Программа предпрофильного курса "выбор профессии"
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему
Предпрофильный курс «Выбор профессии» призван помочь ученику правильно решить проблему профессионального пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выбор профессии | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
к программе предпрофильного кура
«Выбор профессии»
Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Предпрофильный курс «Выбор профессии» призван помочь ученику правильно решить проблему профессионального пути.
Продолжительность курса 17 часов.
Цели и задачи курса:
- Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся, благодаря знаниям о себе и мире профессий.
- Повышение уровня психологической компетентности учащихся; формирование потребности в самопознании, умений соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии и объективно оценивать личностные качества.
Система предпрофильной подготовки:
- Диагностический блок (анкетирование, тестирование)
- Информационный блок
- Коррекционно- развивающий блок с использованием активных методов профориентации
- Рефлексия
2. Проектируемые результаты обучения:
- Дать знания о требованиях - характеристиках различных профессий, о мире профессий.
- Выработать умение соотносить свои возможности с требованиями профессий.
- Отработать навыки принятия решения.
- Использовать в профессиональном самоопределении сведения о путях получения профессионального самообразования
3.Тематическое планирование учебного материала
№ | Содержание занятий | Кол-во часов |
1. | 1. Соотнесение индивидуальных особенностей с требованиями профессии к человеку. | 1 |
Определение уровня тревожности по методике Кондаша | ||
2. | Способы саморегуляции. Диагностика по методике ШТУР. | 1 |
3. | Диагностика по методике ШТУР | 1 |
4. | Профориентация и профпригодность: историческая справка. | 1 |
5. | Слагаемые творчества, особенности работоспособности | 1 |
6. | Практические задания «Познай себя» | 1 |
7. | Диагностика профессиональных склонностей по методике Л.А. Йовайши. | 1 |
8. | Темперамент в профессиональном становлении личности | 1 |
9. | 2. Структура, психология принятия решения о выборе профессии | 1 |
Эмоциональные состояния личности | ||
10. | Здоровье и выбор профессии | 1 |
11. | Определение жизненных ценностей. Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 |
12. | Анализ профессий | 1 |
13. | Представление о себе и проблема выбора профессии | 1 |
14. | «Секреты» выбора профессии | 1 |
15. | Социально-психологический портрет современного профессионала. | 1 |
16. | 3. Заключение | 1 |
Как правильно составить резюме. 11 шагов к цели | ||
17. | Анкетирование «Подготовка к будущей профессии». Профориентационный кроссворд. | 1 |
Рациональность и обоснованность распределения учебного материала заключается в том, что программа составлена в соответствии с поставленными целями.
4. Методы и практическая направленность содержания обучения.
Методы обучения, применяемые при изучении программы.
Занятия проходят в виде уроков, включающих беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с теоретическими сведениями по основам профессиоведения.
На занятиях применяются:
- профорентационные игры, способствующие выявлению отношения учащихся к разным профессиям; анкетирование, позволяющее определить рейтинг жизненных ценностей учащихся и роль подготовки к будущей профессии,
- компьютерная диагностика личностных особенностей развития, профессиональных склонностей, интересов учащихся.
Практическая направленность содержания
и процесса обучения:
- Использование активных методов – профориентационных игр, помогающих синтезировать знания учащихся о мире профессий и выявлению отношения учащихся к разным профессиям.
- Применение диагностики, способствующей определению профессиональных склонностей, интересов.
- Проведение практических заданий «Познай себя», дающих возможность подкорректировать соотношение личных возможностей учащихся с требованиями профессии.
5. Критерии оценивания. Реалистичность, актуальность и новизна программы.
Критерии оценивания:
- Зачетная система оценки за работу учащихся на занятиях.
- Анкетирование учащихся «Подготовка к будущей профессии»
- Обобщение теоретических знаний о мире профессий в практическом задании «Профориентационный кроссворд».
Реалистичность программы
Продолжительность курса с точки зрения времени, которое отведено на его реализацию является оптимальным и не требует корректировки.
Актуальность и новизна содержания программы
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам ученых, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, 10 – 15% увеличивает производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Эффективность внедрения предпрофильного курса «Выбор профессии» на базе общеобразовательной школы дает уникальную возможность учащимся расширить свои знания в области профессионального самоопределения, получить профориентационную консультацию.
Рекомендуемая литература
- Абдуллаева Ш.П., Никонова О.Б. Как выжить абитуриенту и первокурснику? – С.- Петербург, 2003 г.
- Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы.-С.- Петербург, 2003 г.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся (6-11 кл.)- Москва, 2004 г.
- Мир профессий: Человек- техника, сост. В.Е. Гаврилов.
М.: Мол. Гвардия, 1987 г.
- Мир профессий: Человек – знаковая система, сост. С.Н. Левнева,-
М.: Мол. Гвардия, 1986 г.
- Мир профессий: Человек – человек, Сост. Р. Каверина.-
М.: Мол. Гвардия, 1986 г.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- Москва, 1996 г.
- Твоя профессиональная карьера: учеб. пособие для 8-11 кл. общеобр. учрежд. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной,
М.: Просвещение, 2000г.
9. Твоя профессиональная карьера: учебное издание, программы общеобр. учрежд. под ред. С.Н. Чистяковой, М.А.Холодной, Т.И. Шалавиной, М.: Просвещение, 2006г
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии, глав. Ред. Е. Ананьева.-
М.:Аванта+, 2003 г.
Компьтерные диски
- Психологические тесты (Пси- кориус, Медиа- Хауз), 2002г.
- Психологическое тестирование детей и подростков для школьных психологов и родителей, 2002г.
- Профессиональное тестирование, кадры решают все, 2002г. (методики: выявление интересов личности; коэффициент импульсивности и ригидности; структуры темперамента, опросник В.М. Русалова, сам себе психолог).
Программно- методическое обеспечение
Программа | Учебники и учебное пособие | Обеспечение | Примечание |
«Я и моя профессия», автор Г. Резапкина, факультативный курс для учащихся 9 классов, «Школьный психолог» | Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда, Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы,- С.-Петербург, 2000г. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений, под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, М.: Просвещение, 2000 г. Твоя профессиональная карьера: Учеб. изд. Программы общеобр. учрежд., под ред. С.Н. Чистяковой, М.А. Холодной, Т.И. Шалавиной, М.: Просвещение, 2006 г. | 22 экз. 2 экз. 1 экз. | Издание осуществлено по заказу Департамента федеральной государственной службы занятости населения по ХМАО Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации |
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Проектируемые результаты обучения
3. Тематическое планирование учебного материала
4. Методы и практическая направленность содержания обучения.
5. Критерии оценивания. Реалистичность, актуальность и новизна программы.
6. Рекомендуемая литература.
7. Программно- методическое обеспечение.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Средняя школа №3»
____________В.М. Маренюк
Предпрофильный курс
«Выбор профессии»
для учащихся 8 классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного курса "Юридическая профессия в современном мире"
Курс «Юридическая профессия в современном мире» адресован тем, кто стоит на пороге выбора дальнейшего образовательного пути и задумывается над будущей профессией.Курс предназначен для учащихся 9...
Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов
Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...
Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"
Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"...
Программа элективного курса для предпрофильного уровня "Профессии,связанные с биологией"
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов....
Рабочая программа предпрофильной подготовки по профессии "Цветовод"
Рабочая программа предпрофильной подготовки по профессии «Цветовод», разработана на основании: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в с...
Программа предпрофильной подготовки по курсу «Путь к профессии»
Своевременная и оперативная работа по профессиональному самоопределению школьников, в том числе учащихся 9-х классов, позволит выстроить работу по организации профильного обучения и дальнейш...
Рабочая программа предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия » для 8 класса составлена:в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобраз...