Социально-психологический тренинг "Развитие сплоченности в группе с использованием методов арттерапии"
методическая разработка по психологии по теме
Пояснительная записка
В настоящее время большое применение находят методы арттерапии в психологии, как при индивидуальной работе, так и при работе с группой. Арттерапия - понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. При арттерапевтической работе группе предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунки, графика, живопись, скульптура, дизайн, лепка и т. д.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения – с другой.
Кроме того, группу арттерапии, в сущности, можно считать вариантом групповой психотерапии, в котором изобразительное творчество используется как основной инструмент, потенциально обеспечивающий достижение определенного результата. Важно отметить, что при длительной деятельности возрастает групповое общение, чувство групповой сплоченности, солидарности.
В свою очередь для подросткового возраста особенно характерно наличие конфликтных ситуаций и проблемных моментов, связанных с взаимодействием внутри группы.
В соответствии с этим нами был проведен тренинг в рамках арттерапии в группе подростков, характеризующейся низким уровнем сплоченности.
Цели тренинга:
- Развитие у подростов способности к творческому самовыражению.
- Повышение уровня групповой сплоченности.
Задачи:
- Ознакомление с основными принципами работы в арттерапевтическом направлении.
- Мобилизация творческого потенциала подростков.
- Освоение конструктивных способов самораскрытия.
- Обучение подростков адекватным способам выражения собственных чувств.
- Оказание эмоциональной поддержки и помощи подростку в позитивном принятии себя.
- Обучение навыкам использования «языка» пластической и визуальной экспрессии как способа объяснения своего поведения.
- Формирование навыков позитивной коммуникации.
Продолжительность тренинга: 9 часов – 3 дня по 3 часа (с 15.00-18.00).
Особенности группы: 10 человек подросткового возраста.
Кадровое обеспечение: 2 психолога на группу, что связано с необходимостью большой включенности в процесс работы в микрогруппах, интерпретацией и аргументацией работы каждого участника, а также с обеспечением группы большим количеством необходимых материалов и потребностью одновременной организационной работы с различными микрогруппами.
Материальное обеспечение: листы бумаги, краски, цветные карандаши, ручка, кисти, фломастеры, аудиоаппаратура (музыкальное сопровождение), игрушки, мяч, скотч, клей, ножницы, журналы.
Формы и методы работы: групповая работа, дискуссия, упражнения-разминки, сказкотерапия, ситуативно-ролевые игры, медитативные техники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_na_splochenie.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Номинация:
Программа социально-психологического тренинга
«Развитие сплоченности в группе с использованием методов арттерапии»
Выполнила:
педагог-психолог МБОУ СОШ №11 Кацай Е.Н.
г. Новый Уренгой 2013г.
Пояснительная записка
В настоящее время большое применение находят методы арттерапии в психологии, как при индивидуальной работе, так и при работе с группой. Арттерапия - понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. При арттерапевтической работе группе предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунки, графика, живопись, скульптура, дизайн, лепка и т. д.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения – с другой.
Кроме того, группу арттерапии, в сущности, можно считать вариантом групповой психотерапии, в котором изобразительное творчество используется как основной инструмент, потенциально обеспечивающий достижение определенного результата. Важно отметить, что при длительной деятельности возрастает групповое общение, чувство групповой сплоченности, солидарности.
В свою очередь для подросткового возраста особенно характерно наличие конфликтных ситуаций и проблемных моментов, связанных с взаимодействием внутри группы.
В соответствии с этим нами был проведен тренинг в рамках арттерапии в группе подростков, характеризующейся низким уровнем сплоченности.
Цели тренинга:
- Развитие у подростов способности к творческому самовыражению.
- Повышение уровня групповой сплоченности.
Задачи:
- Ознакомление с основными принципами работы в арттерапевтическом направлении.
- Мобилизация творческого потенциала подростков.
- Освоение конструктивных способов самораскрытия.
- Обучение подростков адекватным способам выражения собственных чувств.
- Оказание эмоциональной поддержки и помощи подростку в позитивном принятии себя.
- Обучение навыкам использования «языка» пластической и визуальной экспрессии как способа объяснения своего поведения.
- Формирование навыков позитивной коммуникации.
Продолжительность тренинга: 9 часов – 3 дня по 3 часа (с 15.00-18.00).
Особенности группы: 10 человек подросткового возраста.
Кадровое обеспечение: 2 психолога на группу, что связано с необходимостью большой включенности в процесс работы в микрогруппах, интерпретацией и аргументацией работы каждого участника, а также с обеспечением группы большим количеством необходимых материалов и потребностью одновременной организационной работы с различными микрогруппами.
Материальное обеспечение: листы бумаги, краски, цветные карандаши, ручка, кисти, фломастеры, аудиоаппаратура (музыкальное сопровождение), игрушки, мяч, скотч, клей, ножницы, журналы.
Формы и методы работы: групповая работа, дискуссия, упражнения-разминки, сказкотерапия, ситуативно-ролевые игры, медитативные техники.
Представление тренинга
1. Вступительное слово классного руководителя.
Время: 5 минут.
Описание: Классный руководитель говорит о позитивных возможностях тренинга, предлагает в добровольной форме сформировать группу для тренинговой работы.
2. Знакомство тренеров с группой, ознакомительная лекция: «Что такое арттерапия».
Время: 20 минут.
Описание: Тренеры представляются членам группы, рассказывают о понятии арттерапии, разъясняют группе основные аспекты данного направления. Тренеры отвечают на интересующие группу вопросы, уточняют уровень ознакомленности группы с тренинговой работой, говорят о возможных результатах.
- Введение групповых норм и правил.
Время: 15 минут.
Описание: Ознакомление группы с правилами работы, разъяснение непонятных моментов, ответы на возникающие вопросы.
Правила работы:
- Доверительный стиль общения.
- Принцип «здесь и теперь».
- Искренность в общении.
- Конфиденциальность.
- Как можно больше контактов и общения с разными людьми.
- Правило «стоп».
- Уважение к говорящему.
- Оценка поведения, а не человека.
- Сбор ожиданий.
Время: 7 минут.
Описание: Обобщение целей и ожиданий участников и выделение связи их с целями тренинга.
День 1 (3 часа)
Цели дня:
1. Создание благоприятных условий для работы в группе;
2. Ознакомление с принципами работы в рамках арттерапии;
3. Первичное освоение способов самораскрытия;
4. Активное стимулирование общения и способов приема и передачи обратной связи.
Упражнение 1. «Никто не знает, что…».
Время: 5 минут.
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы в группе; формирование ситуации доверительных отношений между участниками тренинга.
Описание: Участникам по кругу предлагается продолжить фразу: «никто не знает, что…», рассказывая о себе что-то такое, о чем не знает никто из членов группы.
Упражнение 2. «Веселый массаж».
Время: 10 минут.
Цель: Сплочение участников тренинга; установление между ними доверительных отношений; снятие психологических барьеров.
Описание: Участники встают в круг, повернувшись друг за другом. При этом дети разминают различные части тела стоящего впереди участника. Затем подростки разворачиваются в противоположном направлении, повторяя данную процедуру в том же порядке.
Упражнение 3. «Рукопожатия».
Время: 5 минут.
Цель: Снизить психологические и физические барьеры между членами группы.
Описание: участникам предлагается встать в круг и пожать руку каждому из членов группы.
Упражнение 4. «Проводник».
Время: 20 минут.
Цель: повышение уровня доверия в группе.
Описание: участники делятся на пары. Одному из членов пары завязывают глаза. Второму подростку предлагается повести первого по комнате так, чтобы первый не ушибся и чувствовал себя в безопасности. Затем участники меняются ролями.
Перерыв: 15 минут.
Упражнение 5. «Качели».
Время: 15 минут.
Цель: Повышение уровня сплоченности в группе, установление взаимодействия и снятие физических зажимов.
Описание: все участники встают подвое, лицом друг к другу, взяв скрестно за руки человека, стоящего напротив. При этом члены группы формируют «коридор», стоя плечом к плечу. Затем подростки присаживаются и 1 желающий ложится на руки других членов группы. После этого частник закрывает глаза. Остальные аккуратно качают его, после чего опускают. Так происходит со всеми желающими участниками.
Упражнение 6. «Моё Я».
Время: 40 минут.
Цель: Способствование первичному освоению способов самораскрытия, самопознания; развитие умения анализировать и определять свои психологические характеристики.
Описание: тренер помогает участникам разобраться в многоликости собственного Я. Под музыкальное сопровождение предлагает совершить экскурсию в глубь себя, изобразив это Я в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна веточка – внешнее Я, другая – Я в учёбе, третья – в семье, ещё одна веточка – Я в кругу друзей и знакомых. Таким образом, можно изобразить несколько веточек своего Я в разном окружении и в разных ситуациях, учитывая хобби, интересы, разные виды деятельности.
Материалы: листы для рисования, кисти, краски, карандаши, фломастеры, ручка, музыкальное сопровождение.
Упражнение 7. Сказка «История Осины».
Время: 50 минут.
Цель: Предоставление подростку новых возможностей для творческого конструктивного изменения реальной ситуации, осознания своих потенциалов, внутренних сил, понимания различных стилей мироощущения, причинно-следственных связей событий и поступков.
Описание: тренер предлагает участникам тренинга расположиться поудобнее, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить себе, что попадаете в мир сказки… (Приложение 1). Тренер читает текст под музыкальное сопровождение.
После прочтения сказки 5-7 минут подростки сидят на стульях, погружаясь в свои переживания (музыкальное сопровождение). Затем им предлагается прорисовать самый яркий момент сказки или создать маску понравившегося героя. Последний этап упражнения – групповое обсуждение сказки.
