- самостоятельно и идентифицировать своё эмоциональное состояние в знакомых и незнакомых ситуациях;
- понимать эмоции окружающих
- анализировать мотивы поступков других людей
- самостоятельно контролировать своё эмоциональное состояние;
- варьировать способы достижения цели в зависимости от ситуации;
- стремиться к достижению цели;
- учитывать, полученную от окружающих эмоциональную информацию
Формы организации учебного процесса 1 раз в неделю по 20 минут.
Критерии оценки умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Тематическое планирование
Список используемой литературы
1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе / Е. А. Алябьева ; - Москва : Сфера, 2005. - 88 с.
2. . Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009
3.Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева ; - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 248 с.
4. Слободяник, Н. П. Я учусь владеть собой. Рабочая тетрадь к развивающей программе формирования эмоциональной стабильности / Н. П.
Слободяник ; - Москва : АРКТИ, 2019. - 32с.
5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему «Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.:уроки психологии в школе. / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001. - 208 с
6.Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова ; - Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.
Подростковый возраст считается самым трудным, но в то же время исключительно важным периодом для психического развития. Основной сложностью является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, нарушается эмоционально - волевая сфера.
У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, у детей с ОВЗ, возможны более серьезные нарушения, отклонения.
У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.
Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.
Анализ нарушений у подростков с ОВЗ подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.
В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.
Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы» для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ, составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся на основе авторских программ "Тропинка к своему Я»" Хухлаевой О.В., "Я -подросток"А.В. Микляева.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Данная программа ориентирована на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам среднего школьного возраста.
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Программа рассчитана на 34 часов(5-7 класс); 46 часов (8-9 класс).
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.
Рабочая программа коррекционных занятий «Формирование коммуникативного поведения» является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также частью программы развития Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга» «Современная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа коррекционных занятий разработана в соответствии с требованиями:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011 г.);
Конституция Российской Федерации;
Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975 г.;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;
Приказ Минобрнауки России от 10.06.2015 № 421 «О подготовке к переходу школы на ФГОС НОО ОВЗ»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;
Устав и локальные акты «Школа-интернат «Радуга» и другие.
Цель и задачи программы.
Цель программы: коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.
Задачи:
- снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
- коррекция настроения и негативных черт характера;
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
- развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
- формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию.
Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы:
Методы формирования социального поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации.
Методы формирования социального сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример.
Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
Формы реализации программы:
- этюды;
- упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);
- дидактические и развивающие игры;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- рассказы взрослого и рассказы детей;
- свободное и тематическое рисование;
- релаксация.
Планируемые результаты освоения предмета:
- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
- коррекция несформированных психических функций;
- развитие самостоятельности и самоорганизации.
Воспитанники должны знать:
- об адекватных представлениях собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни допускать возможность существования различных точек зрения
Воспитанники должны уметь:
- владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- контролировать свои действия и партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Формы организации учебного процесса
В учебном плане для 5-7 класса предусмотрены занятия - 1 час в неделю. На занятие отводится 20 минут. В год 34 часа. Для 8-9 класса-2 часа в неделю. В год 46 часов
Критерии оценки умений и навыков обучающихся.
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с программой коррекционно-развивающих занятий;
- развитие личности обучающегося;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- социализация и повышение жизненной компетенции.
Тематическое планирование 5-7 класс
Раздел | № занятия | Тема | Цель занятия | Кол-во часов |
Самопознание «Какой «Я»? | Мой внутренний мир Кто Я? Какой Я? | обследование эмоционально-волевой сферы; определение принципов работы на занятиях; | 1 | |
Познай самого себя и других | определение достоинств и недостатков своих и других людей; понимание причин их поступков; закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека; развитие интереса к себе. | 1 | ||
Моя самооценка | создание условий для самоанализа собственных достоинств и недостатков; повышение уровня самопринятия; формирование уверенности в себе. | 1 | ||
Мои способности | осознание детьми своих особенностей. | 1 | ||
Мой характер | развитие способности к самоанализу и рефлексии; развитие системы самосознания и самооценки; формирование адекватного отношения к себе и другим; формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе. | 1 | ||
Мир эмоций. «Я и эмоции» | Мое настроение
| развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния; повышение самооценки; развитие творческой активности учащихся. | 1 | |
Мир моих эмоций и чувств | развитие стрессоустойчивости; рефлексивных особенностей; снятие напряжения; развитие эмпатии. | |||
Эмоции – внутренние друзья и враги | знакомство учащихся с эмоциями; обучение умению определять эмоциональное состояние других людей; тренировка умения владеть своими эмоциями. | 1 | ||
Мой внутренний мир | установление атмосферы принятия и безопасности; обучение способам регуляции эмоциональных состояний. развитие воображения, снятие напряжения. | |||
Радость. | определение понятия положительных эмоций; способствование адекватному самовыражению; рефлексии эмоциональных состояний. | 1 | ||
Грусть. Гнев. | определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний; развитие способности отличать отрицательные эмоции от положительных. | 1 | ||
Страх. Он помогает или мешает?
| определение понятий «страх», «тревога», «одиночество»; помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима для развития человека. | 1 | ||
Как управлять эмоциями? | осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения; обучение самоконтролю и закрепление этих навыков; Обучение навыкам релаксации. | 1 | ||
Конкурс чувствоведов | формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей; развитие взаимопонимания; повышение самооценки. | 1 | ||
Позитивное общение «Мой язык общения» | Я и мир вокруг меня
| развитие чувства принадлежности к группе; формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства. | 1 | |
Общение в жизни человека | определение первоначального представления о значении общения в жизни человека; формирование представлений о различных средствах общения; развитие социально-коммуникативных навыков . | 1 | ||
Я глазами других | формирование способности к самоанализу; способствование возникновению желания самосовершенствоваться; | 1 | ||
Мои поведенческие реакции | коррекция поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии; отработка конструктивных форм поведения. | |||
Почему люди ссорятся? Споры и ссоры | знакомство учащихся с понятием «конфликт»; выявление особенностей поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации. | 1 | ||
Предотвращение конфликтов | знакомство с вербальными барьерами общения; обучение альтернативным вариантам поведения; обучение анализу различных состояний. | 1 | ||
Учимся слушать друг друга | помощь в осознании собственного «Я»; формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими; формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия. | 1 | ||
Уверенное и неуверенное поведение | знакомство с понятием о сильной личности; выработка навыки уверенного поведения; формирование негативного отношения к агрессии. | 1 | ||
Нужна ли агрессия? | познакомить учащихся с признаками агрессивного поведения; определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии. | 1 | ||
Регуляция эмоционального состояния. | обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоциональных состояний; формирование адекватной самооценки, позитивное отношение к себе и к своим возможностям; формирование навыка произвольного контроля. | |||
Путешествие на остров дружбы | обучение способам выражения собственных эмоций и чтение их у окружающих; расширение знаний об эмоциях человека. | |||
Узнай меня лучше | развитие навыков эффективного общения; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у подростков. | |||
Я и мои друзья | развитие коммуникативных навыков; помощь в осознании качеств настоящего друга; повышение самооценки. | 1 | ||
Мы – дружный класс | развитие чувства эмпатии; развитие навыков координации совместных действий. | 1 | ||
Дружба девочек и мальчиков
| формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу; определение – что такое дружба девочек и мальчиков. | 1 | ||
Я и моя школа
| помощь детям в осознании особенностей позиции ученика; развитие умения высказывать свое мнение; повышение самооценки; развитие навыков общения | 1 | ||
