Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.
статья по психологии по теме

Яицкая Марина Николаевна

Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)  в гражданском и патриотическом воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и место активных социально-психологических методов

(элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)

в гражданском и патриотическом воспитании.

М.Н.Яицкая, педагог-психолог

МКОУ Смаглеевской сош

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

    За последнее время заметно изменилась социально- экономическая ситуация в стране, изменился мир, в который должен войти подросток.

Изменились нормы и ценности (не только социально- экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить подросток. В современных условиях формирование личностной идентичности, чувство самотождественности, жизненное и профессиональное самоопределение, интеллектуальное развитие, формирование коммуникативных умений, лидерских качеств, адекватной самооценки оказалось затрудненным в связи с рядом новых обстоятельств.

Во-первых, отсутствует ясный образ будущего, неясны перспективы  развития страны и общества в целом. Социально-экономическая и политическая ситуация общества, неустойчивость нормативно-ценностной системы не позволяет воспитаннику делать сколько - нибудь точный прогноз

будущего; у него отсутствует сам предмет самоопределения, недостаточно навыков коммуникативного общения, не сформированы лидерские качества.

Во-вторых, многими исследователями отмечается психологическая неготовность к жизненному самоопределению, нет развитого интереса к себе,

стремления разобраться в своих чувствах, поступках.

Наконец, в подростковом возрасте необходимо формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, принятие себя и происходящих изменений, воспитание лидерских качеств. И эти вопросы в современной социально- экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, стали, таким образом, особенно актуальными.

   В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого -  целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.

Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды  и целенаправленной педагогической деятельности.    

При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная  деятельность,  призванная  формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.    

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Гражданско-патриотического воспитание осуществляется на основе освоения  общегражданских ценностей.

Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи.

В  нашей школе  реализуется  комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.

   Мировой образовательный опыт показывает нам, какие именно компетенции хотело бы видеть сформированными у выпускника школы современное общество. Наиболее развёрнуто они сформулированы в заключительном докладе М. Стобарта, бывшего в конце 1990-х годов  заместителем директора Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы:

  1. Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов).
  2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий).
  3. Коммуникативные компетенции (владение устным и письменным общением, в том числе несколькими иностранными языками).
  4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации (владение новыми информационно-коммуникативными технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе).
  5. Когнитивные компетенции  (готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни).

Российская культура обладает своими значимыми традициями гражданско-патриотического воспитания. Эти традиции нельзя противопоставлять общим принципам и понятиям гражданского воспитания – это свело бы на нет универсальные начала такого воспитания (общество – гражданин – гражданский долг). Вместе с тем нельзя не заметить, что в российском культурно-историческом контексте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности. Человеческое при этом превалирует над этническим, всеобщее над частным – корпоративным. Гражданские установки патриотического воспитания, следовательно, тяготеют к уровню нравственных смыслов, ценностей и мотиваций.

Мы понимаем, что важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту. На высокий уровень коллективообразования и коллективистского самоопределения личности, что так важно и необходимо в гражданско-патриотическом воспитании. Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат для воспитания патриотизма). Эту связь выражают следующие принципы гражданско-патриотического воспитания:

1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим.

2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.

3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок).

4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.

Педагог-психолог обеспечивает, в первую очередь, комплексное сопровождение учащихся, сотрудничая с педагогами и родителями. Сопровождение ребенка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда чуть впереди, если надо объяснить возможные сложности. Организация сопровождения предполагает непрерывный и систематический процесс поддержки детей и педагогов посредством мониторинга, компенсаторной, адаптивной деятельности. В результате, целью сопровождения является формирование социально-адаптированной личности ученика на всех ступенях школьного обучения.
   Внедрение данной технологии строится на согласовании реальных запросов родителей, педагогов и руководителей эксперимента; проектировании развивающего пространства вокруг ребенка и, наконец, на систематическом отслеживании динамики психолого-педагогического статуса школьника.

 В понятие «статуса» мы ввели следующие личностные составляющие:
•    Познавательные процессы;
•    Эмоционально – волевая сфера;
•    Особенности формирования характера;
•    Адаптация к коллективу;
•    Лидерские позиции.

Педагогом-психологом реализуются следующие программы :
•    «Первый раз в 5 класс»;
•    «Как стать лидером»;
•    «Познай себя: взгляд в будущее»;
•    «Познаю себя, учусь управлять собой»;
•    «Как преодолеть школьную неуспешность»;
•    Индивидуальное сопровождение детей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации «Мы – они»;
•    «Программа самоопределения и выбора профиля»;
•    «Психологическая готовность к ЕГЭ»;
•    «Психологическая подготовка к экзаменам»;
•    Исследования по психологии жизненной ситуации.

   Воспитывать, в нашем понимании – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому педагог-психолог для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.       Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Психолог имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

– словесно – логические
– образно – художественные
– трудовые
– игровые
– психологические

  Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.

Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог-психолог  должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Прекрасно зарекомендовал себя на практике и такой метод, как “Защита проекта” (проект – мечта).

Воспитательные задачи: развитие фантазии, творческих способностей, коммуникативных навыков.

“Защита проекта” – это форма групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие – то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности.

Вот примеры тематического содержания таких проектов: “Школа будущего”, “Классная комната, построенная мною”,  “Школьный двор моих внуков”, “Патриотическое воспитание в ОУ” (результаты опроса населения представлены в приложении).

Первоначально для защиты проекта – мечты можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя – докладчика, критика оппонента союзника, пропагандиста. Обсуждение проекта таким образом запрограммировано, содержание же остается свободным и не предсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых, переходя к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании может быть ярким, красочным, веселым и добрым, таким, чтобы каждому школьнику захотелось создавать проект – мечту. Взрослые  должны поддерживать это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: “за самый смелый проект”, “за самый изящный проект”, “за самый красивый проект” и т.д.

На мой взгляд,  одной из наиболее важных задач является психолого -педагогическое сопровождение старшеклассников на этапе жизненного самоопределения, формирования лидерских качеств, нравственных привычек, интеллектуальных способностей.

Для подростков важна психологическая поддержка их развития, и она должна быть направлена на формирование социальной зрелости, готовности

к жизненному самоопределению. В программе « Познай себя:взгляд в будущее» эта концепция заявлена как расширение возможностей социализации подростков. Стержень социальной зрелости составляют социально- нравственные качества личности, такие как самостоятельность действий, независимость суждений, ответственность за сделанный выбор, интеллектуальная развитость, способность к творчеству и саморазвитию.

Экспериментальная программа «Познай себя: взгляд в будущее» ориентированна на подростков 14-17 лет. Для старшеклассников важна помощь в формировании жизненной и профессиональной стратегии, ориентированной на успех в рамках морально- правовой деятельности, на достижение профессионализма в труде, в избранной специальности. Содержание программы основывается на программах И.В. Вачкова «Познай себя», Е.А. Климова «Моя профессиональная карьера» и А.Н. Тубельского «Школа самоопределения».

Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет снять негативные установки, тревожность старшеклассников, проанализировать и соотнести их цели и устремления с духовно- нравственными ценностями. Важна и профилактическая работа, направленная на стабилизацию их эмоционально-психического состояния, обусловленного особенностями полового созревания и возрастного развития.

Необходимо поддерживать интерес подростков к проблемам страны, формировать у них национальное самосознание, гражданственность, потребность внести свой вклад в укрепление России.

Новизна этой программы заключается в том, что имеются большие возможности для раскрытия творческого потенциала подростков, не обладающих достаточно творческой мотивацией. Программа предусматривает методы, обеспечивающие познавательное и творческое развитие всех подростков, в том числе талантливых и одаренных.

Одаренным и талантливым детям необходимо создавать условия для творческого развития именно потому, что для них оно является естественным

выражением их природной потребности в творчестве. Значимость этой программы в том, что она позволяет заложить важные черты личности подростка – самоуважение, которое отражает, насколько человек принимает себя таким, каков он есть. Удовлетворенность собою как личностью свидетельствует о высокой самооценке свойств и качеств личности, которые подросток считает самыми важными.

Высокое самоуважение очень важно для всего процесса развития личности. На основе самоуважения личность строит свои отношения с  другими. От степени самоуважения зависят и жизненные планы подростков, оно влияет и на формирование их профессиональных планов.

Известно, что подростковый возраст сенситивен для формирования социально- личностной рефлексии, мировоззрения и отношения к окружающей действительности.

Этот курс, предназначен для того, чтобы заложить запас психологических знаний и умений самостоятельно выстраивать жизненную и профессиональную стратегию и формировать субъективно- личностную компетентность, адекватную самооценку физического, психического и социального развития, способность к саморегуляции и самоконтролю в различных видах деятельности.

Основным новообразованием в подростковом возрасте становится самоопределение, осознание своего места в будущем, воспитание лидерских качеств. Воспитание лидерских качеств начинает занимать одно из ведущих

мест в структуре самосознания, а учебная деятельность приобретает в результате нацеленность на будущее и обусловливается профессиональной ориентацией.

В современном понимании вопрос развития личности, формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, умение понимать причины собственного поведения, развитие лидерских качеств, рассматривается не только как конкретный выбор, а как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.

Для благополучного развития личности воспитаннику необходимо не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей, уметь планировать будущее, принимать жизненно важные решения, иметь лидерские качества.

В связи с этим в школе  разработана и внедрена программа тренинговых занятий, являющаяся программой  социально- психологической грамотности, самоопределения, развития интеллектуальных способностей, формирования лидерских качеств «Познай себя: взгляд в будущее».

Цели и задачи программы:

Целью данной программы является создание условий для развития лидерских качеств, формирование социально- личностной рефлексии, объединяющей отдельные рефлексивные навыки из сферы решения задач осмысленного выбора, сферы самопознания, сферы социального взаимодействия.

Для достижения данной цели мы считаем важным поэтапное решение

следующих задач:

создание условий для расширения границ самовосприятия и

самопознания, развития лидерских качеств;

повышение уровня психологической компетентности воспитанников;

формирование адекватной самооценки;

формирование навыков социального взаимодействия;

актуализация процесса самоопределения учащихся;

формирование у воспитанников образа желаемого будущего,

ощущения неразрывности времени в собственной жизни и

непрерывности самой жизни. Наполнение этого мира многообразием деятельностей и «размещение» себя в этом мире. Построение индивидуальной образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего и лидерские качества личности, формирование психологической готовности стать лидером.

Главной познавательной задачей программы является: ознакомление с теоретическими вопросами психологии личности, ознакомление с психологией межличностных отношений: видами и формами общения, коммуникативными умениями, барьерами и конфликтами в общении, невербальными способами общения.

Практическая задача курса включает:

содействие в осознании личностью своей неповторимости, самоценности, умении посмотреть на себя со стороны, развитии способностей к саморефлексии, самодиагностике, адекватной самооценки, формирование определенного уровня коммуникативных умений и обучение конструктивным стратегиям межличностного общения.

Воспитательная задача программы включает:

воспитание гуманистических отношений между людьми, развитие интереса к людям и межличностному общению, потребности в заботе друг о друге.

Структура программы:

Программа состоит из трех последовательных блоков, каждый из которых, являясь частью программы, в то же время сохраняет относительную самостоятельность, содержательную завершенность.

Блок 1. «Какой Я».

Выделение данного блока в структуре программы обусловлено необходимостью формирования у воспитанников навыка рефлексии, и на его основе – системы представлений об индивидуальных психологических особенностях, как необходимого условия для реализации всего комплекса задач и достижения цели жизненного самоопределения и развития личностных лидерских качеств.

Основная задача этой части программы связана с активизацией внимания воспитанников на проблеме осознанного выбора стать лидером с учетом индивидуальных психологических особенностей, в том числе - особенностей познавательной сферы.

Блок 2. «Я и другие».

В качестве обоснования для выделения данного блока в структуре программы нами принято положение о том, что без знания социальной психологии, механизмов взаимодействия индивидуумов в обществе, невозможна успешная социализация личности воспитанника.

Основными задачами данного блока являются: работа над развитием самопознания учащихся, изучение особенностей эмоционально-личностной

сферы, определяющих поведение в социуме, коррекция системы межличностных отношений, коррекция своего выбора с учетом индивидуальных особенностей.

Блок 3. «Я и мое будущее».

В данной части предполагается реализация основных задач программы, связанных с формированием у учащихся способности осознанно и самостоятельно планировать и принимать решения, отвечать за результат и при необходимости корректировать свое будущее.

   В структуре первых двух блоков предусмотрено выделение интеллектуального и коммуникативного тренингов. Это значительно повышает эффективность закрепления большого объема теоретического материала, отработку практических навыков.

Социально- психологический тренинг облегчает и ускоряет процесс овладения навыками эффективного социального поведения, необходимого полноценного взаимодействия с другими людьми, способствует более полному самопознанию и самоопределению.

Тренинги развивают гибкость ролевого поведения подростка, расширяют возможности самовыражения, учат анализировать свое поведение и выбирать подходящий способ взаимодействия, позволяют отказаться от стереотипов в общении и заново сформировать адекватные способы поведения.

Тренинги основаны на принципах постепенности и поэтапности.

Тренинги направлены на формирование самовосприятия личности по следующим направлениям:

Соотнесение себя с другими: групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать, сопоставлять себя с другими членами группы.

Восприятие себя с другими: механизм « обратной связи, а это обязательный элемент тренинга.

Оценку результатов собственной деятельности- механизм самооценки.

Наблюдение своих внутренних состояний: подросток осмысливает, обсуждает с окружающими свои мысли, эмоции, ощущения.

Восприятие своего собственного облика.

Структура программы включает в себя разделы общей и экспериментальной психологии. Весь дидактический материал ориентирован не на механическое запоминание, а на продуктивное усвоение, на овладение приемами формирования активного познания, развитие творческого воображения.

Вместе с  материалом к каждой теме подобраны соответствующие психологические тесты, психологические игры, позволяющие изучать собственные познавательные процессы.

Каждое занятие имеет определенную структуру:

Начало работы в группе (проговаривание состояния каждого воспитанника на момент прихода в группу, обмен впечатлениями о событиях прошедшей недели).

Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, снятие напряжения, улучшения настроения).

Работа по теме (усвоение теоретических блоков, психодиагностика, упражнения содержательного плана).

Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе и получение обратной связи).

Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков и позволяет избежать накопления напряжения.

Включение блока «начало работы в группе» необходимо для диагностики состояния каждого участника группы и учета этого состояния во время работы в группе. Обмен впечатлениями при завершении работы позволяет избежать накопления аффекта и необходимо для получения обратной связи ведущим группы об эффективности работы.

Формы и методы реализации программы

Для того чтобы сделать занятия интересными и личностно значимыми

для учащихся школы, при выборе форм и методов обучения мы руководствовались следующими положениями:

  • смысловая целостность занятий;
  • включение методик, допускающих разновариативное отношение к
  • результатам и обсуждаемым вопросам;
  • динамичность, увлекательность упражнений и методик;
  • разнообразие форм работы.

В рамках реализации программы проводится практическая работа с использованием метода обучающей психодиагностики как форма работы, объединяющая ситуации тестирования, психологического просвещения и групповой консультации школьников;

социально- психологический тренинг выступает как форма организации

взаимодействия людей в группе для решения комплекса формирующих и развивающих целей; в его структуру входят: метод анализа конкретных ситуаций; сюжетно – ролевая игра; групповая дискуссия, психогимнастические упражнения;

методы активного социально – психологического обучения используются  как формы работы, активизирующие процесс освоения теоретического материала, являющиеся способом практической реализации полученных теоретических знаний.

Изучение ряда тем данной программы предусматривает использование знаний и навыков, раннее полученных при изучении других учебных курсов.

Это позволяет учащимся  углубить ранее полученные знания, совершенствовать приобретенные навыки, а также использовать накопленный человечеством общественно – культурный опыт для решения вопросов самоопределения, развития лидерских качеств и формирование адекватной самооценки.

Опыт работы показывает, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные и активные  методы, которые  предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач.   К этим методам относятся  медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.

Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия  ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.

Приложение

ОПРОС

НАСЕЛЕНИЯ С.СМАГЛЕЕВКА

ПО ВОПРОСАМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ?




ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ОПЫТУ ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО НЕ НУЖНО. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?




КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ОПЫТУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДРУГИХ СТРАН?





КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВОСПИТЫВАЮТ ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАЮТ ПАТРИОТИЗМ?









КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ СЕМЬЯ  ВОСПИТЫВАЕТ  ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАЕТ ПАТРИОТИЗМ?






ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВСЕГДА ПРИНОСИТ ТОЛЬКО ПОЛЬЗУ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ОНО МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ НЕ ТОЛЬКО ПОЛЬЗУ, НО И ВРЕД. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?





ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТ ДОЛЖЕН И ЛЮБИТЬ РОДИНУ, И ГОРДИТЬСЯ ЕЮ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТ МОЖЕТ ТОЛЬКО ЛЮБИТЬ РОДИНУ, А ГОРДИТЬСЯ ЕЮ НЕ ОБЯЗАН. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское и патриотическое воспитание школьников

Гражданское и патриотическое воспитание школьников...

Гражданское и патриотическое воспитание школьников в воспитательно - образовательном процессе

Статья посвящена проблеме гражданского и патриотического воспитания школьников в воспитательно - образовательном процессе. ...

МЕСТО УРОКОВ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материа...

Гражданское и патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.

В государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников формирование твердой гражданской позиции и чувство истинного патриотизма.  Ни одна школа не может считаться сов...

Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников

Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...

Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...

О роли краеведческой экскурсии в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учебная краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих нача...