РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики девиантного поведения учащихся 1-11-х классов
рабочая программа по психологии на тему
Программа способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия педагогов,родителей,общественности в деле воспитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель руководителя по УР Руководитель МБОУ «Шеморданский лицей» _______/ Валиева Л.П./ ______________/Гимадеева Г.К./
Протокол 1 от « 27 » августа 2015г. Приказ № 203
от «28» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профилактики девиантного поведения учащихся 1-11-х классов
МБОУ «Шеморданский лицей» Сабинского района РТ
Рахманова Айсылу Мухаматаминовна, педагог-психолог, I категория.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« 28 » августа 2015 г.
2О15 – 2016 учебный год.
Наименование программы | Программа профилактики девиантного поведения учащихся МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» |
Разработчик программы | Социально-психологическая служба лицея |
Цель программы | Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися лицея |
Сроки реализации программы | 2015-2016 учебный год |
Исполнитель программы | Педагог-психолог социально-психологической службы МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - увеличение числа учащихся, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни. - снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения; - уменьшение количества детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия; - сокращение числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных формах учета в ОУ |
“Болезнь легче предупредить, чем лечить”
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения детей, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).
Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении. Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе социально обусловленных заболеваний, таких, как алкоголизм, наркомания, СПИД. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Необходимость создания и реализации программы п рофилактики девиантного поведения обусловлена именно этими факторами. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой девиантного поведения детей, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование в обучающихся активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Наш лицей и служба социально-психологического сопровождения являются важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечить защиту его прав и законных интересов, выявить причины и условия развития преступных наклонностей, существенно повлиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.
Именно лицей, где с детьми и подростками на протяжении 9-11 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи, социальные педагоги), должен взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.
Наиболее важным в организации профилактической работы в лицее является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от прежних поведенческих традиций, декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив лицея участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в Программе профилактики.
Новые факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки школьников, требуют модернизации форм работы по профилактике правонарушений, проектирование и создание системы управления этой работой в лицее. В системе управления воспитательной и профилактической работой должна быть весомо представлена общественная составляющая, в том числе советы родительской и ученической общественности и использованы все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования.
Опыт показывает, что деятельность по предупреждению асоциальных поступков более эффективна, когда, во-первых, начинается рано (дошкольный возраст), во-вторых, осуществляется комплексно и, в-третьих, является позитивной в своей основе, то есть предполагает изначальное формирование психологически здоровой, социализированной, законопослушной личности ребенка. Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).
Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.
Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости (усиление защитных факторов) - наиболее современный подход к профилактике.
Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие “единого целого”, т.е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого.
Программа способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия управления образования, Социально-психологической службы, администраций образовательного учреждения , педагогов, родителей, общественности и других субъектов системы профилактики.
Применение творческих подходов в этой работе, личной заинтересованности в том, чтобы из учащихся, их родителей (законных представителей) сделать равноправных партнеров образовательного процесса, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Основные законодательные и нормативно-правовые акты
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
· Конвенция о правах ребенка
· Конституция Российской Федерации
· Законы Российской Федерации:
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004г. №53-ФЗ, от 12.08.2004г. №99-ФЗ
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ
- «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001г. №44-ФЗ
- «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» от 2.01.2000г. №32-ФЗ
- «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998г. №94-ФЗ
- «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998г. №17-ФЗ
- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ
- «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г. (с изм. и доп. от 24.11.1995г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996г., 21, 29.07.1998г., 17.07.1999г., 10.07., 07.08.2000г., 30.05., 28.12.2001г.)
- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997г. №144-ФЗ, от 20.06.2000г. №102-ФЗ, от 7.08.2000г.№122-ФЗ, от27.12.2000г. №150-ФЗ, от 30.12.2001г. №194-ФЗ, от 13.02.2002г. №20-ФЗ, от 21.03.2002г. №31-ФЗ, от 25.06.2002г. №71-ФЗ, от 25.07.2002г. №112-ФЗ, от 24.12.2002г. №176-ФЗ, от 10.01.2003г. №11-ФЗ, от 7.07.2003г. №123-ФЗ, от 8.12.2003г. №169-ФЗ, от 23.12.2003г. №186-ФЗ, от 5.03.2004г. №9-ФЗ
- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999г. №184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000г. №106-ФЗ, от 08.02.2001г. №3-ФЗ, от 07.05.2002г. №47-ФЗ, от 24.07.2002г.№ 107-ФЗ, от 11.12.2002г. №169-ФЗ, от 04.07.2003г. №95-ФЗ, от 19.06.2004г. №53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10-П, от 12.04.2002г. №9-П)
- Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
Извлечения из семейного, уголовного, административного и трудового кодексов Российской Федерации
Принципы профилактической работы:
• комплексность;
• дифференцированность;
• многоаспектность;
• последовательность;
• аксиологический (ценностный) подход, предполагающий формирование у учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует: 1 штатная единица педагога-психолога на контингент детей больше 700 человек, на контингент педагогов более 80 человек, на контингент родителей более 1000 человек.