Я и моя семья
| оптимизация взаимоотношений «родитель-ребенок» | 1 | ||
Мое настоящее и будущее | определение интересов детей; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению цели; актуализация личностных ресурсов. | 1 | ||
Будь собой, но в лучшем виде | активизация процесса самопознания; закрепление благоприятного отношения к себе. | 1 | ||
Итоговое занятие «Всем спасибо» | подведение итогов; закрепление полученных навыков; развитие эмпатии, рефлексии. | 1 |
Тематическое планирование 8-9 класс
Раздел | № занятия | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов |
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | Чувства бывают разные. | обучение навыкам распознавать собственные эмоции и чувства, учиться ими управлять, принимать эмоции окружающих. | 1 | |
Стыдно ли бояться? | развитие эмоциональной сферы, рефлексии эмоциональных состояний, способности к адекватному самовыражению чувств и эмоций | 1 | ||
Мои чувства. | осознание собственных чувств в различных ситуациях взаимодействия; способствовать пониманию их проявления в поведении. | 1 | ||
Чувства вокруг | расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир. | 1 | ||
Имею ли я право сердиться и обижаться? | подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека | 1 | ||
Уверенность в себе и ее роль в развитии человека | Зачем человеку нужна уверенность в себе? | помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека; формировать способность концентрации сил и внимания для достижения уверенности в себе; развитие навыков уверенного поведения. | 1 | |
Источники уверенности в себе. | развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку | 1 | ||
Источники уверенности в себе (продолжение) | развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку | 1 | ||
Какого человека мы называем неуверенным в себе? | развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения. | 1 | ||
Какого человека мы называем неуверенным в себе? (продолжение) | развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения. | 1 | ||
Я становлюсь увереннее. | помочь социализации и развитию личности воспитанника. | 1 | ||
Уверенность и самоуважение. | укрепить позитивную самооценку учащихся; помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки; обучить методикам формирования позитивной самооценки; продемонстрировать негативное влияние употребления психоактивных | 1 | ||
Уверенность и самоуважение (продолжение). | укрепить позитивную самооценку учащихся; помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки; обучить методикам формирования позитивной самооценки; продемонстрировать негативное влияние употребления психоактивных | 1 | ||
Уверенность и уважение к другим. | предоставить подросткам ценностный образец (определённое утверждение, так называемый постулат, на основе которого учащиеся будут оценивать собственные действия и действия других людей, ? узнать понятия "самоуважение"и "уважение к другим"; а в дальнейшем регулировать собственную деятельность) неразрывной связи уважения к себе и уважения к другим людям. | 1 | ||
Уверенность и уважение к другим (продолжение). | понять взаимосвязь уважения к себе и уважения к другим. | 1 | ||
Уверенность в себе и милосердие. | обогащение представлений об отношениях между людьми | 1 | ||
Уверенность в себе и непокорность. | сформировать адекватное понимание уверенности в себе и непокорности и непослушания, уметь распознавать эти понятия, уметь их корректировать. | 1 | ||
Уверенность в себе. | формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов; формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности; формирование стремления к самопознанию и саморазвитию. | 1 | ||
Эмоциональная сфера человека | Эмоциональный интеллект | мотивировать детей на развитие своего эмоционального интеллекта | 1 | |
Эмоциональный интеллект(продолжение) | раскрыть с учащимися понятие «эмоциональный интеллект»; подвести учащихся к пониманию того, почему необходимо научиться управлять своими эмоциями; развитие эмоциональной сферы ребенка. | 1 | ||
Закон «прорыва плотины» | обучить не сдерживать свои эмоции, правильному выражению своих эмоций | 1 | ||
Закон «прорыва плотины»(продолжение) | обучить не сдерживать свои эмоции, правильному выражению своих эмоций | 1 | ||
Закон скрытности | учить выслушивать другую точку зрения и выбирать правильную точку зрения | 1 | ||
Закон обратного эффекта | помочь ребенку справиться с негативными чувствами. | 1 | ||
Передача чувств «по наследству». | передавать свои эмоции и чувства , используя примеры из жизни | 1 | ||
Психическое состояние- Напряжение | снятие психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции в моменты жизненных трудностей. | 1 | ||
Приемы внешней регуляции состояния | знакомство с основными психологическими способами снятия нервно-психического напряжения в различных жизненных ситуациях, формирование навыков саморегуляции. | 1 | ||
