ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Данная сатья будет полезна и родителям, и учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mladshiy_shkolnyy_vozrast.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Возрастной период: младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу 6,7 лет и продолжается до 10-11 лет.
Социальная ситуация развития - ребенок подвержен влиянию сверстников и первого учителя.
Ведущий вид деятельности – учебная деятельность.
Личностные новообразования возраста: возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности; формирование позиции школьника; развитие общественной направленности; развитие познавательного отношения к действительности; складывание характера.
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению.
Психологическая готовность ребенка к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и степени произвольности в выполнении деятельности. Обычно выделяют несколько аспектов психологической готовности: личностную, социально-психологическую и интеллектуальную.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников.
В младшем школьном возрасте на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.
Этот период является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегулирования;
- усвоения социальных норм нравственного развития;
- становления адекватной самооценки развития;
- развития навыков общения со сверстниками;
- установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.
Помимо учебной деятельности ребенок включен в игры, занятия спортом, искусство и элементы трудовой деятельности.
Младший школьный возраст- это период позитивных изменений и преобразований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
Раскрытие потенциальных возможностей первоклассников в учебной деятельности значительно облегчается в случае их успешной адаптации к школе
Кризис 7 лет проявляется в том, что у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка, которая исключает импульсивность и непосредственность. Поведение становится опосредованным и произвольным. Впервые возникает обобщение переживаний, осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения «социального Я».
Общая интегральная характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста:
- значительное расширение и углубление знаний, умений и навыков;
- проявление общих и специальных способностей;
- увеличение индивидуальных различий между детьми;
- полная сформированность к 3-4 классам познавательных процессов (практически по всем критериям: памяти, мышления, речи;
- формирование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности, мотивов признания и одобрения со стороны значимых взрослых;
- поддержание социального престижа среди сверстников.
- Задачи по повышению резервных возможностей младших школьников:
- Адаптировать детей к работе в школе и дома;
- Научить их учиться, не тратя лишних усилий, и рационально используя способы переработки и усвоения учебного материала.
- Привить навыки саморегуляции поведения и контроля за вниманием. Научить их быть усидчивыми, сдерживать эмоции, регулировать естественную двигательную активность.
- Корректировать их самооценку и уровень притязаний.
- Создавать у младших школьников ситуацию успеха в учебной и других видах деятельности.
- Не допускать психологических и физических перегрузок, не предъявлять неосуществимых требований.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Таблица № 10.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ | ||||
Восприятие Совершенствование восприятия предметов связано с формированием наблюдения. Восприятие становится целенаправленным. Оно синтезируется с другими видами познавательной деятельности. Дети, как правило, еще не могут управлять своим восприятием. Оно определяется особенностями самого предмета, поэтому дети замечают то, что Ярко выделяется на фоне других предметов. | Память Наблюдается запоминание внешних ярких признаков и событий. Происходят качественные преобразования процесса памяти. Между произвольной и непроизвольной памятью устанавливается их взаимосвязь. Мысленное воспроизведение текста, т.е. рассказ самому себе еще отсутствует. Не пользуются соотнесением при запоминании. Лучше запоминают конкретные предметы, чем абстрактные слова | Мышление Проходит две стадии: 1) мыслительная деятельность напоминает дошкольную; 2) происходит изменение характера мышления. К концу второй стадии ребенок обобщает в плане накопившихся представлений. Развитие анализа идет от практически – действенного к чувственному. Параллельно развивается синтез. Они тесно взаимосвязаны и совершенствуется в единстве. Чем глубже анализ, тем полнее синтез. Сравнение часто подменяется простым рядоположением предметов. Развитие абстракции проявляется в оформлении способности выделить общие и существенные признаки. | Речь Неплохо владеет родным языком. Высказывания непосредственны, часто это речь – повторение, речь – называние. Преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Наблюдается усвоение письменной речи, которая беднее, чем устная, но к 3-му классу в структурном отношении ей не уступает. | Воображение Проходит две стадии: воображение создает образ, который характеризует реальный объект с незначительной переработкой имеющихся представлений и с явной опорой на конкретный предмет; затем увеличивается количество свойств и признаков в образах, благодаря чему они приобретают полноту и конкретность. Воссоздающее воображение развивается во всех видах школьных занятий.В образах, создаваемых первоклассниками, ярко прослеживается непроизвольность, слабая управляемость их умственной деятельностью. Образы связаны с прошлым опытом. |
Resource id #5062
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1. Познакоми...
«МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА-ПИАНИСТА ДШИ»
Главная цель моей педагогической деятельности - то, чтобы с помощью динамичной мотивации, эффективных методов, продуктивных способов работы развивать не только специальные способности (музыкальный слу...
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.Тема занятия: «Космическое путешествие».Возраст детей: 7-10лет....
Опыт работы социального педагога по теме: "Развитие эмоциональной сферы младшего школьника посредством создания системы коррекционно-развивающих занятий, как необходимое условие успешной социализации" "
Опыт работы с младшими школьниками....
Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников
Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...