Финансовое обеспечение
Программа реализуется бесплатно.
Механизм реализации программы
• Управление и контроль хода реализации программы осуществляются администрацией лицея.
• Основные направления и положения программы задаются администрацией лицея.
• Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков .
Цель и задачи программы
Главной целью программы является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися лицея.
Задачи:
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
2. Выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения;
3. Оказание психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, в том числе состоящим на различных видах учета, имеющим отклонения в развитии или поведении, проблемы в обучении.
4. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
5. Обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
6. Создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых;
7. Помощь учащимся, родителям, педагогам в приобретении необходимых знаний, умений и навыков для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, здорового образа жизни.
8. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.
9. Развитие творческих способностей и общественной активности школьников.
Основные направления деятельности.
1. Диагностическое: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, родителей, педагогов, отслеживание влияний социума, саморегуляции.
2. Консультативное: консультирование всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
3. Профилактическое и просветительское: информирование, повышение правовой грамотности, предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.
4. Развивающие занятия.
4. Экспертное: психолого-педагогический анализ обучающих и воспитательных занятий.
5. Организационно-методическое: разработка методических материалов, программного обеспечения.
В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты
1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков “группы риска”.
Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ЗАКЛАДКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
№ п/п | Этап | Период | Содержание |
1 | Познавательный (период ориентации) | 3-5 лет | Ребенок знакомится с ситуациями употребления алкоголя и табакокурения окружающими его взрослыми людьми. Кроме того, что он видит, как это делает взрослое окружение, часто сам становится пассивным курильщиком. |
| Промежуток между 1 и 2 этапами называется установкой на “первую пробу” | ||
2 | Этап тайного пребывания | 8-9 лет | Ребенок начинает четко анализировать ситуацию поведения окружающих. Он видит, как взрослые, выпив, становятся “детьми”. Начинают его замечать, шутить с ним, играть в его игры, что им и в голову не придет делать в трезвом состоянии. Вывод: попробовав алкоголь, стану взрослее. |
3 | Этап импровизированного застолья | 12-14 лет | Дни рожденья с алкоголем без присутствия родителей. Этот период совпадает с периодом полового созревания. Период неустойчивого гормонального выхода, когда все полученные эмоции особенно сильно запоминаются. Это период, когда дети одного класса делятся на отдельные группировки, и здесь очень важно, кто лидер этой группировки.
|
4 | Формирования круга друзей | 14-17 лет | Здесь, как правило, и школа, и родители принимают самое активное участие, но, зачастую, не в нужном направлении. Детей переводят в другие школы, формируют спецклассы и, подчас, эти новые группировки вносят разнообразие в аддиктивное поведение. Если подросток из некурящей группы перешел в курящую, из непьющей в пьющую, то вероятность того, что он не начнет курить или употреблять алкоголь очень низка |
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФИЛАКТИКИ
этапы | возраст | характеристика |
I | 6-9 лет
| Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с употреблением ПАВ окружающих); развитие навыков самоконтроля. Понятие о законодательстве РФ для несовершеннолетних, видах ответственности. |
II | 9-11 лет | Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии психоактивных веществ на организм человека, ответственности несовершеннолетних за нарушение законодательства, формирование устойчивости к негативному давлению среды. Понятие конформности и толерантности. |
III | 11–13 лет | Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ) |
IV | 14–17 лет | Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации, “умей сказать – НЕТ!” |
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
класс | формы работы |
1 - 4 | Урок здоровья, классный час Создание игровых ситуаций, инсценирование, сказкотерапия в рамках досуговых мероприятий Занятие с элементами тренинга, час доброты Занятие с использованием нравственных сказок Программа первичной позитивной профилактики. Деятельность творческой мастерской, конкурс работ профилактической тематики Мозговой штурм |
5 - 7 | Классные часы Занятия с элементами тренинга Тренинги, уроки общения, ролевые игры Инсценирование различных ситуаций Индивидуальная консультация, консультация в малых группах Беседа с элементами рассуждения Социологический опрос Дискуссия, диспут Кооперативное обучение Мозговой штурм Программы первичной позитивной профилактики Деятельность творческой мастерской
|
8 – 11 | Индивидуальная консультация, консультация в малых группах Тренинг сплочения, тренинг общения, Тренинг толерантности Практикум Мозговой штурм Профориентационный практикум Классный час Кооперативное обучение Ролевая игра, дискуссия, деловая игра Беседа Круглый стол, диспут, презентация. |
Активные методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ
Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса”, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга.
Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе тренинга “правил группы”. В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.
Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать качества социальной и личностной компетентности учащихся.
Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуациях.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.
Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.
“Аквариум” – это активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические умения учащихся.
Сказкотерапия – Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных “антинаркотических барьеров”, наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.
Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир.
Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку (“я не хуже других”), адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи.
Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы | - появление у подростков устойчивых интересов - положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД -уменьшение количества детей «группы риска» - уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска». |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | -проведение рефлексивной беседы в конце мероприятий |
Конечный результат реализации программы | Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. |
Перечень мероприятий, направленных на предотвращение девиантного поведения учащихся
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Выход |
| 1. Подготовительные мероприятия | ||
1 | Анализ состояния профилактической работы на начало учебного года | сентябрь | Справка |
2 | Подготовка графика посещения классов по организации профилактической работы | сентябрь | Недельный план-график |
3 | Подготовка и обновление диагностического инструментария для психологических и социально-педагогических обследований учащихся, педагогов, родителей | сентябрь | Методическая папка |
4 | Составление плана работы | сентябрь | План работы |
5 | Составление выборок из социальных паспортов классов | сентябрь | Списки детей групп риска по девиантному поведению |
6 | Составление психолого- педагогических характеристик на детей группы риска | В теч. уч. года | Журнал учета |
7 | Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции | Постоянно | Журнал учета |
8 | Составление методических рекомендаций для учителей и родителей по позитивному воспитанию | В теч. уч. года | Журнал выдачи рекомендаций |
9 | Составление административных писем, ходатайств и др. документ. | По мере необходимости | Справки |
10 | Осуществление связи с КДН, ОДН и др. соц. службами | Постоянно | Протоколы заседаний |
11 | Составление и корректировка банков данных учащихся: - «группы риска»; - на учете ВШУ; - на учете ОДН; - пропускающих учебные занятия без уважительной причины; - в социально опасном положении; на семьи: - «группы риска», - неблагополучные, - с родителями, работающими вахтовым методом. | Каждую четверть | Списки |
| 2. Работа с педагогическим коллективом | ||
1 | 1. Психолого- педагогический анализ форм педагогического воздействия в 1-3 классах 2. Психолого-педагогический анализ адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов 3.Психолого-педагогический анализ индивидуального подхода педагогов к учащимся с девиантным поведением , с рассеянностью и неусидчивостью. 4. Психолого-педагогический анализ индивидуального подхода педагогов к учащимся с девиантным поведением, медлительным, неусидчивым и невнимательным |
Сентябрь Октябрь
Ноябрь Декабрь, январь
| Журнал анализа
Журнал анализа
Журнал анализа Журнал анализа
|
2 | Психологические и социально-педагогические индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания и обучения | Регулярно | Журнал индивидуальных консультаций
|
3 | Изучение на уроках уровня психологической подготовки учащихся 9-х и 11-х классов к сдаче государственных экзаменов | Январь, май | Журнал анализа
|
4 | Разработка методических материалов | Постоянно | Методические папки
|
5 | Проведение Психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений | По мере необходимости | Характеристики представленных учеников
|
6 | Психолого- педагогическое содействие проведению районной Психолого-медико-педагогической комиссии | Согласно районному графику | Психолого-педагогические документы представленных на комиссию учеников
|
7 | Изучение эффективности профориентационной, предпрофильной, профильной подготовки-на уроках и внеурочной работе | Март | Справка |
8 | Психолого-педагогический анализ девиантности, невнимательности, неусидчивости, медлительности учеников 1-4 классов на уроках | Апрель | Журнал анализа
|
9 | Выдача рекомендаций по посещенным занятиям | Регулярно | Журнал индивидуальных консультаций |