Приемы внутренней регуляции состояния | дать подросткам психологическую информацию о навыках и приемах самопомощи. | 1 | ||
Приемы внутренней регуляции состояния | расширить представление о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них. | 1 | ||
Приемы саморегуляции | развитие процессов саморегуляции деятельности и поведения, умение владеть собой и организовывать собственную деятельность | 1 | ||
Приемы саморегуляции | развитие процессов саморегуляции деятельности и поведения, умение владеть собой и организовывать собственную деятельность | 1 | ||
Настроение. | развитие умения распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам. | 1 | ||
Настроение и активность человека. | выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние. | 1 | ||
Стресс. | формирование навыков преодоления стрессовых состояний здоровыми способами. | 1 | ||
Стресс и стрессоустойчивость | объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития; познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса; помочь овладеть навыками их применения. | 1 | ||
Я контролирую свой гнев | снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения, - предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения; - развитие коммуникативной культуры поведения подростков и формирования навыков саморегуляции. | 1 | ||
Как противостоять агрессии? | расширение у подростков знаний о проблеме агрессивного поведения; обучение подростков приемлемым способам выражения гнева; обучение способам конструктивного выражения эмоций;формирование у обучающихся навыков самоконтроля. | 1 | ||
Жизнь без агрессии | предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения; развитие коммуникативной культуры поведения подростков и формирования навыков саморегуляции. | 1 | ||
Агрессия под контролем | предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения; формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию окружающих; обучение «ненаправленным» способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приёмам регуляций психического равновесия. | 1 | ||
Берем агрессию под контроль | расширение у подростков знаний о проблеме агрессивного поведения; обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;обучение способам конструктивного выражения эмоций; формирование у обучающихся навыков самоконтроля | 1 | ||
Мотивационная сфера личности | Мотив и его функции. |
| 1 | |
«Борьба мотивов» |
| 1 | ||
Привычки, интересы, мечты. | расширение знаний подростков о себе; формирование адекватной самооценки. | 1 | ||
Привычки, интересы, мечты | расширение знаний подростков о себе; формирование адекватной самооценки. | 1 | ||
Мотивация помощи и альтруистического поведения. | способствовать осознанию подростками своей мотивации; развитие способности помогать другим. | 1 | ||
Итоговое занятие. | Повторение и закрепление изученных тем | 1 |
Учебно-методическое обеспечение:
1.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. - Волгоград: Учитель. 2013.- 100с.
2.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 240с.
- Рогов Е.И. Психология человека. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320с.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРКТИ, 2006. -72с.
- Силина О.И. Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения. Школьный психолог № 15, 2008.стр.16-47.
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»
Название курса | Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников |
класс | 1-4 класс |
УМК |
|
Цель курса | Предметные: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции. |
Задачи курса | Задачи:
|
Структура курса |
|
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«Развитие эмоционально-волевой сферы старших школьников»
Название курса | Развитие эмоционально-волевой сферы старших школьников |
класс | 5-7 класс |
УМК |
|
Цель курса | Предметные: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции. |
Задачи курса | Задачи:
|
Структура курса |
|
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«Развитие эмоционально-волевой сферы старших школьников»
Название курса | Развитие эмоционально-волевой сферы старших школьников |
класс | 8-9 класс |
УМК |
|
Цель курса | Предметные: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции. |
Задачи курса | Задачи:
|
Структура курса |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"Развитие эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Как работать на уроке над развитием эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...
Программа развития эмоционально - волевой и коммуникативной сферы в сенсорной комнате у детей младшего школьного возраста «В волшебном мире»
Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков для детей с ОВЗ в ГКП «Круг»
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных...
Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы
Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...