Программа социализации обучающихся «Я счастлив жить в России» (на основе программы школы)
рабочая программа
Социализация обучающихся обеспечивается в ходе реализации программы «Я счастлив жить в России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа социализации обучающихся | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУИ «Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус»
ПРОГРАММА
социализации обучающихся по предмету «английский язык»
учителя английского языка
Хафизовой Марии Борисовны
г. Смоленск
Содержание
1. Введение | 3 |
2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся | 7 |
3. План реализации проекта | 9 |
4. Этапы педагогического проекта | 11 |
5. Выводы | 12 |
6. Список используемой литературы | 14 |
Введение
В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.
Важнейшая черта современного обучения это направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.
Поэтому основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе. Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Проблемы взаимодействия образования и социализации являются очень актуальными, они способствуют непрерывному поиску новых технологий социализации, адекватных постоянно изменяющейся социальной среде. Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Поэтому процесс социализации школьников очень важен для рассмотрения. Проект, посвященный социализации детей, делает возможным создание таких условий взаимодействия ребёнка с миром собственного «Я», других людей, предметным и природным миром, при которых он сможет проявлять свою индивидуальность, научится чувствовать себя уверенно, сможет защищать себя и строить безопасные отношения с людьми и миром.
Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его в субъект учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка.
В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. На уроках английского языка я использую системно-деятельностный подход, не только предлагая детям знания в готовом виде, но и способствуя превращению ученика в активного субъекта собственного учения.
Обучение диалогической речи, монологической речи способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к реальной действительности.
На своих уроках английского языка я способствую формированию метапредметных умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение вести диалог в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.
Большую роль в социализации школьника, на мой взгляд, играет процесс проектной деятельности. Я полагаю, что активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.
А ведь что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие.
Цель данного проекта социальное становление личности школьника на уроках английского языка, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.
Объект – управление процессом социализации школьников.
Предмет система управления социализацией школьников в общеобразовательной
школе.
Задача проекта сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественнозначимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.
На уроках английского языка я веду работу по формированию следующих социальных качеств:
Товарищество, партнерство, умение работать в группе.
- Уважение к старшим.
- Доброта.
- Честность.
- Трудолюбие.
- Бережливость.
- Дисциплинированность, соблюдение порядка.
- Любознательность.
- Любовь к прекрасному.
- Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.
Гипотеза заключается в моем предположении, что, если развивать данные социально значимые качества и определять уровень их развития, это поможет определить уровень социального развития школьника и способствовать его успешной социализации.
Предполагаемый результат
Данный проект нацелен на достижение следующих результатов:
Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);
Воспитание любви к родному и иностранному языку;
Вызвать интерес и толерантное отношение к культуре иностранного языка;
Воспитание трудолюбия и творчества
Эти социальные качества я стараюсь, развивались через различные формы работы в учебной деятельности, включая: интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, ассоциации, сравнение социолингвистических элементов родного и иностранного языка, работа в группах, проектная деятельность.
Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:
Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
Опыт в понимании других людей и другой культуры;
Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;
Понимание ценности каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Образовательный процесс как условие реализации концепции социализации должен отвечать требованиям:
• вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы;
• подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
Организация воспитания и социализации учащихся на уроках английского языка осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание толерантного отношения к другой культуре, языку.
Ценности: любовь к родине, к своему народу, свобода и ответственность, толерантное отношение к языку и культуре Великобритании.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье. Ценности: любовь к семье, забота о старших и младших.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь, бережное отношение к природе, к животным, растениям
Этапы работы над проектом
1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
2. Этап реализации.
3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.
План реализации проекта
Формы проведения мероприятий
- урочная деятельность
- викторины
- праздники
- конкурсы стихов
- исследовательская деятельность
-диагностические исследования
Этапы педагогического проекта
На первом этапе изучалось состояние проблемы в теории и практики социализации учеников и возможности ее успешной реализации на уроках английского языка; была проанализирована литература, выдвинута гипотеза; определены цели и задачи.
На втором этапе был проведен самоанализ, проблемы, определены элементы содержания и направления деятельности по социализации школьников на уроках английского языка.
На практическом этапе осуществляется реализация личностнодеятельностного подходов в обучении, мотивации к изучению поликультурного мира и культуры своей страны, активируются виды деятельности направленные на формирование социально значимых качеств, таких как трудолюбие, успех в учебе, отношения в семье, отношение к окружающему миру, своему здоровью и т.д.
На этапе проверки достигнутых результатов, предполагается описание полученных результатов, корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение дальнейших перспектив на дальнейшее изучение предмета.
Выводы
Работая над проектом по социализации школьников и воспитания и развития социально значимых качеств на своих уроках английского языка, я обратила внимание на то, что учащиеся более мотивированы к изучению иностранного языка, а также заинтересованы в работе над различными проектами (семья, дом, здоровье, трудолюбие, животные), которые способствуют формированию и развитию личности.
Целью образования в соответствии с новыми подходами становится непрерывное развитие личности, что способствует развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.
Разрабатывая уроки, я учитываю необходимость воспитания толерантного отношения к другой культуре, поэтому стараюсь предлагать детям аутентичные материалы, использую ресурсы Интернета и мультимедийные презентации.
Обучая детей языку, я стараюсь предложить детям не только стандартные задания, но и дополнительную культурологическую информацию, видеоролики, диаграммы, кроссворды, работу с таблицами и схемами.
В ходе своей работы я определила базовые условия социализации школьниковю
К базовым условиям успешности социализации ребёнка я отношу следующие:
состояние психического здоровья детей;
наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в час тности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса.
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Список используемой литературы
1. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. — 2000. — № 1.
2. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — Ярославль,
«Ремдер», 2005. — 164 с.
3. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования России, 2002. — № 6.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2,3 -2000г.
5. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004
6. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений: учебное пособие. – М.: НФПК, ООО
«Мирал», 2005.
7. Тотолян А. Практика для жизни: система воспитания социально активной личности . //Управление школой. 2006. №16. с.35-37.
8. Хуторской А.В. Статья "Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования", Народное образование, 2003. - №2. - С.58-64.
9. Хуторской А.В. Статья "Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей". Интернет- журнал "Эйдос".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся через преподавание курса "Религии России" в 8-9 классах.
Обобщение педагогического опыта....
Программа социализации обучающихся "Наш проект"
Для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими харатеристиками м навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятель...
Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь».
Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь»....
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в рамках изучения социально – экономических дисциплин
Цель программы - воспитание грамотной личности, высоко - нравственного, творческого, порядочного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответ...
Программа социализации обучающихся "Мир вокруг тебя"
Программа социализации обучающихся 5-6 класс...
Программа социализации обучающихся "Удивительный мир вокруг тебя"
Программа социализации обучающихся...
Программа социализации обучающихся "Математические методы в медицине
В программе рассматриваются основные направления и содержание работы по социализации обучающихся на занятиях математики. Рассматриваются принципы профессиональной напрвленности в преподавании математи...