Материалы: листы для рисования, краски, кисти, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, журналы, аудиомагнитофон, кассеты (музыкальное сопровождение).
Рефлексия по 1 дню работы.
Время: 20 минут.
Описание: Обсуждение того, что нового узнали подростки, какие навыки сформировали, что узнали и что хотели бы узнать в ходе последующей работы.
День 2 (3 часа)
Цели дня:
1. Способствование дальнейшему развитию сплочения в данном коллективе по средствам процесса самораскрытия и самопознания.
2. Создание условий для нахождения в себе главных индивидуальных особенностей, определение своих личностных особенностей. Развитие коммуникативных навыков.
3. Оказание психологической поддержки с помощью медитации, которая в свою очередь, безусловно, формирует ситуации доверительных отношений между участниками тренинга и способствует укреплению сплочённости в арттерапевтической группе.
Упражнение 1. «Пирог».
Время: 7 минут.
Цель: Выражение своих личных особенностей, создание доверительной атмосферы, настрой и включение всех подростков тренинга в общую работу группы.
Описание: участники сидят в круге. Ведущий называет своё имя и любой элемент, который он хочет положить в пирог (элемент пирога должен начинаться на первую букву имени (это может быть продукт, личное качество и т.д.)). Таким образом, по кругу, каждый участник тренинга включает что-либо своё в общий пирог, причём все должны объяснить для какой цели кладут именно данный элемент.
Упражнение 2. «Сочинение сказки» (сказкотерапия).
Время: 15 минут.
Цель: стимулирование психической активности, пробуждение интереса, воображения, эмоционального отклика; создание общей деятельности участников тренинга.
Описание: Участники тренинга находятся в круге. Тренер предлагает подросткам придумать сказку. Каждый по кругу должен продолжить мысль предыдущего. Причём участник, который начинал сказку, через круг должен её закончить.
Рефлексия 10 минут.
Упражнение 3. «Разыгрывание сказки».
Время: 15 минут.
Цели: совершенствование взаимодействия с окружающими людьми, сокращение дистанции в общении; создание единого игрового пространства; совместное проигрывание сказки, способствующее анализу подростком собственного поведения и прогнозирование последствий своих действий и действий других участников тренинга.
Описание: Тренер предлагает подросткам придумать свою (или вспомнить известную всем участникам тренинга) сказку и попробовать проиграть её, заранее распределив роли.
Упражнение 4. «Эбонитовая палочка».
Время: 15 минут.
Цель: создание доверительной психологической атмосферы в группе между участниками тренинга для поддержания сплочённости и осуществления дальнейшей продуктивной деятельности.
Описание: участники тренинга становятся в круг, тесно прижимаясь, друг к другу плечами. Один желающий встаёт в центр. Тренер предлагает ему расслабиться, закрыть глаза и постараться довериться группе, как бы «откинувшись» на руки участников. Подростки передают участника, стоявшего в центре круга друг другу без слов под музыкальное сопровождение
Упражнение5. «Обида».
Время: 45 минут.
Цель: развитие коммуникативных навыков, способствующих развитию процесса сплочённости. Обучение подростков тому, как справляться с обидой. Снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уверенности своих возможностей.
Описание: 1 этап - тренер говорит следующее: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-нибудь состояние или чувство, а, поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним к нему – противоположное состояние или чувство. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех участников тренинга.
2 этап – затем тренер предлагает каждому участнику тренинга вспомнить случай из детства, когда он почувствовал обиду; а также постараться вспомнить свои переживания и нарисовать их в конкретной или абстрактной форме. 5-7 минут подростки сидят на стульях, погружаясь в свои переживания (музыкальное сопровождение), затем идут рисовать.
3 этап – групповое обсуждение, вербализация чувств и эмоций (по желанию участников). Тренер спрашивает каждого участника тренинга, чтобы он хотел сделать со своей обидой (рисунком), может предложить порвать рисунок, помять, потоптать, выбросить в урну и т.п.
Материал: мяч, листы для рисования, краски, цветные карандаши, фломастеры, ручка, кисти, аудиомагнитофон, кассеты (музыкальное сопровождение).
Перерыв 10 минут
Упражнение 6. « Волшебный остров».
Время: 45 минут.
Цель: развитие коммуникативных навыков, способности продуктивно взаимодействовать со сверстниками, развитие творческого самораскрытия, рефлексии.
Описание: участники тренинга делятся на две группы. Тренер раздает каждой группе ватман и предлагает создать свой волшебный остров (музыкальное сопровождение). Каждый изображает своё место на данном острове. Затем группы показывают друг другу свои работы, рассказывают об острове, делятся эмоциями, чувствами.
Материалы: листы для рисования, краски, цветные карандаши, фломастеры, ручка, кисти, ножницы, журналы, скотч, аудиомагнитофон, кассеты (музыкальное сопровождение).
Упражнение 7. Сказка «Хамелеон».
Время: 15 минут.
Цели: предоставление подростку возможности посмотреть на проблему «со стороны», сформировать новый взгляд на сложную ситуацию и перейти на новый уровень её осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение, что ведёт к повышению уровня сплочённости в данной арттерапевтической группе.
Описание: тренер предлагает подросткам сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить себе, что попадают в мир сказки…Тренер читает текст под музыкальное сопровождение.
После прочтения сказки 5-7 минут подростки сидят на стульях, погружаясь в свои переживания (музыкальное сопровождение). Затем идёт групповое обсуждение сказки, её коррекция и изменение любых фрагментов сказки (кроме начала).
Рефлексия по 2 дню работы тренинговой группы.
Время: 20 минут.
Описание: Обсуждение того, что нового узнали подростки, какие навыки сформировали, что узнали нового о каждом участнике группы, что способствовало развитию сплочённости и продуктивной работе в течение трёх часов и что хотели бы узнать в ходе последующей работы.
День 3 (3 часа)
Цели дня:
1. Гармонизация взаимоотношений в группе;
2. Укрепление чувства доверия друг к другу;
3. Фиксирование более тесного эмоционального контакта и непосредственно чувства сплочённости между участниками тренинга.
Упражнение 1. «Тик-так».
Время: 10 минут.
Цели: развитие способности уступать, обучение подростков прислушиваться к мнению каждого члена группы, умение приходить к единому мнению, цели.
Описание: участники сидят в кругу; ведущий, обращаясь к рядом сидящему, произносит «тик», если человек, к которому обращаются, соглашается, то должен сказать «так» и игра продолжается по часовой стрелке таким же образом, если не соглашается – говорит: «тик» до тех пор, пока не произнесёт «так».
Упражнение 2. «Путаница».
Время: 15 минут.
Цели: Повышение уровня сплоченности в группе, создание тактильного контакта, установление взаимодействия и развитие способности находить общие пути решения в группе в сложных, затруднительных ситуациях.
Описание: подростки тренинговой группы становятся в круг, взявшись за руки, а тренер запутывает их между собой. В конечном итоге участники должны распутаться, продолжая до конца держаться за руки.
Упражнение 3. «Куст роз».
Время: 40 минут
Цель: эффективное развитие групповой сплочённости, сотрудничества с помощью искреннего выражения себя, своего внутреннего мира, осознание тренинговой группы как целого
Описание: тренер говорит следующее: «Закройте глаза и войдите в своё пространство, вообразив себя кустом роз, посмотри: Какой ты куст? На тебе есть цветы? Если есть, то какие (они не обязательно должны быть розами)? Какого цвета твои цветы? Сколько их у тебя? Полностью ли они распустились, или у тебя только бутоны? Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядит твой стебель, ветви, корни? Где ты растёшь? Что тебя окружает? Как ты поддерживаешь своё существование? Кто-нибудь ухаживает за тобой? Какая сейчас погода? А теперь ты возвращаешься обратно, открой глаза и, когда будешь готов, нарисуй свой куст роз».
Затем подростки представляют свои рисунки, по желанию рассказывают о них, выражая свои чувства и эмоции. После этого вырезают рисунок и размещают на большом листе, формируя один красивый сад.
Материалы: листы для рисования, краски, цветные карандаши, фломастеры, ручка, кисти, ножницы, журналы, скотч.
Перерыв 15 минут.
Упражнение 4. «Пять вопросов».
Время: 25 минут.
Цель: углубление процесса сплочённости в группе; предоставление участникам тренинга возможности как можно лучше узнать друг друга.
Описание: один желающий выходит из комнаты, в то время как остальные подростки загадывают одного из присутствующих. Вышедшему участнику данного упражнения необходимо угадать, кого загадала группа, задав, пять вопросов (например: какай стиль у этого человека? Каким бы животным мог быть? Каким блюдом, цветом? и т.д.).
Упражнение 5. «Театр».
Время: 30 минут.
Цель: выявление механизмов поведения подростков тренинга с последующем обучением его более совершенным и социально эффективным способам поведения в группе.
Описание: каждый участник тренинга выступает перед группой от лица своей куклы (игрушки). Рассказ строит следующим образом, следуя плану: - моя кукла (игрушка) очень боится…
- когда я был маленьким…
- когда я стану взрослым…
- однажды…
- мой маскарадный костюм…
- у входа в сказочную страну я бы превратился…
Групповое обсуждение.
Материал: кукла или игрушка.
Упражнение 6. «Я – это ты».
Время: 25 минут.
Цели: Закрепление сотрудничества, сплочённости между участниками группы с помощью методов отождествления себя с группой. Совершенствование ситуаций доверительных отношений между участниками тренинга.
