Рабочая программа по профориентации в 9 классе
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа создана для учащихся 9 класса по профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_prof.orient.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Павловского района
Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лебяжинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МБОУ «Лебяжинская сош»
_______________Л.Н. Васильева
«____»___________2013 г.
Рабочая учебная программа
ИНФОРМАЦИОННАЯ И
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
9 класс
2013-2014 учебный год
(разработана на основе программы учебного курса Смирновой Е.Е. « На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. « Выбор профессии» и Шмит В.Р.
«Беседы по профориентации для старшеклассников».)
Составитель:
Силезнева Ж.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Лебяжинская сош»
Пояснительная записка
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Программа курса « На пути к выбору профессии» адаптирована на основе программы учебного курса Смирновой Е.Е. « На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. « Выбор профессии» и Шмит В.Р. « Беседы по профориентации для старшеклассников». Она рассчитана на 36 часов и предназначена для учащихся 8-9 классов.
Главной целью Программы является личностно-профессиональное развитие подростков, формирование навыков профессиональной диагностики и профессионального выбора, развитие социальной и межкультурной компетенции.
Задачи Программы:
- дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания
- познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием
- совершенствовать коммуникативные навыки и умения
- познакомить с основами выбора профессии
Методы:
- лекционный метод передачи знаний
- психологические методы исследования качеств личности
- методы социально- психологического тренинга, включающего методы
дискуссии, анализа конкретных ситуаций, игрового моделирования,
В программе « На пути к выбору профессии» много времени отводится на активные формы работы: психологические игры, элементы психологического тренинга, ролевые игры, что позволяет учащимся получать «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению, конструктивного ведения диалога.
Методической особенностью данного курса является проблемно-ориентированный подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий и отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживать от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиции, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Календарно-тематическое планирование
по ИПР
Класс 9
Учитель Силезнева Ж. В.
Количество часов:
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ____,тестов____ ч.;
Административных контрольных уроков_____ч.
Планирование составлено на основе программы учебного курса Смирновой Е.Е. « На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. « Выбор профессии» и Шмит В.Р. «Беседы по профориентации для старшеклассников».
Учебник _________________________________________________________
Дополнительная литература_М.Ю.Савченко «Профориентация.9-11 классы» Москва, «Вако» 2006
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата | ||
Лабора-торные и практи- ческие (тема) | Контроль- ные и диагности-ческие работы (тема) | Экскур- сии | ||||
I. | Мир профессий, или какую дверь открыть | 6 |
| |||
1.1 | Введение. Выбор профессионального пути -начало жизненного успеха |
| ||||
1.2 | Как я ориентируюсь в мире новых профессий? |
| ||||
1.3 | История профориентации |
| ||||
1.4 | Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. |
| ||||
1.5 | Классификация профессий | |||||
1.6 | Формула профессий | |||||
II. | Основы выбора профессии | 5 | ||||
2.1 | Секреты выбора профессии | |||||
2.2 | Типичные ошибки при выборе профессии | |||||
2.3 | Профессия и специализация | |||||
2.4 | Деловая игра: «Перспектива успеха» | |||||
2.5 | Приемы расположения к себе. Самопрезентация | |||||
III. | Мои таланты – мое богатство | 3 | ||||
3.1 | Хорошо ли я себя знаю? | |||||
3.2 | Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности | |||||
3.3 | Эмоционально-волевые качества личности | |||||
IV. | Начало профессиональной жизни | 3 | ||||
4.1 | Проблемы общения в трудовом коллективе | |||||
4.2 | Способы реагирования в конфликте | |||||
4.3 | Изменения личности в профессии | |||||
V. | Профессиональная пригодность | 3 | ||||
5.1 | Специфические профессиональные качества | |||||
5.2 | Личный профессиональный план | |||||
5.3 | Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе | |||||
Современный рынок труда | 3 | |||||
6.1 | Деловая игра: « Свой бизнес» | |||||
6.2 | Психологические особенности публичного выступления | |||||
6.3 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | |||||
VII. | Профориентация | 2 | ||||
7.1 | Профессиональное самоопределение | |||||
7.2 | Проектирование профессионального жизненного пути. | |||||
ИТОГО: | 34 |
Содержание курса
РАЗДЕЛ 1. . Мир профессий, или Какую дверь открыть
ТЕМА 1 Введение. Выбор профессионального пути -начало жизненного успеха.
Профессиональная ориентация. Выбор профессии, как взаимодействие двух сторон: человека и специальности.
Цель: познакомить учащихся с задачами курса, раскрыть значение понятия «Профориентация».
ТЕМА 2. Как я ориентируюсь в мире новых профессий?
Что такое профессия? Что такое специальность? Категории и характеристики профессии. Профессиограмма.
Цель: Познакомить учащихся с видами профессий и характеристиками. Научить создавать профессиограмму своей будущей профессии.
ТЕМА 3. История профориентации
Из истории профориентации. Профориентация за рубежом. Профориентация в России.
Цель: Раскрыть значение знаний по истории профессии и профориентации.
ТЕМА 4. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.
Сбор информации об интересующей профессии; профориентационная работа в школе.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями выбора профессии , с условиями формирования навыков самостоятельного выбора и ответственности за него.
ТЕМА 5. Классификация профессий
Виды классификаций профессии, по уровню квалификации. Типы профессий по предмету труду.
Цель: Познакомить учащихся с разными типами профессий и их квалификацией.
ТЕМА 6 .Формула профессий.
Составляющие формулы профессий, по различным параметрам: предмету труда, характеру труда, условиям труда и др.
Цель: Закрепление на практике тему « классификация профессий» через составление формулы профессий.
РАЗДЕЛ 2.. Секреты выбора профессии
ТЕМА 1. Основы выбора профессии.
Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основами выбора профессии.
ТЕМА 2. Типичные ошибки при выборе профессии .
Типичные ошибки выбора: незнание мира профессий, незнание самого себя, незнание правил выбора профессии.
ЦЕЛЬ: Дать учащимся представление о типичных ошибках при выборе профессии.
ТЕМА 3. Профессия и специализация
Что мешает человеку выбрать профессию? Особенности профессии. Профессиональная проба сил. Специализация.
ЦЕЛЬ: Рассмотреть приемы управления своим выбором.
ТЕМА 4. Деловая игра: «Перспектива успеха»
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и расширение информации о мире профессий.
ЦЕЛЬ: Активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
ТЕМА 5. Приемы расположения к себе. Самопрезентация.
Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация: фактор превосходства, самоподача привлекательности и демонстрация отношения.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с приемами расположения к себе собеседника; изучить функции и конструкции комплиментов; развить навыки эффективной самопрезентации.
РАЗДЕЛ 3. Мои таланты – мое богатство
ТЕМА 1. Хорошо ли я себя знаю?.
Как можно лучше узнать себя, Слепая и скрытая область видения себя, роль психодиагностики в изучении своих качеств личности, что нужно учитывать для правильного выбора профессии.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с особенностями самоисследования и роли этих знаний в выборе профессии.
ТЕМА 2. Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности
Характеристики нервных процессов: подвижность, уравновешенность, скорость реакции. Темперамент: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, свойства каждого темперамента, и влияние темперамента на будущую профессию. Диагностика темперамента.
ЦЕЛЬ: Рассмотреть виды и особенности каждого типа темперамента, провести диагностику темперамента и сделать подбор профессии по типу темперамента.
ТЕМА 3. Эмоционально-волевые качества личности
Роль эмоционально-волевой сферы личности в профессиональной деятельности, эмоциональные состояния, воля, желание, волевые усилия.
ЦЕЛЬ: Показать роль эмоционально-волевой сферы в выборе профессии, в допрофессиональной и профессиональной подготовке.
РАЗДЕЛ 4 Начало профессиональной жизни. ТЕМА 1. Проблемы общения в трудовом коллективе.
Трудовой коллектив и проблемы вхождения в него, аффилиация, ее составляющие: стремление к принятию и страх отвержения. Диагностика степени и вида аффилиации.
