Рабочая программа предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"
рабочая программа по технологии (8 класс)
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия » для 8 класса составлена:
- в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01);
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783);
- с использованием программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predprofilnoy_podgotovki_8_klass.docx | 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Белокалитвинский район р.п. Шолоховский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ от ___________№__
_____________Войнова Н.А.
М.П.
Рабочая программа
по предпрофильной подготовке «Я и моя профессия»
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образование 8 класс
Количество часов 35
Учитель Скиба Ирина Николаевна
Программа разработана на основе
Программы предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Пояснительная записка.
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия » для 8 класса составлена:
- в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01);
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783);
- с использованием программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной.
Основная идея программы: Профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, само-актуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Цели программы:
- формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
- овладение учащимися ситуацией выбора в отношении профилирующего направления учебной деятельности в старшей школе;
- развитие творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области наук и в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами психологии культуры личности: понимание значимости психологии и выбора профессии для общественного прогресса и самого себя.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
- Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
- Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании.
Воспитательные задачи:
- Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;
- Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
- Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
- Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
- Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);
- Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Особенности организации занятий курса
Организация занятий по программе “Я и моя профессия” опирается на использование следующих важных принципов:
- свободного выражения своего мнения;
- взаимоуважения;
- доверительности;
- обратной связи;
- безоценочности.
Объем программы составляет 35 уроков из расчета 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса и их сочетание.
Формы текущего контроля знаний, умений и навыков.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа обучающихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности каждого ребенка.
Образовательный процесс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Каждая тема укладывается в один урок. В программе используются различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля). Ведущие принципы – учет возрастных особенностей обучающихся, органическое сочетание обучения и воспитания.
Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
- презентации проектов обучающихся;
- деловые игры;
- профориентационные игры;
- анкетирование;
- защита проектов «Моя будущая профессия» проводится в форме: демонстрация творческих работ, чтения сочинения «Моя будущая профессия» и т.п.
Ожидаемым результатом проведения предпрофильной подготовки для старшеклассников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.
Требования к уровню подготовки учащихся
По результатам подготовки обучающиеся должны овладеть:
- знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
- правилами выбора профессии;
- знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;
- понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
Обучающиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Критерии и показатели усвоения материала.
1) Информационные:
- сформированность представления о мире профессий;
- знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
- знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
- знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе, республике, стране.
2) Исследовательские:
- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
- изучение путей овладения избранными профессиями.
3) Практические:
- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
- определение профессиональных планов и намерений учащихся;
- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач городского центра занятости.
Содержание программы
Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний. Выбор профессии. Кратко о программе «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Формула самооценки. Успех.
Темперамент и профессия. Темперамент. Типы темперамента по Гиппократу. Определение темперамента.
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Чувства и эмоции. Определение типа эмоций. Профессия и эмоции.
Стресс и тревожность. Стресс и тревожность. Определение уровня тревожности. Пессимист и оптимист.
Определение типа мышления. Продуктивность. Оригинальность. Любознательность. Мужество. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное и креативное. Определение типа мышления. Внимание и память. Внимание. Память. Функции памяти. Продуктивность памяти. Типы памяти: слуховая, зрительная, эмоциональная и логическая. Как тренировать память.
Уровень внутренней свободы. Уровень внутренней свободы. Определение уровня внутренней свободы.
Раздел 2. Что я знаю о мире профессий.
Классификация профессий. Признаки профессии. Четырехуровневая классификация профессий по Е.А.Климову. 1 уровень – предмет труда (техника, человек, природа, знак, художественный образ); 2 уровень – цель труда (гностические профессии, преобразующие профессии, изыскательские); 3уровень – орудие труда или средства труда. 7 Вещественные орудия труда: ручные скальпель, кисть и т.д.), механические (швейная машина, автомобиль и т.д.), автоматические (автоматические линии и т.д.). Функциональные орудия – глазомер плотника, вдохновение музыканта и т.д. Условия труда: обычный, бытовой микроклимат (лаборант, продавец и т.д); открытый воздух (агроном инспектор ГИБДД и т.д.); необычные условия (шахтер, космонавт и т.д.); повышенная моральная ответственность ( учитель, врач и т.д).
Определение типа будущей профессии. Определение типа будущей профессии с помощью методики Е.А.Климова.
Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Определение профессии. Получение формулы своей будущей профессии.
Интересы и склонности в выборе профессии. Определение своих интересов с помощью модификации методики «Карта интересов» А.Голомштака.
Определение профессионального типа личности. Шкала приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям американского психолога Дж. Голланда. Определение профессионального типа личности с помощью модификации методики Дж. Голланда.
Профессионально важные качества. Профессионально важные качества конкретного типа профессий.
Профессия и здоровье. Предъявляемые требования (условно разбитые на 4 группы) к здоровью человека в зависимости от рода профессии. Оценка состояния своего здоровья. Девять шагов уверенности в себе.
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности. Общие и специальные возможности. Способный человек. Способности к практическим видам деятельности. Развитие способностей. Уровень развития технических способностей.
Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности: учитель, врач, юрист, психолог и т.д. Подростковый возраст. Определение уровня умственного развития.
Способности к профессиям социального типа. Конфликтология. Определение особенностей своего поведения в конфликтных ситуациях с помощью теста Томаса. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности. Способности к изобразительному искусству. Одаренный человек. Функциональная асимметрия.
Уровни профессиональной пригодности. Степени профессиональной пригодности: профессиональная непригодность к конкретной профессии; профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий (относительная, абсолютная профпригодность); соответствие конкретной профессиональной деятельности; призвание – высший уровень профессиональной пригодности. Классификация людей (отношение человека к труду) немецкого психолога Э.Фромм:
- Рецептивный.
- Эксплуататорский.
- Стяжательский.
- Рыночный.
- Творческий.
Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы и потребности. Мотив. Мотив поведения. Мотивация. Определение мотивации с помощью методики Е.Головахи. Потребности. Типы потребностей: физиологические, потребность в защищенности, социальные, потребности в уважении и самоуважении, потребность в самореализации.
Ошибки в выборе профессии. Ошибки: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествив интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией.
Современный рынок труда. Рынок труда (рынок рабочей силы). Трудовое соглашение (контракт). Заработная плата. Современный рынок труда.
Пути получения профессии. Определение профессионального выбора с помощью Матрицы. Государственный образовательный стандарт РФ (две системы высшего профессионального образования). Дистанционная форма обучения и экстернат. Среднее специальное образование. Высшее образование.
Навыки самопрезентации. Правило тридцати секунд. Важные моменты самопрезентации. Безупречный внешний вид. Грамотная речь. Резюме.
Стратегия выбора профессии.
Тематическое планирование по программе
«Я и моя профессия»
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Модуль I «Что я знаю о своих возможностях» | 8ч. |
2. | Модуль II «Что я знаю о профессиях» | 8ч. |
3. | Модуль III «Способности и профессиональная пригодность» | 8ч. |
4. | Модуль IV «Планирование профессиональной карьеры» | 11ч. |
Итого: 35 часов |
Календарно-тематическое планирование
по программе «Я и моя профессия»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Модуль I «Что я знаю о своих возможностях» | ||||
1. | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | ||
2. | Темперамент и профессия. | 1 | ||
3. | Чувства и эмоции. | 1 | ||
4. | Стресс и тревожность. | 1 | ||
5. | Определение типа мышления. | 1 | ||
6. | Внимание и память. | 1 | ||
7. | Уровень внутренней свободы. | 1 | ||
8. | Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о своих возможностях». | 1 | ||
Модуль II «Что я знаю о профессиях» | ||||
9. | Классификации профессий. Признаки профессии. | 1 | ||
10. | Формула профессии. | 1 | ||
11. | Определение типа будущей профессии. | 1 | ||
12. | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | ||
13. | Определение профессионального типа личности. | 1 | ||
14. | Профессионально важные качества. | 1 | ||
15. | Профессия и здоровье. | 1 | ||
16. | Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о профессиях». | 1 | ||
Модуль III «Способности и профессиональная пригодность» | ||||
17. | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | 1 | ||
18. | Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 1 | ||
19. | Способности к профессиям социального типа. | 1 | ||
20. | Способности к офисным видам деятельности. | 1 | ||
21. | Способности к предпринимательской деятельности. | 1 | ||
22. | Эстетические способности. | 1 | ||
23. | Уровни профессиональной пригодности. | 1 | ||
24. | Обобщающий урок по теме: «Способности и профессиональная пригодность». | 1 | ||
Модуль IV «Планирование профессиональной карьеры» | ||||
25. | Мотивы и потребности. | 1 | ||
26. | Ошибки в выборе профессии. | 1 | ||
27. | Современный рынок труда. | 1 | ||
28. | Пути получения профессии. | 1 | ||
29. | Навыки самопрезентации. | 1 | ||
30. | Стратегия выбора профессии. | 1 | ||
31. | Обобщающий урок по теме: «Планирование профессиональной карьеры». | 1 | ||
32. | Создание проекта «Моя будущая профессия». | 1 | ||
33-34. | Защита проекта «Моя будущая профессия». | 2 | ||
35. | Резерв | 1 | ||
Всего: 35 часов |
Перечень учебно-методических средств обучения
- Учебно-методическое пособие. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки/Г.В.Резапкина. – М.: Генезис, 2008;
- Кропивянская С.О. Выбор профессии. Оценка готовности школьников. 9-11 классы; Большая детская энциклопедия. Выбор профессии;
- Комплект «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной:
- Анкета самоопределения.
- Матрица выбора профессии.
- Набор профессиокарт.
- Опросник профессиональных склонностей.
- Определение профессионального типа личности.
- Тест интеллектуального потенциала.
Дополнительная литература
1. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2008.
2. Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова,
В.В.Лях. – Мн.: Бел. навука, 2009.
3. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2008.
4. Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н.В,Немова. –М.:“Сентябрь”. – 2010.
5. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А.Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2008.
6. Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов / сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2008.
8. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2008.
9. Тарасевич, С.В. Профориентация в школе / С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима и др.. Мн.. “Красико-Принт”. – 2012.
10.Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: «Соврем. Слово», 2008.
11.Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2009.
12.Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях,
А.Б.Широкова. – Мн.: Современное слово, 2009.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ №7 От _____________№___ Руководитель МС ________Калашникова Н.Г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________Гуртовая Н.И. _____________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (предпрофильная подготовка) «Деловой французский», 9 класс ………………………………………………………………………...
Содержание 1. Пояснительная записка………...
Рабочая программа предпрофильной подготовки по русскому языку в 9 классе.
Программа предназначена для проведения дополнительных занятий по русскому языку в 9 классе для более успешной сдачи ОГЭ....
Рабочая программа по курсу предпрофильной подготовки "Человек и профессия" для учащихся 8 и 9 классов
Рабочая программа по профориентации "Человек и профессия", содержит: пояснительную записку, основное содержание и календарно-тематический план, составлена с учетом стандартов основного общего образова...
Рабочая программа предпрофильной подготовки по профессии "Цветовод"
Рабочая программа предпрофильной подготовки по профессии «Цветовод», разработана на основании: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в с...
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия »
Рабочая программа предпрофильной подготовки...
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор» создана на основе «Рабочей программы «Мой профессиональный выбор» Г.В.Резапкиной, Л.Н.Митиной, С....
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...