10 | Совершенствование дальнейшей стратегии и тактики работы педагогов-предметников и классных руководителей по индивидуальному подходу к учащимися с девиантным поведением | Регулярно | Журнал индивидуальных консультаций
|
3. Работа с учащимися | |||
| Профилактика правонарушений, повышение уровня правовой культуры несовершеннолетних | ||
1 | Собеседования с учащимися 1-3 классов | Сентябрь, ноябрь | Журнал групповой работы
|
2 | Тренинги позитивного образа жизни с учащимися 1-3 классов | Сентябрь, ноябрь | Журнал групповой работы |
3 | Мониторинг учащихся 1-3классов по девиантному поведению. Подготовка документов ПМПК. | Сентябрь, ноябрь Октябрь | Справка |
4 | Собеседования с учащимися 1-х, 5-х, 10-х классов по адаптации | Октябрь | Журнал индивидуальной работы |
5 | Тренинги с учащимися 1-х, 5-х. 10-х классов по адаптации | Октябрь | Журнал групповой работы |
6 | Мониторинг адаптации учащихся 1-х , 5-х , 10-х классов | Октябрь | Справка |
7 | Собеседования, тренинги, мониторинг с учащимися из группы риска1-11-х классов | Декабрь, февраль | Журналы индивидуальных и групповых работ, справка |
8 | Собеседования, тренинги, мониторинг учащихся 9-х и 11-х классов по психолого-педагогической подготовке к государственным экзаменам | Январь, май | Журналы индивидуальных и групповых работ, справка |
9 | Изучение эффективности профориентационной работы и качества ведения предпрофильных курсов, оформления портфолио 8-х и 9-х классов | Март | Справка |
10 | Девиантность, внимание, усидчивость, медлительность учащихся 1-4 классов-собеседования, тренинги, мониторинг | Апрель | Справка |
11 | Консультации с законными представителями | По заявкам | Журнал индивидуальной работы |
12 | Беседы с учащимися образовательных учреждений по вопросам: - Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации - Законодательство РФ о труде - Закон РФ «Об образовании» - Уголовный Кодекс РФ - «Перед законом все равны» - «Знай свои права и обязанности». | Постоянно | Журналы |
13 | Организация и проведение месячника по профориентации | Март | План и отчет |
Организация досуга учащихся | |||
1 | Содействие совершенствованию сети дополнительного образования в соответствии с разнообразными потребностями и интересами детей: | Весь период | Журналы |
2 | Нравственно-патриотическое направление кружков | Весь период | Журналы |
3 | Техническое творчество: | Весь период |
Журналы |
4 | Художественно-эстетическое направление | Весь период |
Журналы |
5 | Спортивное направление: | Весь период | Справка |
6 | Экологическое направление: | Весь период | Справка |
7 | Социально-педагогическое направление: | Весь период |
Справка |
Профилактика экстремизма, развитие толерантности | |||
1 | Проекты на уроках рисунков: - «Жить-мир творить» | Регулярно | Справка |
2 | Создание сочинений, эссе «Толерантность и межнациональные отношения» | Март | Справка |
34 | Круглый стол учащихся «Вредные привычки: мы- против» | На уроках по расписанию | Справка |
4 | Круглый стол для учащихся 10 – 11 классов «Толерантность к себе и другим. Толерантное общение» | На уроках по расписанию | Справка |
5 | Проведение уроков нравственности, правовых уроков | На уроках по расписанию | Справка |
6 | Тренинг толерантности для подростков «Жить в мире с собой и другими» для учащихся среднего звена Тренинг «Толерантность + Я» для учащихся III ступени | На уроках по расписанию | Справка |
7 | Деловая игра «Я - избиратель» для учащихся III ступени | На уроках по расписанию | Справка |
8 | Лектории «Толерантность – значит терпимость» для учащихся III и II ступени | На уроках по расписанию | Справка |
9 | Оформление информационных стендов | Первое полугодие | Справка |
10 | Круглый стол «Свобода – это то, что позволено законом» | На уроках по расписанию | СПС, ОУ |
11 | Проведение правовых лекториев для родителей, родительских собраний - «Неформальные молодежные объединения антиобщественной направленности», - «Роль родителей в выявлении причастности детей к неформальным объединениям», - «Чем опасны неформалы?», - «О противодействии экстремистской деятельности» | На родительских собраниях, запланированных классными руководителями и администрацией | Справка |
12 | Классные часы 1 – 4 классы - «Друг в беде не бросит» - «Я и коллектив» - «Твое отношение к людям другой национальности» - «О доброте и бессердечности» 5 – 7 классы - «Толерантный человек: кто он?» - «Все мы – дружная семья» - «Нам этот мир завещано беречь…» - «Я и закон» 8 – 9 классы - «Люди разных народов, мы мечтою о мире живем» - «Чужой среди своих» - «Злоба и жестокость: как их избежать?» - «Эхо войны: победители и побежденные» - «Что такое толерантность» - «Неформалы, субкультуры» | На уроках по расписанию | Справка |
13 | Информирование учащихся об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния | На классных часах по расписанию | Справка |
14 | Подготовка памяток для родителей и педагогов на тему: «Толерантность: что это?» | Первое полугодие | Справка |
| Профилактика употребления ПАВ, пропаганда здорового образа жизни | ||
1 | Исследования по проблемам организации антинаркотической деятельности в подростково-молодежной среде | По запросам | Справка |
2 | Профилактические буклеты | Первое полугодие | Справка |
3 | Профилактические игры | февраль | Справка |
4
| Акция «Сообщи, где торгуют смертью» | регулярно | Справка |
5 | Выполнение рисунков«За здоровый быт и трезвые традиции» | март | Справка |
6 | Проведение диспута «Нарко-Стоп» | май | Справка |
7 | Содействие трудоустройству и занятости подростков и молодежи | Июнь-август | Справка |
8 | Профилактические занятия для учащихся совместно с родителями | По заявке администрации | Справка |
9 | Подготовка листовок, буклетов, памяток для учащихся и родителей | Весь период | Буклет |
10 | Выполнение плаката «Подросток» | На уроках по расписанию | Плакат |
11 | Профилактические занятия (лектории и др.) по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и правоохранительных органов | По заявкам | Протоколы собраний |
12 | Уроки здоровья, посвященных вопросам формирования гигиенически целесообразных навыков и привычек поведения, негативного отношения к ПАВ | На уроках по расписанию | Справка |
13 | Выполнение рисунков «Дети за мир без наркотиков» | На уроках по расписанию | Справка |
14 | Дебаты «Спорт против наркотиков» | На уроках по расписанию | Справка |
15 | Организация профилактических занятий в пришкольных лагерях с дневным пребыванием | Июнь-август | Справка |
16 | Организация работы по профилактике правонарушений для детей, склонных к асоциальному поведению, в лагерях с дневным пребыванием | Июнь-август | Справка |
17 | Организация тематических выставок книг и периодики по пропаганде здорового образа жизни в кабинете педагога-психолога | Весь период | Справка |
18 | Разработка и реализация проектов по профилактике видов зависимости | На уроках по расписанию | Справка |
19 | Содействие ситуации успеха учащихся из группы риска |
Регулярно | Справка |
20 | Разработка рекомендаций ,памяток | Весь период | Справка |
21 | Организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций для подростков, стоящих на профилактическом наблюдении, а также обратившихся анонимно | По запросу, по плану сопровождения | Справка |
22 | Выявление безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические и психотропные вещества | Весь период | Справка |
23 | Распространение позитивного мышления | Весь период | Справка |
24 | Подготовка и выпуск информационных материалов по профилактике наркомании, выпуск брошюр и буклетов, подготовка и размещение наружной социальной антинаркотической рекламы, оформление уголков здоровья | Весь период | Справка |
25 | Реализация программ первичной позитивной наркопрофилактики | По отдельному плану | Справка |
26 | Проведение классных конкурсов стихов | На уроках | Справка |
| Вторичная профилактика | ||
1 | Разработка планов психолого-педагогического социального сопровождения учащегося | По запросу | Справка |
2 | Разработка карт обследования социально дезадаптированного несовершеннолетнего | По запросу | Справка |
3 | Индивидуальные и групповые консультации учащихся, состоящих на различных видах учета | Весь период | Справка |
4 | Советы профилактики правонарушений | ежемесячно | Справка |
5 | Составление характеристик на учащихся | Каждую четверть | Справка |
6 | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | По запросу | Справка |
7 | Составление картотек и сводных таблиц на учащегося | По запросу | Справка |
8 | Содействие организации досуга и кружковой деятельности | Весь период | Справка |
9 | Составление административных писем, ходатайств и других документов; направление документации в КДН, ОДН УВД и другие службы. | По запросу | Справка |
10 | Осуществление связи с КДН, ОДН УВД и социальными службами | Весь период | Справка |
11 | Содействие организации работы и отдыха учащегося в летний период | Июнь-август | Справка |
12 | Контроль посещаемости занятий | Весь период | Справка |
13 | Контроль текущей успеваемости | Весь период | Справка |
14 | Вовлечение в кружки и секции | Весь период | Справка |
15 | Проведение профилактических бесед | Весь период | Справка |
16 | Посещение уроков с целью наблюдений за учащимся | Весь период | Справка |
17 | Направление на консультацию к психологу или к врачам | По запросу | Справка |
18 | Содействие в трудоустройстве | Июнь-август | Справка |
19 | Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | По запросу | Справка |
20 | Разбор конфликтных ситуаций | По запросу | Справка |
Работа с родителями (законными представителями) | |||
1 | Посещения семей: - «группы риска» - неблагополучных - находящихся в социально опасном положении - опекаемых детей - учащихся, состоящих на различных видах учета | По заявкам родителей или законных представителей
| Справка |
2 | Проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей | По заявкам родителей или законных представителей | Журнал |
3 | Анкетирование с целью выявления трудностей и достижений семейного воспитания | По заявкам родителей или законных представителей | Протокол |
4 | Совместные детско-родительские творческие проекты | Первое полугодие | Справка |
5 | Общеклассные и общешкольные родительские собрания | Весь период | Журнал учета родительских собраний |
6 | Родительский лекторий | 1 раз в четверть | Справка |
7 | Лекции, семинары, практикумы, конференции района и РТ | По приглашению | Справка |
8 | Посещение уроков и классных мероприятий | По приглашению предметников и классных руководителей | Справка |
9 | Содействие пополнению портфолио учащихся | Весь период | Справка |
10 | Консультирование родителей по профориентации учеников | Весь период | Справка |
11 | Проведение родительского всеобуча «Здоровье ваших детей в ваших руках» | На родительских собраниях | Журнал родительских собраний |
12 | Профилактические занятия для учащихся совместно с родителями | По заявке администрации | Справка |
13 | Совместное создание проектов антинаркотической направленности | Весь период | Справка |
| Совместная работа с субъектами профилактики | ||
1 | Участие в выполнении совместных планов работы с ОДН УВД, КДН и ЗП, наркологическим диспансером, | Согласно их плану | Справка |
2 | Совместная работа с органами правопорядка по: - выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними; - формированию навыков законопослушного поведения | Весь период | Справка |
3 | Выступления на родительских собраниях | Регулярно | Справка |
4 | Профилактическое психолого-педагогическое консультирование | Регулярно | Справка |
5 | Профилактические психолого-педагогические наблюдения | Весь период | Справка |
6 | Организация круглых столов, бесед, лекций с обучающимися | Весь период | Справка |
7 | Проведение благотворительных дел | Регулярно | Справка |
8 | Участие в проведении межведомственных совещаний с рассмотрением результатов борьбы с наркоманией, определением приоритетных направлений, задач совершенствования межведомственного взаимодействия | По отдельному плану | Справка |
9 | Участие в семинарах для классных руководителей, работников культуры и администраций сельских поселений по антинаркотической тематике | По отдельному плану | Справка |
| Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей детей | ||
| Содействие проведению школьных, районных, областных олимпиад, конференций, спортивных соревнований. | По плану лицея, ОУ, УО, Департамента образования | Справка |
| Содействие участию в районных, областных олимпиадах, конференциях, спортивных мероприятиях. | По плану лицея, УО | Справка |
| Содействие проведению предметных недель (декад). | По плану лицея | Справка |
| Содействие проведению дополнительных занятий. | По плану лицея | Справка |
Список использованной литературы
- Богуславская И. Г. «Особенности организации воспитательной деятельности в 2014-15 учебном году». Методические рекомендации.Казань,2014.
- Вахрушева И. Г. «Путь к успеху»-уч. пос. для учителей и педагогов-психологов школы. Казань, «Фолиант», 2013 год.
- Данилюк А. Я.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.-метод. рек. Москва, «Просвещение», 2012.
- Данилюк А. Я., Кондаков В. А., Тишков В. А.-«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»-Москва, «Просвещение»,2014.
- Карпов А. М. «Самозащита от наркомании»-Казань, изд. «ДАС»,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»
Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отка...
Создание системы работы социального педагога по выявлению и профилактике девиантного поведения учащихся.
Социальный педагог и функции его деятельности...
"Искусство танца как средство коррекции девиантного поведения учащихся"
Социально-педагогический проект. Цель проекта: Создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика....
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике...
Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся
Статья на тему: Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...
Доклад на тему^ "Девиантное поведение учащихся"
Доклад на тему Девиантное поведение учащихся...