Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"
методическая разработка на тему
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций -достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития.
Программ модифицированная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 473
Коррекционная программа для учащихся
младших классов
Развитие эмоционально-волевой сферы
« Программа Дружба»
Социальный педагог
Белянина Л. Ф.
Санкт-Петербург
2011
Введение.В настоящее время в обществе усиливаются неблагоприятные тенденции, существенно осложняющие психологическое развитие и воспитание детей. Заметное место среди них принадлежит отрицательному влиянию ряда социально-психологических факторов. Ощутимые осложнения несет с собой, например, фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей, в общественном производстве. Ориентация на массовую систему дошкольных учреждений существенно повлияла на «психологию родителей», точнее на их социально-воспитательные установки. Наиболее прямое и очевидное выражение этих сдвигов состоит, например, в тенденции переносить многие исконно родительские функции на ясли и детские сады, а позднее на школу и другие учреждения.
Как показывает практика и результаты научных исследований (педагогических, социологических, психологических, социально-педагогических) важнейшее место в сфере общения и жизнедеятельности ребенка после семи лет занимает школа.
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций -достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития.
Актуальность.
Современная школа с её огромными психическими и физическими нагрузками зачастую оказывает на детей отрицательное воздействие. Не случайно возрастает количество детей не способных адаптироваться к школе. Как следствие возрастающая тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в себе, возникновение психосоматических заболеваний среди детей, особенно младшего школьного возраста. У ребенка можно наблюдать признаки социального стресса, страх самовыражения, появляется страх проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкая сопротивляемость стрессу...
Современная педагогическая наука ведет поиск методов, приемов, технологий, способных и позволяющих соединить успешное решение образовательных задач с обеспечением сохранности здоровья учащихся, обеспечивая нормальный рост и развитие организма, расширение его адаптивных возможностей.
Цель программы:
Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Цель нравственного воспитания - формирование нравственного поведения, причем не раз от раза, а в повседневной жизни. Известный русский педагог В.А.Сухомлинский справедливо считал: "Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку." (см.книгу [24],стр.48).
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть.
2. Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.).
3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
Воспитательные задачи:
1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
4. Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Методические приемы:
1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
3. Рисование эмоций.
4. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
Адресат программы:
Программа рассчитана для учащихся 4-6 классов. Занятия проводятся во время классного часа; в группах продленного дня - 2 раза в месяц по 45 минут.(14 занятий)
Результативность:
Результативность программы исследуется в начале цикла занятий и в конце при помощи следующих методик: А.А.Романова «Диагностика расстройства поведения и эмоций у детей в целом» (таблица анализа прилагается)
Материалы и оборудование:
Элементы арттерапии, которые можно использовать, как отдельное занятие:
Анализируя работы детей можно сделать выводы диагностического характера для дальнейшего обследования ребёнка: переутомление, тревожность, неуверенность и т.п., используя интерпретации проективных методик.
1. Рисуем красками погоду, которая вам больше всего нравится, которая больше всего не нравится (в анализе рисунков учитывается цветовой ряд, характер линий, эмоциональный окрас рисунка и время года.) Обсуждения, выставка работ.
2. Рисуем маски к Новому году, добрую и злую (иногда дети рисуя злую маску отражают свои страхи). Какую маску ты хочешь сейчас надеть? Почему? Обсуждая с детьми их работы следует вспомнить, что Новый год добрый радостный праздник и злых масок на него одевать не следует.
3. Рисование дома доброго и злого волшебника. Какие цвета мы используем в том или ином случае? Почему? Какой дом приглашает нас войти, а какой отталкивает? Почему?
4. Рисование «мёртвого» и «живого дерева». Обсуждение.
5. Рисование того, чего я больше всего боюсь. Обсуждение. Желательно, чтобы дети сидели по одному и другие не видели кто, что рисует; потом все работы перемешиваются и обсуждается каждая работа, не обсуждается кто её нарисовал - Следует ли этого бояться? Почему можно этого бояться? Как можно преодолеть страх?- Желательно обсуждение в кругу и возможность высказаться каждому. Затем, если есть для этого условия, все «страхи можно смять, разорвать, растоптать, сжечь и т.п.»
6. Рисование города, в котором я хочу жить. Выставка, обсуждение. Хороший диагностический материал : чему ребёнок отдаёт предпочтение в городе своей мечты - развлечениям, учёбе, лечению, прогулкам, и т.п.
Рисунки можно использовать для обсуждения с другими подгруппами детей, т.к. чужие работы дети обсуждают охотнее и не бояться, что над ними будут смеяться.
7. Можно также предложить рисунок «Мой мир», как завершающее занятие блока, чтобы дети использовали элементы всех предыдущих рисунков. Обсудить: хотелось или нет рисовать то, что рисовали в прошлый раз? Почему?
- Игры, направленные на развитие эмоционально – волевой сферы см. в приложении.
Содержание занятий
№ | содержание | ход занятия | примечания |
1 | Распознавать настроение в музыке: радость, , грусть, печаль. | Слушание музыки «Октябрь» - ПИ.Чайковский. Слушательская культура – удобно сесть и не мешать другим. Пение – «Грибничок». Игра на музыкальных инструментах. «Вальс» Петрова | Дом. Задание: выразить красками свое настроение в рисунке. |
2 | Дать понимание ладового своеобразия музыкального прпоизведения. | Слушание музыки. «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковский. Пение – «Грибничок» Игра на музыкальных инструментах. . | Нарисовать рисунок на тему «Осень» |
3 | Дать понимание ладового своеобразия музыкального прпоизведения | Слушание музыки. «Вальс» Ф.Шопен. «Шутка» Бах. Пение – Грибничок» Игра на музыкальных инструментах. | Дирижируем на уроке. |
2 | Распознавать эмоции по пантомиме и интонациям голоса. | Роль жестов и голоса в проявлении настроения. Исполнение песни «Баба-Яга» музыка Задание : нарисовать портрет Бабы-Яги. Изобразить настроение в рисунке. | Дом. Задание: создать образ Бабы-Яги в "мимике и жестах. Баба-Яга добрая и злая |
3 | Дать понятие о различии между эмоциями и поступками. | Беседа о разнице между тем, что мы переживаем и думаем, и нашими поступками. Нет хороших или плохих эмоций и мыслей - есть хорошие или плохие реальные действия, поступки. | Игра «Кинопроба». Среди детей выбирается Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Придумывают сюжет сценки. |
4 | Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций. | Слушание музыки. Увертюра «Эгмонт». Композитор Бетховен. Рассказ о благородном герое Нидерландского народа -Эгмонте. | Дом. Задание: нарисовать настроение, эмоции в музыке композитора Бетховена «Эгмонт». |
5 | Выражать эмоции, настроение художественными приемами. | Задание: нарисовать настроение красками. Слушание музыки Чайковского «Сентиментальный вальс». Выставка рисунков. Анализ настроения в музыке и в рисунках. | Дом. Задание: нарисовать рисунок к музыке Шопена «Вальс №7». |
6 | Настроение величия и печали. | Рассказ о великом грузинском поэте 12 века Шота Руставели. Великие дела и поступки остаются в памяти людей. Слушание хоровой музыки. «Сегодня умер Руставели». Композитор О.Тактакишвили. | Дом. Задание: прочитать поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Нарисовать царицу Тамару. |
7 | Эмоция ярости-смеха. | Слушание музыки. «Ярость по поводу утерянного гроша». Композитор Бетховен. Показать пантомиму «Соленый чай». Рассказать сказку о «Гадком утенке». | Дом. Задание: изобразить человека потерявшего грошик. |
8 | Эмоция отвращения, презрения в художественной литературе. | Показать пантомимику «Солёный чай». Рассказать сказку о «Гадком утёнке». | |
9 | Смена эмоций: грусть-радость-веселье. | Слушание музыки Ф. Листа «Рапсодия №2». Музыкальные образы бывают очень различны, но всегда они воплощают в музыке какую-то частицу жизни: то или иное жизненное явление, человеческие чувства, мысли, поступки, эмоции. | Дом. Задание: нарисовать настроение в музыке. |
10 | Рисуем настроение | Выставка рисунков «В каждом человеке солнце». Действующие лица: хозяйка салона, журналисты, меценат, критик, экскурсовод, гости. Книга отзывов для гостей. | Рисунки взять домой в подарок бабушкам. |
11 | Сказочная страна эмоций | Дети рисуют сказочную страну, в которой называют реки, горы, дороги- именами эмоций. Например: озеро грусти, дорога радости и т.д. | Индивидуальная бесед по рисункам с каждым участником группы. |
12 | Настроение большого праздника. | Рисуем праздник. Слушание музыки М. Равеля «Болеро». Большая танцевальная сцена, разворачивающаяся на открытом воздухе с участием огромной толпы народа. Выставка работ. | Рисунок может быть сюжетным , а может быть абстрактным. |
13 | Фабрика звезд | Выступление ребят в разных жанрах. Жюри оценивает и подводит итоги. В номинации наград: самый веселый, самый грустный, самый артистичный. | Дом. Задание: подготовить и эмоционально исполнить песню, танец, сценку. |
Рисунки могут быть как сюжетные, так и «абстрактные», то есть когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов.
Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отражению отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражению личности. Это происходит потому, что здесь снимаются ограничения, накладываемые, с одной стороны, уровнем сформированности художественных навыков (насколько дети «умеют» рисовать людей выдерживая пропорции, передавая их движения), а с другой -приобретенными стереотипами рисования.
Поэтому при обсуждении рисунков следует избегать оценок «технического мастерства» автора (в том числе оценок «красиво-некрасиво»), а следует обратить внимание на приемы (цвет, характер линий и т. д.), позволяющие передавать его настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков ребята сами придут к пониманию преимущества свободного («абстрактного») рисования.
Приложение:
Игры и упражнения.
1. Угадай эмоцию
На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, Настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумывал (вспоминал)-,ту ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке. Если эта игра проводится во время изучения интенсивности эмоций, то задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, удивление, а другому - восхищение (раздражение - ярость, печаль - горе и т.д.). Соответственно - задача зрителей как можно точнее определить данную эмоцию.
2. Лото настроений
Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т.д., следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микрогрупп. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
3. Испорченный телефон
Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза, "спят". Ведущий молча показывает первому участнику (именно они не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен. Возможные вопросы при обсуждении: По каким признакам ты определил именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее? Трудно ли было тебе понять другого участника? Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
5. Снимается кино (кинопроба)
Среди детей выбирается Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
6. Что было бы. если бы...
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а) (можно использовать одну из картинок практического задания в Шаге 1). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей в данном случае и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя: Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)? Можно разделить детей на микрогруппы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть данную ситуацию (т.е. одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки злится, другая - если веселится и т.д.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов Всего Теория Практика |
1 | Вводное занятие | 2 1 1 |
2 | Настроение в музыке | 3 2 1 |
3 | Пантомима и интонации голоса в наших эмоциях | 5 1 4 |
4 | Наши поступки связаны с нашими эмоциями | 5 1 4 |
5 | Сила эмоций | 5 1 4 |
6 | Настроение в музыке и рисунках | 5 1 4 |
7 | Великие дела и поступки остаются в памяти людей. Настроение величия и печали | 5 1 4 |
8 | Эмоция радости – смеха | 4 1 3 |
9 | Эмоция отвращения, презрения в художественной литературе | 6 2 4 |
10 | Грусть, радость, веселье – калейдоскоп настроения | 6 2 4 |
11 | Рисуем настроение | 6 2 4 |
12 | Сказочная страна эмоций | 6 2 4 |
13 | Настроение большого праздника | 6 2 4 |
14 | Фабрика звезд | 6 1 5 |
15 | Итоговое занятие | 2 1 1 |
ИТОГО | 72 20 52 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...
Статья:"Развитие эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Как работать на уроке над развитием эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Программа развития эмоционально - волевой и коммуникативной сферы в сенсорной комнате у детей младшего школьного возраста «В волшебном мире»
Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...
Особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с нарушениями в развитии.
В помощь родителю....
Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы
Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших и старших школьников
Актуальность программы.Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении...