Программа предпрофильного курса "Юридическая профессия в современном мире"
элективный курс по праву (9 класс) по теме

 

Курс «Юридическая профессия в современном мире» адресован тем, кто стоит на пороге выбора дальнейшего образовательного пути и задумывается над будущей профессией.

Курс предназначен для учащихся 9-х классов. Расчитан на 17 часов, что позволяет учащимся параллельно посещать ещё какие-то курсы, или выбрать другой курс по прохождении данного.

Курс носит надпредметный (ориентационный) характер. Расширяет представление учащихся о мире юридических профессий, конкретизируя каждую из них.

Целью предпрофильного курса «Юридическая профессия в современном мире» является:

·  знакомство учащихся 9-х классов на практике с основными способами деятельности юристов, набором социально - профессиональных ролей юридических специальностей,

·  показать роль закона в регулировании правоохранительной деятельности,

·  получение учащимися опыта применения юридических знаний в  конкретных ситуациях из ролевых позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

по предпрофильной подготовке

«Юридическая профессия в современном мире»

Разработчик программы:

Житенева Ольга Александровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №12 г.о.

Сызрань Самарской обл.

г. Сызрань,

2012

 1.  Пояснительная записка.

Много лет назад люди поняли, что счастливым может быть лишь человек, который с радостью идёт на работу и с таким же чувством возвращается домой. Каждый из нас стремится достичь определённого успеха в жизни, доказать самому себе и окружающим своё «я», стать полезным обществу.

Профессия юриста всегда имела особую социальную значимость, так как помогала гражданам осознать свои права и уметь отстаивать их. В современном мире юриспруденция проникла в личную и профессиональную жизнь каждого из нас, поэтому правовые знания необходимы. Именно они помогут  человеку сделать успешную карьеру и благополучно вести свои дела.

Курс «Юридическая профессия в современном мире» адресован тем, кто стоит на пороге выбора дальнейшего образовательного пути и задумывается над будущей профессией.

Курс предназначен для учащихся 9-х классов. Расчитан на 17 часов, что позволяет учащимся параллельно посещать ещё какие-то курсы, или выбрать другой курс по прохождении данного.

Курс носит надпредметный (ориентационный) характер. Расширяет представление учащихся о мире юридических профессий, конкретизируя каждую из них.

Целью предпрофильного курса «Юридическая профессия в современном мире» является:

  1. знакомство учащихся 9-х классов на практике с основными способами деятельности юристов, набором социально - профессиональных ролей юридических специальностей,
  2. показать роль закона в регулировании правоохранительной деятельности,
  3. получение учащимися опыта применения юридических знаний в  конкретных ситуациях из ролевых позиций.

Для освоения социально-профессиональной роли учащиеся в ходе изучения курса выбирают одну из юридических профессий и с помощью консультаций учителя, работников правоохранительных органов, готовятся к выступлению семинаре «Защита юридической профессии»

Для реализации данной цели необходимо создать условия для формирования и развития у обучающихся

  1. интереса к    изучению правоведческих дисциплин;
  2. умений самостоятельно приобретать правовые знания и применять их;
  3. практических умений в области права: самостоятельно исследовать проблему, проектировать ситуацию, находить пути разрешения проблемы;
  4. умения вести дискуссии, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Прогнозируемые результаты.

В процессе обучения школьники приобретут знания

  1. о юридических профессиях и особенностях их деятельности;

умения

  1. отбирать и анализировать необходимый материал;
  2. работать с правоведческой литературой;
  3. делать выводы на основе нормативно – правовых актов;
  4. участвовать в дискуссиях;
  5. правильно применять полученные юридические знания в конкретных ситуациях.

Формы организационной работы учащихся:

  1. лекция (учащиеся получают теоретические знания, расширяют кругозор о юридических профессиях и их особенностях);
  2. лабораторная работа (предполагает самостоятельное получение знаний о деятельности юриста на основе изучения нормативно-правовых актов);
  3. практикум (способствует приобретению практических навыков, возможности самостоятельно увидеть проблему и самостоятельно принять правильное решение в конкретной ситуации);
  4. ролевая игра (позволяет получить практический опыт и познакомиться с профессиональной деятельностью юристов, освоить социально-профессиональную роль юриста);
  5. экскурсия (позволяет на практике увидеть работу людей юридических специальностей, получить ответы на возникшие вопросы от специалистов)
  6. семинар (позволяет увидеть степень усвоения полученного материала, умение отстаивать собственную точку зрения, подкрепляя её знаниями законов).

Форма контроля и оценка результатов уровня освоения курса будет осуществляться в ходе самостоятельной деятельности учащихся на лабораторных и практических занятиях, а так же в ходе публичных выступлений учащихся во время участия в ролевых играх, семинарских занятия

2. Содержание программы.

Знакомство с профессией (вводное занятие).- 1 час

Что значит быть юристом. Особенности деятельности юристов древности. Юридические школы: нормативистская, социологическая, психологическая.

Юридические науки: «Теория государства и права», «История государства и права», «Гражданское право», «Уголовное право», «Административное право», «Семейное право», «Криминалистика», «Судебная медицина».

 Понятие «право».

Адвокат и прокурор на страже закона. – 3часа.

Профессия – адвокат. Критерии профессиональной деятельности. Из истории адвокатуры. Особенности профессиональной деятельности современного адвоката. Виды правовой помощи. «Положение об адвокатуре».

Органы прокуратуры. Из истории прокуратуры. Профессия прокурора в современной России. Закон РФ «О прокуратуре».

Практическая деятельность учащихся.

Лабораторная работа. «Права и обязанности адвоката и прокурора»

Цель – анализируя Положение об адвокатуре, Закон РФ «О прокуратуре» пояснить права и обязанности защитника и  прокурора.

При выполнении задания используйте необходимые статьи Закона РФ «О прокуратуре» и Положение об адвокатуре, Закон Рф «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Закон РФ «О прокуратуре» ст. 1, ст.4, ст.6, ст. 10, ст.27. Положение об адвокатуре ст. 15, ст.16.

Самостоятельная работа. «Функции прокурора»

Цель - на конкретных ситуациях рассмотреть и проанализировать функции прокурора.

Возможно проведение экскурсии в адвокатскую контору. Через «живую» беседу и зрительное восприятие учащиеся знакомятся с адвокатской деятельностью.

Профессия судьи как она есть. – 3 часа.

Из истории судопроизводства. Прецендентное право. Особенности профессиональной деятельности судей. Статус судьи. Аппарат суда. Мировой судья; судебные приставы; присяжные заседатели.

Практическая деятельность учащихся.

Самостоятельная работа. « Сущность судебной системы в России».

Цель - научить выявлять главное в нормативном документе.

Задание. С помощью норм, заключенных в  Федеральном законе «О судебной системе РФ» разъясните сущность судебной системы в России.

Для выполнения задания необходимо воспользоваться нормами, заключенными в Федеральном законе «О судебной системе РФ» ст.1, ст. 3,  ст. 4, ст. 5.

Возможно присутствие учащихся  на заседании суда по решению гражданского дела.  В ходе наблюдения за судебным процессом учащиеся самостоятельно выявляют стадии судебного разбирательства, фиксируют их, оценивают роль каждого участника судебного процесса.

Лабораторная работа. «Приговор суда»

Цель – узнать стадии правоприменительного процесса.

Задание. Познакомившись с приговором суда, поясните какие действия осуществлял судья в процессе разрешения дела. Почему подобный документ, составленный судьёй, выносится от имени государства? Назовите участников судебного процесса. (см. приложение)

Ролевая игра. «Судебное разбирательство».

Цель – проигрывая и разбирая  конкретную ситуацию выполнить роль адвоката и прокурора; рассмотреть основные этапы судебного заседания; принять решение по делу.

Деятельность нотариуса в мире права. – 1 час.

Профессия – нотариус. Особенности профессиональной деятельности. Принципы деятельности. Требования к лицам, желающим стать нотариусом. Профессиональная тайна нотариуса. Особенности правового положения частнопрактикующего нотариуса.

Практическая деятельность учащихся.

 Самостоятельная работа.

Пользуясь нижеприведенной схемой, в которой показаны некоторые функции нотариуса, придумайте конкретные случаи, когда можно обратиться к нему:

Удостоверение сделок с недвижимостью

Удостоверение тождественности гражданина с  лицом, изображенным на фотографии

Удостоверение завещаний

Принятие документов на хранение

Свидетельствование верности копий документов и выписок из них

нотариус

Обеспечение доказательств

Извещение об открывшемся наследстве наследников и выдача по истечении 6 мес. По письменному заявлению наследников свидетельства о праве на наследование

Полиция. – 4 часа.

Система органов внутренних дел. Основные службы, их функции и характеристики.

Из истории создания полиции края. Арест. Задержание и обыск. Применение специальных средств и огнестрельного оружия.  Закон РФ «О полиции».

Практическая деятельность учащихся.

Экскурсия в УВД города. Учащиеся знакомятся с деятельностью разных служб: экспертов, криминалистов, оперативных работников, службы дознания, дежурной службы, охранно –конвойной, службы участковых уполномоченных, патрульно- поставой службой, ПДН. В ходе встречи с профессионалами фиксируют особенности и назначение каждой службы.

Лабораторная работа. «Найди ошибку в тексте» (проводить после экскурсии в УВД и знакомства с деятельностью разных служб).

Цель – показать сложность и многообразие форм деятельности органов милиции; развить представление об обязанностях правоохранительных органов соблюдать закон. (см. приложение)

Практикум. «Что делать в первые минуты задержания.»

Цель – познакомить с некоторыми противоправными методами действий органов дознания, оперативников и следователей по отношению к несовершеннолетним и подозреваемым; правилами поведения в первые минуты задержания. Итог работы - составление Памятки.

Тайны следственной профессии. – 3 часа.

Профессия – следователь. Из истории следствия. Подследственность. Принятие дела к производству. Предварительное расследование. Оперативно-следственная группа. Основные этапы следственных мероприятий. Обвинительный акт и его составные части. Кто может стать частным детективом?

Практическая деятельность учащихся.

Ролевая игра. «Расследование преступления». (см. приложение)

Цель – познакомить с основными этапами оперативно-следственных мероприятий.

Возможна встреча со следователем. В ходе встречи учащиеся получают представления об основных этапах оперативно – следственной работы.

Особенности профессиональной деятельности юристов. 

(итоговое занятие). – 2 часа.

Учащиеся должны обозначить основные особенности деятельности юристов.

Где можно получить юридическое образование?

Форма занятия: защита юридической профессии.

Цель – Учащиеся представляют одну из юридических профессий, поясняя особенности её деятельности, опираясь на примеры из юридической практики.

2.3. Учебно-тематическое планирование курса

«Юридические профессии в современном мире».

Тема

Количество часов

Формы контроля

всего

В том числе на практическую деятельность учащихся

Знакомство с профессией

1

-

-

Адвокат и прокурор на страже закона

3

2

Лабораторная работа.

Самостоятельная работа.

Экскурсия.

Профессия судьи как она есть

3

2

Лабораторная работа .

Ролевая игра.

Практикум.

Экскурсия.

Деятельность нотариуса в мире права.

1

1

Самостоятельная работа, работа над предложенными ситуациями.

Полиция.

4

2

Лабораторная работа. Практикум.

Экскурсия.

Тайны следственной профессии.

3

2

Ролевая игра.

Встреча со следователем.

Итоговое занятие «Особенности профессиональной деятельности юристов»

2

-

Семинар

«Защита юридической профессии»

Всего:

17

9

Литература:

  1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р)
  2. Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России  «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»           (от    4 марта 2010 г.   №   03-413)
  3. Голуб Г.Б, Великанова А.В. предпрофильная подготовка учащихся; Рекомендации по организации и проведению / под ред. проф. Е.Я. Когана – самара, «Учебная литература», Изд.дом «Федоров», 2006
  4. Предпрофильная подготовка учащихся: Разработка и экспертиза курсов по выбору. Структура и содержание портфолио (методические рекомендации). – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.
  5. Конституция РФ.- М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 32 с.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.
  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.
  10. Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»/ Свод кодексов и законов Российской Федерации.- СПб.: ИД «Весь», 2003.- 992 с.
  11. Никитин А.Ф. Право и политика: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
  12. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас: Материалы для занятий в рамках модуля «Основы правоведения». – М.: изд. «ЦГО», 1999. – 191 с.
  13. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся старших классов. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  14. В борьбе с преступностью – по долгу и службе. – Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 2002. – 160 с.
  15. Наша служба – уголовный розыск. – М.: Центр творческих, социальных и издательских программ «Олимп», 1998. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса: "Столицы государств современного мира"

Программа элективного курса для 9-классников разработана в общеобразовательной школе крупной городской агломерации России городе Санкт-Петербурге с учетом приобщения учащихся к современной общественно...

программа элективного курса Человек в современном мире

Программа  элективного курса для подготовки  к итоговой аттестации...

Мультимедийное приложение к уроку английского языка в 9 классе по теме «Профессии в современном мире» Серия УМК «English 9» автор Кузовлев В.П.

Мультимедийная презентация к  уроку 1 "What are your jobs ideas?" интересна тем, что содержит не только материалы УМК, но и ссылки на полезные видеофайлы по теме урока.       ...

Разработка урока английского языка в 9 классе по теме «Профессии в современном мире»

Проблема выбора профессии актуальна для девятиклассников. Подростки интересуются популярными профессиями, их перспективностью, доходностью и престижностью.С целью расширения представлений учащихся о с...

Классный час Выбор профессии в современном мире

Классный час Выбор профессии в современном мире...

Рабочая программа электива "Права человека в современном мире"

Электив предназначен для учащихся  8-9 классов  для повышения правовой культуры учащихся....

Беседа "Профессия в современном мире"

Занятие подготовлено с целью оказания помощи в выборе профессии воспитанникам детского дома-школы...