Рабочая программа по профориентации 9-10 классы
рабочая программа ( класс) по теме
Рабочая программа по профориентации 9-10 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_9-10_klassy.docx | 93.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями;
- Приказ управления Образования «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года для 6-10 классов.
- Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);
- Приказ N 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» (в редакции от 19 октября 2009 № 427);
- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.ДмитряшевкаХлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).
- Локальные акты школы-интерната
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.
Рабочая программа составлена на основе Программы Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия»: Программы профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
∙ что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
∙ что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
∙ что он может (возможности и способности),
∙ что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система профориентации в образовательном учреждении
Цели программы:
∙ Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ;
∙ Повысить компетентность обучающихся в области планирования карьеры;
∙ Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;
3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);
5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:
следующих коррекционных задач:
- развивать речевую активность;
- обогащение и усложнение словарного запаса;
- развитие мышления;
- развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, наблюдательности, точности и тонкости различения цвета, формы, звуков, оттенков речи;
- на основе выявления причинно - следственных связей развивать логическое мышление, пространственное воображение и познавательные способности.
Сведения о программе:
Адаптированная рабочая программа основного курса по профориентации 9-10 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, объединения, концерны, крестьянско-фермерские хозяйства.
Информация о количестве часов
Адаптированная рабочая программа предусматривает возможность изучения курса «Профориентация» в объеме 1 учебного часа в неделю, как наиболее распространенного.
На изучение предмета «Профориентация» по учебному плану для общеобразовательных учреждений Липецкой области 34 часа в год в 9 классе и 33 часа в год в 10 классе.
В связи с тем, что 1 час выпадает в 2015-2016 учебном году в 9-10 классе на 09.05.16 г (праздничный день) программа по профориентации будет пройдена не за 34 часа, а за 32 в 9 классе, а в 10 классе за 31 час.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация аудио- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Технология обучения
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Разработано два пакета программ профессиональных проб. Программы, входящие в первый пакет, включены в календарно-тематический план курса и выполняются в урочное время. Программы, входящие во второй пакет, предназначены для углубленного практического знакомства с миром профессий во внеурочное время. Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями, участием школьников в общественно полезном, производительном труде.
Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах: серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат)
Профессиональные пробы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы.
Механизм формирования ключевых компентенций
Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.
К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей учащихся. Руководителю важно знать их мнение, пожелания, конструктивные предложения.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Виды и формы контроля знаний
.Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: подготовка проекта, выполнение творческой или исследовательской работы, реферата, теста, конструирования,
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования
Ожидаемые результаты курса:
Развивает самостоятельность, позволяет оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Содержание программы
9 класс
Тема 1. Что такое профориентация (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Обсуждение правил работы на занятиях. Сбор информации.
Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.
Тема 2. Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, районе (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в РФ, в Липецкой области. Встреча с представителями Центра занятости.
Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов города, а также визитные карточки градообразующих предприятий.
Тема 3-4. Теоретические аспекты профориентации (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Активизация умственной активности.
Диагностические методики: ДДО.
Профориентационная игра: «Ассоциации».
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема 5-6. Анализ профессий (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Составление формулы профессии, анализ профессии. Формирование представлений учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработка умения анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
Практическая работа: составление формул профессий.
Профориентационная игра: «Угадай профессию».
Тема 7. Профессия, специальность, специализация, квалификация. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», квалификация».
Тема 8. Характеристика труда (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса. Характера и условий труда различных профессий.
Тема 9. Классификация профессий (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову.
Тема 10-11. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность.
Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема 12. Здоровье и выбор профессии (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.
Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема 13. Профессиональный тип личности (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.
Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема 14.Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента
Тема 15. «Определение типа темперамента», методика Айзенка – диагностика (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема 16-20. Типология профессий (5 ч.)
Основные теоретические сведения
Типология профессий по Клинову. Профессии типа человек-человек, человек-природа, человек - знаковая система, человек- техника, человек - художественный образ
Тема 21. Профессиональная перспектива (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.
Развивающие процедуры: дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание».
Тема 22. Деловая игра «Кадровый вопрос» (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.
Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования «Кадровый вопрос».обучающиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента).
Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.
Тема 23. Мотивы выбора профессии (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Интерес. Соответствие возможностям. Спрос на рынке труда. Престижность. Хорошие условия.
Тема 24. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры (1 ч.)
Резюме, правила составления. Навыки самопрезентации. Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия “профессиональное взаимодействие”. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление.
Практическая работа: деловая игра «Интервью», упражнение «Резюме». Создание собственного резюме (интеграция с уроком информатики).
Тема 25. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Структура учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты профессионального образования.
Тема 26. Информация, необходимая при выборе учебного заведения. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Информация о выборе учебного заведения. Где ее получить и как с ней работать.
Тема 27. Основные понятия и определения. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Состояние регионального рынка труда будет зависеть еще и от других факторов. На основе различных статистических данных, которыми занимаются специальные службы...
Тема 28. Личный профессиональный план . (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.
Практическая работа: составление и анализ личного профессионального плана. Написание творческого эссе на одну из предложенных тем: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» (интеграция с уроком развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.
Тема 29-31. Встречи с людьми интересных профессий. (3 ч.)
Основные теоретические сведения
Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. Диалог. Вопросы и ответы.
Экскурсия на ООО «Дом Быта с. Хлевное» - знакомство с профессиями «Швея», «Парикмахер»
Экскурсия в магазин «Фермер» - знакомство с профессией «Продавец»
Экскурсия в детский сад – знакомство с профессией «Воспитатель».
Тема 32. Итоговый урок по курсу. Защита проектов. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Презентация и защита проектов по изученным темам всего курса за 9 класс
Содержание программы
10 класс
I.Раздел: Введение.
Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
II.Раздел: Познавательные процессы и способности личности (4 ч.)
Тема 2.1. Познавательные процессы и способности личности. Память. Внимание. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания. Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявления особенностей внимания личности.
Тема 2.2.Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий.
Тема 2.3. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления. Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта.
Практическая работа:
- Диагностика уровня развития интеллекта (по Г.Айзенку)
Тема 2.4. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей.
III.Раздел: Психология личности (5 ч.)
Тема 3.1. Типы нервной системы. Типы темперамента. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.
Тема 3.2. Характер и самооценка (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.
Тема3.3. Самоопределение. Профессиональное самоопределение (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение.
Тема 3.4. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.
Тема 3.5. Общение. Деловое общение (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.
IV. Раздел: Мир профессий (7 ч.)
Тема 4.1. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.
Тема 4.2. Типы профессий. Матрица выбора профессий (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся.
Тема 4.3. Характеристика профессий типа «Человек – человек» (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа «человек-человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа «человек-человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-человек».
Тема 4.4. Характеристика профессий типа «Человек – техника» (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа «человек-техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-техника».
Тема 4.5. Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система» (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» ПВК профессий типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек -знаковая система».
Тема 4.6. Характеристика профессий типа «Человек – природа» (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа «человек-природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-природа».
Тема 4.7. Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ» (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ» ПВК профессий типа «человек – художественный образ ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек- художественный образ».
V.Раздел: Профессиональное самоопределение (5 ч.)
Тема 5.1. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере.
Тема 5.2. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность.
Тема 5.3. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий.
Тема 5.4. «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Взаимосвязь содержания «хочу» - «могу» - «надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»).
Тема 5.5. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
VI. Раздел: Подготовка к будущей карьере (9 ч.)
Тема 6.1. Понятие карьеры. Виды карьеры. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры.
Тема 6.2. Профессиональный рост. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели собственной будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста.
Тема 6.3. Самооценка, ее роль в жизни. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).
Тема 6.4. «Современный рынок труда и его требования к профессионалу» (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».
Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
Тема 6.5. Имидж и этикет современного делового человека (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Имидж, этикет современного делового человека. Понятие о дресс – коде.
Тема 6.6. Профориентационная игра «Вакансия». (1 ч.)
Тема 6.7-6.8. Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. Диалог. Вопросы и ответы.
Тема 6.9.Защита проекта «Моя будущая профессия». (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Итоговые занятия, защита проекта «Моя будущая профессия».
