Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников
статья по музыке по теме
Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусств, филиал пос. Кожино. Задача была обращена к учащимся и должна была определить исходный уровень их эмоционально-нравственного развития, основываясь на изучении особенностей эмоционального реагирования младших школьников на актуальные для данного возраста нравственные вопросы и проблемы; на выявлении эффективности эмоционального воздействия различных видов искусств в их синтезе на процесс эмоционально-нравственного развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glava_2.doc | 71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД «Школа искусств»
Московская обл. Рузский р-н. Пос.Дорохово.
Сообщение на тему:
Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников.
Выполнил:
Преподаватель Дороховской школы искусств
Гордиенко З.В.
Дорохово 2014г.
Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусств, филиал пос. Кожино. Задача была обращена к учащимся и должна была определить исходный уровень их эмоционально-нравственного развития, основываясь на изучении особенностей эмоционального реагирования младших школьников на актуальные для данного возраста нравственные вопросы и проблемы; на выявлении эффективности эмоционального воздействия различных видов искусств в их синтезе на процесс эмоционально-нравственного развития учащихся.
Для решения поставленной задачи был использован комплекс исследовательских методов, взаимно дополняющих друг друга: изучение учебно-педагогической документации, программ и учебников; наблюдение на уроках; анализ продуктов учебной деятельности учащихся; обобщение собственного педагогического опыта; коллективные и индивидуальные собеседования с учащимися, родителями, классными руководителями; анкетирование, интервьюирование.
Для выявления использования резервов эмоционального стимулирования на предметах музыкально-эстетического и гуманитарного цикла, способствующих эмоционально-нравственному развитию детей, в ходе констатирующего эксперимента была изучена проблема эмоционально-нравственного наполнения уроков музыки. Было проанализировано соотношение различных компонентов эмоционального стимулирования, вводимых в учебный процесс в начальной школе на занятиях музыкой.
Многие исследователи называют музыку самым эмоциональным видом искусства, «школой чувств». «Музыка передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову», - писал Сухомлинский. «Музыка - это искусство психических состояний; искусство эстетического анализа; запечатления, воссоздания, передачи переживания душевных, жизненных состояний в специфической художественной форме». (Е.В.Назайкинский).
О влиянии музыки на эмоциональность, возможность эмоционального воздействия – развития говорил Д.Шостакович: «Музыка способна выразить сокрушающий и мрачный драматизм и упоение счастьем, скорбь и экстаз, обжигающий гнев и леденящую радость, меланхолию и бурное веселье, и не только все эти чувства, но и тончайшие их оттенки, переходы между ними…»
Л.Л.Бочкарев, исследуя психологию музыкально деятельности, отмечал, что «музыка, благодаря наличию разнообразных звуковых музыкальных систем, их соединения с речью и выразительными средствами многочисленных музыкальных инструментов, обладает неисчерпаемыми возможностями художественно-образного отражения действительности и психологической регуляции эмоционально-интеллектуального в психике человека»
Деятель отечественной музыкальной культуры, выдающийся педагог –музыкант Б.В.Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как на интонационное искусство, которое воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки так же, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Согласно концепции ученого, все богатство музыкальных средств имеет интонационную основу – «музыка – искусство интонируемого смысла». Она включает в себя образно-интонационное моделирование явлений и эмоций. Среди основных параметров его концепции можно выделить следующие: взаимосвязь музыкального интонирования с интонированием речевым, декламационным, поэтическим; коммуникативные возможности интонационных явлений. «Слушатель проходит путь, пройденный композитором, но привносит в него свои идеи, вкусы, привычки и даже просто душевную расположенность» - отмечал исследователь.
Именно восприятие позволяет проникнуться чувствами, которые композитор заложил в своем произведении. Восприятие яркой музыки, доступной ребенку, вызывает определенные эмоциональные состояния, которые могут перейти в эстетическое переживание.
