ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья

Кутыева Альфия Рифатовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,

 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Данная сатья будет полезна и родителям, и учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mladshiy_shkolnyy_vozrast.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,

 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Возрастной период: младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу 6,7 лет и продолжается до 10-11  лет.

Социальная ситуация развития -  ребенок подвержен  влиянию сверстников и первого учителя.

Ведущий вид деятельности – учебная деятельность.

Личностные новообразования возраста: возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности; формирование позиции школьника; развитие общественной направленности; развитие познавательного отношения к действительности; складывание характера.

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению.

Психологическая готовность ребенка к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и степени произвольности в выполнении деятельности. Обычно выделяют несколько аспектов психологической готовности: личностную, социально-психологическую  и интеллектуальную.

Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

        В младшем школьном возрасте на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.

        Этот период является сензитивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегулирования;
  • усвоения социальных норм нравственного развития;
  • становления адекватной самооценки развития;
  • развития навыков общения со сверстниками;
  • установления прочных дружеских контактов.

        Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

        Помимо учебной деятельности ребенок включен в игры, занятия спортом, искусство и элементы трудовой деятельности.

Младший школьный возраст- это период позитивных изменений и преобразований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

        Раскрытие потенциальных возможностей первоклассников в учебной деятельности значительно облегчается в случае их успешной адаптации к школе

Кризис 7 лет проявляется в том, что у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка, которая исключает импульсивность и непосредственность.  Поведение становится опосредованным и произвольным. Впервые возникает обобщение переживаний, осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения «социального Я».

Общая интегральная характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста:

  • значительное расширение и углубление знаний, умений и навыков;
  • проявление общих и специальных способностей;
  • увеличение индивидуальных различий между детьми;
  • полная сформированность к 3-4 классам познавательных процессов (практически по всем критериям: памяти, мышления, речи;
  • формирование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности, мотивов признания и одобрения со стороны значимых взрослых;
  • поддержание социального престижа среди сверстников.
  • Задачи по повышению резервных возможностей младших школьников:
  1. Адаптировать детей к работе в школе и дома;
  2. Научить их учиться, не тратя лишних усилий, и рационально используя способы переработки и усвоения учебного материала.
  3. Привить навыки саморегуляции поведения и контроля за вниманием. Научить их быть усидчивыми, сдерживать эмоции, регулировать естественную двигательную активность.
  4. Корректировать их самооценку и уровень притязаний.
  5. Создавать у младших школьников ситуацию успеха в учебной и других видах деятельности.
  6. Не допускать психологических и физических перегрузок, не предъявлять неосуществимых требований.


                        РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ      

                                                                                                                         Таблица № 10.

                                    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Восприятие

Совершенствование восприятия предметов связано с формированием наблюдения. Восприятие становится целенаправленным. Оно синтезируется с другими видами познавательной деятельности.

Дети, как правило, еще не могут управлять своим восприятием. Оно определяется особенностями самого предмета, поэтому дети замечают то, что

Ярко выделяется на фоне других предметов.

Память

Наблюдается запоминание внешних ярких признаков и событий. Происходят качественные преобразования процесса памяти. Между произвольной  и непроизвольной памятью устанавливается их взаимосвязь.

Мысленное воспроизведение текста, т.е. рассказ самому себе еще отсутствует. Не пользуются соотнесением при запоминании. Лучше запоминают конкретные предметы, чем абстрактные слова

Мышление

Проходит две стадии: 1)  мыслительная деятельность напоминает дошкольную; 2) происходит изменение характера мышления. К концу второй стадии ребенок обобщает в плане накопившихся представлений. Развитие анализа идет от практически – действенного к чувственному. Параллельно развивается синтез. Они тесно взаимосвязаны и совершенствуется в единстве.  Чем глубже анализ, тем полнее синтез. Сравнение часто подменяется простым рядоположением предметов. Развитие абстракции проявляется в оформлении способности выделить общие  и существенные признаки.

Речь

Неплохо владеет родным языком. Высказывания непосредственны, часто это речь – повторение, речь – называние. Преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Наблюдается усвоение письменной речи, которая беднее, чем устная, но к 3-му классу в структурном отношении ей  не  уступает.

Воображение

Проходит две стадии: воображение создает образ, который характеризует реальный объект с незначительной переработкой имеющихся представлений и с явной опорой на конкретный предмет; затем увеличивается количество свойств и признаков в образах, благодаря чему они приобретают полноту и конкретность. Воссоздающее воображение развивается во всех видах школьных занятий.В образах, создаваемых первоклассниками, ярко прослеживается непроизвольность, слабая управляемость их умственной деятельностью. Образы связаны с прошлым опытом.


Resource id #5062

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1.     Познакоми...

«МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА-ПИАНИСТА ДШИ»

Главная цель моей педагогической деятельности - то, чтобы с помощью динамичной мотивации, эффективных методов, продуктивных способов работы развивать не только специальные способности (музыкальный слу...

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.Тема занятия: «Космическое путешествие».Возраст детей: 7-10лет....

Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников

Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"

           Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...