Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"
рабочая программа на тему
Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moya_professiya_-_tem_plan.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Мамоновская основная общеобразовательная школа» Пронского района Рязанской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ На заседании МО заместитель директора по УВР Директор школы Протокол №___ от ______________ Л.Г. Кудинова _______________ О.Л. Куксова О.Л. «_____»_______________ 20____ г.
ПРИНЯТО на заседании педагогического Совета Протокол №___ от «_____»__________________ 20_____ г.
Программа курса предпрофильной ориентации
"Я и моя профессия"
для учащихся 9-х классов
Соина С.А., учителя русского языка и литературы
2013-2014 учебный год
Цели:
- Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий.
- Выявить наличия у учащихся профессионального интереса к той или иной области знания, оказать психологическую помощь и поддержку в выборе профиля дальнейшего обучения.
Задачи:
- Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании.
- Активизация размышлений учащихся об их профессиональных интересах, склонностях и способностях.
- Применение диагностических методик для выявления области профессиональных интересов, склонностей и способностей.
- Привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
Ориентационный курс «Я и моя профессия» включает в себя следующие этапы:
1. Информационный блок – беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения.
2. Практический блок – занятия, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, осваивают приемы самовоспитания, саморегуляции.
3. Диагностический блок – тесты, анкеты, опросники, которые предполагают формирование у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания; интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.
Исходя из поставленных целей были выбраны следующие диагностические методики:
- «Диагностическая анкета» Г.В.Резапкина.
- «Анкета жизненного и профессионального интереса» Г.В.Резапкина.
- Вопросник «Коммуникативные и организаторские способности» В.В.Синявского и Б.А.Федорошина.
- Опросник «Айзенка».
- «Карта интересов» А.Е.Голмштока.
По результатам диагностических исследований составляется «Карта выбора», в которой фиксируются результаты исследований, и дается рекомендация по выбору профиля обучения или направлению дальнейшего образования. Карта выдается учащимся индивидуально.
4. Профконсультационный (заключительный) – он включает в себя обобщение результатов диагностических исследований и практической работы учащихся в различных профнаправлениях (реферат, выпуск газеты); групповую рефлексию. По желанию учащихся и их родителей проводятся индивидуальные дополнительные консультации.
Таким образом, разностороннее исследование психологических особенностей учащихся, их профессиональных интересов способствуют расширению их знаний о себе, правильной оценки своих склонностей, способностей, что дает им возможность более объективно соотнести их с требованиями избираемого профиля или профессии.
Индивидуальные результаты диагностических исследований и практических работ учащихся рекомендуется использовать с целью индивидуальной накопительной оценки «портфолио».
Предполагаемые результаты работы
По прохождению курса обучающиеся будут знать:
- себя и свои возможности;
- понятия, как личность, темперамент, характер, мыслительная деятельность, психологический тип, тренинг.
По прохождению курса обучающиеся будут уметь:
- управлять своими эмоциями;
- эффективно сотрудничать с другими людьми;
- применять методы и приёмы самовоспитания, саморегуляции, самоадаптации, которые помогут им правильно найти своё место в жизни;
- развить свои потенциальные возможности и способности.
Список литературы:
- Ашихмина Л.П. и др. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения. М., 2003.
- Журнал «Завуч» №3, 2004.Теория и практика образования.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? М., 1990.
- Новожилова Н.В. Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников. АПК и ПРО.
- Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. М., 2003.
- Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.,1991.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1997.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.
- Чернышева Ф.Р. Программа изучения профессиональной мотивации и самоопределения. Екатеринбург, 2003.
- Чистякова С.Н. Элективные курсы и другие средства профильной ориентации и предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. М.:АПК и ПРО, 2003.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Что я знаю о своих возможностях? Анкета Г.В.Резапкина «Профессиональное самоопределение» Цель: определить степень готовности учащихся к выбору профессии, возможные трудности в ходе принятия решения. | 1 час |
2 | Мир профессий. | 1 час |
3 | Классификация профессий. | 1 час |
4 | Профессии типа «Человек - техника». Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку. | 1 час |
5 | Профессии типа «Человек - природа». Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку. | 1 час |
6 | Профессии типа «Человек - знак». Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку. | 1 час |
7 | Профессии типа «Человек - человек». Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку. | 1 час |
8 | Профессии типа «Человек – художественный образ». Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку. | 1 час |
9 | Ошибки в выборе профессии. | 1 час |
10 | Формула выбора профессии. | 1 час |
11 | Способности и профессиональная пригодность. | 1 час |
12 | Склонности и интересы в выборе профессии. Методика Е.А.Климова «ДДО». Вопросник «Коммуникативные и организаторские склонности», разработан В.В.Синявским и Б.А.Федорошиным. Методика А.Е.Голмштока «Карта интересов». «Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся» | 1 часа |
13 | Понятие о темпераменте. Темперамент в профессиональном становлении личности. Опросник «Айзенка». | 1 часа |
14 | Мышление. Как определить тип своего мышления? Школьный интеллектуальный тест «ШТУР». Как развивать мышление? | 1 часа |
15 | Память. Виды памяти. Как улучшить память? | 1 часа |
16 | Внимание. Как оценить внимание? Как развивать внимание? | 1 часа |
17 | Воображение. Как определить уровень развития своего воображения? Как развивать воображение? | 1 часа |
Резерв | Групповая консультация (обобщение результатов диагностических исследований, групповая рефлексия) | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов
Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы, с образоват...
Рабочая программа предпрофильной подготовки по профессии "Цветовод"
Рабочая программа предпрофильной подготовки по профессии «Цветовод», разработана на основании: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в с...
Программа предпрофильной подготовки по курсу «Путь к профессии»
Своевременная и оперативная работа по профессиональному самоопределению школьников, в том числе учащихся 9-х классов, позволит выстроить работу по организации профильного обучения и дальнейш...
Рабочая программа предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия » для 8 класса составлена:в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобраз...
программа предпрофильная подготовка для 9 класса "Я и моя будущая профессия"
Программа предпрофильной подготовки «Я и моя будущая профессия» целенаправлена для учащихся 9 класса. Программа предназначена для проведения элективного курса...
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия »
Рабочая программа предпрофильной подготовки...