Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся
статья на тему

Статья на тему: Система работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы  социального педагога по профилактике

девиантного поведения учащихся

        

Социальный педагог ГБОУ школы №480

Тедеева Зарина Алановна

В категорию трудных попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по - своему. Вот только вопрос в каждом отдельном случае один и тот же:

«Что делать?»

Традиционно официальной задачей средней школы в нашей стране признаётся обучение ребёнка, т.е. формирование у него определённой системы знаний, умений и навыков и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции.

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу высокого риска возникновения поведенческих и психических расстройств. Однако для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничиться знанием их психологических особенностей и проблем поведения. Нужно знать, что именно приводит к нежелательным особенностям их поведения, что делает их поведение проблемным, трудным.

Как показывает опыт работы социального педагога - трудными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, неуспевающие дети, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу.

Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью.
Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит  в детском или подростковом возрасте.

   В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

1.  Актуальность темы.

   Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.

   Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации - семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.

   Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.

2.  Причины появления детей с девиантным поведением.

   Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)

   Так же со стороны школы можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»:

  • Неумение, а часто и не желание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию.
  • Недостаточное взаимодействии семьи и школы
  • Формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;
  • Отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
  • Подмена воспитательных воздействий администрированием, сдерживание личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;
  • Запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;
  • Так же школьник в условиях традиционно организованного образовательного процесса не всегда имеет достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска»  крайне редко включаются в эту деятельность.
  • Слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3. Школьная и социальная дезадаптации. Проблемы управления профилактической работой.

   Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

 4. Основные направления системы профилактики:

 1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;

 2.  Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.

3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.

4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);

5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;

5. Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы

Для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей в ОУ проводятся специальные анкетирования. Например, составляется социальный паспорт школы.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких учащихся, но и их психологические особенности.  В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога.

Характеристика учащихся школы, входящих в группу риска, обычно показывает, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает  необходимость разработки программы по их решению.

В задачи программы должны входить:

- своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей;

- своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации;

- своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;

- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;

- внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.

 Итак,  мы рассмотрели основные проблемы, стоящие перед школой в работе с детьми девиантного поведения и некоторые пути их решения. Однако надо помнить, что каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих проявлений.

Основные задачи, которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:

Социальная помощь – реализует педагог социальный.

Работа с семьей - активное включение родителей в процесс профилактики;

- помощь в налаживании взаимодействия родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе;

- разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии;  

- обследование жилищно-бытовых условий с целью изучения и отслеживания изменений условий жизни и ситуации в семье;

- контроль за соблюдением режима дня ребенка;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, содействие оздоровлению обстановки в данных семьях;

- помощь в оформлении социальных пособий, льгот (в пределах компетенции); - помощь в организации внеурочной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, общение в семье);

- ведение наблюдательных дел на учащихся группы «риска», семьи СОП.

 Работа с учащимися.

Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся;

- охрана прав ребенка, социальная помощь и социальная защита личности;

- изучение особенностей личности обучающихся, их микросреды, условий жизни;

- организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

- выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы в социальной адаптации;

- привлечение учащихся группы «риска» к занятиям в кружках, спортивных секциях, подростковых клубах по интересам;

- реализация программ, проведение занятий, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- работа по формированию здорового образа жизни, обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса;

- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- выявление интересов и потребностей ребенка, трудностей и проблем, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки; - включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

- организация различных видов социально значимой деятельности обучающихся, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализации социальных проектов и программ; - взаимодействие с другими ведомствами для решения социальных проблем семьи, ребенка.

Работа с педагогами.

- повышение профессиональной компетентности по вопросам социальной адаптации. 

Педагогическая помощь – реализует классный руководитель.

Работа с семьей - восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи; -взаимодействие родителей с педагогами в учебно- воспитательном процессе;

- индивидуальные беседы, помощь родителям в воспитании и преодолении отрицательных качеств ребенка;

- помощь в организации развивающей деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, общение в семье);

- организация взаимодействия с заинтересованными службами

Только взаимодействие и комплексный подход классного руководителя и социального педагога может дать положительный результат в решение проблем трудных детей.

Вывод

Я считаю, что анализ причин девиантного поведения школьников и его проявлений позволяет сделать следующие выводы:

1. Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по работе с трудными детьми необходим комплексный подход к решению проблемы.

2. Профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками.

3. Профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьёй (посещение семьи на дому, приглашение родителей в школу), индивидуальная работа с ребёнком, привлечение общественности.

Использованная литература

1. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие, Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г. (Коррекционная педагогика).

2. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении. Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2007г.

3. Кочётов А.И., Верциеская Н.Н. Работа с трудными детьми: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2006г.

4. Практическое воспитание в школе: Часть I/ Л.М. Лизинский – М.: Центр «Педагогический поиск». 2002г.

5. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: «педагогический поиск», 2003г.

6. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 2008г.http://www.superinf.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы социального педагога с родителями

В данной презентации представлены диагностика, формы и методы  взаимодействия  с родителями....

профилактическая программа "Система работы социального педагога"

в данной программе отражена система работы социального педагога в школе...

Система работы социального педагога в ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ по вопросам воспитания, развития и социальной адаптации

Описание содержания деятельности социального педагога специального учебно-воспитательного учреждения /закрытого типа/...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...

«Система работы социального педагога»

В презентации представлен  мой опыт работы  как социального педагога....