«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»
материал по психологии по теме
Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:
1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.
2. Насильственные действия, они выражаются в агрессии, драках.
3. Злоупотребление алкоголем.
4. Употребление наркотических и токсических веществ
(раннее курение).
5. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, вымогательстве.
6. Уходы из дома, бродяжничество.
7. Азартные игры (игровые автоматы)
8. Действия сексуального характера- ранний секс.
9. Систематическое пребывание в антиобщественно
настроенных неформальных группах .
10. Суицидальные действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_devpovedenie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическое обеспечение профилактики
девиантного поведения учащихся»
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной.
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:
- Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.
- Насильственные действия, они выражаются в агрессии, драках.
- Злоупотребление алкоголем.
4. Употребление наркотических и токсических веществ
(раннее курение).
- Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, вымогательстве.
6. Уходы из дома, бродяжничество.
7. Азартные игры (игровые автоматы)
8. Действия сексуального характера- ранний секс.
- Систематическое пребывание в антиобщественно
настроенных неформальных группах .
10. Суицидальные действия
Существует ряд причин появления детей с девиантным поведением:
Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми».
1. Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, недостаток контроля с их стороны, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей), в совокупности приводящее к формированию отклоняющегося поведения учащихся. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
- Причиной девиантного поведения неблагоприятное психосоциальное развитие и нарушения процесса социализации. В общем случае эти
Стадии | Формы девиантного поведения |
Учебная | Неподчинение детей, критика действий взрослых |
Школьная | Нарушение правил поведения в школе срывы уроков |
Социальная | Хулиганство |
Криминализация среды | Следование воровским законам |
нарушения проявляются как детско-подростковая дезадаптация, которая возникать в достаточно раннем возрасте, переходя в школьную.
Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:
Адаптационный период протекает в основном в 1, 5 классах, то с этими участниками образовательного процесса осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями.
В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи, устанавливают тип или категорию семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье - составление социального паспорта семьи.
Проанализировав и обобщив данные о семьях, соц. педагогом составляется «Социальный паспорт школы», в работу включается педагог-психолог непосредственно изучает протекание адаптационного периода ребёнка в школе.
Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся, для построения работы по профилактике девиантного поведения учащихся.
Учащихся «группы социального риска» стараемся чаще включать во внеурочную деятельность: различные мероприятия, акции, спортивные кружки и секции, общественные организации, включая школьное самоуправление.
Психодиагностика форм девиантного поведения
1. Опросник Леонгарда-Шмишека;
2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко;
3. Методика исследования самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
4. Шкала адаптивного поведения (АВС);
5. Шкала депрессии Цунга;
6. Методика диагностики типа темперамента с помощью опросника Айзенка (подростковый вариант);
7. Проективные методики «Автопортрет, «Дом-Дерево-Человек»», «Несуществующее животное»;
8. Методика исследования школьной тревожности (тест школьной тревожности Филлипса). Направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста;
9. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;
10. Методика М. Куна «Кто я». Вариант нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом, сближающийся с проективными методиками. Позволяет выявить референтные группы подростка, особенности его самооценки и личностные смыслы (продуктивные, непродуктивные, характерологические);
11. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания) Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий;
12. Медитативные техники, используемые в процессе групповой психотерапии девиантных форм поведения у подростков («Источник», «Храм Тишины», «Реставрация дома», «Образ желаемого»;
13. Нервно-мышечная релаксация по Э. Джекобсону. Для подростков модифицирован И.Э. Желдаком и С.А. Игумновым;
14. Методика определения уровня депрессии (разработана В.А. Жмуровым). Можно установить тяжесть депрессивного состояния в данный момент;
15. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. Диагностика непродуктивных паттерных поведений, ресурсов личности, выявление индивидуального стиля совладания со стрессом;
16. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Роттера. Диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями (интернальный и экстернальный локус контроля);
17. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея;
18. ММРI (Миннесотский многомерный личностный опросник).
Заключение:
Продолжить преемственность работы данных структур: школы (классные руководители, соц. педагог, психолог), работников отдела образования, правоохранительных органов, здравоохранения, соц. служб. Которая даст возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание системы работы социального педагога по выявлению и профилактике девиантного поведения учащихся.
Социальный педагог и функции его деятельности...
"Искусство танца как средство коррекции девиантного поведения учащихся"
Социально-педагогический проект. Цель проекта: Создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика....
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики девиантного поведения учащихся 1-11-х классов
Программа способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия педагогов,родителей,общественности в деле воспитания...
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике...
Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся
Статья на тему: Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «Ветер перемен» для обучающихся 7- 9 классов
Как известно подростковый - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою иден...
Комментарии
"Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения"
Доклад может пригодиться для выступления на педагогических советах, родительских собраниях для профилактики девиантного поведения среди учащихся.