Описание: участники тренинга находятся в кругу. Один желающий встаёт сзади кого-либо из участников тренинга, кладёт руки ему на плечи и говорит: «Я …(произносит имя сидящего человека)». Группа задаёт любые интересующие вопросы этому человеку, а отвечает на них стоящий над ним участник тренинга.
Рефлексия, пожелания.
Время: 20 минут.
Участники арттерапевтического тренинга находятся в круге. Каждый делится своими впечатлениями, чувствами, эмоциями от прошедшего тренинга; говорит, на сколько проведённая работа оправдала его ожидания; что узнал нового о себе, об участниках группы, что приобрёл, что понравилось, что не понравилось, чтобы хотел изменить, провести по-другому.
Анализ групповой динамики
В течение 1 дня работы для группы был характерен относительно пассивный характер высказываний и участия в тренинговой работе. В ходе техник (упражнений), направленных на снятие психологического напряжения и повышения уровня доверия в группе («веселый массаж», «никто не знает, что», рукопожатия) участники проявляли себя осторожно, при рефлексии высказывались односложно и неохотно.
Уже в 1 день тренинга был выявлен лидер, проявляющий наибольшую инициативу в процессе работы и организующий деятельность других членов группы. Кроме того, лидер явно регламентировал характер высказываний других участников, не встречая сопротивления с их стороны, кроме одной участницы регулярно отказывавшейся высказываться, аргументируя это нежеланием говорить в присутствии лидера.
При использовании техники «Проводник» был отмечен разный уровень доверия в различных парах. В целом, большинство участников указало на высокую степень ответственности и необходимость доверия при выполнении данного задания.
В ходе выполнения техник, направленных на раскрытие творческого потенциала и развитие умения самораскрытия («Мое Я», «История Осины») наблюдалась общая тенденция к повышению уровня психологического комфорта и атмосферы доверия в группе. Высказывания участников характеризовались большей степенью открытости и имели индивидуализированный характер.
Во 2 день работы наблюдался активный характер взаимодействия участников, сопровождающееся повышенным фоном настроения и эмоциональных проявлений. Работа сопровождалась дискуссиями, в ходе которых подростки научались находить конструктивные способы разрешения обсуждаемой проблемы, что особенно четко прослеживалось в ходе групповых форм работы («Волшебный остров», сочинение сказки и разыгрывание сказки). Также отмечено значительное повышение уровня групповой сплоченности, сотрудничества и развитие психологической поддержки между участниками арттерапевтического тренинга, между тем наблюдалось значительное, по сравнению с первым днём работы в данной группе подростков, снижение уровня эмоционального напряжения. В ходе рефлексии высказывался каждый участник группы. Роль лидера стала более позитивной, что характеризовалось тем, что он прислушивался к мнениям участников и не проявлял категоричность в аргументах. Кроме того, явно прослеживалась структура взаимодействия в группе и модели поведения каждого ее участника.
3 день тренинга характеризовался общим высоким эмоциональным фоном в группе, наличием активного участия каждого ее члена, высоким уровнем сплоченности, сотрудничества, взаимопомощи и дисциплины. Лидер достаточно успешно выполнял роль организатора коллективной работы.
Наибольшая динамика развития группы наблюдалась на этапе совместной рефлексии коллективной деятельности и обратной связи каждого участника. Этот этап сопровождался атмосферой доверия и уважения к высказываниям каждого подростка, а также ситуацией самораскрытия и анализа результатов деятельности группы каждым ее участником.
Заключительный этап позволил судить об эффективности проведенного тренинга и позволил сделать вывод о высокой результативности работы, а именно о сформированности у участников арттерапевтического тренинга основных навыков продуктивной коллективной деятельности, достаточно высокого уровня доверия, сотрудничества и в целом сплоченности в группе, позволяющем каждому участнику искренне высказывать собственную позицию, выражать свои чувства, эмоции, возникающие в ходе работы.
Характеристика роли ведущих
Работа в рамках данного тренинга требовала высокой степени организации процесса и включенности на каждом этапе проведения.
В соответствии с этим тренинг проводился двумя тренерами, роли которых менялись пропорционально развитию групповой динамики.
В первый день работы первый ведущий выполнял роль посредника, второй – эксперта. Таким образом, группа ориентировалась на высказывания второго тренера, адресовала ему уточняющие вопросы. Второй тренер стимулировал внутригрупповое взаимодействие, при необходимости вмешивался и направлял процесс.
Во второй день первый ведущий выполнял роль комментатора, второй – роль аналитика, так как группа самостоятельно формировала процесс взаимодействия, активно участвовала в выполнении заданий, ориентируясь на ведущих в качестве интерпретаторов и лиц, направляющих внутригрупповую деятельность.
Третий день характеризовался высоким эмоциональным фоном в группе, активным характером взаимодействия и необходимостью рефлексии всей проведенной работы. Исходя из этого, первый тренер взял на себя роль посредника, периодически направляя ход высказываний участников, активизируя процесс самораскрытия подростков. Второй тренер выполнял роль эксперта, подводя итоги, высказываниям членов группы, обобщая их и обращая внимание подростков на ключевые моменты работы.
Важно отметить, что такая смена ролей позитивно отразилась на ходе работы, так как у участников было ощущение новизны ситуации, что требовало от них активности и погруженности в процесс.
Основным минусом в работе тренеров оказались трудности, связанные с установлением дисциплины на начальном этапе работы (1 день). Это явилось фактором, препятствующим получению эффективных результатов при проведении первых техник тренинговой работы.
Анализ результатов. Оценка эффективности
Тренинг был направлен на повышение сплоченности в группе и повышение творческого потенциала участников с последующим их самораскрытием.
Техники, использованные в ходе тренинговой работы, позволили участникам группы достичь состояния психологического комфорта, осуществить взаимодействие с различными участниками, проявить уважение к высказываниям каждого и дать субъективную обратную связь.
Тренеры в процессе выполнения техник большое внимание уделяли характеру взаимодействия различных участников, особенностям разрешения конфликтных ситуаций и делали особый упор на позитивных моментах, возникающих при дискуссиях и обсуждениях возникающих спорных вопросов.
Кроме того, при интерпретации выполненных работ поощрялась инициативность членов группы, которая способствовала проявлению интереса и уважения к личности других участников группы как фактор повышения уровня групповой сплоченности.
Также эффективными оказались техники, направленные на коллективную деятельность в группе в целом или в микрогруппах. В ходе такой работы участники получили возможность индивидуального самораскрытия и осознания собственной роли в групповом взаимодействии, а также увидеть роли других членов группы и особенности их личности, отражающиеся в индивидуальной работе подростков. Кроме того, такая работа позволила подросткам сформировать конструктивные способы взаимодействия и умения прислушиваться к мнениям других с целью получения общего продуктивного результата.
Методы сказкотерпии наглядно отражали динамику развития группы. С помощью данных методик можно было наблюдать за изменением ролей участников тренинга с момента начала работы до момента ее завершения. Было отмечено на 2 и 3 день значительное повышение раскрепощенности участников и снижение психологических и физических барьеров у подростков. Также эти методы наглядно отразили иерархическую структуру группы и основные стереотипы внутригруппового взаимодействия и поведения.
В целом тренинг способствовал развитию условий для развития сплоченности, самораскрытия каждого ее участника с помощью методов арттерапии, а также развития творческого потенциала и навыков конструктивного взаимодействия в группе сверстников.
Приложение № 1
Введение в сказку
Жила-была Осина. И однажды она захотела стать Ольхой. Уж очень у той все хорошо складывалось: и растет в удачном месте, и деревья рядом благородные стоят, и солнце ласково светит, и сережками красивыми увешана. А что Осина? Растет в темном и сыром лесу. Солнышко к ней совсем редко заглядывает, а люди и вовсе почему-то стороной обходят. Не уважают, что ли?
И начала Осина меняться. И станет, как Ольха, и веточки расправит, и по сторонам посмотрит, и все ждет, когда у нее сережки появятся. Так старалась Осина, так старалась! Даже слух по лесу пошел: «Смотрите, Осина меняется. Как интересно!»
Упражнение «Какой я есть и каким я хочу быть?»
Продолжение сказки
Ведущий:
Итак, Осина начала меняться, но что-то ей совсем плохо после этого стало. Даже ствол болеть начал, а веточки и вовсе опустились. Загрустила Осина: хотела как лучше, а получилось еще хуже.
Опечалилась она, даже всхлипнула, но вдруг услышала: «Не печалься, милое деревце!»
Посмотрела Осина по сторонам и увидела Солнечный Лучик. Он ласково смотрел на нее и почему-то улыбался.
— Это я — милая? — продолжая всхлипывать, спросила Осина. — Да от меня все отворачиваются. Неужели я такая страшная?
— Ты милая и славная, — сказал Солнечный Лучик, согревая деревце. — а что другие говорят, так это просто их выдумки о тебе. И кто сказал, что они верные?
— Они и сказали, — ответила Осина, — ведь их много.
— А ты поверила. А зачем? — спросил Лучик. — И заметь, я от тебя не отворачиваюсь. Ты мне нравишься.
— Нравлюсь? — удивилась Осина. — А за что?
— За то, что ты есть, за то, что растешь, несмотря на суровые условия, в которых живешь, за то, что другим помогаешь, — ответил Лучик.
— Кому же это я помогаю? — еще больше удивилась Осина.
— Вон тем грибам, что рядом растут, — произнес Лучик. — Ты же для них почву подготавливаешь, защищаешь от проливного дождя и палящего солнца. Они ведь так и называются — подосиновики. Неужели забыла?
— Да, — согласилась Осина, — я совсем забыла о них, пока изменяла себя.
Упражнение «Мне нравится, что ты... »
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам напомнить друг другу о своих положительных качествах…
Окончание сказки
Ведущий:
Осина сказала:
— Я совсем забыла о тех, о ком заботилась, пока себя изменяла.
— Ты не себя, ты себе изменяла, — уточнил Лучик. — Так старалась, что даже заболела. А всего-то надо было просто быть собой.
— Быть собой? А другие, что скажут они? — волнуясь, спросила Осина.
— Что скажут другие? — переспросил Лучик. — Не знаю. Всем ведь не угодишь, да и не нужно это. А кому ты понадобишься — сами к тебе придут. Кто-то за грибами, а кто-то просто захочет рядом постоять, энергию твою почувствовать.
— Наверное, ты прав, Лучик, — впервые за долгое время улыбнулась Осина и выпрямилась.— Спасибо тебе за участие, теплоту и доброту твою. Я все поняла. Увидимся завтра?
— Увидимся, — улыбнулся Лучик и поднялся в высокое небо.
— До свидания, — сказала Осина и помахала ему вслед своими зелеными листочками.
А наутро, проснувшись, она внимательно посмотрела по сторонам и с удивлением сделала первое открытие:
— Как же здесь светло! Значит, так сыро мне было от собственных слез, а пасмурно — от грустных мыслей?
И, вздохнув, Осина еще внимательнее посмотрела вокруг.
— Вот это да! Все деревья разные, непохожие друг на друга, и каждое по-своему интересно! — сделала она второе открытие. — И Ольха — дерево как дерево, не лучше и не хуже других.
Удивленная открытиями, Осина задумалась и вдруг поняла: «Как же хорошо быть собой!»
Она выпрямилась, встряхнула веточками и улыбнулась навстречу новому дню.
— Здравствуй, милая, — сказал появившийся Солнечный Лучик и заиграл в яркой зеленой листве.
Анализ сказки «История Осины»
Ведущий предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.
1. Почему Осина захотела стать Ольхой?
2. Отчего у нее это не получилось?
3. Как она стала себя чувствовать после всех попыток измениться?
4. Что хорошее увидел в Осине Солнечный Лучик?
5. Чему он ее научил?
6. Какие ценные качества были у Осины?
7. Какие ценные качества есть у вас?
8. Какие черты характера вы хотели бы улучшить?
9. Почему важно быть собой?
10. Какие открытия сделала Осина на следующее утро после разговора с Лучиком?
11. Какой вывод можно сделать из этой сказки?
Приложение № 2
«Хамелеон»
Ведущий: послушайте сказку, которая называется «Хамелеон». А кто-нибудь знает, кто такой хамелеон? (Участники отвечают на вопрос ведущего.) Итак, послушайте.
Жил-был зеленый Хамелеон. Хотя почему зеленый? Настоящий его цвет никто не видел, но чаще всего он бывал именно зеленым.
А каким еще он мог быть? Ну, вообще-то это зависело от того, где Хамелеон находился.
Например, тогда, когда он забирался на тонкие ветки кустов, он становился коричневым, когда прятался в листве — зеленел, а когда бегал по песку — стремительно окрашивался в желтый цвет.
Звери, проходившие мимо него, иногда останавливались пожевать травку или отдохнуть в тени дерева, но никто из них никогда не замечал Хамелеона.
— Привет, как дела? — часто спрашивал он их, высовываясь из-под очередного листочка. — Хорошая погодка, не правда ли?
Звери вертели головой во все стороны и, удивляясь разговаривающим кустам, шли дальше.
— Ну и надменные же эти звери, — ворчал Хамелеон и сливался с очередной веточкой.
Однажды на листик рядом с ним села Бабочка.
— Привет, — уже неуверенно сказал Хамелеон. — Как дела?
Бабочка посмотрела по сторонам и сказала:
— Привет, говорящий листик.
— Я не листик, — обиделся наш герой. — Я — Хамелеон.
— А что такое Хамелеон? — поинтересовалась Бабочка.
— Не что, а кто! — совсем возмутился Хамелеон. — Я не какая-нибудь вещь, я — живой!
Послушав Хамелеона, Бабочка сказала:
— Ну да, раз ты говоришь и шевелишься — значит, живой. И что, тебя, как листик, можно съесть?
— Меня нельзя съесть! Я для того и меняю цвет, чтобы меня не съели, — удивляясь непонятливости этого порхающего создания, пояснил Хамелеон.
— Да, так тебя не съедят, — подумав, произнесла Бабочка.
— Ну да! — радуясь, что его наконец-то поняли, воскликнул Хамелеон.
— Но так тебя и не видно, — продолжила Бабочка. — А раз не видно, значит, тебя и нет. Листик, веточка и песок — это все не ты. А ты — где? Ты — какой?
— Какой я? — удивился Хамелеон. — Я... я... я не знаю.
Но Хамелеон не понимал, какой он, и, расстроившись, сказал:
— Так вот почему меня никто не замечает! И что же мне сейчас делать?
— Стань собой, — сказала Бабочка. — Покажи, какой ты.
Наш герой снова сказал Бабочке:
— Я не знаю, какой я на самом деле. Я всегда такой, как другие.
— Да, печально, — ответила Бабочка и вдруг воскликнула: — Я придумала! Давай сделаем так: ты выберешь уютное место на поляне, закроешь глаза и станешь менять свой цвет. Когда ты почувствуешь себя очень хорошо, то откроешь глаза и увидишь, какой ты.
— Интересно, давай попробуем, — согласился Хамелеон и слез с куста.
Он нашел на большой светлой поляне уютное место и, закрыв глаза, стал к себе прислушиваться.
— Ничего не получается, — растерянно сказал Хамелеон и стал бесцветным.
— Ну вот, ты уже отличаешься от окружающей природы, — произнесла Бабочка.
— Правда? — обрадовался Хамелеон и порозовел.
— Какой красивый! — воскликнула Бабочка. — Хочешь остаться таким?
— Не знаю, — ответил Хамелеон, продолжая прислушиваться к себе.
Вдруг Хамелеон воскликнул:
— Я такой!
— Ой! — только и сказала Бабочка. — Открывай глаза.
— Я — фиолетовый? — удивился Хамелеон. — Но такого меня все заметят, я стану уязвим.
— Тебя заметят, это верно. Впрочем, как и всех нас, — сказала Бабочка. — Но, кажется, ты этого и хотел. Или я ошибаюсь?
— Не ошибаешься, — ответил Хамелеон. — И что же мне теперь делать?
— А посмотри, все уже происходит само, — сказала Бабочка.
Хамелеон оглянулся и увидел рядом с собой несколько зверей, которые с любопытством смотрели на него.
— Какой красивый Хамелеон, — сказал один из них.
— Уникальный, — согласился другой
— А как ты стал таким? — спросил третий.
— Я просто почувствовал себя, — растерявшись от неожиданного внимания, ответил Хамелеон, — и стал собой.
— Ты очень интересный, — сказала Обезьянка. — Когда будешь на моем дереве — заходи в гости. Поболтаем.
— И ко мне приходи, — произнесла проползающая мимо Змейка.
— И ко мне, и ко мне! — услышал Хамелеон со всех сторон.
— Спасибо вам, друзья, — сказал он. — Обязательно приду.
Поиграв со зверями, Хамелеон сказал Бабочке:
— Спасибо тебе. Быть собой очень здорово.
— Рада была помочь, друг — ответила Бабочка и, помахав Хамелеону разноцветными крылышками, полетела по своим делам.
Упражнение «Комплимент»
Участники делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.
Ведущий: Сейчас мы поблагодарим друг друга за интересно проведенное время. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга.
Через минуту участники, стоящие во внутреннем круге, скажут комплименты стоящим напротив. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.
Ведущий:
С тех пор Хамелеон больше не сливался с окружающей природой. Ну разве только тогда, когда хотел отдохнуть от всеобщего внимания, побыть один и поразмышлять о чем-то своем.
–– Все-таки как хорошо быть собой, — часто думал он и светился удивительным фиолетовым цветом.
Анализ сказки «Хамелеон»
Ведущий предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.
1. О чем эта сказка?
2. Для чего Хамелеон менял свой цвет?
3. Почему звери не обращали внимания на Хамелеона, когда он с ними разговаривал?
4. Кто помог Хамелеону лучше узнать себя?
5. Что ему нужно было сделать, чтобы стать заметнее?
6. Есть ли у вас свои особенности: черты характера, интересы, которые отличают вас от других? Как вы к ним относитесь?
7. Помогают или мешают они вам в общении с другими? Каким образом?
8. Чего испугался Хамелеон, став заметным?
9. Что произошло на самом деле, когда он стал выделяться среди других?
10. Чему мы можем научиться у этой сказки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный Мастер - класс " Деление на группы при использовании метода проекта"
Деление детского коллектива на группы является один из способов достижения лучшего результата в проектной деятельности. Но мы с вами не раз сталкивались с проблемой, как же правильно разделить детей н...
Исследование социально-психологического климата группы.
Социально — психологический климат — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отображающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо...
Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.
Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий) в гражданском и патриотическом воспитании....
Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума
Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...
Использование методов арттерапии и артпедагогики в педагогической практике
АРТПЕДАГОГИКА – это синтез искусства и педагогики.АРТТЕРАПИЯ – это синтез искусства, медицины и психологии.Цель артпедагогики – художественное развитие и формирование основ художеств...
Использование методов арттерапии и артпедагогики в логопедической работе с детьми
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «С» В СЛОГАХ И СЛОВАХ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:*закрепить артикуляцию и изолированное произнесение...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"
Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, к...