ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «Ветер перемен» для обучающихся 7- 9 классов
рабочая программа по психологии
Как известно подростковый - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Успешность его жизненного самоопределения зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Назначение программы: данная программа предназначена для решения такой сложной задачи как коррекция девиантного поведения. Программа показана для работы с трудными детьми, детьми «группы риска», состоящими на различных видах учета. Противопоказана данная программа детям с пограничными состояниями сознания, эпилептической болезнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._prof._deviantn._pov._podrostkov._doc.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Принята на заседании педагогического совета школы протокол от № 1 от 30. 08. 2020 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Перенская средняя школа» от 30.08.2020 года № 72 /осн |
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
«Ветер перемен»
для обучающихся 7- 9 классов
Пояснительная записка.
Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется интенсивным процессом социализации, овладением различными ролями взрослого человека. Все эти процессы происходят в условиях бурных физиологических и психических перемен в организме и личности ребенка Движущей силой развития и становления личности является удовлетворение базовых потребностей личности (принятие, осознание, самореализация ). Подростки склонные к девиантным формам поведения, не являются исключением. Для них также характерны не только материальные и физиологические потребности, но и духовные: в красоте, гармонии, доброте, честности и т.д. Личность подростка - постоянно меняющаяся, открытая система, способная к изменениям в зависимости от социальных условий.
Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью т.д.
Подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования.
Что же является причиной девиантного поведения подростков. 1. Присущая подростковому возрасту «трудность», вызванная в первую очередь разрывом между социальным и биологическим взрослением, не всегда плавным процессом формирования мировоззрения, «Я - концепции», нелегким поиском своего места в обществе, дополненная накопленным асоциальным опытом.. 2. Происходящая в обществе резкая смена ценностей, приоритетов, идеалов, вакуум духовности, заполняемый наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, ранней криминализацией детей, преобладание материальных ценностей над духовными, привели к разрушению позиции ответственного отношения взрослого сообщества к детям . Вследствие этого к кризису российской семьи и школы.
Как известно подростковый - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Успешность его жизненного самоопределения зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Назначение программы: данная программа предназначена для решения такой сложной задачи как коррекция девиантного поведения. Программа показана для работы с трудными детьми, детьми «группы риска», состоящими на различных видах учета. Противопоказана данная программа детям с пограничными состояниями сознания, эпилептической болезнью.
Адресат: учащиеся состоящие на учете ПДН и внутришкольном учете 7-9 классов.
Форма реализации программы: Программа рассчитана на 14 занятий в группе, продолжительностью каждого занятия 45 минут, периодичностью один раз в неделю.
Программа «Ветер перемен» является переработкой нескольких программ. За основу данной программы были взяты программа «Коррекция девиантного поведения дезадаптированных воспитанников», автор Бродова Е.В., основной идеей, которой выступает развитие способностей адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью; программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей групп "риска"», автор Деркач О. Я. , главной идеей которой является целенаправленное педагогическое воздействие на девиантное поведение.
Программа «Ветер перемен» занимает одно из важных мест в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения, так как способствует решению таких задач как сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, создание социально-психологических условий для развития личности учеников.
При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы:
- принцип системности;
- принцип научности;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
- принцип ориентации на «зону ближайшего развития» (по Выготскому);
- принцип комплексности методов психологического воздействия.
Цель: способствование коррекции отклоняющегося поведения.
Задачи:
1. Создание условий для познания подростками себя как личности.
2. Формирование адекватной самооценки и образа-Я.
3. Создание условий для эффективного взаимодействия и развития коммуникативных умений.
4. Способствовать развитию уверенности в достижении успеха в различных видах деятельности.
5. Расширить и углубить представления детей о конструктивных способах поведения.
Ожидаемые результаты:
- Осознанность неконструктивного характера ряда своих отношений, поведенческих и эмоциональных стереотипов;
- Усвоение навыков и форм конструктивного и эффективного взаимодействия.
- Использование учащимся новых форм адаптивного поведения в условиях психокоррекционного пространства и в последствии за его пределами.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениями и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
- Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях.
Критерии оценивания результатов работы в группе: входная диагностика — сбор анамнестических данных, исследование уровня агрессивности (Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки), изучение склонности к отклоняющемуся поведени (СОП А.Н.Орел), изучение особенностей самооценки (Методика исследования самооценки личности С.А.. Будасси). Итоговая диагностика — исследование, уровня самооценки, уровня агрессивности, склонности к отклоняющемуся поведению.
2. Тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Методы и средства |
1. | Кто я, какой я? | 1 | Психологические сказки, беседы, психологические игры, тренинговые упражнения, психологические разминки, притчи, методики арт-терапии, музыко-терапии |
2. | Моё лучшее Я | 1 | |
3. | Мои способности | 1 | |
4. | Чувства, эмоции, мимика | 1 | |
5. | Быть уверенным - это здорово | 1 | |
6. | Давай поговорим или методы и формы общения | 1 | |
7. | Мир глазами агрессивного человека | 1 | |
8. | Подросток и конфликты | 1 | |
9. | Отцы и дети или конфликт поколений – можно ли его избежать | 1 | |
10. | Хитрости общения. Мат - не наш формат | 1 | |
11. | Тренинг «Формула успеха» | 1 | |
12. | Самопрезентация | 1 | |
13. | Исходящая диагностика | 2 | Тестовые бланки |
Всего часов | 14 |
3. Содержание программы
Занятие 1. «Кто я, какой я».
Цель:формирование понятийного аппарата, формирование и развитие навыков самопознания; самопознание личностных качеств.
-Введение. Упражнение «Иван Сусанин». Что же такое личность? Четыре составляющих личности (познавательная сфера, эмоционально волевая, мотивационная, ценностная сферы). Тест «Личность». Рефлексия.
Занятие 2. «Моё лучшее Я» (изучаем характер и характеристику человека).
Цель: научить подростков понимать особенности собственного характера, развитие рефлексии, развитие навыков групповой оценки.
- Введение. Упражнение «Карниз». Упражнение «Характер». Тест «Объективность». Игра «Расскажи о человеке». Подведение итогов.
Занятие 3. «Мои способности» .
Цель: создание условий для формирования представления о памяти, внимании, способах восприятия, и способах их развития.
- Введение. Упражнение «Ощущение и восприятие». Познавательные психические способности (память, внимание, мышление, воображение). Тест «Непроизвольная память». Способы тренировки памяти. Опыт «Осмысленность восприятия и запоминания». Упражнение «Обобщение». Упражнение «Воображение».
Занятие 4. Чувства, эмоции, мимика.
Цель: Расширить знания подростков по вопросам общения; дать возможность подросткам разобраться в своих чувствах и эмоциях; развитие речи учащихся и их творческих способностей. Развитие навыков понимания окружающих.
- Физиогномика как наука. Упражнение «Монета». Информация о жестах. Игра «Таможня». Упражнение «Общение без слов». Игра «Мафия».
Занятие 5. «Быть уверенным это здорово».
Цель: способствовать формированию чувства уверенности, отработать навыки поведения уверенного человека.
- Психогимнастика «Я люблю себя за то, что…». Тест «Насколько вы уверенны в себе». Ролевая игра «Я могу быть разным».
Занятие 6. «Давай поговорим или методы и формы общения».
Цель: развитие речи учащихся и их творческих способностей, способствование коррекции своего поведения в процессе общения.
- Потребность в общении. Методы и формы общения. Тест «Приятно ли с вами общаться». Сленг – нужен ли он людям. Психологическая игра «За что мне нравятся люди».
Занятие 7. « Мир глазами агрессивного человека»
Цель: обучение подростков навыкам распознавания и контроля агрессивного поведения.
- Что такое агрессия? Критерии агрессивности подростка. Психологическая игра «Противостояние». Психологическая игра «камушек в ботинке».
Занятие 8. «Подросток и конфликты».
Цель: развивать представления о сущности конфликтов, отработать стратегии решения повседневных конфликтов, находить конструктивные способы их преодоления.
- Аукцион идей по теме – «Конфликт». Конфликтные ситуации – «В споре рождается истина». Компромисс. Психологическая игра «Беспроигрышный метод решения конфликтов». Рефлексия, обратная связь.
Занятие 9. «Отцы и дети или конфликт поколений – можно ли его избежать».
Цель: оказание помощи подросткам в осознании важности не допущения или разрешения конфликтных ситуаций в общении со старшими.
- Введение. Тренинг «Трудности общения». Деловая игра «Отцы и дети», разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуаций. Рефлексия.
Занятие 10. «Хитрости общения. Мат не наш формат».
Цель: формирование языковой культуры личности, прививать любовь к родному языку.
Анкета «Моё отношение к сквернословию». Лекция «Мат – не наш формат, или правда о сквернословии».
Занятие 11. «Тренинг «Формула успеха».
Цель: создать условия для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков. Формирование эмоционально положительной Я-концепции. Формировать терпимость к чужому мнению.
-Упражнение «Ожидание». Игра «Корзинка». Упражнение «Имена». - Упражнение “Копилка”. Формула успеха.
Занятие 12. «Самопрезентация»
Цель: способствование развитию речи подростков, развитие творческих способностей, тренировка навыков уверенного поведения подростков, повышение самооценки.
-Упражнение «Мои сильные стороны». Самопрезентация подростков.
Занятие 13-14. «Исходящая диагностика»
Цель: изучение эффективности программы.
Методики: САН,
4. Список литературы
1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Т. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
2. Бедный М.С. Семья-здоровье-общество. М., 1986.
3. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. М.: Педагогика, 1986.
4. Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 1995 г.
5. Ермакова О.М., Семёнов М.Ю. Психология общения (практикум). Омск, 1997
6. Клее м. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
7..Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально психологического тренинга. Ярославль.: Содействие, 1992.
8. .Колесов Д.В. Психология современной семьи. М.: Не допустить беды М., 1988.
9. .Кулич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 8-11классы.-М., ВАКО, 2007.
10. Потанин Г.М., М.А. Алемаскин «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 1987 г.
11.«Психология формирования и развития личности», М: Наука 1981 г.
12.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Высотская Н.в. XXI века. Психолого педагогическая работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения....
Программа коррекции девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.
На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые сто...
Программа «Коррекция девиантного поведения дезадаптированных воспитанников»
Трудный, критический, кризисный, переломный.… Какие только эпитеты не употребляют, когда речь заходит о подростковом возрасте. В нашей группе пр...
Об усилении мер профилактической работы с обучающимися и их семьями, направленных на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекцию девиантного поведения
Примерные мероприятия профилактической работы с обучающимися и их семьями, направленные на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекции девиантного поведения в школ...
Комплексная программа профилактики и психолого – педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в школьную практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания "трудных уча...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей
Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведение...