Рабочая программа по профориентации обучающихся "Мой выбор"
рабочая программа на тему
Программа расчитана на обучающихся 2,4,5,6,9 классов, ппрограмма представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учётом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientatsii.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профориентации «Мой выбор»
I ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации.
Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:
условно выделяют следующие этапы:
1-5 классы (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;
5-10 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;
11-12 классы - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели
На основе совместной деятельности всех участников образовательного процесса оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
повышения уровня компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
формирование у школьников положительного отношения к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;
ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формам организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
активное привлечение к деятельности всех участников образовательного процесса;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся специальных коррекционных классов.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные направления системы программных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
- Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
- Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Мероприятия
по реализации программы по профориентации
«Мой выбор»
Класс | Сроки | Мероприятия |
2 класс | Сентябрь | Рисунок «Моя первая учительница» |
Октябрь | Экскурсия в Пожарную часть | |
Ноябрь | Конкурс поделок «Я умею делать так» | |
Декабрь | Экскурсия на хлебозавод | |
Январь | Ролевая игра «Магазин» | |
Февраль | Игра «Путешествие по профессиям» | |
Март | Экскурсия на РЖД | |
Апрель | Экскурсия на Центральное отделение связи | |
Май | Ролевая игра «Доктор Айболит» |
Класс | Сроки | Мероприятия |
4 класс | Сентябрь | Рисунок «Профессии моих родителей» |
Октябрь | Экскурсия в Пожарную часть | |
Ноябрь | Игра «Чей это инструмент?» | |
Декабрь | Экскурсия на хлебозавод | |
Январь | Кроссворд «Профессия на букву …» | |
Февраль | Загадки-шутки о профессиях | |
Март | Экскурсия на РЖД | |
Апрель | Экскурсия на Центральное отделение связи | |
Май | Чтение рассказа Игорь Иванов «Рассказы старого шофера» |
Класс | Сроки | Мероприятия |
5 класс | Сентябрь | Мини – сочинение «Вот когда я вырасту» |
Октябрь | Экскурсия в Пожарную часть | |
Ноябрь | Беседа «Какой запах (цвет) у профессии?» | |
Декабрь | Экскурсия на хлебозавод | |
Январь | Беседа «Моё любимое занятие в свободное время» | |
Февраль | Презентация «Профессии моего города» | |
Март | Экскурсия на РЖД | |
Апрель | Экскурсия на Центральное отделение связи | |
Май | Ролевая игра «Супермаркет» |
Класс | Сроки | Мероприятия |
6 класс | Сентябрь | Пословицы о труде |
Октябрь | Экскурсия в Пожарную часть | |
Ноябрь | Викторина «Все работы хороши» | |
Декабрь | Экскурсия на хлебозавод | |
Январь | Игра - беседа « Калейдоскоп профессий» | |
Февраль | Презентация «Кем я вижу себя в будущем» | |
Март | Экскурсия на РЖД | |
Апрель | Экскурсия на Центральное отделение связи | |
Май | Анкета «Все профессии важны, выбирай на вкус» |
Класс | Сроки | Мероприятия |
9 класс | Сентябрь | Анкета «Интересы, склонности, возможности и потребности» |
Октябрь | Экскурсия в Пожарную часть | |
Ноябрь | Презентация «Спрос на рынке труда» | |
Декабрь | Экскурсия на хлебозавод | |
Январь | Игра – дискуссия «День приема на работу» | |
Февраль | Встреча с сотрудником КГКУ ЦЗН (Центр занятости) «Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» | |
Март | Экскурсия на РЖД | |
Апрель | Экскурсия на Центральное отделение связи | |
Май | Игра «У меня все получиться!» |
Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
Литература:
1. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.
2. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.
3. Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
4. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.
5. Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.
6. Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992
7. Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986
8. Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профориентации "Мой выбор"
Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе....
Программа по профориентации "Правильный выбор"
Адаптированный элективный курс по психологии для 9-х классов составлен на основе «Личностного портфолио старшеклассника» (З.М. Молчановой). Данный курс включает в себя 2 части: «Мой ...
Рабочая программа по профориентации "Выбор профессий"
Рабочая программа для внеклассной работы по профориентации для учащихся 9 классов....
Рабочая программа по профориентации "Психология и выбор профессии", 9 класс
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.Завершая обучение в 9 к...
Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профориентации внеурочной деятельности 6 класс «Моя профессия – мой выбор»
рабочая программа...
Программа по профориентации "Мой выбор"
Программа «Мой выбор» разработана на основе программы предпрофильной подготовки для 8-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной....