Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"
рабочая программа на тему

Соина Светлана Александровна

Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_moya_professiya_-_tem_plan.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                          «Мамоновская основная общеобразовательная школа»                                                                                                                                                                     Пронского района Рязанской области

РАССМОТРЕНО                                                                        СОГЛАСОВАНО                                                                         УТВЕРЖДАЮ                                         На заседании МО                                                                   заместитель директора по УВР                                                  Директор школы                                                                           Протокол №___ от                                                                ______________ Л.Г. Кудинова                         _______________ О.Л.   Куксова О.Л.                                                                                              «_____»_______________ 20____ г.

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                                                                                                                   на заседании педагогического Совета                                                                                                                                                                                                  Протокол №___ от «_____»__________________ 20_____ г.

Программа курса предпрофильной ориентации

"Я и моя профессия"

для учащихся 9-х классов

Соина С.А., учителя русского языка и литературы

2013-2014 учебный год

Цели:

  • Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий.
  • Выявить наличия у учащихся профессионального интереса к той или иной области знания, оказать психологическую  помощь и поддержку в выборе профиля дальнейшего обучения.

Задачи:

  • Повышение   уровня   психологической  компетенции   учащихся   посредством   вооружения соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании.
  • Активизация размышлений учащихся об их профессиональных интересах, склонностях и способностях.
  • Применение диагностических методик для выявления области профессиональных интересов, склонностей и способностей.
  • Привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

Ориентационный курс «Я и моя профессия» включает в себя следующие этапы:

1. Информационный блок – беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения.

2. Практический блок – занятия, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, осваивают приемы самовоспитания, саморегуляции.

3. Диагностический блок – тесты, анкеты, опросники, которые предполагают формирование у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания; интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.

Исходя из поставленных целей были выбраны следующие диагностические методики:

  • «Диагностическая анкета» Г.В.Резапкина.
  • «Анкета жизненного и профессионального интереса» Г.В.Резапкина.
  • Вопросник «Коммуникативные и организаторские способности» В.В.Синявского и Б.А.Федорошина.
  • Опросник «Айзенка».
  • «Карта интересов» А.Е.Голмштока.

   По результатам диагностических исследований составляется «Карта выбора», в которой фиксируются результаты исследований, и дается рекомендация по выбору профиля обучения или направлению дальнейшего образования. Карта выдается учащимся индивидуально.

4. Профконсультационный (заключительный) – он включает в себя обобщение результатов диагностических исследований  и практической работы учащихся в различных профнаправлениях (реферат, выпуск газеты);  групповую рефлексию. По желанию учащихся и их родителей проводятся индивидуальные дополнительные консультации.

Таким образом, разностороннее  исследование психологических особенностей учащихся, их профессиональных интересов способствуют расширению  их знаний о себе, правильной оценки своих склонностей, способностей, что дает им возможность более объективно соотнести их с требованиями избираемого профиля или профессии.
Индивидуальные результаты диагностических исследований и практических работ учащихся рекомендуется использовать  с целью индивидуальной накопительной оценки «портфолио».

Предполагаемые результаты работы

По прохождению курса обучающиеся будут знать:

  • себя и свои возможности;
  • понятия, как личность, темперамент, характер, мыслительная деятельность, психологический тип, тренинг.

По прохождению курса обучающиеся будут уметь:

  • управлять своими эмоциями;
  • эффективно сотрудничать с другими людьми;
  • применять методы и приёмы самовоспитания, саморегуляции, самоадаптации, которые помогут им правильно найти своё место в жизни;
  • развить свои потенциальные возможности и способности.

Список литературы:

  1. Ашихмина Л.П. и др. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения.  М., 2003.
  2. Журнал «Завуч» №3, 2004.Теория и практика образования. 
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию? М., 1990.
  4. Новожилова  Н.В. Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников.  АПК и ПРО.
  5. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие.  М., 2003.
  6. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.,1991.
  7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1997.
  8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.
  9. Чернышева Ф.Р. Программа изучения профессиональной мотивации и самоопределения.  Екатеринбург, 2003.
  10. Чистякова С.Н. Элективные курсы и другие средства профильной ориентации и предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. М.:АПК и ПРО, 2003.

Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

1

Что я знаю о своих возможностях?

Анкета Г.В.Резапкина «Профессиональное самоопределение»

Цель: определить степень готовности учащихся к выбору профессии, возможные трудности  в ходе принятия решения.

1 час

2

Мир профессий.

1 час

3

Классификация профессий.

1 час

4

Профессии типа «Человек - техника».

Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку.

1 час

5

Профессии типа «Человек - природа».

Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку.

1 час

6

Профессии типа «Человек - знак».

Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку.

1 час

7

Профессии типа «Человек - человек».

Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку.

1 час

8

Профессии типа «Человек – художественный образ».

Профессионально-важные качества и противопоказания, предъявляемые профессией к человеку.

1 час

9

Ошибки в выборе профессии.

1 час

10

Формула выбора профессии.

1 час

11

Способности и профессиональная пригодность.

1 час

12

Склонности и интересы в выборе профессии.

Методика Е.А.Климова «ДДО».

Вопросник «Коммуникативные и организаторские склонности», разработан В.В.Синявским и Б.А.Федорошиным.

Методика А.Е.Голмштока «Карта интересов».

«Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся»

1 часа

13

Понятие о темпераменте.

Темперамент  в профессиональном становлении личности.

Опросник «Айзенка».

1 часа

14

Мышление. Как определить тип своего мышления?

Школьный интеллектуальный тест «ШТУР».

Как развивать мышление?

1 часа

15

Память. Виды памяти. Как улучшить память?

1 часа

16

Внимание. Как оценить внимание? Как развивать внимание?

1 часа

17

Воображение. Как определить уровень развития своего воображения? Как развивать воображение?

1 часа

Резерв

Групповая консультация (обобщение результатов диагностических исследований, групповая рефлексия)

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов

Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы, с образоват...

Рабочая программа предпрофильной подготовки по профессии "Цветовод"

Рабочая  программа предпрофильной подготовки по профессии «Цветовод», разработана на основании: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в с...

Программа предпрофильной подготовки по курсу «Путь к профессии»

Своевременная и оперативная работа по профессиональному самоопределению школьников, в том числе учащихся 9-х классов, позволит выстроить работу по организации профильного обучения и дальнейш...

Рабочая программа предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"

Рабочая программа предпрофильной подготовки  «Я и моя профессия » для 8 класса составлена:в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобраз...

программа предпрофильная подготовка для 9 класса "Я и моя будущая профессия"

Программа  предпрофильной подготовки   «Я и моя будущая профессия» целенаправлена для учащихся 9 класса.   Программа предназначена для проведения элективного курса...

Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия »

Рабочая программа предпрофильной подготовки...