Использование методов арттерапии и артпедагогики в педагогической практике
учебно-методический материал
АРТПЕДАГОГИКА – это синтез искусства и педагогики.
АРТТЕРАПИЯ – это синтез искусства, медицины и психологии.
Цель артпедагогики – художественное развитие и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами культуры.
Ее функции: * культурологическая (портрет, театр);
* образовательная (знания и навыки);
* воспитательная (адаптация);
* коррекционная (недостатки в развитии)
Сущность арттерапии в терапевтическом и коррекционно-психологическом воздействии искусства на ребенка; в реконструировании психотравмирующей ситуации (если таковая случилась) с помощью художественно-творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_artterapiya.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Северо-Восточное окружное управление образования
ГБОУ комбинированного вида д/с № 1439
Сообщение на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ
АРТТЕРАПИИ И АРТПЕДАГОГИКИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
подготовила
учитель-логопед
Солод А.В.
Москва, 2013
Арттерапия и артпедагогика, еще совсем недавно мы даже не слышали такие слова, их до сих пор подчеркивает компьютер…
Что же это за понятия?
АРТПЕДАГОГИКА – это синтез искусства и педагогики.
АРТТЕРАПИЯ – это синтез искусства, медицины и психологии.
Цель артпедагогики – художественное развитие и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами культуры.
Ее функции: * культурологическая (портрет, театр);
* образовательная (знания и навыки);
* воспитательная (адаптация);
* коррекционная (недостатки в развитии)
Сущность арттерапии в терапевтическом и коррекционно-психологическом воздействии искусства на ребенка; в реконструировании психотравмирующей ситуации (если таковая случилась) с помощью художественно-творческой деятельности.
Виды арттерапии: * изотерапия
* библиотерапия
* имаготерапия (театр)
* вокалотерапия
* музыкотерапия
* танцетерапия
* кинезитерапия
* куклотерапия
* сказкотерапия
Функции: - очищающая (плач)
- регулятивная (снятие страхов)
- социально – адаптивная (межличностные отношения)
Формы артпедагогики для дошкольников.
По содержанию: * комплексная
* доминантная (1 тема)
* тематическая
По организации: * индивидуальная
* подгрупповая
* фронтальная
По видам деятельности: * музыкальная
* художественно – речевая
* изобразительная
* художественно – ручной труд
* культурно – досуговая
Все эти формы имеют место в нашем дошкольном учреждении.
Арттерапия используется при психосоматических расстройствах; психоэмоциональных проблемах (это эмоциональная депривация (неудовлетворение собственных потребностей), одиночество, тревожность, страх, агрессия); при социально-адаптивной дисгармонии (это искаженная самооценка, трудности коммуникации).
А сейчас остановимся подробнее об основных видах арттерапии.
М У З Ы К О Т Е Р А П И Я
- это вид терапии искусством, направленный на профилактику психокоррекционных личностных отклонений в развитии ребенка, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлективно-коммуникативной сферы ребенка.
Музыкотерапия бывает рецептивная (пассивная) и активная.
Рецептивная музыкотерапия –
- Музыкальные картинки (снятие эмоционального напряжения, релаксация, погружение в эмоциональные образы) – это звуки живой природы, морской прибой, рассвет в лесу и т. д.
- Музыкальное моделирование – это реконструкция, из негативного состояния в нейтральное, а затем в позитивное.
- Живая музыка – овладение невербальным способом коммуникации (исполнение музыкального отрывка под аудиозапись и передача ритма на ударных инструментах: маракасы, колокольчики, металлофон и др.)
- Минирелаксация – снятие напряжения после интенсивных занятий (можно положить детей «солнышком» на ковёр)
- Музыкальный сон – релаксация после активной деятельности перед сном
Активная музыкотерапия -
- Сеансы совместного исполнения на детских музыкальных инструментах для активизации способности к коммуникации, разрушения внешнего конфликта
- Вокалотерапия помогает формировать оптимистический настрой и умение радоваться жизни
Интегративная музыкотерапия – синтез музыкального, слухового и зрительного восприятия для повышения резервных возможностей, коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений.
Это музыкоцветотерапия – восприятие музыки и цвета под видеозапись картин природы.
И музыкоизотерапия – рисование музыки.
Т А Н Ц Е Т Е Р А П И Я
Её цель – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков группового и парного общения, исследования собственных чувств, отражение черт личности через движение.
Направленности:
- Диагностика, осознание собственного тела и его возможностей использования
- Усиление чувства собственного достоинства путем выработки более позитивного образа тела и отражение образа Я
- Развитие социальных навыков общения, снятие барьеров речевой коммуникации через безопасный невербально-двигательный способ
- Осуществление контакта с собственными чувствами, катарсис (очищение), высвобождение скрытых чувств, снятие физического и эмоционального напряжения, мышечных зажимов
- Приобретение опыта групповой невербальной совместной работы по символическому выражению через тело внутреннего мира и восприятие знаков и символов внешнего мира от других людей.
К И Н Е З И Т Е Р А П И Я
- терапия через движение, изменяющая общую реальность организма, повышающая его устойчивость, разрушающая патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни и создающая новые, обеспечивающие адаптацию.
В логопедии она успешно используется при заикании, афазии, алалии.
Коррекционная ритмика – вид кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.
Направления: - логопедическое (нарушение речи)
- коррекционное (ЗПР, умственная отсталость)
- фонетическое (нарушение слуха)
- для детей с нарушением зрения
И З О Т Е Р А П И Я
Виды:
- «монотипия» - складывание листа пополам с предварительно нанесенным изображением только на одну его часть
- «пуантилизм» - изображение точками (используются тампоны из губки, палочки)
- «рисование по влажной бумаге» - изображение касанием кисти руки по мокрой бумаге
- «рисование пальцами, ладошками»
- «волшебный рисунок» - контур с помощью восковой свечи, который сверху покрывается краской
- «коллаж» - в рисунке используются элементы из природного материала
- «живая капля» - капля краски, нанесенная на бумагу, под наклоном листа в разные стороны делает узоры; далее преобразование в образ с помощью фломастеров или гелевых ручек
- «коллективное рисование» - коррекция проблем коммуникации (работа в парах, в подгруппах, с перемещениями на чужую территорию)
К У К Л О Т Е Р А П И Я
Процесс проходит в два этапа: изготовление куклы и использование её во время занятий.
Механизм коррекционного воздействия в этом методе основан на идентификации ребенка с куклой, где она используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
С К А З К О Т Е Р А П И Я
Процесс включает в себя разные виды сказок: народные, авторские, дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медитативные.
Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она даёт возможность ребёнку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как и у героя сказки. И посредством сказочных образов, их действий ребёнок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникающих конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Можно использовать групповое рассказывание сказок, придумывать окончание или продолжение, рассказывать сказку от первого лица или от имени различных персонажей.
А сейчас практический пример.
Как вывести страх или злость с помощью рисунка?
--- где он живет, в каком органе в теле? (отвечает ребенок)
--- на что похож? (шар, камень) какого цвета, размера, из какого материала?
--- нарисуй его, событие с ним связанное
--- ребенок должен принять, что страх у него есть, отпустить в свой рисунок
--- теперь в теле есть? что внутри сейчас? (ушёл, меньше стал…)
--- добавить трансформацию, нарисуй, что получилось (цветочек, облачко…)
--- разорвать, сжечь рисунок, залепить пластилином и т.п.
Используемая литература:
Медведева Е.А. «Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве», Москва, 2009
Медведева Е.А. Курс лекций по теме «Арттерапия и артпедагогика в специальном образовании»
Медведева Е.А., Левченко, Комиссарова, Добровольская «Артпедагогика и арттерапия», Москва, 2001
Журнал «Обруч», дошкольное и начальное образование, №5, 2012
Журнал «Воспитатель ДОУ», №8, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии арттерапии и артпедагогики на уроке музыки.
Артпедагогика и арттерапия преследуют одну единую цель – гармоническое развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством музыки, участия в общественной и культурной ...
Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы
Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...
Социально-психологический тренинг "Развитие сплоченности в группе с использованием методов арттерапии"
Пояснительная записка В настоящее время большое применение находят методы арттерапии в психологии, как при индивидуальной работе, так и при работе с группой. Арттерапия - понятие, включающее ...
Система использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий
Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использ...
«Использование элементов системно-деятельностного подход в педагогической практике учителя».
«Использование элементов системно-деятельностного подход в педагогической практике учителя»....
Использование методов арттерапии и артпедагогики в логопедической работе с детьми
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «С» В СЛОГАХ И СЛОВАХ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:*закрепить артикуляцию и изолированное произнесение...
Использование новых дидактических игр в современной педагогической практике с детьми с ОВЗ (Буклет)
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания....