Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
рабочая программа по психологии
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsii_emotsionalno-volevoy_sfery_4_klass.doc | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
Пояснительная записка
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников разработана на основе авторских программ Крюковой С.В., Слободяник, Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь», Кривцовой С. В. «Жизненные навыки» для обучающихся 4 класса, имеющих проблемы в эмоционально-волевой сфере: эмоциональное напряжение, негативизм, импульсивность, повышенная чувствительность, проблемы в общении. Данные обучающиеся выявлены в ходе плановой диагностики готовности к обучению в основной школе. Недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы влияет не только на качество учебной деятельности, а также на характер взаимодействия ребенка с окружающими (родителями, учителями, сверстниками) и часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений, дезадаптации.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития психологических образований, значимо важных для благоприятного развития в дальнейшие возрастные периоды. Отечественные исследователи подчеркивают, что одним из этих важных образований, является способность младшего школьника к саморегуляции (Л.И. Божович, Л.C. Выготский, P.M. Грановская, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методологической и тереотической основой программы являются исследования отечественных психологов взаимосвязи эмоциональной и волевой регуляций (Е.О. Смирнова, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова, Е.П. Ильин, В.К. Калин, М.В. Чумаков).
В младшем школьном возрасте на фоне усложнения и дифференциации эмоциональной жизни чувства развиваются в тесной связи с волей, а воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.
Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся развивает системы самосознания и самооценки, рефлексивные способности, коммуникативные умения (умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других) формирует адекватное отношение к себе и другим, положительно влияет на формирование учебных навыков, что является особенно важным на этапе перехода к обучению в средней школе.
А.В. Запорожец, отмечал что эмоциональная коррекция характеризуется приведением общей направленности и динамики поведения ребенка в соответствие со смыслом ситуации и производимых в ней действий по реализации его ценностных установок и интересов.
Цель программы: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся.
В соответствие с целью сформулированы следующие задачи:
- Развитие способности распознавать базовые эмоции, различать их, понимать собственное эмоциональное состояние и состояние другого человека.
- Обучение способам вербализации эмоций.
- Обучение приемлемым способам выражения гнева и агрессивности.
- Обучение способам саморегуляции.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование адекватных форм и стратегий поведения в различных ситуациях.
Данная коррекционно-развивающая программа строится на следующих принципах:
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип коррекции «сверху вниз».
- Принцип комплексности методов психологического воздействия.
- Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип усложнения.
Критерии отбора в коррекционную группу: группа сформирована из числа обучающихся, имеющих следующие нарушения: эмоциональное напряжение, негативизм, импульсивность, повышенная чувствительность, проблемы в общении и взаимодействии с детьми или взрослыми.
Ожидаемый результат: стабилизация эмоционального состояния, снижение импульсивных проявлений, обучающиеся научатся распознавать различные эмоциональные состояния и вербализировать их, проявлять эмоциональные реакции, адекватные ситуации общения, будут использовать эффективные стратегии поведения в различных ситуациях.
Направления коррекционной работы
Программа включает следующие блоки:
А) Диагностический блок.
Цель: диагностика эмоционально-волевой сферы
Используемые методики:
- Цветовой тест эмоциональных состояний;
- Карта наблюдений Стотта;
- Личностный опросник Кеттелла;
- Рисунок дерева.
Б) Установочный блок.
Цель: побуждение желание взаимодействовать, установление доверительных отношений между психологом и группой обучающихся.
В) Коррекционно-развивающий блок.
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, оптимизация развития ребенка, овладение новыми способами взаимодействия с миром и самим собой.
Г) Блок оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий.
Цель: выявление динамики развития эмоционально-волевой сферы.