ЦЕЛЬ: Рассмотреть некоторые из проблем, возникающие при вхождении в трудовой коллектив.
ТЕМА 2. Способы реагирования в конфликте
Психологическая атмосфера в трудовом коллективе. Конфликт, его виды способы реагирования в конфликте: избегание, сотрудничество, компромисс, соперничество, игнорирование.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с особенностями формирования психологической атмосферы в коллективе.
ТЕМА 3. Изменения личности в профессии.
Формирование жизненной позиции в профессиональной деятельности, профессиональные особенности личности: профессиональное самосознание, самооценка в проф.деятельности, ответственность, мобильность, обучаемость.
ЦЕЛЬ: Повысить уровень культуры учащихся в сфере знаний о профессиональных особенностях личности.
РАЗДЕЛ 5. Профессиональная пригодность
ТЕМА 1.Профессиональное самоопределение.
Что такое профессиональная пригодность? Профессионально-важные качества: специфические, неспецифические, их роль для разных типов профессий. Диагностика профессионально-важных качеств, тест « КОС».
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с видами профессионально-важных качеств и их значением в каждом типе профессий.
ТЕМА 2. Личный профессиональный план
Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умения прогнозировать правильности выбора будущей профессии.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с личным профессиональным планом и научить строить его для каждой, выбранной профессии.
ТЕМА 3. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.
Групповые нормы. Конформизм. Факторы, влияющие на уровень конформности ( значимость, авторитетность, возраст и пол человека, негативизм).
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с понятием «групповые нормы»; феноменом группового давления; с причинами высокого уровня конформности.
РАЗДЕЛ 6. Современный рынок труда ТЕМА 1. Деловая игра: «Свой бизнес.
Деловое общение. Функции деловой беседы; фазы беседы ( подготовительная, контактная, ориентировочная, аргументации, завершение, анализ). Деловая игра « Свой бизнес».
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с условиями и приемами эффективного ведения деловой беседы, фазами беседы и навыками построения делового разговора.
ТЕМА 2. Психологические особенности публичного выступления
Неречевые компоненты публичного выступления; начало; язык выступающего; контроль эмоций.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления; развить навыки публичного выступления.
ТЕМА 3. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
Системы управления на современном рынке труда, резюме и требования к его построению и составлению, правила поведения на собеседовании.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с приемами, позволяющими более успешно удаптироваться на современном рынке труда.
РАЗДЕЛ 7. Профориентация.
ТЕМА 1. Профессиональное самоопределение.
Профориентационные игры: «Кто есть кто?» «Подарок», «День из жизни», «Теремок», «Федорино горе».
ЦЕЛЬ: Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии.
ТЕМА 2. Проектирование профессионального жизненного пути.
Выбор профессии; классификация профессий, формула твоей профессии, типология личности Голланда. Возможные затруднения при выборе профессии; профессионально-важные качества; процесс принятия решений.
ЦЕЛЬ: Дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии.
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся
- дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания
- познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием
- совершенствовать коммуникативные навыки и умения
- познакомить с основами выбора профессии
Перечень учебно-методического обеспечения
- Программа учебного курса Смирновой Е.Е. « На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. « Выбор профессии» и Шмит В.Р. «Беседы по профориентации для старшеклассников».
- М.Ю.Савченко «Профориентация.9-11 классы» Москва, «Вако» 2006
Список литературы
- Л.Н.Пономаренко, Р.В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. М., Генезис,2004г.
- Е.И. Рогов. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2003г.
- Е.Е.Смирнова. На пути к выбору профессии, С-П. « КАРО» 2003г.
- В.Р. Шмидт. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.,ТЦ «Сфера», 2005
- Е.И. Фадеева. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,ЦГЛ,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации (9 класс)
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...
Рабочая программа по профориентации 9-10 классы
Рабочая программа по профориентации 9-10 классы...
Рабочая программа по профориентации «Выбери свой путь» для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год (34 часа)
Рабочая программапо профориентации«Выбери свой путь»для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год(34 часа)...
Рабочая программа по профориентации 9х классов
Данный курс разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....
Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...