Связь музыкального восприятия с эмоциональными переживаниями акцентирует ряд исследователей: «Сущностью, основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, понимаемая как переживание красоты художественного музыкального образа, чувств и мыслей, пробуждаемых музыкой»
В рамках нашего исследования интересно рассмотреть проблему музыкального восприятия. Общеизвестно, что в процессе музыкального воспитания восприятие музыки присутствует и как самостоятельный вид деятельности и как составная часть других ее видов.
Проблемы музыкального восприятия получили разработку в трудах ученых из разных областей знаний науки и искусства: Б.М.Теплова, Б.В.Асафьева, Б.Л.Яворского. Они исходили из концепции Б.М.Теплова, полагающего, что основным содержанием произведения являются чувства. Согласно определению Б.М.Теплова «музыка есть путь к познанию мира человеческих чувств».
Восприятие музыкальных образов, которые создаются средствами музыкальной выразительности, происходит благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя, активизирующей его собственный жизненный опыт. Начальным этапом восприятия музыки является как бы «вхождение вовнутрь» событий. Слушатель музыки на основе эмоционального «заражения» непроизвольно втягивается в мир музыкального произведения и помещает в этом мире свое «Я», отождествляя себя с персонажем произведения, вбирая в себя все его мысли и чувства. Необходимым условием полноценного восприятия музыки является наличие собственного музыкального опыта – опыта непосредственного «общения» с музыкой, который и обеспечивает ее освоение, понимание смысла музыкальной речи. На базе прошлого музыкального опыта основываются процессы воображения, памяти, ассоциативно-образного мышления, которые принимают участие в музыкальном переживании. Следовательно, чтобы сделать достоянием школьников высокохудожественные произведения музыкального искусства, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, музыкального быта.
Некоторые исследователи на основе изучения литературных источников, данных экспериментальных исследований и практических наблюдений выделили пять главных структурных компонентов музыкального восприятия, составляющих его психологический механизм:
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- музыкальный слух;
- мышление;
- память;
- способность к творчеству.
Каждый из названных компонентов является самостоятельным разделом психологии, многосоставным понятием, может изучаться в различных аспектах. И в то же время, все они входят в понятие музыкальное восприятие, как необходимые, составляющие его части. Действительно, не всякое слушание сопровождается слышанием. Даже улавливание отдельных элементов музыки (мелодии, ритма, тембра и т.д.) не означает восприятия художественного музыкального образа. Для такого восприятия необходима эмоционально-эстетическая реакция слушателя. В то же время, требуется и активная деятельность мышления (на основе уже имеющихся музыкальных впечатлений и знаний о музыке) и памяти. Поэтому каждый из компонентов музыкального восприятия является необходимой частью процесса музыкального восприятия, и ни один из них не может быть из него исключен без ущерба для самого восприятия. Выдающийся российский педагог – музыкант В.Н.Шацкая на первый план музыкального развития ребенка ставила «…не столько знание музыки или знание о ней, сколько развитие способности переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их потребностью». Подчеркивание значение восприятия музыки в развитии эмоциональной сферы ребенка, автор связывала последнее с формированием эстетических оценок, предпочтений и музыкальных интересов.
Для подтверждения эффективности воздействия синтеза искусств как положительного эмоционального стимула на учебных занятиях был применен метод наблюдения за эмоциональным состоянием учеников младших классов, за непосредственным внешним проявлением чувств и эмоций, характеризующих степень заинтересованности и внимания младших школьников к происходящему: фиксировалось присутствие или отсутствие интереса, наличие внимания и активности или неприятия происходящего, проявление удовольствия, радости и удивления или безразличного отношения. Для получения более точных результатов в ходе экспериментального исследования велись дневники наблюдения за учебной деятельностью младших школьников, в которых было дано описание их эмоционального состояния в конкретных ситуациях.
Данные наблюдений за эмоциональными состояниями школьников определялись с помощью критерия эмоционального реагирования (КЭР).
