Программа социализации обучающихся «Я счастлив жить в России» (на основе программы школы)
рабочая программа

Социализация обучающихся обеспечивается в ходе реализации программы «Я счастлив жить в России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУИ «Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус»

ПРОГРАММА

социализации обучающихся по предмету «английский язык»

учителя английского языка

Хафизовой Марии Борисовны

г. Смоленск

Содержание

 

 

 

 

1.  Введение

3

2.  Основные направления и ценностные основы воспитания и

социализации учащихся

7

3.  План реализации проекта

9

4.  Этапы педагогического проекта

11

5.  Выводы

12

6.  Список используемой литературы

14

 


Введение

 

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшая черта современного обучения  это направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Поэтому основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе. Социализация  это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются очень актуальными, они способствуют непрерывному поиску новых технологий социализации, адекватных постоянно изменяющейся социальной среде. Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Поэтому процесс социализации школьников очень важен для рассмотрения. Проект, посвященный социализации детей, делает возможным создание таких условий взаимодействия ребёнка с миром собственного «Я», других людей, предметным и природным миром, при которых он сможет проявлять свою индивидуальность, научится чувствовать себя уверенно, сможет защищать себя и строить безопасные отношения с людьми и миром.

Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его в субъект учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка.

В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. На уроках английского языка я использую системно-деятельностный подход, не только предлагая детям знания в готовом виде, но и способствуя превращению ученика в активного субъекта собственного учения.

Обучение диалогической речи, монологической речи способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к реальной действительности.

На своих уроках английского языка я способствую формированию метапредметных умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение вести диалог в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.

Большую роль в социализации школьника, на мой взгляд, играет процесс проектной деятельности. Я полагаю, что активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.

А ведь что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие.

 

Цель данного проекта социальное становление личности школьника на уроках английского языка, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.

 

Объект – управление процессом социализации школьников.

 

Предмет система управления социализацией школьников в общеобразовательной 

школе.

 

Задача проекта  сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественнозначимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

 

На уроках английского языка я веду работу по формированию следующих социальных качеств:

 

             Товарищество, партнерство, умение работать в группе.

             -  Уважение к старшим.

             - Доброта.

             -  Честность.

             - Трудолюбие.

             - Бережливость.

             - Дисциплинированность, соблюдение порядка.


                - Любознательность.

                -  Любовь к прекрасному.

                -   Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.

 

Гипотеза заключается в моем предположении, что, если развивать данные социально значимые качества и определять уровень их развития, это поможет определить уровень социального развития школьника и способствовать его успешной социализации.

 

Предполагаемый результат

 

Данный проект нацелен на достижение следующих результатов:

 

        Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);

        Воспитание любви к родному и иностранному языку;

        Вызвать интерес и толерантное отношение к культуре иностранного языка;

        Воспитание трудолюбия и творчества

 

Эти социальные качества я стараюсь, развивались через различные формы работы в учебной деятельности, включая: интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, ассоциации, сравнение социолингвистических элементов родного и иностранного языка, работа в группах, проектная деятельность.

 

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

 

         Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

         Опыт в понимании других людей и другой культуры;

         Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;

         Понимание ценности каждого и всего живущего и растущего на Земле.


Образовательный процесс как условие реализации концепции социализации должен отвечать требованиям:

 

•        вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы;

 

•        подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.

 

Основные  направления  и  ценностные  основы  воспитания  и  социализации учащихся

Организация воспитания и социализации учащихся на уроках английского языка осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности,  уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание толерантного отношения к другой культуре, языку.

Ценности:  любовь  к  родине,  к  своему  народу,  свобода  и  ответственность, толерантное отношение к языку и культуре Великобритании.

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье. Ценности: любовь к семье, забота о старших и младших.

3.     Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

4.   Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности:  здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5.           Воспитание    ценностного      отношения    к    природе,   окружающей                среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь, бережное отношение к природе, к животным, растениям

 

 

Этапы работы над проектом


1.            Анализ  проблемы  и  корректировка  своей  педагогической  деятельности  в соответствии с поставленными задачами.

2.            Этап реализации.

 

3.            Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.


План реализации проекта

 

 

Направления

Мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к другой иноязычной культуре

Направление.   «Родная    и   иноязычная культура. Зачем мне нужно изучать иностранный язык?»

 

Организация работы учащихся индивидуально и в группах для развития коммуникативной компетенции, а также для формирования толерантного отношения к иноязычной культуре.

Использование ИКТ для успешной социализации школьников

 

 

 

Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе

Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Организация участия детей в международных, всероссийских, краевых и районных конкурсах, олимпиадах и проектах на английском языке

Дифференцированный подход, работа с одаренными детьми, мотивация к изучению иностранного языка. Проведение викторин и конкурсов «Путешествие по Лондону», «Великобритания».

 

 

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье

 

        Направление «Человек и его семья» Моя семья – проект «Расскажи о своей семье» Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

Воспитание ценностного отношения к природе,

окружающей среде

Направление «Ученик и окружающий мир»

Работа в группах и индивидуально «Домашние любимцы» Дискуссия «Любите ли вы цирк?»

Формирование ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни

Направление «Ученик и его здоровье»

Формирование правильного отношения к здоровью как ценности

Работа над темами «Режим дня» и «День здоровья»


 

Формы проведения мероприятий

 

        -  урочная деятельность

        - викторины

        -  праздники

        - конкурсы стихов

        - исследовательская деятельность

        -диагностические исследования


Этапы педагогического проекта

 

На первом этапе  изучалось состояние проблемы в теории и практики социализации учеников и возможности ее успешной реализации на уроках английского языка; была проанализирована литература, выдвинута гипотеза; определены цели и задачи.

На втором этапе был проведен самоанализ, проблемы, определены элементы содержания и направления деятельности по социализации школьников на уроках английского языка.

На практическом этапе осуществляется реализация личностнодеятельностного подходов в обучении, мотивации к изучению поликультурного мира и культуры своей страны, активируются виды деятельности направленные на формирование социально значимых качеств, таких как трудолюбие, успех в учебе, отношения в семье, отношение к окружающему миру, своему здоровью и т.д.

На этапе проверки достигнутых результатов, предполагается описание полученных результатов, корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение дальнейших перспектив на дальнейшее изучение предмета.


Выводы

 

Работая над проектом по социализации школьников и воспитания и развития социально значимых качеств на своих уроках английского языка, я обратила внимание на то, что учащиеся более мотивированы к изучению иностранного языка, а также заинтересованы в работе над различными проектами (семья, дом, здоровье, трудолюбие, животные), которые способствуют формированию и развитию личности.

 

Целью образования в соответствии с новыми подходами становится непрерывное развитие личности, что способствует развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.

 

Разрабатывая уроки, я учитываю необходимость воспитания толерантного отношения к другой культуре, поэтому стараюсь предлагать детям аутентичные материалы, использую ресурсы Интернета и мультимедийные презентации.

Обучая детей языку, я стараюсь предложить детям не только стандартные задания, но и дополнительную культурологическую информацию, видеоролики, диаграммы, кроссворды, работу с таблицами и схемами.

В ходе своей работы я определила базовые условия социализации школьниковю

 

К базовым условиям успешности социализации ребёнка я отношу следующие:

 

                состояние психического здоровья детей;

                наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

                создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в час тности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

              построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.


Список используемой литературы

 

1.            Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. — 2000. — № 1.

2.            Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного  развития  детей  дошкольного  возраста.  —  Ярославль,

«Ремдер», 2005. — 164 с.

3.            Концепция модернизации российского образования // Вестник образования России, 2002. — № 6.

4.            Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2,3 -2000г.

5.            Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004

6.            Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития  школы  в  условиях  изменений:  учебное  пособие.  –  М.:  НФПК,  ООО

«Мирал», 2005.

7.            Тотолян А. Практика для жизни: система воспитания социально активной личности . //Управление школой. 2006. №16. с.35-37.

8.            Хуторской А.В. Статья "Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования", Народное образование, 2003. - №2. - С.58-64.

9.            Хуторской А.В. Статья "Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей". Интернет- журнал "Эйдос".

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социализации обучающихся "Наш проект"

Для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими харатеристиками м навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятель...

Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь».

Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь»....

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в рамках изучения социально – экономических дисциплин

Цель программы - воспитание грамотной личности, высоко - нравственного, творческого, порядочного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответ...

Программа социализации обучающихся "Мир вокруг тебя"

Программа социализации обучающихся 5-6 класс...

Программа социализации обучающихся "Математические методы в медицине

В программе рассматриваются основные направления и содержание работы по социализации обучающихся на занятиях математики. Рассматриваются принципы профессиональной напрвленности в преподавании математи...