Использование методов арттерапии и артпедагогики в педагогической практике
учебно-методический материал

Солод Альбина Викторовна

АРТПЕДАГОГИКАэто синтез искусства и педагогики.

АРТТЕРАПИЯэто синтез искусства, медицины и психологии.

Цель артпедагогики – художественное развитие и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами культуры.

Ее функции:   * культурологическая (портрет, театр);

                           * образовательная (знания и навыки);

                           * воспитательная (адаптация);

                           * коррекционная (недостатки в развитии)

Сущность арттерапии в терапевтическом и коррекционно-психологическом воздействии искусства на ребенка; в реконструировании психотравмирующей ситуации (если таковая случилась) с помощью художественно-творческой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_artterapiya.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

         

 Северо-Восточное  окружное  управление  образования

                ГБОУ   комбинированного  вида  д/с  № 1439  

 

                                Сообщение  на  тему:

     «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МЕТОДОВ

 АРТТЕРАПИИ  И  АРТПЕДАГОГИКИ

 В  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ПРАКТИКЕ»

                                                                                          подготовила

                                                                                  учитель-логопед

                                                                                                 Солод  А.В.

                                              Москва, 2013

Арттерапия и артпедагогика, еще совсем недавно мы даже не слышали такие слова, их до сих пор подчеркивает компьютер…

Что же это за понятия?

АРТПЕДАГОГИКА – это синтез искусства и педагогики.

АРТТЕРАПИЯ – это синтез искусства, медицины и психологии.

Цель артпедагогики – художественное развитие и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами культуры.

Ее функции:   * культурологическая (портрет, театр);

                           * образовательная (знания и навыки);

                           * воспитательная (адаптация);

                           * коррекционная (недостатки в развитии)

Сущность арттерапии в терапевтическом и коррекционно-психологическом воздействии искусства на ребенка; в реконструировании психотравмирующей ситуации (если таковая случилась) с помощью художественно-творческой деятельности.

Виды арттерапии:  * изотерапия

                                         * библиотерапия

                                         * имаготерапия (театр)

                                         * вокалотерапия

                                         * музыкотерапия

                                         * танцетерапия

                                         * кинезитерапия

                                         * куклотерапия

                                         * сказкотерапия

Функции: - очищающая (плач)

                    - регулятивная (снятие страхов)

                 - социально – адаптивная (межличностные отношения)

Формы  артпедагогики  для  дошкольников.

По  содержанию:   * комплексная

                                     * доминантная (1 тема)

                                     * тематическая

По организации:    * индивидуальная

                                     * подгрупповая

                                     * фронтальная

По видам деятельности:  * музыкальная

                                                     * художественно – речевая

                                                     * изобразительная

                                                     * художественно – ручной труд

                                                     * культурно – досуговая

Все эти формы имеют место в нашем дошкольном учреждении.

Арттерапия   используется при психосоматических расстройствах; психоэмоциональных проблемах (это эмоциональная депривация (неудовлетворение собственных потребностей), одиночество, тревожность, страх, агрессия); при социально-адаптивной дисгармонии (это искаженная самооценка, трудности коммуникации).

А сейчас остановимся подробнее об основных видах арттерапии.

                 М У З Ы К О Т Е Р А П И Я

- это вид терапии искусством, направленный на профилактику психокоррекционных личностных отклонений в развитии ребенка, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлективно-коммуникативной сферы ребенка.

Музыкотерапия бывает рецептивная (пассивная) и активная.

Рецептивная музыкотерапия    –    

  • Музыкальные картинки (снятие эмоционального напряжения, релаксация, погружение в эмоциональные образы) – это звуки живой природы, морской прибой, рассвет в лесу и т. д.
  • Музыкальное моделирование – это реконструкция, из негативного состояния в нейтральное, а затем в позитивное.
  • Живая музыка – овладение невербальным способом коммуникации (исполнение музыкального отрывка под аудиозапись и передача ритма на ударных инструментах: маракасы, колокольчики, металлофон и др.)
  • Минирелаксация – снятие напряжения после интенсивных занятий (можно положить детей «солнышком» на ковёр)
  • Музыкальный сон – релаксация после активной деятельности перед сном

Активная музыкотерапия   -

  • Сеансы совместного исполнения на детских музыкальных инструментах для активизации способности к коммуникации, разрушения внешнего конфликта
  • Вокалотерапия помогает формировать оптимистический настрой и умение радоваться жизни 

 Интегративная музыкотерапия – синтез музыкального, слухового и зрительного восприятия для повышения резервных возможностей, коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений.

Это  музыкоцветотерапия – восприятие музыки и цвета под видеозапись картин природы.

И  музыкоизотерапия – рисование музыки.

                    Т А Н Ц Е Т Е Р А П И Я

Её цель – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков группового и парного общения, исследования собственных чувств, отражение черт личности через движение.

Направленности:

  • Диагностика, осознание собственного тела и его возможностей использования
  • Усиление чувства собственного достоинства путем выработки более позитивного образа тела и отражение образа Я
  • Развитие социальных навыков общения, снятие барьеров речевой коммуникации через безопасный невербально-двигательный способ
  • Осуществление контакта с собственными чувствами, катарсис (очищение), высвобождение скрытых чувств, снятие физического и эмоционального напряжения, мышечных зажимов
  • Приобретение опыта групповой невербальной совместной работы по символическому выражению через тело внутреннего мира и восприятие знаков и символов внешнего мира от других людей.

                   К И Н Е З И Т Е Р А П И Я

- терапия через движение, изменяющая общую реальность организма, повышающая его устойчивость, разрушающая патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни и создающая новые, обеспечивающие адаптацию.

В логопедии она успешно используется при заикании, афазии, алалии.

Коррекционная ритмика вид кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.

Направления:    - логопедическое (нарушение речи)

                                - коррекционное (ЗПР, умственная отсталость)

                                - фонетическое (нарушение слуха)

                                - для детей с нарушением зрения

                         И З О Т Е Р А П И Я

Виды:

  • «монотипия» - складывание листа пополам с предварительно нанесенным изображением только на одну его часть
  • «пуантилизм» - изображение точками (используются тампоны из губки, палочки)
  • «рисование по влажной бумаге» - изображение касанием кисти руки по мокрой бумаге
  • «рисование пальцами, ладошками»
  • «волшебный рисунок» - контур с помощью восковой свечи, который сверху покрывается краской
  • «коллаж» - в рисунке используются элементы из природного материала
  • «живая капля» - капля краски, нанесенная на бумагу, под наклоном листа в разные стороны делает узоры; далее преобразование в образ с помощью фломастеров или гелевых ручек
  • «коллективное рисование» - коррекция проблем коммуникации (работа в парах, в подгруппах, с перемещениями на чужую территорию)

                   

                     К У К Л О Т Е Р А П И Я

  Процесс проходит в два этапа: изготовление куклы и использование её во время занятий.

Механизм коррекционного воздействия в этом методе основан на идентификации ребенка с куклой, где она используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

                  С К А З К О Т Е Р А П И Я

Процесс включает в себя разные виды сказок: народные, авторские, дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медитативные.

Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами  и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она даёт возможность ребёнку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как и у героя сказки. И посредством сказочных образов, их действий ребёнок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникающих конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Можно использовать групповое рассказывание сказок, придумывать окончание или продолжение, рассказывать сказку от первого лица или от имени различных персонажей.

А сейчас практический пример.

Как вывести  страх  или  злость  с помощью рисунка?

--- где он живет, в каком органе в теле? (отвечает ребенок)

--- на что похож? (шар, камень)  какого цвета, размера, из какого материала?

---  нарисуй его, событие с ним связанное

---  ребенок должен принять, что страх у него есть, отпустить в свой рисунок

--- теперь в теле есть? что внутри сейчас? (ушёл, меньше стал…)

--- добавить трансформацию,  нарисуй, что получилось (цветочек, облачко…)

--- разорвать, сжечь рисунок, залепить пластилином и т.п.

Используемая  литература:

Медведева Е.А.     «Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве», Москва, 2009

Медведева Е.А.      Курс лекций по теме «Арттерапия и артпедагогика в специальном образовании»

Медведева Е.А., Левченко, Комиссарова, Добровольская   «Артпедагогика и  арттерапия», Москва, 2001

Журнал  «Обруч»,  дошкольное и начальное образование,      №5, 2012

Журнал  «Воспитатель  ДОУ»,  №8, 2012

 

 

   

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии арттерапии и артпедагогики на уроке музыки.

Артпедагогика и арттерапия преследуют одну единую цель – гармоническое развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством музыки, участия в общественной и культурной ...

Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы

Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...

Социально-психологический тренинг "Развитие сплоченности в группе с использованием методов арттерапии"

Пояснительная записка   В настоящее время большое применение находят методы арттерапии в психологии, как при индивидуальной работе, так и при работе с группой. Арттерапия - понятие, включающее ...

Система использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий

Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему  использ...

«Использование элементов системно-деятельностного подход в педагогической практике учителя».

«Использование элементов системно-деятельностного подход в  педагогической практике учителя»....

Использование методов арттерапии и артпедагогики в логопедической работе с детьми

АВТОМАТИЗАЦИЯ  ЗВУКА  «С»  В  СЛОГАХ  И  СЛОВАХ ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ:*закрепить  артикуляцию  и  изолированное  произнесение...

Использование новых дидактических игр в современной педагогической практике с детьми с ОВЗ (Буклет)

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания....