«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»
материал по психологии по теме

       
   Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:

1.    Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.
2.    Насильственные действия, они выражаются в агрессии, драках.
3.    Злоупотребление алкоголем.
4.  Употребление наркотических и токсических веществ
(раннее курение).
5.    Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах,  вымогательстве.
6.  Уходы из дома, бродяжничество.
7. Азартные игры  (игровые автоматы)
8. Действия сексуального характера- ранний секс.
9.    Систематическое пребывание в антиобщественно
настроенных неформальных группах .
10. Суицидальные  действия
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_devpovedenie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическое обеспечение  профилактики

девиантного поведения учащихся»

        Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной.

         В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. 

   Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:

  1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.
  2. Насильственные действия, они выражаются в агрессии, драках.
  3. Злоупотребление алкоголем. 
    4.  Употребление наркотических и токсических веществ

(раннее курение).

  1. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах,  вымогательстве. 
    6.  Уходы из дома, бродяжничество. 
    7. Азартные игры  (игровые автоматы)

8. Действия сексуального характера- ранний секс.

  1. Систематическое пребывание в антиобщественно

настроенных неформальных группах .

10. Суицидальные  действия

   Существует ряд причин появления детей с девиантным поведением:

       Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми».
  1.    Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, недостаток контроля с их стороны, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей), в совокупности приводящее к формированию отклоняющегося поведения учащихся. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

  1. Причиной девиантного поведения неблагоприятное психосоциальное развитие и нарушения процесса социализации. В общем случае эти

Стадии 
дезадаптации 

                  Формы девиантного поведения 

Учебная 
декомпенсация 

Неподчинение детей, критика действий взрослых 
Отрицательное отношение к учёбе 
Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений 

Школьная 
дезадаптация 

Нарушение правил поведения в школе срывы уроков 
Прогулы, отказ от выполнения заданий 
Курение 
Грубость, сквернословие 

Социальная 
дезадаптация 

 Хулиганство 
 Раннее начало половой жизни 
 Драки, нанесение телесных повреждений 
 Употребление алкоголя, пьянство 
 Унижение других 
 Проба наркотиков, токсикомания 
 Побеги из дома 

Криминализация среды 

 Следование воровским законам 
 Воровство 
 Вымогательство, рэкет, шантаж 
 Употребление наркотиков 

       нарушения проявляются как детско-подростковая дезадаптация, которая возникать в      достаточно раннем возрасте, переходя в школьную.

        Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии: 

Адаптационный период протекает в основном в 1, 5 классах, то с этими  участниками образовательного процесса осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями.

    В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи, устанавливают тип или категорию семьи,  определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье  - составление социального паспорта семьи.

      Проанализировав и обобщив данные о семьях, соц. педагогом  составляется  «Социальный паспорт школы», в работу включается педагог-психолог непосредственно изучает протекание адаптационного периода ребёнка в школе.

   Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся, для  построения  работы по профилактике девиантного поведения учащихся.

Учащихся  «группы социального риска» стараемся   чаще  включать   во внеурочную деятельность: различные мероприятия, акции, спортивные кружки и  секции, общественные организации, включая школьное самоуправление.

               Психодиагностика форм девиантного поведения

1. Опросник Леонгарда-Шмишека;
2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко;
3. Методика исследования самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
4. Шкала адаптивного поведения (АВС);
5. Шкала депрессии Цунга;
6. Методика диагностики типа темперамента с помощью опросника Айзенка (подростковый вариант);
7. Проективные методики «Автопортрет, «Дом-Дерево-Человек»», «Несуществующее животное»;
8. Методика исследования школьной тревожности (тест школьной тревожности Филлипса). Направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста;
9. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;
10. Методика М. Куна «Кто я». Вариант нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом, сближающийся с проективными методиками. Позволяет выявить референтные группы подростка, особенности его самооценки и личностные смыслы (продуктивные, непродуктивные, характерологические);
11. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания) Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий;
12. Медитативные техники, используемые в процессе групповой психотерапии девиантных форм поведения у подростков («Источник», «Храм Тишины», «Реставрация дома», «Образ желаемого»;
13. Нервно-мышечная релаксация по Э. Джекобсону. Для подростков модифицирован И.Э. Желдаком и С.А. Игумновым;
14. Методика определения уровня депрессии (разработана В.А. Жмуровым). Можно установить тяжесть депрессивного состояния в данный момент;
15. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. Диагностика непродуктивных паттерных поведений, ресурсов личности, выявление индивидуального стиля совладания со стрессом;
16. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Роттера. Диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями (интернальный и экстернальный локус контроля);
17. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея;
18. ММРI (Миннесотский многомерный личностный опросник).

Заключение:

 Продолжить преемственность работы  данных структур: школы (классные руководители, соц. педагог, психолог), работников отдела образования, правоохранительных органов, здравоохранения, соц. служб. Которая даст  возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Искусство танца как средство коррекции девиантного поведения учащихся"

Социально-педагогический проект. Цель проекта: Создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика....

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА  И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»    Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики девиантного поведения учащихся 1-11-х классов

Программа  способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия педагогов,родителей,общественности в деле воспитания...

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике...

Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся

Статья на тему: Система работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «Ветер перемен» для обучающихся 7- 9 классов

Как известно подростковый - это важнейший  период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою иден...


 

Комментарии

Доклад может пригодиться для выступления на педагогических советах, родительских собраниях для профилактики девиантного поведения среди учащихся.