Программа предпрофильной подготовки по курсу «Путь к профессии»
рабочая программа по психологии

Сат Уран Шожаевна

Своевременная и оперативная работа по профессиональному самоопределению школьников, в том числе учащихся 9-х классов, позволит выстроить работу по 

организации профильного обучения и дальнейшей профессионализации молодежи более дифференцированно, обоснованно, эффективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predprof.podgotovki_-_put_k_professii.doc524 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уровень программы: учебная программа для общеобразовательных учреждений.

Срок обучения: 34 часа. Продолжительность и набор блоков программы

может меняться в зависимости от запросов обучаемых, особенностей группы и т.д.

Целевые группы, на которые рассчитана программа: учащиеся 8 – 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Количество участников: 15 – 25 человек.

1.1. Цель программы – формирование каждым учащимся индивидуального образовательно-профессионального проекта.

1.2.   Задачи программы

- формирование у учащихся системы знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях;

- формирование у учащихся представлений о рынке труда и рынке образовательных услуг;

- формирование (развитие) у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания;

- освоение учащимися технологии (механизмов) принятия решения в ситуации

выбора образовательной траектории; формирование умения принимать решения;

- активизация личностной позиции учащихся в ситуации профессионального выбора, формирование уверенности в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.

  1. Актуальность

Актуальность программы обусловлена высокой значимостью социально- профессионального сопровождения молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры.  

  Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и сопровождение данной работы становятся чрезвычайно важными.

  1. Основы программы

Основой, на которой строится программа, является изучение современных публикаций в области профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры (см. список литературы), обобщение передового опыта работы и анализ собственной практики педагога-психолога в данной области.

Личная практика педагога-психолога в решении вопросов жизненного и профессионального самоопределения школьников выпускных классов показала, что в большинстве случаев выпускники имеют достаточно ограниченное представление о себе, мире профессий, своем профессиональном будущем, требованиях рынка труда, технологиях выбора и построения профессиональной карьеры; не владеют набором необходимых навыков анализа ситуации, рефлексии собственного поведения, принятия решений. В этой связи их выбор часто оказывается неосознанным, необоснованным, случайным.

Актуальность профессионального самоопределения школьников подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся и предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Своевременная и оперативная работа по профессиональному самоопределению

школьников, в том числе учащихся 9-х классов, позволит выстроить работу по организации профильного обучения и дальнейшей профессионализации молодежи более дифференцированно, обоснованно, эффективно.

Сегодня выпускников школ волнуют следующие вопросы:

             Как выбрать "свою" профессию? Какие специальности востребованы и перспективны? Где можно получить выбранную специальность? Какие есть новые специальности и в чем их особенности? Как согласовать свой выбор с мнением родителей? Как принять "верное" решение?

Ответы на поставленные вопросы школьник может получить (при соответствующем сопровождении со стороны специалиста) посредством отбора и анализа необходимой информации, включения в процедуры диагностики и самодиагностики интересов и познавательных способностей, участия в деловых и профориентационных играх, анализа собственного опыта проб и ошибок в ходе учебного процесса и освоения элективных курсов, опыта взаимодействия с другими

людьми в разных жизненных ситуациях, опыта участия в разного рода творческих

проектах и др.

Таким образом, предлагаемая программа предпрофильной подготовки «Путь к профессии" позволит школьникам получить ответы на волнующие вопросы и принять обоснованное решение о дальнейшей образовательной траектории и перспективах профессионального становления.

1.5    Новизна программы

Работа по сопровождению процесса профессионального становления школьника, включенная в контекст предпрофильной подготовки, обычно направлена на усвоение информации. В данном случае акцент делается на "пробу сил" и освоение "поля возможностей и ответственности" учащимися и, в конечном итоге, на формирование у них способов принятия решения, которые в ходе реализации данной программы могут формироваться и отслеживаться. Такая работа не является целенаправленным определением варианта профессионального выбора, как это чаще представлено в работе по сопровождению процесса профессионального становления школьников. Это работа учащегося по отслеживанию и рефлексии собственных шагов в ситуации предпрофильной подготовки и принятию соответствующих решений (выбор профиля обучения, определение индивидуального образовательного маршрута, определение варианта будущей профессии). Такой подход к сопровождению предпрофильной подготовки позволит учащемуся освоить механизмы анализа себя и собственного опыта познания (в том числе через освоение базовых общеобразовательных, элективных курсов), а также механизмы принятия решения в контексте реальных жизненных задач по определению образовательной траектории в старшей профильной школе (или другом профессиональном образовательном учреждении) и дальнейшего профессионального становления.

1.6   Теоретическое и методическое обоснование программы

Программа строится на принципах гуманистической психологии, субъектно-деятельностного подхода, основные положения которого можно охарактеризовать следующим образом:

- личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;

- каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;

- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря своим смыслам и ценностям;

- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

В рамках данного подхода решающее значение для профессионального развития личности имеет становление "Я-концепции", т.е. представлений личности о себе во взаимодействии со своим окружением, с реальными ситуациями. Детерминантами "Я-концепции" выступают прошлое личности и ее будущее. Профессиональная карьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, а развитие карьеры как последовательность решений субъекта. Данные посылки формируют основную стратегию работы в рамках программы, а именно – активная проба сил, получение опыта, самоанализ школьником себя и собственных шагов в ситуации самоопределения относительно будущего профиля обучения, индивидуального образовательного маршрута, возможного варианта профессиональной карьеры. Блоки программы определены с учетом необходимости и достаточности освоения школьником основных условий и факторов выбора, являющихся основой для построения образовательно-профессионального проекта. Позиция специалиста (психолога) - поддержка и развитие способности личности строить свое собственное профессиональное будущее, помощь школьнику в его собственных шагах по решению вопросов профессионального самоопределения.

  1. Ожидаемые  результаты

- адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг;

- наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;

- владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора;

- активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта;

- наличие подготовленного (прописанного) образовательно-профессионального проекта у каждого учащегося.

1.8.   Способы проверки ожидаемых результатов

- анкетирование учащихся (см. Контрольные вопросы к курсу «Путь к профессии»);

- практические задания в ходе реализации занятий курса;

- подготовка каждым учащимся индивидуального образовательно-профессионального проекта;

- задания на рефлексию по итогам каждого занятия.

1.9.    Структура программы

Программа состоит из отдельных блоков, каждый блок следует друг за другом, их последовательность строго определена. Каждый блок и входящие в него занятия завершаются подведением итогов и рефлексией учащихся.

  1. Методическое оснащение программы и организационные формы работы

Для достижения поставленных целей и задач планируется проведение лекционных и практических занятий, индивидуальных консультаций и самостоятельная работа учащихся в соответствии с выделенными тематическими блоками.

Большинство занятий включает теоретическую и практическую формы работы.

Реализация программы предполагает индивидуальные (консультации, диагностика, работа с рабочей тетрадью) и групповые формы работы (игры, дискуссии, обсуждения и т.д.), работу под руководством преподавателя или самостоятельную работу (выполнение практических заданий в рабочей тетради, выполнение домашних заданий). Среди методов работы используются такие, как дискуссии, информационные сообщения. Как отдельную группу следует представить методы диагностики учащихся.

К программе прилагается список литературы для ведущего курс, позволяющей педагогу всесторонне, дифференцированно, вариативно подходить к построению занятий.

Ряд используемых упражнений и процедур, предусмотренных программой и приведенных в соответствующих литературных источниках, допускают внесение определенных корректировок с учетом целей соответствующего занятия и особенностей группы, в которой реализуется данная программа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Блок «Основы профессионального самоопределения»

6

1

1.

Введение в курс «Предпрофильная подготовка. Путь к

профессии». Формула выбора профессии.

1

2

1.2.

Правила выбора профессии.

1

3

1.3.

Ошибки при выборе профессии.

4

1.4.

Что такое труд в жизни общества? (Игра «пришельцы-

инопланетяне»).

5

1.5.

Роль базовых компетенций в жизни и трудовой деятельности

человека.

6

1.6.

Основные шаги по принятию решения о выборе профессии

(профиля обучения).

Блок "Мир профессий"

6

7

2.1.

Введение в мир профессий. Понятие о профессии и специальности.

1

8

2.2.

 Общий обзор классификации профессий.

1

9

2.3.

Типы, классы, отделы и группы профессий.

1

10

2.4.

Современная классификация видов экономической деятельности.

11

2.5.

Характеристика профессий. Цели и средства труда, особенности труда.

12

2.6.

Активизирующая профориентационная методика “За и против”.

Блок "Я в мире профессий"

8

13

3.1.

Что я знаю о себе и о других людях?

1

14

3.2.

Индивидуальные особенности личности. Диагностика

Темперамента.

1

15

3.3.

Коммуникативные  и организаторские способности.

1

16

3.4.

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

1

17

3.5.

Склонности и интересы в выборе профессии.

1

18

3.6.

Способности и профессиональная пригодность.

1

19

3.7.

Требования к специалистам на рынке труда.

20

3.8.

Эффективное поведение на рынке труда.

Блок "Мой опыт. Проба сил"

2

21

4.1.

Как я работаю и действую?

1

22

4.2.

Как я работаю и взаимодействую? (игра "Кораблекрушение")

1

Блок "Рынок труда. Рынок образовательных услуг"

4

23

5.1.

Знакомство с рынком труда.

1

24

5.2.

Профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений.

1

25

5.3.

Современное состояние рынка образовательных услуг.

1

26

5.4.

Перспективы развития российского рынка труда.

Блок "Проектирование будущего. Выбор образовательной траектории  в контексте будущего профессионального самоопределения"

3

27

6.1.

Ценности личности в жизни человека. Типы жизненных ценностей.

1

28

6.2.

Постановка целей.

1

29

6.3.

Личный профессиональный план.

2

Блок "Портфолио выпускника»

5

30

7.1.

Навыки самопрезентации.

31

7.2.

Как добиться успеха при устройстве на работу.

32

7.3.

Интервью при приеме на работу.

33

7.4.

 Защита творческого проекта “Моя профессиональная карьера” (оценка сформированности личного профессионального плана). 1-й урок

1

34

7.5.

 Защита творческого проекта “Моя профессиональная карьера” (оценка сформированности личного профессионального плана). 2-й урок

1

Итого количество уроков:

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Технология работы по формирование каждым учащимся индивидуального образовательно-профессионального проекта включает в себя три этапа:

1 этап -  предварительный этап

Работа психолога начинается со встречи с педагогами. На этой встрече педагоги знакомятся с целями и содержанием работы, основными методами и возможностями социально – психологического обучения. Далее необходимым шагом является встреча с родителями тех учащихся, с кем будут проведены занятия. Важно познакомить их с целями и содержанием данной программы, а также получить их согласие на диагностическую и коррекционную работу. Получив согласие родителей, психолог встречается с подростками, предлагая включиться им в  работу.

В ходе предварительного этапа может быть использована анкета для учащихся, , которая позволяет получить данные об уровне знаний, сформированности представлений, наличии навыков и умений в ситуации выбора профиля обучения и дальнейшего профессионального самоопределения до начала курса предпрофильной подготовки «Путь к профессии» и по завершении курса.

2 этап – проведение лекционных и практических занятий, индивидуальных консультаций и самостоятельная работа учащихся

 На данном этапе идет изучение основных проблем урока, например, в малых группах или в парах.  Основная задача этапа - получение максимально подробной информации  о мире профессий, своих возможностях, потребностях общества в той или иной профессии  и умения правильно сделать свой профессиональный выбор.

3 этап -  заключительный, анкетирование учащихся

Подготовка каждым учащимся индивидуального образовательно-профессионального проекта,  рефлексия по итогам учебного курса " Путь к профессии" .

Блок "Основы профессионального самоопределения"

1 занятие

Тема: Введение в курс предпрофильной подготовки «Путь к профессии"». Формула выбора профессии

Цель: введение в курс предпрофильной подготовки «Путь к профессии», формирование мотивации к работе в рамках курса, знакомство с формулой выбора профессии "Хочу - Могу (знаю, умею, делаю) - Надо" (сокращенно - "ХМН").

Содержание:

- введение в курс "Путь к профессии": притча о двух деревьях; основные задачи курса "Путь к профессии"; содержание основных блоков курса; порядок работы на занятиях; порядок работы с рабочей тетрадью; основные итоги курса "Путь к профессии": что получит каждый участник в результате работы, способы использования полученных результатов (информационное сообщение педагога);

- определение исходной ситуации профессионального выбора (выполнение учащимися практического задания  в рабочей тетради);

- анализ древа возможностей (дискуссия в классе с опорой на схему древа возможностей, приводимую на доске);

- знакомство с формулой выбора профессии "ХМН" (информационное сообщение педагога с использованием примеров);

- определение учащимися формулы своего профессионального выбора (выполнение практического задания в рабочей тетради)

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия (информационное сообщение педагога);

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия)

2 занятие

Тема: Правила выбора профессии

Цель: проработка учащимися основных правил выбора профессии.

Содержание:

- содержание основных правил выбора профессии (информационное сообщение педагога с элементами дискуссии или самостоятельное изучение правил с элементами обсуждения в классе);

- анализ учащимися собственной ситуации выбора с использованием правил выбора (выполнение практического задания в рабочей тетради);

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия (информационное сообщение педагога),

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

3 занятие

Тема: Ошибки при выборе профессии

Цель:

Содержание:

- теоретический курс «Ошибки в выборе профессии»

- упражнение «Конкретизация желаемого»

Участникам предлагается дописать предложения.

Я хочу………………………………...………………………………………

Я хочу……………………………...или………………………………………

Я хочу……………………...………, но………………………….……………

Я хочу ……………………………… и…………………………………………

Если я  хочу…………………..……, то…………………………..……………

Когда я хочу……………..………, тогда…………………………….…………

Поскольку я хочу………….…., постольку………………………………...…

- упражнение «Распределение целей во времени»

Мои жизненные цели (долгосрочные)

Цели на  ближайшие 3 года

Цели на полгода

Использование обратной связи.

  • Как Вы узнаете, что вы достигли своей цели? Что Вы увидите? Услышите? Почувствуете?
  • Как Вы узнаете, что Вы движетесь к своей цели? («Горячо -холодно» – если то, что Вы делаете не приводит Вас к желаемому результату, сделайте что-нибудь другое.

Мои образовательные планы.

Мои профессиональные планы.

Мои цели

Мои цели

Мои ресурсы

Мои ресурсы

4 занятие

Тема: Что такое труд в жизни общества? (Игра «пришельцы- инопланетяне»)

Цель:  Содействие развитию умения соотносить качества работников с требованиями профессии.

Содержание:

5 занятие

Тема: Роль базовых компетенций в жизни и трудовой деятельности  человека

Цель:

Содержание:

- упражнение "Прогноз проф. деятельности"

Инструкция:

Продумайте сферу вашей будущей профессиональной деятельности, не принимая во внимание направление, по которому вы обучаетесь.

Составьте описание вашей будущей работы, руководствуясь следующими критериями:

- предпочитаемое окружение

- вид деятельности

- ваши ощущения

- мотивы и ценности (почему?)

Участники делятся на пары и в течении 10 минут проговаривают написанное. Задача партнера слушать, не задавая вопросов, а затем кратко повторить услышанное, начиная со слов "Мне показалось, что…".

6 занятие

Тема: Основные шаги по принятию решения о выборе профессии  (профиля обучения)

Цель:

Содержание:

- Источники информации о возможностях выбора профессии.

Например, человек объясняет свой выбор: «Больше некуда было податься…». Эта ситуация возникла потому что человек не анализировал ситуацию и прежде всего не собирал сведений (информацию) о возможных местах приложения своих сил. Только человек, владеющий информацией, может принимать реальные решения. Это относится не только к выбору профессии, но и к любой сфере нашей жизни: «Кто владеет информацией –тот владеет миром!».  

На ватмане опишите систему источников информации о возможностях выбора профессии. Какую именно информацию я могу получить из этого источника.

Работа проводится индивидуально, либо в группах, по 2-4 человека. Обсуждение в группе.

Время: 30 минут.

.

- упражнение «Прогноз проф.деятельности». Инструкция:

Продумайте сферу вашей будущей профессиональной деятельности, не принимая во внимание направление, по которому вы обучаетесь.

Составьте описание вашей будущей работы, руководствуясь следующими критериями:

- предпочитаемое окружение

- вид деятельности

- ваши ощущения

- мотивы и ценности (почему?)

Участники делятся на пары и в течении 10 минут проговаривают написанное. Задача партнера слушать, не задавая вопросов, а затем кратко повторить услышанное, начиная со слов "Мне показалось, что…".

- Итог дня:  Упражнение «Настроение» + комментарии»

Блок "Мир профессий"

7 занятие

Тема: Введение в мир профессий. Понятие о профессии и специальности

Цель: формирование у учащихся представления о многообразии мира профессионального труда.

Содержание:

- обозначение роли и значимости информации о мире профессий в общем контексте построения образовательно-профессионального проекта (краткое резюме педагога по предыдущему блоку занятий, его напоминание о правилах и ошибках при выборе профессии в форме дискуссии, подчеркивание значимости информации о мире профессий);

- определение понятий "профессия", "специальность", "должность" (информационное сообщение педагога); разбор педагогом специфики и соотношения этих понятий на конкретных примерах (например, профессия - врач, специальность - педиатр, должность - зав. отделением); разбор соотношения этих понятий в ходе дискуссии с классом на примере профессий родителей;

- актуализация у учащихся известных им профессий в ходе игрового упражнения (учащимся предлагается назвать известные им профессии, исходя из предложенного ранее определения "профессия"); названные профессии фиксируются педагогом на доске и учащимися в рабочей тетради (выполнение практического задания в рабочей тетради);

- информационное сообщение педагога о многообразии современного профессионального мира труда и классификациях профессий; приведение учащимися в ходе дискуссии примеров этих профессий из составленного ранее списка;

- знакомство учащихся с "Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих";

- описание педагогом содержания ряда современных профессий (и/или профессий, интересующих учащихся) в ходе дискуссии;

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия (информационное сообщение педагога);

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

8 занятие

Тема: Современная классификация видов экономической деятельности

Цель: формирование у учащихся представления о видах экономической деятельности.

Содержание:

- знакомство учащихся с понятием "вид экономической деятельности" (информационное сообщение педагога с элементами группового обсуждения);

- знакомство учащихся с современной классификацией видов экономической деятельности (информационное сообщение педагога с опорой на материалы презентации);

- составление перечня предприятий и организаций  Крымского муниципального округа Краснодарского края, занимающихся соответствующими видами деятельности (работа учащихся в микрогруппах с фиксацией результатов в рабочей тетради – (практическое задание), педагог оказывает помощь группам в случае затруднений);

- обсуждение результатов работы в группах, обмен информацией, расширение поля примеров с фиксацией в рабочей тетради;

- анализ учащимися объявлений об имеющихся вакансиях в газете (самостоятельная работа учащихся с фиксацией результатов в рабочей тетради);

- обсуждение итогов работы в группах;

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия (информационное сообщение педагога),

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

9 занятие

Тема: Типы, классы, отделы и группы профессий

Цель: познакомить участников со схемой анализа профессий; повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Содержание:

          - Классификация профессий по предмету труда, цели труда, условиям и орудиям  труда.

- практическая часть. Упражнения с целью закрепления материала. Игровое профориентационное упражнение “Цепочка профессий”

- упражнение «Угадай профессию».

Цель: Познакомить со схемой анализа профессий.

Руководитель просит участников назвать профессию, которую все хорошо знают, затем обращается к группе со следующим заданием:

«Представьте, что я свалился с луны и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю. Попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая».

Смысл данного этапа упражнения – сформировать у участников желание познакомиться со схемой, которая позволит им, не путаясь, рассказать о любой профессии.

Далее руководитель предлагает участникам записать схему анализа профессий.

- Работа с дифференциально-диагностическим опросником.

- ритуал-завершение “Импульс рукопожатий”.

10 занятие

Тема: Современная классификация видов экономической деятельности

Цель: Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование.

Содержание:

- упражнение «Коллаж».

Группе дается задание перейти к образному выражению профессиональных предпочтений.

Инструкция:

Из имеющихся журналов создать образ желаемой профессии.

Работа выполняется без комментариев. Коллажи  вывешиваются на доске и обсуждаются группой.

Руководитель спрашивает об ощущениях каждого.

11 занятие

Тема: Характеристика профессий. Цели и средства труда, особенности труда

Цель:

Содержание:

- упражнение «Подарок». Цель: осознание учащимися специфических моментов различных профессий. Инструкция:

«Представьте, что у нас есть общий друг (далее уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия: 1- подарок должен содержать намек на его профессию (Далее уточним, что это за профессия), 2- подарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным, 3- подарок должен быть доступным вам по цене».

Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг, его пол, возраст, профессию. Участники работают в парах, после чего идет групповое обсуждение.

- Упражнение «Самая-самая». Цель: повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и осознание особенностей профессий, связанных с престижностью. Инструкция:

«Сейчас будут называться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, наиболее подходят данной характеристике».

Примеры характеристик:

- самая денежная профессия,

- самая зеленая профессия,

- самая волосатая профессия,

- самая смешная профессия,

- самая сладкая профессия и т. д. Участники обсуждают различные варианты ответов.

- подведение итогов. Группа делится впечатлениями о занятии. Упражнение «Пожелание по кругу». Каждый участник по кругу говорят следующему пожелание на день.

.

12 занятие

Тема: Активизирующая профориентационная методика “За и против”

Цель:

Содержание:

Блок "Я в мире профессий"

13 занятие

Тема: Что я знаю о себе и о других людях?

Цель: формирование представления учащихся о содержании и целях блока "Я в мире профессий"; усвоение учащимися содержания факторов "Хочу" и "Могу", влияющих на выбор профессии и успешность дальнейшей профессиональной деятельности.

Содержание:

- повторение формулы выбора профессии с акцентированием внимания учащихся на факторах "Хочу" и "Могу"; влияние личностных характеристик, способностей, состояния здоровья и пр. на принятие решения о выборе профессии и успешность дальнейшей профессиональной деятельности (информационно-мультимедийное  сообщение педагога с элементами дискуссии);

- групповое обсуждение с учащимися темы "Какие составляющие факторов "Хочу" и "Могу" влияют на выбор профессии и успешность дальнейшей профессиональной деятельности?" (цели, знания, умения, навыки, мотивация, личностные качества и т.д.);

- подведение итогов группового обсуждения и обозначение схемы для анализа содержания факторов "Хочу" и "Могу", влияющих на выбор профессии и успешность дальнейшей профессиональной деятельности: что я хочу (интересы и склонности, ориентация на достижения); что я могу (знания, способности); как я реагирую (особенности темперамента); какой у меня характер (черты характера); как я взаимодействую с другими (коммуникативные и организаторские склонности); какое у меня здоровье (состояние здоровья); какой у меня опыт (мой опыт) - фиксирование основных позиций на доске и в рабочей тетради;

- выявление и презентация личностных особенностей учащихся (упражнение "Представление");

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия (информационное сообщение педагога);

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия)

14 занятие

Тема: Индивидуальные особенности личности. Диагностика темперамента

Цель: расширение представления учащихся об индивидуальных особенностях

личности.

Содержание:

- значение индивидуальных особенностей в деятельности человека (информационное сообщение педагога с элементами дискуссии);

- проведение групповой диагностики ;

- упражнение «Если бы я был…». Цель: раскрытие индивидуальных особенностей, личностных качеств участников.

Участникам предлагается на листе бумаги в столбик записать продолжение следующих  предложений:

Если бы я был…

- животным,

- мелодией или песней,

- картиной,

- известным человеком,

- машиной (механизмом),

- книгой,

- природным явлением.

Напротив каждого ответа записать его характеристику (по какой причине выбран тот или иной ответ). Из общего перечня характеристик участники  выбирают три, наиболее подходящих для себя. Группа делится впечатлениями об упражнении.

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия (информационное сообщение педагога);

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

15 занятие

Тема: Коммуникативные  и организаторские способности

Цель: Способствовать осознанию необходимости соотносить личностные особенности и требования профессии.

Содержание: Основные группы черт личности, акцентуация характера, самооценка. Работа  с методикой «Кто я»,

- профориентационная игра «Три судьбы», способствующая осознанию принципиальных различий в смыслах жизни различных архитипов.

- упражнение «Идеальный человек»

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

16 занятие

Тема: Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

Цель: Формирование позитивных личностных качеств, обеспечивающих изменение поведения; психическое обеспечение условий профессионального развития. Дать понятие о составляющих профессиональной пригодности.

Содержание:

Эмоциональные переживания как индикаторы образовательных предпочтений и помехи их реализации. Самооценка и притязания. Рациональные способы преодоления самооценочных переживаний в ситуациях интеллектуальной конкуренции. Проблемы волевой саморегуляции познавательной деятельности. Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные ценности. Как выпустить “лишний пар”. Десять шагов уверенности в себе.

- Роль здоровья, образования, способностей, личностных качеств в профессиональном самоопределении.

- Профориентационная игра «Будь готов», способствует осознанию готовности к различным видам деятельности.

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

17 занятие

Тема: Склонности и интересы в выборе профессии

Цель: : Активизировать размышления о мотивах выбора

Содержание:

- Общее представление об интересах и склонностях. Работа с картой интересов, методикой тематических вербальных ассоциаций, способствующих осознанию мотивов в профессиональном самоопределении.

- упражнение «Ситуации профессионального выбора». (Участникам группы предлагается разыграть ситуацию, в результате которой они должны сделать выбор. Каждый участник играет исходя из своей роли).

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

18 занятие

Тема: Способности и профессиональная пригодность

Цель:  формирование представлений о важных профессиональных качествах личности; рефлексия своих личностных качеств; формирование гибкости поведения в групповой работе.

Содержание:

-алгоритмы и схемы самоопределения в профилях обучения. Оценка опыта профессиональных проб. Анализ содержания «портфолио». Типы направленности личности. Профессионально значимые качества (ПЗК) личности. Характер человека и профиль обучения. Состояние здоровья и проблема профессиональной пригодности.

-диагностические методики: «Типы направленности личности», «Анализ профессии»

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

19 занятие

Тема: Требования к специалистам на рынке труда

Цель:

Содержание:

- Дискуссия на тему «Профессионал»

Целью дискуссии является обсуждение общих требований, предъявляемых к личности профессионала. В результате выделяются 10 профессионально важных качеств. Участники оценивают по 10-бальной шкале развитие данного качества у себя.

Вопросы для обсуждения

— Какой стиль деятельности вы чаще выбираете: ведомого или ведущего?

— Как человек прогнозирует поведение других людей?

— Что влияет на формирование групповой сплоченности?

— На основе чего формируются представления о важных профессиональных качествах личности?

— Насколько адекватно вы оцениваете развитие у себя профессионально важных качеств?

— Какую стратегию взаимодействия вы выбираете для достижения целей?

20 занятие

Тема: Эффективное поведение на рынке труда

Цель:

Содержание:

- анкета – опросник «Что я знаю о рынке труда»

Блок "Мой опыт. Проба сил"

21 занятие

Тема: Как я работаю и действую?

Цель: формирование у учащихся навыков анализа собственной деятельности.

Содержание:

- групповое обсуждение с учащимися понятия "опыт", темы "Какой опыт можно

рассматривать как предпрофессиональный?" (опыт подготовки домашних заданий, опыт освоения элективных курсов, опыт взаимодействия со сверстниками, друзьями, учителями, опыт участия в творческих мероприятиях, деловых играх, опыт выполнения тех или иных видов работ и т.д.);

- составление учащимися перечня видов работ, в которых они были успешны (выполнение учащимися практического задания в рабочей тетради);

- анализ преподавателем опыта деятельности старшеклассника на конкретном примере (например, работа старшеклассника в летний период в качестве садовника); обсуждение примера с классом с акцентированием внимания на качествах данного старшеклассника, способствующих успешному выполнению этой деятельности;

- обоснование учащимися имеющегося опыта деятельности (выполнение учащимися практического задания в рабочей тетради);

- описание учащимися опыта, который можно приобрести в ходе предпрофильной подготовки (выполнение практического задания в рабочей тетради;

- анализ учащимися собственного опыта деятельности

- зачитывание педагогом нескольких объявлений, комментарии по текстам объявлений;

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

22 занятие

Тема: Как я работаю и взаимодействую? (игра "Кораблекрушение")

Цель: знакомство учащихся с многообразием социальных ролей, развитие навыков рефлексии поведения в ситуации группового взаимодействия.

Содержание:

- обозначение правил и содержания игры;

- разделение педагогом участников игры на 2-3 группы;

- ранжирование участниками каждой группы предложенного в рамках игры списка "предметов для выживания" по степени значимости;

- защита каждой группой своего списка "предметов для выживания" (представление каждой группой своего варианта списка и его аргументация в течение 2-3 минут), обсуждение, дискуссия;

- определение функций каждого участника группы в процедуре ранжирования;

- определение социальных ролей участников в соответствии с функциями, выполняемыми ими в группе;

- подведение педагогом итогов занятия и итогов работы по блоку "Мой опыт. Проба сил", определение целей следующего занятия;

- подведение итогов занятия и итогов работы по блоку "Мой опыт. Проба сил" учащимися (рефлексия).