Обобщенными показателями критериев эмоционального реагирования учеников младших классов на процесс восприятия информации о нравственных ценностях являлось:
-эмоциональная реакция на обсуждение нравственной проблемы;
-степень внимания и заинтересованности по отношению к нравственным ценностям;
-сочувствие и сострадание.
Характеристика уровней эмоционального реагирования младших школьников
Уровни | Критерии эмоционального реагирования младших школьников при восприятии информации о нравственных ценностях |
Высокий | -происходящее вызывает у ребенка эмоциональный отклик; -проявляет заинтересованное внимание к происходящему, задает вопросы по теме; звучат одобрительные высказывания; -ребенок проявляет сочувствие. |
Достаточный (средний) | -происходящее периодически вызывает эмоциональный отклик; -внимание к происходящему проявляется, но не постоянно; ребенок время от времени отвлекается; Иногда произносит одобрительные высказывания; задает единичные вопросы; -проявляет сочувствие в зависимости от ситуации. |
Неустойчивый (ниже среднего) | -отношение к происходящему эмоционально-слабо окрашено; -внимание неустойчивое; часто отвлекается, скучает, вопросов не задает; -сочувствие проявляет крайне редко. |
Негативный | -происходящее не вызывает положительного эмоционального отклика; -присутствует явное проявление внутреннего отторжения происходящего; отвлекается, вопросов не задает; -сочувствие не проявляет. |
Кроме того для выявления уровня развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников за основу был взят критерий эмоционально нравственного развития (КЭНР). Обобщенными показателями критериев эмоционально-нравственного развития младших школьников являлись:
-эмоциональное отношение детей к нравственным и безнравственным поступкам, т.е. уровень эмоционального реагирования;
-уровень нравственных представлений;
-поведенческие проявления.
Характеристика уровней эмоционально-нравственного развития младших школьников
Уровни | Критерии эмоционально-нравственного развития |
Высокий | -обсуждение нравственных проблем вызывает у ребенка положительный эмоциональный отклик, школьник проявляет заинтересованное внимание к нравственному вопросу или проблеме; -ребенок обладает свойственными данному возрасту представлениями о нравственных ценностях; -умеет применить полученные знания для организации своего поведения. |
Достаточный (средний) | -обсуждаемые нравственные вопросы периодически вызывают у школьника положительную эмоциональную реакцию; -ребенок имеет допустимые для младшего школьного возраста представления о нравственных ценностях; -обладает неустойчивой позицией по отношению к поступкам, поведение нередко зависит от мнения учителя. |
Неустойчивый (ниже среднего) | -отношение к нравственным проблемам эмоционально слабо окрашено; -знания о нравственных качествах личности отрывочны, не всегда связаны с реальным поведением; -нравственные проявления зависят от мнения учителя; присутствуют случаи негативного поведения. |
Негативный | -обсуждение нравственных тем не вызывает у школьника положительного эмоционального отклика, ученик проявляет равнодушие к рассматриваемым нравственным вопросам; -знания ребенка о нравственных ценностях бессистемны или ошибочны; -собственные суждения о нравственных поступках высказываются крайне редко; преобладает отрицательное поведение. |
Для выявления эффективности эмоционального воздействия различных видов искусств в их синтезе на процесс эмоционально-нравственного развития младших школьников мы проанализировали преобладающие эмоции учеников на уроке «Творчество Э.Грига» в процессе восприятия детьми произведений живописи, музыки, литературы, а также синтеза искусств.
Детям младшего школьного возраста свойственна непосредственность в выражении чувств. В связи с этим при восприятии ребенком определенного вида искусства по его мимике, по отдельным репликам, по проявлению заинтересованной или отрицательной реакции на происходящее мы фиксировали преобладающие эмоции: удовольствия, радости, безразличия, удивления, неприятия, сопереживания, сочувствия, а также отмечали эмоциональную реакцию детей на обсуждаемую нравственную проблему. Мы понимали, что у каждого ребенка свой уровень развития эмоциональной сферы и нравственного развития в целом, в связи с чем, мы проследили типичные эмоциональные проявления большинства младших школьников в ходе урока.
Эмоциональные проявления младших школьников на примере урока «Творчество Э.Грига».
Этапы урока | Учебная деятельность | Эмоциональная реакция младших школьников |
1. | На доске иллюстрации: природа Норвегии, портрет Э. Грига. Звучит музыкальный фрагмент «Утро» Э.Грига. | Для детей характерно спокойное отношение к происходящему; Активизация эмоций: большая часть детей проявляет внимание, интерес к новой теме. |
2. | Рассказ учителя о жизни Э.Грига. По ходу рассказа появляются иллюстрации, (видеофрагменты) | Безразличное отношение к происходящему. Дети проявляют заинтересованность, с любопытством рассматривают иллюстрации, большее внимание к истории жизни композитора проявляется в ответах на вопросы учителя. |
3. | Дети читают отрывок из рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Звучит фрагмент «Концерта для фортепиано» Э.Грига | Стараются читать выразительно, с волнением и нетерпением ждут своей очереди. Чувствуется эмоционально-положительный настрой восприятия материала: слушают с интересом, на лицах детей проявляется переживание, слышны реплики сочувствия. |
4. | Сцена встречи Грига с девочкой в лесу (фрагмент театральной постановки в исполнении учеников). | Дети с любопытством воспринимают происходящее - положительные эмоции, вызванные применением игровых фрагментов - на лицах детей удивление, радость. |
5. | Анализ музыки Э.Грига с использованием иллюстраций, литературных фрагментов. | Радость от общения в группе Проявление заинтересованности: дети активно поднимают руки. Непосредственный характер обсуждения выразительных средств музыки Грига |
6. | Обсуждение проблемных вопросов Выделение ключевых нравственных идей Звучат фрагменты из произведений Э.Грига, дополняемые иллюстративным материалом. | Ученики активно включаются в работу: в процессе обсуждения выбирают интересные и эмоционально привлекательные примеры из жизни композитора, сами задают вопросы, в обсуждении нравственных вопросов подчеркивают человечность Грига, особенности его характера, доброту его музыки. С увлечением говорят о лучших человеческих качествах. |
Мы проследили эмоциональные реакции детей на примере урока «Творчество Э.Грига». Рассмотрим преобладающие эмоциональные проявления младшего школьника в процессе восприятия им различных видов искусств. Анализируя данный пример, мы отметили, что становлению заинтересованного отношения ребенка к изучаемому материалу и заложенным в нем нравственным темам в наибольшей степени способствовал синтез искусств. При восприятии различных видов искусств в их синтезе у учеников преобладали такие эмоции, как радость и удовольствие, что в свою очередь, способствовало проявлению повышенного внимания детей к процессу обсуждения нравственных качеств человека – человечности и доброты: «Человека, который очень добрый, можно узнать по глазам, как Э.Грига. Он плохого слова не скажет, не ударит. К доброму человеку животные ласкаются и люди тянутся», - из ответов учеников.
В результате исследования эмоциональной реакции учеников младших классов в процессе их учебной деятельности было установлено, что в течение урока младшие школьники чаще испытывали удовольствие и радость от общения с произведениями различных видов искусств в их синтезе (42%), а также музыкальным (27%) и литературным (25%) творчеством. Чувство безразличия, неприятия в процессе восприятия различных видов искусств в их синтезе не проявлялось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1. Познакоми...
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного старшего возраста.
Методические рекомендации по развитию эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного старшего возраста. данные методические рекомендации - своеобразная мини-программ...
Опыт работы социального педагога по теме: "Развитие эмоциональной сферы младшего школьника посредством создания системы коррекционно-развивающих занятий, как необходимое условие успешной социализации" "
Опыт работы с младшими школьниками....
Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.
По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...
МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са...
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...