Учебно-тематический план
9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Цели и задачи |
1. | Что такое профориентация | 1 ч. | Ознакомить учащихся с профессиональной деятельностью как способом самореализации личности. |
2. 3-4. 5-6. 7. 8. 9. 10-11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29-31. 32. | Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, районе. Теоретические аспекты профориентации Анализ профессий Профессия, специальность, специализация, квалификация. Характеристика труда Классификация профессий Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. Здоровье и выбор профессии. Профессиональный тип личности. Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии. «Определение типа темперамента», методика Айзенка - диагностика. Типология профессий. Характеристика профессий типа «Человек-человек» Характеристика профессий типа «Человек-природа» Характеристика профессий типа «Человек - знаковая система». Характеристика профессий типа «Человек - техника». Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ». Профессиональная перспектива. Деловая игра «Кадровый вопрос» Мотивы выбора профессии Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Информация, необходимая при выборе учебного заведения. Основные понятия и определения. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). Личный профессиональный план. Встречи с людьми интересных профессий. Итоговый урок по курсу. Защита проектов. | 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 3 ч. 1 ч. | Сформировать представление о рынке образовательных услуг и рынка труда в городе. Ознакомить учащихся с понятием «профессия», «профессиограмма». Формировать теоретические представлений и понятий, связанных с миром профессий. Формировать у учащихся представления об основных психологических признаках профессиональной деятельности. Ознакомить учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация». Познакомить учащихся с характеристиками труда: характер, процесс и условия труда. Ознакомить учащихся с классификацией профессий. Сформировать представления о темпераменте и интересах. Ознакомить с «картой интересов» по Е.А.Климову. Ознакомить с нормативными документами по охране труда. Учить определять свой профессиональный тип личности. Учить анализировать различные типы нервной системы и темперамента. Учить работать с «картой интересов» по Е.А.Климову. Подвести учащихся к понятию «подтипы профессий», познакомить с подтипами профессий «Человек-человек». Познакомить учащихся с подтипами профессий «Человек – природа». Познакомить учащихся с подтипами профессий «Человек – знаковая система». Познакомить учащихся с подтипами профессий «Человек-техника». Познакомить учащихся с подтипами профессий «Человек – художественный образ». Дать понятие о профессиональной пригодности. Способствовать развитию навыков целеполагания и планирования. Ознакомить учащихся с мотивами выбора профессии. Учить составлению резюме, навыкам самопрезентации. Ознакомить учащихся с ГОСТами, структурой учреждений профессионального образования. Ознакомить учащихся с информацией о выборе учебного заведения. Ознакомить учащихся с основными понятиями и определениями. Учить составлять и анализировать личный профессиональный план. Ознакомить учащихся в ходе экскурсии с профессиями «швея», «парикмахер», «продавец», «воспитатель». Защита проектов. |
Учебно-тематический план
10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Цели и задачи |
1. 1.1 | I.Раздел: Введение. Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. | 1 ч. | Ознакомить учащихся с ролью профессионального самоопределения в жизни человека. |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 | II.Раздел: Познавательные процессы и способности личности Познавательные процессы и способности личности. Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 4 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Формировать представление о памяти, приемам запоминания, внимании. Дать представление об ощущении, восприятии, представлении, воображении. Познакомить учащихся с мышлением, особенностями интеллектуальной сферы и типами интеллекта. Формировать представление о разновидностях специальных способностей. |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | III.Раздел: Психология личности Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер и самооценка Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение | 5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Познакомить учащихся с типом нервной системой и темпераментом. Формировать представление о характере, самооценке. Дать представление о профессиональном самоопределении. Дать понятие, что такое смысл жизни. Ознакомить учащихся с общением, деловым общением. |
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 | IV. Раздел: Мир профессий (7 ч.) Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы Типы профессий. Матрица выбора профессий. Характеристика профессий типа «Человек-человек». Характеристика профессий типа «Человек-техника». Характеристика профессий типа «Человек - знаковая система». Характеристика профессий типа «Человек - природа». Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ». | 7 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Познакомить учащихся с классификацией профессией. Формировать представление о типах профессий. Подвести учащихся к понятию «подтипы профессий», познакомить с подтипами профессий «Человек-человек». Познакомить учащихся с подтипами профессий «Человек-техника». Познакомить учащихся с подтипами профессий «Человек – знаковая система». Познакомить учащихся с подтипами профессий «Человек – природа». Познакомить учащихся с подтипами профессий «Человек – художественный образ». |
