Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"
план-конспект по психологии
Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, которое содействует развитию личности и сплочению детского коллектива. Создает основу для развития социального, эмоционального интеллекта обучающегося и применение полученного опыта взаимодействия в детском коллективе, в том числе в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекции "Три С" | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Описание коррекционно-развивающей программы
2.2 Информационная карта программы
2.3. Требования по технике безопасности в процессе реализации программы
Список литературы
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей «Три С» разработана в соответствии с:
1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
5. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 января 2021г. №ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций» «Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/2021 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы»;
6. Постановление Правительства Амурской области от 19.05. 2010 г. № 252 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей и молодежи в Амурской области»;
7. Уставом МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска».
1.1 Пояснительная записка
В основе подхода к созданию программы лежит система знаний о необходимости осуществления психологической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Дети из проблемных семей постоянно испытывают психологические нагрузки, превышающие предельные нормы и разрушающие их психику.
Длительное нахождение ребенка в состоянии стресса, страха, тревоги порождает негативные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. Это, в свою очередь вызывает изменение состояния на физиологическом уровне: возрастание общей возбудимости, увеличение кровотока, снижение порога чувствительности и т.п.
Длительное воздействие негативных средовых факторов формирует в детях тревожность, как личностную черту. Она формируется в силу нарушения форм внутри и межличностного общения, например между родителями и детьми, детьми и сверстниками и др. и проявляется через эмоции и чувства. Высокая или повышенная эмоциональная тревожность, проявляется в реальной действительности в форме переживаний (эмоции, аффекты, настроения, стрессы и др.).
Таким образом, длительные негативные переживания препятствуют благоприятному физическому и психическому здоровью детей, нарушают психологическое развитие личности.
Важно учить детей понимать себя и свое состояние, правильно строить свое поведение в трудных жизненных ситуациях, обучать приемам самокоррекции и саморегуляции.
Психологическая помощь детям данной группы снижает риск аддиктивного, суицидального, противоправного и других форм девиантного поведения, способствует сохранению их психического здоровья и формированию навыков здорового образа жизни.
Объём и срок реализации коррекционно-развивающей программы «Три С» – 30 часов.
Срок реализации программы – 10 дней.
Форма занятий: очная
Формы и методы, используемые при реализации программы
- практические и теоретические знания в области самопознания личности;
- коммуникативные площадки;
- познавательные, интеллектуальные игры, викторины;
- тестирование развития коммуникативных компетенций, опрос;
- подвижные развивающие игры на природе;
- элементы арт-терапии, мандало-терапии, сказкотерапии;
- тренинговые упражнения.
Особенности организации образовательного процесса
Коррекция и развитие личности проходит в форме активного общения несовершеннолетних, которое содействует развитию и сплочению детского коллектива, создает основу для развития социального, эмоционального интеллекта обучающегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в учебной деятельности. Привлечение детей «группы риска», детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации к коррекционно-развивающим занятиям предусмотрено:
- организацией рефлексивной коммуникации;
- организацией развития личности через тренинговые упражнения в игровой форме, психотехник.
Материально-техническая база
Место проведения: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями для организации коррекционно-развивающих занятий.
Смену планируется провести в 1 этап – реализация программы (июнь)
Канцелярские товары: клей, цветная бумага, ватман, картон черно-белый, картон цветной, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисточки, развивающие игры.
Спортивный инвентарь: мячи.
ТСО: музыкальный центр, диски с релаксационной музыкой.
Обеспечение кадрами: педагог-психолог – 1.
Режим работы группы
09.30 – 09.40 – приём детей
09.40 – 10.40 – коррекционно-развивающие занятия
10.40 – 11.00 – фитопауза, подвижные игры на открытом воздухе
11.00 – 12.00 – арт-терапия, музыкальная терапия
12.00 – 12.20 – уход домой
Цель программы: оказание психологической помощи детям по достижению социально- психологической компетенции и снижению уровня тревожности через самопознание, самокоррекцию и саморазвитие.
Задачи:
- Формировать знания детей о продуктивном общении с людьми; обучать приемам социо-культурного поведения.
- Провести коррекцию повышенного уровня тревожности детей, самооценки, развитие когнитивных процессов.
- Обучить приемам сохранения психологического здоровья.
Ожидаемые результаты:
● сформировать знания у обучающихся о продуктивном общении с людьми;
● снизить уровень тревожности и повысить самооценку;
● сформировать внутреннюю позицию, направленную на противостояние к употреблению ПАВ (психологически активных веществ).
● определить уровень развития когнитивных процессов, расширить познавательную деятельность.
1.2 Содержание коррекционно-развивающей программы
Тема | Психологические задачи | |
1. | Кто я? | Развитие самораскрытия, самопознания, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей |
2. | Точка опоры | Помощь в раскрытии своих сильных сторон, актуализация личностных ресурсов, коррекция самооценки, тревожности |
3. | Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. | Обучение приемам на позитивные установки; активизация процесса самопознания; регуляция состояния |
4. | Мои слабости | Обучение тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны; повышение самопонимания на основе осознания своих ограничений |
5. | Уверенное и неуверенное поведение. Сказкотерапия | Отработка приемов уверенного поведения, коррекция самооценки |
6. | Понятие группового давления | Развитие навыков уверенного поведения, обучение навыкам противостояния |
7. | Я в своих глазах и глазах других людей. (Эффективные приёмы общения). Уверенное и неуверенное поведение | Дальнейшее прояснение Я-концепции, раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения |
8. | Драка. Арт-терапия | Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умений выражать свое эмоциональное состояние. Коррекция агрессивного поведения |
9. | Как справиться с плохим настроением | Развитие умения самоанализа, обучение тому, как находить чувства, которые помогут преодолеть тревогу и избавиться от нее |
10. | Арт-терапия по методу «Рисование пальцами» | Коррекция состояния, самовыражение, укрепление уверенности в себе |
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1 Описание коррекционно-развивающей программы
Модель обучающей программы: программа достижения социально-психологической компетентности
Совокупность психологических знаний, используемых в программе:
- Системность в подходе к коррекционно-развивающей работе с детьми
- Активизация познавательной деятельности детей
- Изменение восприятия
- Перестройка мотивов
- Изменение психологического состояния
- Изменение деятельности
Принципы, лежащие в основе программы:
- Информированность подростков и всех участников психолого-медико-педагогического и социального сопровождения о работе, в которую они будут вовлечены
- Добровольность участия
- Вовлеченность школьников в групповую деятельность
- Изменение мотивов поведения
Этапы программы:
1 этап – информационно-подготовительный
2 этап – первичная диагностика
3 этап – планирование работы
4 этап – реализация программы
5 этап – итоговая диагностика
6 этап – оформление результатов
7 этап – информирование администрации, педагогического коллектива и родителей о результатах реализации программы
2.2 Информационная карта коррекционно-развивающей профилактической смены «ТРИ С»
1. | Полное название проекта | Коррекционно-развивающая профильная смена для обучающихся среднего звена МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» по профилактике и коррекции социальной дезадаптации и девиации поведения несовершеннолетних |
2. | Цель проекта | Оказание психологической помощи детям по достижению социально- психологической компетенции и снижению уровня тревожности через самопознание, самокоррекцию и саморазвитие
|
3. | Форма проведения | Коррекционные занятия |
4. | Специализация проекта | Коррекционно-развивающее направление |
5. | Краткое содержание проекта | - системность в подходе в коррекционно- развивающей работе; - активизация познавательной деятельности; - изменение восприятия; - изменение психологического состояния. |
6. | Ожидаемый результат | - сформировать знания у обучающихся о продуктивном общении с людьми; - снизить уровень тревожности и повысить самооценку у обучающихся; - сформировать внутреннюю позицию, направленную на противостояние к употреблению ПАВ (психологически активных веществ). |
7. | Руководитель проекта | Мисюк Елена Викторовна – педагог- психолог |
8. | Название проводящей организации | МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» |
9. | Адрес проводящей организации | Амурская область, г. Благовещенск, ул. Институтская, дом 15 |
10. | Телефон/факс | 209-535 |
11. | Предполагаемая база проведения | Специально оборудованные кабинеты, одноразовое питание на базе МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» за счет денежных средств родителей |
12. | География участников проекта | Обучающиеся МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска» занимающиеся в коррекционных группах, подростки из социально- незащищенных семей |
13. | Количество смен, участников проекта | Одна смена до 12 человек |
14. | Сроки проведения | Июнь 2021 |
15. | Кадры | Мисюк Е.В., педагог-психолог |
16. | Условия участия в проекте | Согласие родителей на участие ребенка в коррекционных занятиях |
17. | Финансовое обеспечение проекта | За счет внебюджетных средств (организационные мероприятия) |
18. | Особая информация и примечания | Летняя занятость обучающихся с согласия родителей после проведенных собраний по классам. |
2.3 Требования по технике безопасности в процессе реализации программы и общие правила проведения детей пребывания в школе.
1. Территория должна постоянно содержаться в чистоте. Сгораемый материал, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории школы.
2. Дороги, проезды, подъезды и проходы к зданиям и открытым водоисточникам, используемые для пожаротушения, подступы к пожарному инвентарю должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии.
3. О закрытии дорог, отдельных участков или проездов, необходимо немедленно сообщать в администрацию школы.
4. Территория школы в период организации летнего отдыха для детей должна иметь наружное освещение, достаточное для быстрого нахождения противопожарных водоисточников.
5. Расстановка мебели в помещении не должна препятствовать эвакуации людей и проходу к средствам пожаротушения. Здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу. Эвакуационные проходы, выходы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.
6. Учащимся необходимо строго соблюдать общие санитарно-гигиенические нормы, а так же все установленные правила, в том числе правила охраны труда, противопожарной безопасности, правила поведения в школе и на ее территории.
7. В случае ухудшения самочувствия на занятиях сообщить об этом руководителю занятий.
8. Соблюдать правила поведения на занятиях, не мешать окружающим, не оскорблять их эстетическое чувство.
9. Дети обязаны бережно относиться к имуществу, быть аккуратными как со своими, так и с чужими вещами.
10. Дети друг к другу должны обращаться строго по имени, к организатору занятий – по имени отчеству, вести себя честно и достойно, придерживаться норм морали и этики в отношениях между собой и старшими.
11. Дети на занятия должны приходить строго к началу занятий, после занятий – уходить домой, нахождение на территории школьного двора после окончания занятий не предусмотрено.
Список литературы
- Потёмкина О., Потёмкина Е. «Тесты для подростков», М., 2005.
- «Практическая психодиагностика», Редактор-составитель Д.Я. Райгородский Самара, 2002
- Л. Анн «Социально-психологический тренинг с подростками», 2006 г.
- «Практикум по социально-психологическому тренингу», под редакцией Б.Д. Парыгина, 2000
- Л.П. Пономаренко, издание "Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. (Методические рекомендации для школьных психологов) ", (1999).
- И.В. Дубровина. Психология. Учебное пособие. Москва-Воронеж, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Остров сокровищ" для школьников младшего и среднего возраста
Сценарий праздника "Остров сокровищ" для школьников младшего и среднего возраста.Интерактивная программа конкурса построена на принципе деятельностного подхода и предполагает активное участие школьник...
Организация досуговой деятельности школьников младшего и среднего возраста в дни зимних каникул
сценарии....
Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для младших школьников
Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей кул...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа " Изучаем английский с удовольствием"
Занятия английским языком в период летних каникул помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобрете...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»
Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа "Ритмы лета"
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмы лета» относится к художественной направленности. Данная программа направлена на мотивацию детей к занятиям...