Блок "Рынок труда. Рынок образовательных услуг"

23 занятие

Тема: Знакомство с рынком труда

Цель: формирование у учащихся представления о рынке труда.

Содержание:

- определение понятия "рынок труда", его основных составляющих;

- характеристика состояния и перспектив развития современного рынка труда и тенденций его развития;

- характеристика состояния рынка труда

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия;

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

24 занятие

Тема: Профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений

Цель: формирование у учащихся представления о ситуации трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений.

Содержание:

- характеристика основных направлений и объемов подготовки выпускников профессиональных учебных заведений;

- информирование учащихся о ситуации трудоустройства выпускников в разрезе специальностей

- обозначение основных требований работодателей к претендентам на рабочие места

- проработка схемы "образование - должность - место работы" на примере профессий родителей, родственников, при необходимости возможно завершение работы дома);

- заполнение формата схемы "образование - должность - место работы" для себя (выполнение учащимися практического задания в рабочей тетради; при необходимости возможно завершение работы дома);

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия;

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

25 занятие

Тема: Современное состояние рынка образовательных услуг

Цель: Стратегии интеллектуального, социального и личностного развития в раннем юношеском возрасте. 

Содержание:

-особенности местного рынка труда и образовательных услуг. Динамика тенденций рынка рабочей силы. Индивидуальные образовательные маршруты, альтернативные способы их реализации.

-диагностические методики: «Анкета изучения жизненных потребностей», «Индекс жизненной удовлетворенности».

-упражнения и задания:  «Профориентационная карта», «Маршруты успеха».

- профориентационная игра «ПОСТУПАЕМ В ВУЗ» (возможно проведение этого урока совместно с родителями)

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

26 занятие

Тема: Перспективы развития российского рынка труда

Цель: Дать понятие о ситуации на рынке труда и дальнейших перспективах развития..

Содержание:

- теоретический курс: «Мир современных профессий». Рынок, его функции, структура. Конкуренция, формирование рыночной инфраструктуры. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального маршрута.

Блок "Проектирование будущего. Выбор образовательной траектории

в контексте будущего профессионального самоопределения"

27 занятие

Тема: Ценности личности в жизни человека. Типы жизненных ценностей

Цель: знакомство учащихся с системой жизненных ценностей человека; определение учащимися системы собственных жизненных ценностей.

Содержание:

- определение понятия "ценность"; роль ценностей личности в жизни человека (информационное сообщение педагога с элементами группового обсуждения);

- дискуссия с учащимися по вопросам формирования жизненных  и профессиональных ценностей:

(Вопросы для обсуждения:

1. Что такое профессиональные ценности?

2. Как профессиональные ценности сочетаются с общечеловеческими?

3. Необходимо ли конкурентоспособной личности соблюдение профессиональной этики?

4.Когда человек должен руководствоваться общечеловеческими ценностями, а в каких ситуациях — ценностями достижения?

5.Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег?)

- анализ преподавателем типологий ценностей (материальные и духовные ценности; ценности социальной жизни: моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.);

- анализ учащимися собственной системы ценностей

- интерпретация педагогом результатов выполнения учащимися практического задания "Анализ собственных ценностей";

- фиксация учащимися результатов собственной системы ценностей:

а) включенность, невключенность в профессиональную деятельность;

б) противоречивость, непротиворечивость системы ценностей учащихся;

- определение индикаторов значимости тех или иных ценностей для человека;

- подведение педагогом итогов занятия и определение целей следующего занятия;

 - подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

28 занятие

Тема: Постановка целей

Цель: ознакомление учащихся с технологией постановки целей; осознание учащимися своих приоритетных личных и профессиональных целей и средств их достижения.

Содержание:

- определение понятий: "цель", "краткосрочные цели", "среднесрочные цели", "долгосрочные цели";

- значение постановки целей для достижения личной успешности (обсуждение темы на примере анализа текста);

- технология целеполагания (нахождение целей жизни, ситуационный анализ, формулировка целей и установление временных границ) с опорой на схему на доске "3 фазы целеполагания";

- определение учащимися наиболее важных жизненных целей;

- определение учащимися желаемых профессиональных целей

- анализ учащимися своих сильных и слабых сторон;

 - анализ учащимися ресурсов, необходимых для достижения цели;

- подведение педагогом итогов занятия;

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

29 занятие

Тема: Личный профессиональный план

Цель: Осознание основных личностных смыслов.

Содержание: Понятие рынка профессий. Определение требований к соискателю (по газете, рубрика “работа для вас”), “Центр занятости населения”. Информация об уровнях и видах учебных заведений. Работа с опросником ЛПП.

- Построение Личного Профессионального Плана.

Участникам занятия предлагается структура ЛПП:

1. Главная цель;

2. жизненная перспектива;

3. пути достижения ближайшей цели;

4. внешние условия достижения цели;

5. внутренние условия;

6.  запасные варианты целей и пути их достижения;

7. планы родителей (сверстников);

8. Информированность (в том числе о рынке труда).