5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | V.Раздел: Профессиональное самоопределение (5 ч.) Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. | 5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Создать условия для выявления интересов и склонностей учащихся в сфере профессиональной деятельности. Создать условия для выявления специальных способностей учащихся. Познакомит учащихся с понятием «профпригодность», с видами профпригодности, объяснить их сущность. Дать учащимся определения понятий «рынок труда», «работник», «работодатель». Актуализировать знания учащихся, полученные на предыдущих занятиях по теме раздела. Помочь учащимся оценить сделанный ими выбор. Познакомить учащихся с перечнем мотивационных факторов выбора профессии. |
6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6. 6.7-6.8 6.9 | VI. Раздел: Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Профессиональный рост. Самооценка, ее роль в жизни. «Современный рынок труда и его требования к профессионалу». Имидж и этикет современного делового человека. Профориентационная игра «Вакансия» Встреча с людьми востребованных рабочих профессий Защита проекта «Моя будущая профессия» | 9 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. | Подвести учащихся к определению понятия «карьера». Дать определение понятия «должность». Дать определения понятия «профессиональный рост» Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор). Ознакомить учащихся с перспективами изменения мира профессий в связи с НТП. Дать определения понятиям «имидж», «дресс-код». Познакомить учащихся с профессией «медсестра», «швея», «парикмахер», «повар». Итоговое занятие, защита проектов «Моя будущая профессия» |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В конце года обучения учащиеся 9-10 классах должны:
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- перечислять основные разделы программы курса;
- составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «память», «внимание»;
- виды памяти и внимания;
- качества внимания;
- определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
- определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
- виды мышления;
- формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
- основные операции мышления;
- основные качества мышления;
- определение понятия «способности»;
- основные виды способностей;
- особенности интеллектуальной сферы;
- типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные процессы памяти;
- перечислять основные виды памяти;
- указывать отличительные особенности различных видов памяти;
- определять особенности своей памяти;
- перечислять основные приемы и методы запоминания;
- перечислять основные качества и виды внимания;
- объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
- определять особенности своего внимания;
- объяснять, как происходит познание окружающего мира;
- перечислять формы чувственного познания;
- перечислять типы мышления;
- определять свой преобладающий тип мышления;
- называть формы логического мышления и определять их сущность;
- перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
- определять тип своего интеллекта;
- объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- определение понятия «потребности»;
- виды потребностей;
- особенности делового общения;
- определение понятия «конфликт»;
- пути предотвращения и разрешения конфликтов;
- особенности своей личности;
- определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
- называть типы нервной системы и их различия;
- определять свой тип нервной системы;
- выявлять свой ведущий тип темперамента;
- определять наиболее типичные черты своего характера;
- исследовать формы проявления характера;
- выявлять уровень самооценки;
- называть отличительные признаки видов мотивации;
- использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
- называть различные виды потребностей;
- указывать основные признаки делового общения;
- перечислять способы разрешения конфликтов;
- определять свой уровень конфликтности;
- объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
- подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
- называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- выявлять тип своей будущей профессии;
- определять свои профессиональные предпочтения;
- выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
- виды профпригодности;
- компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
- называть мотивационные факторы выбора профессии;
- называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
- указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
- высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
- определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план».
Обеспечение программы (перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: список литературы(основной и дополнительной):
1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
3. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
6. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
7. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М., 2006.
8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
9. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
10. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
13. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.
14. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.
15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.
16. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.
17. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
Список дополнительной литературы:
1. Голуб, Г. Б., Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 160 с.
2. Зуева, Ф. А., Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы: метод.пособие / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143 с.
3. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
4. Технология: твоя профессиональная карьера: дидактич. материалы: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Н. С. Пряжников, И. А. Умовская; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
Для обучающихся:
1. Голуб, Г. Б., Дневник предпрофильной подготовки. 9 класс / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 64 с.
2. Зуева, Ф. А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 47 с.
3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с.
5. Резапкина, Г. В., Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124 с.
6. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005. – 80с.
7. Твоя профессиональная карьера: учеб.для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
Электронные ресурсы:
Презентации по профориентации:
- PPt4WEB.ru “Вернисаж профессий»;
- http://www.myshare“Профориентация. Как правильно выбрать профессию?»;
- Prezentacii.com “Такие разные профессии»;
- Электронные варианты тестов и тестовых методик по темам курса.
- Презентации по профориетации:
nsportai.ru
5psy.ru
oooshka.clan.su
infourok.ru
Электронные ресурсы: www.moeobrazovanie.ruПрофориентация школьников. Уроки по профориетации. 1.Урок по профориентации; Автор: Алла Якимова; «Экскурс в профессию» | ||
2.Классный час; Автор: Алла Якимова ; «Экскурс в профессию» 3.Профориентационный урок "Экскурс в мир профессий" → Фестиваль профессий, 8 класс; Автор: Лариса Шустрова; Форма проведения: фестиваль профессий. 4. Телевизионный фильм «Зачет по профессии» (диск). |
Календарно-тематический план
9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Сроки | Примечание | |
планируемые | фактические | ||||
1. | Что такое профориентация | 1 ч. | |||
2. 3-4. 5-6. 7. 8. 9. 10-11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29-31. 32. | Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, районе. Теоретические аспекты профориентации Анализ профессий Профессия, специальность, специализация, квалификация. Характеристика труда Классификация профессий Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. Здоровье и выбор профессии. Профессиональный тип личности. Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии. «Определение типа темперамента», методика Айзенка - диагностика. Типология профессий. Характеристика профессий типа «Человек-человек» Характеристика профессий типа «Человек-природа» Характеристика профессий типа «Человек - знаковая система». Характеристика профессий типа «Человек - техника». Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ». Профессиональная перспектива. Деловая игра «Кадровый вопрос» Мотивы выбора профессии Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Информация, необходимая при выборе учебного заведения. Основные понятия и определения. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). Личный профессиональный план. Встречи с людьми интересных профессий. Итоговый урок по курсу. Защита проектов. | 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 3 ч. 1 ч. |
Календарно-тематический план
10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Сроки | Примечание | |
планируемые | фактические | ||||
1. 1.1 | I.Раздел: Введение. Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. | 1 ч. | |||
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 | II.Раздел: Познавательные процессы и способности личности Познавательные процессы и способности личности. Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 4 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | |||
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | III.Раздел: Психология личности Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер и самооценка Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. | 5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | |||
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 | IV. Раздел: Мир профессий (6 ч.) Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы Типы профессий. Матрица выбора профессий. Характеристика профессий типа «Человек-человек». Характеристика профессий типа «Человек-техника». Характеристика профессий типа «Человек - знаковая система». Характеристика профессий типа «Человек - природа». Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ». | 6 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | |||
5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | V.Раздел: Профессиональное самоопределение Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. | 5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | |||
6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6. 6.7-6.8 6.9 | VI. Раздел: Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Профессиональный рост. Самооценка, ее роль в жизни. «Современный рынок труда и его требования к профессионалу». Имидж и этикет современного делового человека. Профориентационная игра «Вакансия» Встреча с людьми востребованных рабочих профессий Защита проекта «Моя будущая профессия» | 9 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. | 07.03.16 14.03.16 04.04.16 11.04.16 18.04.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации (9 класс)
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...
Рабочая программа по профориентации в 9 классе
Программа создана для учащихся 9 класса по профориентации...
Рабочая программа по профориентации «Выбери свой путь» для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год (34 часа)
Рабочая программапо профориентации«Выбери свой путь»для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год(34 часа)...
Рабочая программа по профориентации для обучающихся 9-ых классов
Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся "В поисках своего призвания" Кудряшовой С.В. Расчитана на один год обучения для детей 9-ых клас...
Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...