Этапы реализации программы
№ п.п. | Формы работы | Сроки выполнения |
Проведение психологической диагностики. | Январь, 2021 | |
Индивидуальное консультирование педагогов и родителей обучающихся, рекомендации по выявленным проблемам развития. | Январь-февраль, 2021 | |
Формирование группы. | Январь, 2021 | |
Проведение занятий. | Январь- апрель, 2021 | |
Итоговая диагностика. | Май |
4 класс
№ п.п. | Тема занятия | Краткое содержание | Кол-во часов | Дата по плану | Дата проведения |
Вводное занятие. Такие разные эмоции. | Упражнение «Поменяйтесь местами все те, кто…» Знакомство с базовыми эмоциями, игра с карточками Упражнение «Изобрази эмоцию». | 1 | 19.01 | ||
Мое настроение. | Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Погода» Можем ли мы изменить свое настроение? Мимическая гимнастика Упражнение «Мусорное ведро» | 1 | 26.01 | ||
Когда я злюсь… | Упражнение «Я злюсь, когда…» Анализ ситуаций Арттерапия (проективный рисунок) Игра «Прогоняем злость» | 1 | 02.02 | ||
Как справляться с гневом и злостью. | Работа с притчей Упражнение «Листок гнева» Способы выражения гнева: вербализация, физическая активность Арттерапия | 1 | 09.02 | ||
Я владею собой. | Приемы саморегуляции: дыхательные техники, мышечное расслабление, отвлечение внимания, аутотренинг. | 2 | 16.02 02.03 | ||
Что делать, если …? | Психологическая игра Л. Петрановской (формирование умения действовать в стрессовых ситуациях) | 2 | 09.03 16.03 | ||
Как не допустить конфликта. | Правила общения «Техника Я-высказывания» | 1 | 30.03 | ||
Как разрешать конфликты. | Стратегии поведения Решение кейсов | 2 | 06.04 13.04 | ||
Обида и прощение. | Рисование обиды. Упражнение «Письмо» | 1 | 20.04 | ||
Учимся говорить «нет!», когда это нужно. | Упражнение «Да и нет не говори» Формулы вежливого отказа Проигрывание ситуаций | 1 | 27.04 | ||
Заключительное занятие. | Подведение итогов. Чему я научится? Коллективное письмо. | 1 | 04.05 | ||
Итого | 14 |
Механизмы коррекционного воздействия:
- Сообщение информации.
- Внушение надежды.
- Универсальность страданий.
- Эмоциональная поддержка.
- Конфронтация.
- Наличие обратной связи.
- Научение.
Факторы коррекционного воздействия:
- Развитие техники межличностного общения.
- Имитационное поведение.
- Групповая сплочённость.
- Катарсис.
Форма работы: групповая
Методики и техники коррекционной работы:
- Дыхательные и релаксационные техники.
- Психологические игры.
- Психогимнастика.
- Арттерапия.
- Элементы групповой дискуссии.
- Жетонный метод.
Особенности организации занятий
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с группой обучающихся из 10 человек. Занятия проводятся в условиях образовательного учреждения 1 раз в неделю, длительность каждого занятия составляет 40 минут. Программа реализуется во второй половине учебного года, рассчитана на 14 часов. Занятия проводятся во второй половине дня в кабинете психолога.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап (приветствие, правила тренинга)
- Рефлексия эмоционального состояния.
- Разминка (создание эмоционального настроя)
- Мотивационный этап (побуждение к деятельности)
- Практический этап (подача новой информации и отработка полученных навыков на практике).
- Рефлексивный этап (эмоциональная и качественная рефлексия, подведение итогов).
Критерии эффективности программы:
- Эмоциональное состояние (ЦТЭС)
Н - N 9-18
ВК – N 0,92-1,99
- Карта наблюдений Стотта
положительная динамика по шкалам VВВ, VIIА, VIIIВД, IXН, XЭН
- Личностный опросник Кеттелла:
положительная динамика по субтестам Q3, Q4, C
Список использованной литературы
- Быкова Е.А. Психолого-педагогическая коррекция: учебное пособие для студентов. – Шадринск: ШГПИ, 2011.
- Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М: Генезис, 2006.
- Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. —256 с
- Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения/ авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.
- Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. – Волгоград: Учитель ИП Гринин Л.Е., 2014.
- Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников
Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...
Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.
По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...
Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы
Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших и старших школьников
Актуальность программы.Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении...
Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы
В данных отчетах представлены мониторинги по следующим показателям: 1. уровень самооценки 2. Уровень тревожности 3. Уровень агрессивности, враждебности. Цель мониторинга— достижен...
Рабочая ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ««Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы для учащихся 8 классов с ОВЗ» по индивидуальному учебному плану на 2022-2023 учебный год
снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;коррекция настроения и негативных черт характера;формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;развитие системы самосознан...