Каждый участник самостоятельно описывает свой ЛПП. Ведущий работает с каждым участником, направляя процесс работы. Время: 60 минут.

Затем каждый представляет свой ЛПП в группах по 3 человека. Время: 30 минут.

Результаты фиксируются на стене.

- Что я буду делать, сделаю для реализации своих профессиональных планов: Сразу после семинара, через 3 месяца, 6 месяцев.

Участники прописывают реальные шаги. Затем озвучивают их в ходе группового обсуждения.

-профориентационная игра «Эпитафия» и «Звездный  час»,  позволяющая соотнести свое представление о счастье с  определенной профессиональной деятельностью.

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

Блок "Портфолио выпускника»

30 занятие

Тема: Навыки самопрезентации

Цель:

Содержание:

- упражнение «Собеседование». На проигрывание ситуаций каждому соискателю дается две минуты. Каждый соискатель проходит собеседование у трех руководителей. После того как соискатель прошел собеседование у трех руководителей, он переходит в группу наблюдателей. Руководители определяют того соискателя, с которым они хотели бы сотрудничать.

31 занятие

Тема: Как добиться успеха при устройстве на работу

Цель:

Содержание:

- планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России.

- упражнение «Рекламный агент»

- Упражнение «Имидж конкурентоспособной личности» Участникам предлагается создать свой имидж, соответствующий конкурентоспособной личности. При этом каждый участник рассказывает, какие качества конкурентоспособной личности у него присутствуют и над чем ему необходимо работать. Группа при необходимости корректирует.

32 занятие

Тема: Интервью при приеме на работу

Цель:

Содержание:

-навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).

-упражнение «Интервью из будущего».

- практическая часть. Игровые профориентационные упражнения “А вот и я”.

Ведущий: Представьте себя в будущем. Сколько вам лет? Вы добились определенных успехов. Каких? Какова область ваших профессиональных интересов? Что позволило вам достичь таких выдающихся результатов? По каким критериям вы оцениваете свою успешность? Представьте, что вас фотографируют в момент успеха и берут у вас интервью.

Участники изображают свою фотографию (себя будущего), рассказывая о своих достижениях. Группа задает вопросы.

Вопросы для обсуждения

— Какие знания вы получили в процессе занятий?

— Какие изменения в плане личностного и профессионального развития вы для себя отметили?

— Какую роль сыграли представления о себе в будущем?

 33 занятие

Тема: Защита творческого проекта “Моя профессиональная карьера” (оценка сформированности личного профессионального плана).

Цель: Временная перспектива жизни старшеклассника. Социальное и личностное самоопределение как стратегическая задача раннего юношеского возраста. Типология проблем разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Основы проектирования образовательного развития.

Содержание:

Составить текст индивидуального плана подготовки к профильному обучению после окончания девятого класса. В условиях проведения конкурса проектов быть готовым к его публичной защите.

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

34 занятие

Тема: Защита творческого проекта “Моя профессиональная карьера” (оценка сформированности личного профессионального плана). 2-й урок

Цель: Временная перспектива жизни старшеклассника. Социальное и личностное самоопределение как стратегическая задача раннего юношеского возраста. Типология проблем разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Основы проектирования образовательного развития.

Содержание:

         Составить текст индивидуального плана подготовки к профильному обучению после окончания девятого класса. В условиях проведения конкурса проектов быть готовым к его публичной защите.

- подведение итогов занятия учащимися (рефлексия).

Список литературы (для ведущего курс)

1.Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор

и профессиональная адаптация молодежи: Учебно-методическое пособие. –

Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.

2.Борейша В.Б. Курс «Планирование карьеры. Альфаплан-2015»: Комплект

материалов для преподавателей. – Томск, 1996.

3.В помощь специалистам, занимающимся вопросами профессионального

самоопределения молодежи (каталог аннотированной литературы).

Информационный выпуск /Сост.: О.Н. Кащеева, М.Н. Хахунова. – Ярославль: Центр

«Ресурс», 2001.

4.Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И.Опросник профессиональных

предпочтений. Руководство. – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1993.

5.Вудкок М.,Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-

практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991.

6.Групповая профконсультация для выпускников 9-11 классов

(методические материалы). Изд. 2-е, доп. / Сост.: И.В. Кузнецова, Т.Н. Кузьмина,

В.В.Радченко. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.

7.Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий

рабочих. Вып. 44. – М., 2003.

8.Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического

консультирования: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003.Page 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"

Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов

Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...

Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"

Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"...

Программа предпрофильной подготовки "Найди свой путь"

Старший подростковый возраст и раннее юношество (14-17 лет) – это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста – с поиском своего места в ...

Рабочая программа предпрофильной подготовки по профессии "Цветовод"

Рабочая  программа предпрофильной подготовки по профессии «Цветовод», разработана на основании: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в с...

Рабочая программа предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"

Рабочая программа предпрофильной подготовки  «Я и моя профессия » для 8 класса составлена:в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобраз...