«Подросток, мечты, планы, барьеры, ресурсы». Программа превентивного образования
методическая разработка по психологии (8 класс) по теме
План занятий описан на основе курса «Как сбываются и разбиваются мечты», программа превентивного образования «Подросток, мечты, планы, барьеры, ресурсы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podrostok_i.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План занятий описан на основе курса «Как сбываются и разбиваются мечты», программа превентивного образования «Подросток, мечты, планы, барьеры, ресурсы».
Пожелания к ведущим:
- Быть грамотным специалистом, подготовленным к использованию данной программы на практике.
- Желание работать с детьми.
- Ставить в центре внимания личность ребенка, с которым вы общаетесь.
- Говорить открыто, дружелюбно, искренне - ваши слова, интонация, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.
- Учитывать возраст особенности детей.
- Для того чтобы заниматься чужим развитием, нужно постоянно развиваться самому.
- не переносить собственные проблемы на детей. Своевременно разрешать свои неудачи и поражения.
- Постараться вспомнить себя в том возрасте, чтобы лучше понять детей.
- Прощать ошибки, свои и чужие.
- Использовать «Я - послания», избегать «ты - осуждений».
- Любить каждого ребенка.
- Иметь достаточный объем знаний, позволяющий понимать и адекватно реагировать на нестандартное поведение детей.
- Принимать детей такими, какие они есть.
- Не отвечать агрессией, злобой на агрессию ребенка.
- Дети среднего школьного возраста часто «играют» на публику, на признание другими, «тянут» внимание на себя - сначала можно подыграть им, а потом использовать их как помощников.
- Иногда, кажется, дети не слышать того, что вы им говорите.
- Быть эмоциональным, живым и открытым, проявлять искренний интерес к тому, что делаете вместе с детьми.
- Некоторые дети пытаются сразу «забить место» рядом с ведущим, быть признанным. Не позволяйте детям, это делать.
- Важно вовремя помочь отдельному ребенку реализовать себя.
- Не бояться перехвалить ребенка.
- Давать «обратную» связь в игровой, но значимой форме по поводу негативных сторон поведения либо ошибочных рассуждений.
- Помочь каждому ребенку найти свое особенное, неповторимое качество, показать, что все люди разные, что каждый видит мир и выражает его по-своему, и это «нормально».
- Помочь детям понять и осознать собственные переживания и чувства.
- Учить принимать другого человека таким, какой он есть.
- Перед началом работы необходимо провести совещания, беседы, семинары с учителями и родителями. Контакты с учителями и родителями участников группы поддержать в течение всей программы.
Цель: программа разработана с учетом возрастных особенностей детей среднего и старшего школьного возраста, уровней усвоения информации, каналов восприятия информации; повышение психосоциальной адаптации детей.
Задачи программы:
- Формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения.
- Развитие рефлексии чувств:
- принятие своих чувств и чувств окружающих;
- развитие умения различать эмоции и чувства, опознавать их у себя и других;
- умение говорить о своих эмоциях и проблемах.
- Развитие ресурсов личности.
- Формирование адаптивного представления о себе.
- Формирование позитивной самооценки.
- Выработка коммуникативных навыков, навык сплочения группы.
- Осознание и определение своего персонального пространства.
- Признание права на собственные ошибки.
- Развитие умения отстаивать собственное мнение.
- Умение разрешать конфликты мирным путем.
- Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.
Формы работы:
Групповая работа. Основой программы являются ролевая игра.
- Ролевые игры.
- Рисуночные методы.
- Ритуалы.
- Групповое обсуждение.
- Интерактивные игры.
- Моделирование ситуации.
Преимущество групповой формы работы:
Группой опыт противодействует отчуждению; группа отражает общество в миниатюре; возможность получения обратной связи и поддержки от участников группы; в группе дети могут обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений; в группе участники могут идентифицировать себя с другими; группа облегчает процессы самораскрытия и самопознания.
Основные компоненты работы:
Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблемы.
Этапы освоения программы:
- Понимание получаемой информации.
- Осознание потребности.
- Донесение информации о содержании того или иного навыка.
- Формирование навыков стресса преодолевающего поведения.
- Отработка полученных навыков.
- Перенесение навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь детей.
Предполагаемые результаты:
- Развитие стратегий проблем - преодолевающего поведения.
- Развитие поведенческой стратегии поиска социальной поддержки.
- Уменьшение поведенческой стратегии избегания.
- Повышение личностных ресурсов.
- Снижение риска попадания в девиантную группу.
Условия формирования группы.
Группа формируется из детей среднего и старшего школьного возраста, испытывающих трудности общения, обучения. Группа гетерогенна: по половому признаку (девочки мальчики).
Количественный состав – 8-25 человек.
Режим работы:
Программа расписана на 25 занятий. Длительность занятия – 1-1,5 час.
Частота встреч – 1-2 раза в неделю.
Технико-методическое оснащение занятий
- Рабочая тетрадь, личный дневник.
- Письма.
- Связь с родителями.
Урок №1. «Ритуалы перехода».
Основные идеи: на пути к свободе нас ждет множество так называемых «ритуалов переходов» связанных с изменением социального статуса или началом нового пути; одни помогают приблизиться к достижению цели, другие же пагубны.
Цели занятия: 1-ученики должны к концу занятия познакомиться с ритуалами перехода, ожидающими на пути; 2-понять какие препятствия ждут на пути; 3- перечислить ресурсы необходимые для ритуалов перехода (пример: люди, знания, цели).
Ключевые понятия:
»ритуалы перехода» - это ритуалы, которые совершаются в критические переходы в жизни, могут быть официальными, традиционными, публичные (пример: свадьба), неформальные (16-ый день рождения), новыми необычными (семейные традиции), закрытыми (религиозные обряды).
«свобода» - отсутствие стеснений со стороны деспотичной власти возможность действовать и думать без принуждений.
«сообщество» - группа людей объединенных общими ценностями, регулярными общением (в процессе, которого принуждают к этим ценностям и взаимными обязанностям).
Вступление: мы познакомимся с историей трех ребят Дима, Саша, Наташа, вашими сверстниками. Учительница Татьяна Александровна поможет нам в этом.
Начинаем зачитывать рассказ с писем, урок №1. Рассказ (около 5 минут).
Что означают данные предметы: пробка, этикетка, билет.
Составим список из «ритуала перехода», когда и где попробовать алкоголь? Позитивный и негативный опыт.
Какие вещи собираем в путешествие? Не только вещи в материальном плане можно взять с собой, но и что-то или кто-то поможет (пример: друзья, родители), качества личности, могут помочь.
В ходе путешествия сталкиваемся с проблемами, опишем их:
1-соблазн предательства другого ради собственной выгоды; 2-ложь; 3-зависть; 4-корыстолюбие; 5-вредные привычки; 6-эгоцентризм; 7-эгоизм; 8- отсутствие взаимопонимания; 9-неуверенность; 10-аппатия.
Игра№1. «Полоса препятствия».
а) Из группы выбираем троих участников, один доброволец выходит за дверь, на глаза ему одета повязка, заводя обратно в кабинет, его ставят перед препятствиями. Препятствия, это незрелость, отсутствие жизненного опыта, алкоголь, сигареты и т.д. надписи располагают по всему помещению. Один «поводырь», задача которого, наталкивать на препятствия, это ложный друг. Другой «поводырь» оберегает, это верный друг.
В конце упражнения задаем вопросы: что чувствовал доброволец; что чувствовал «поводырь»; понравилось; тяжело было вести?
б) Сидя за партами, ребята работают парами №1 и №2 пишут в рабочей тетради цель на неделю (около 1 минуты); препятствия на пути к цели? Игрок №1 зачитывает цели, а игрок №2 препятствия на ее пути. Класс предлагает игроку№1 как можно обойти препятствия, которые увидел №2.
Игра №2.
Класс делим на две части, раздаем мозаику и секрет в том, что у одной команды есть образец, как собрать, а у другой команды образца нет. Когда обе команды собрали картинки, задаем вопросы: легче собрать с подсказкой или без нее; кто или что может быть подсказкой в жизни?
Урок №2. «Мечты и препятствия».
Основные идеи: ученики, поставившие перед собой четкие цели, с большей вероятностью откажутся от алкоголя и наркотиков; именно в этом возрасте следует определиться с целями жизненными.
Цели занятия: 1-ученики должны уметь к концу занятия, список целей в жизни; 2-анализ и изменение списка целей, если нужно; 3-список препятствий на пути к своим целям.
Ключевые понятия:
«приключение» - стремление к действиям, которое стимулирует человека, приносит радость и потенциал организму.
Зачитывается рассказ, урок №2 «Задумайся о своей жизни: мечты и препятствия» (5минут).
Ведущий: составим список того, чего хотите от жизни, и запишем в рабочих тетрадях. Начните писать три цели, которые достигаем сегодня, через неделю, затем которые достигаем через год. И еще десять целей, которые хотим достичь в течение жизни. Чем больше целей, тем лучше, но не стоит, производит впечатление своими целями, они должны быть адекватны вашим возможностям (около 10 минут).
После составляем список «чего хотим от жизни»? на два, три предложения. Более глубокое осмысление своей перспективы. Работаем по принципу «мозговой штурм» в группе по три человека, расписываем барьеры и препятствия. После того, как список написан, зачитываем его и делим на две большие категории:
1-внутреннии;
2-внешнии.
После обсуждения списка в рабочих тетрадях составляем список из 1-5 препятствий, которые могут помещать вам в жизни.
Продолжаем зачитывать рассказ.
Игра №1. «Угадай мечту».
Делим класс на три команды по рядам, каждая команда должна в виде рисунка, пантомимики, разыгрывать свою мечту.
Связь с родителями: родители должны ответит детям на ряд вопросов, 1-были ли у них какие-либо цели; 2-удалось их достичь; 3-изменились ли их цели?
Урок №3. «Свобода и ответственность».
Основные идеи: 1-поиск одной только свободы не приведет к цели; 2-свобода является ответственностью перед собой и другими.
Цели занятия: к концу занятия ученики должны знать, одна свобода не приведет к осуществлению мечты; 2-свобода не отделима от ответственности; 3-уметь распознать не зрелое представление о жизни и понятие свобода.
Ключевые понятия:
«незрелая свобода» - любое представление свободы без ответственности;
«зрелая свобода» - представление об ответственности.
Зачитываем рассказ, урок №3 «Свобода и ответственность» (10 минут).
Упражнение №1.
Каждый из детей должен сложить из бумаги самолетик и на крыльях с одной стороны написать свобода и на другой стороне ответственность и запустить по классу. Затем выбрать и оторвать одно крыло у самолета. Затем опять запустить и задать каждому ребенку вопрос: что вы почувствовали, запустив самолет с одним крылом? Что для вас свобода? Определение свободы, которая есть у людей, взрослых? Составление списка как свобода, соединенная с безответственностью приводит к негативным последствиям.
Анализ упражнения:
Зрелая свобода - ответственные решения, т.е. думаем о будущем, о последствиях; решение можно изменить, если оно помешает или навредить; зрелая свобода предполагает ограничения; ответственность зато, чтобы не причинить вред себе и другим. Изменяем не зрелые представления о свободе в списках из дневников.
Признаки зрелой и незрелой свободы: чем они характеризуются
Зрелая свобода: 1-не вредит организму; 2-не вредит другим людям; 3-не нарушает закона; 4-помогает достижению мечты; 5-не вредит отношениям с близкими людьми.
Не зрелая свобода: 1-легко достижимо; 2-кажется для меня не будет иметь последствий; 3-увлекательное путешествие; 4-принимаешь не задумываясь.
В рабочих тетрадях составляем список из примеров зрелой и незрелой свободы.
Связь с родителями: на уроке обсуждали тему свобода и ответственность, поговорите со своим ребенком какие дополнительные моменты свободы и ответственности он может взять на себя.
Урок №4. «О полезных и вредных привычках».
Основные идеи: 1-привычки результат многократного повторения сходных решений; 2-одни привычки помогают, достичь цели или мешают; 3-в наших силах выбрать одни привычки и отказаться от других.
Цели занятия: к концу урока дети должны различать привычки, которые помогут в достижении цели или поработить; выбор одной позитивной привычки и развить ее в течение месяца.
Ведущий обращается к детям, как привычки могут дать свободу или поработить наш разум.
Зачитываем рассказ, урок №4 «О полезных и вредных привычках» (около 6минут).
Так же как персонажи легенды вы тоже задумывались о том, как хотели прожить свою жизнь. На первом листе дневника мы писали жизненные цели. На этом уроке выбираем дверь для осуществления той мечты. Рассказ бабушек напомнил, что не все сразу получается. Т.к. к положительному или отрицательному результату приводит целая цепь решений, каждая из которых может не показаться значимой. Самое главное понять, что привычка результат многократного повторения сходных мнений (пример: здороваться за руку при каждой встречи). Некоторые привычки могут дать свободу, даже если раньше не задумывались никогда, то постарайтесь назвать их сейчас (пример: кто-то очень хорошо поет; танцует). Выбираем ученика и спрашиваем: все ли получалось сразу, репетиции были скучны и утомительны, с какого момента начало нравиться, сколько времени прошло до удовольствия? Человеку нужны привычки, которые помогут раскрыть его таланту. А по началу приходится заставлять себя что-то сделать, но, в конце концов, эти навыки дают свободу в профессии или успехе. Существуют множество негативных привычек. Дальше составляем список, который может помещать добиться поставленной цели. Если определит те негативные привычки, от каких нужно избавиться, то получим идеальный характер.
Полезные привычки: 1-Чистить зубы (гигиена); 2-соблюдение режима дня; 3-здороваться; 4-делать домашнее задание; 5-ставить цели.
Формирование человеческих привычек подобно саду, задаем вопрос классу, у кого есть сад или огород? Так вот существует три закона урожая: 1-что сеешь, то пожимаешь; 2-урожай собирается не сразу, а только после посева; 3- человек пожимает больше, чем сеет.
Эти три закона применимы и к положительным привычкам: 1-доброжелательность; 2-максимально больше друзей; 3-больше верных друзей.
Применим данный закон и к отрицательным привычкам, если в нашей душе посеяны вредные привычки, то в саду посеяться сорняки.
Связь с родителями: расскажите подростку, какие привычки развивали и от каких привычек избавились вы. Какую положительную привычку вы могли бы помочь развить в своем ребенке за три недели.
Урок №5. «Сильнее вместе - сплоченность».
Основные идеи: для создания в классе благоприятной обстановки ученики должны, осознавать свою взаимозависимость; установка взаимозависимости, приносит пользу учителю.
Цель занятия: 1-ученики должны знать к концу занятия, что приняв участие в работе дискуссионной группе внести склад в описании идеальной обстановке в группе; 2-задуматься над тем, какие правила следовать и какие обязанности на себя взять, чтобы в классе установилась по настоящему благоприятная для обучения обстановка.
Начало урока: продолжаем говорить о том, что разрушает мечты и что помогает осуществиться. Огромную роль в пути достижения жизненных целей играет обстановка жизни и учебы человека. Нам предстоит решить, как создать в классе по-настоящему благоприятную для учебы атмосферу.
Тема для обсуждения в классе: «Класс моей мечты».
Класс разделяем на группы по четыре человека в группе, это 1-лидер, 2-протагонист (секретарь), 3-хронометрист, 4-докладчик. Каждая группа должна написать те, черты которые помогут коллективу стать «классом, моей мечты». Все предложения сводим в единый список, каждый заносим в рабочую тетрадь.
Ведущий составляет общий список, каждый подписывается под списком в знак принятия, я первая расписываюсь и т.д. все ученики класса, список можно повесить в классе на стене. Пример: 1-создать атмосферу дружеского коллектива; 2-честность по отношению друг к другу; 3-открытость; 4-самокритичность; 5-уважать мнение или решение других; 6-
взаимопонимание или взаимовыручка; 7-любовь к природе и животным, 8-уважение к старшему поколению; 9-воспитание чувства ответственности перед собой и коллективом; 10-готовность на взаимопомощь.
К концу урока в классе можно организовать конкурс плакатов, символов, эмблем на лучший плакать, по одному из выше написанных правил.
Связь с родителями: обсудите с ребенком те правила поведения в классе, которые считает наиболее важными; поговорить о том, какие из этих правил полезно установить в вашей семье.
Урок №6. «Что вы знаете о наркотиках».
Основные идеи: 1-иногда ученики получают не достоверную информацию о наркотиках от недостоверных источников; 2-точная достоверная информация поможет отказаться от наркотиков.
Цели занятия: ученики должны к концу занятия, перечислить какие сведения они считают истинными; 2-обсудить источник информации о наркотиках, а также мотив тех людей, которые навязывают ложную информацию; 3-научиться определять степень надежности и достоверности информации.
Зачитываем рассказ, урок №6 «Что вы знаете о наркотиках?» (около 5минут).
Теперь прослушав рассказ можно предложить один небольшой тест.
Речь пойдет об источниках информации: наркоман всю правду никогда не расскажет т.к. ему выгодно продать, а не запугивать. Представьте себе ядовитую змею, которая убеждает свою жертву, что маленькая доза особо не навредит. Чтобы определить, на сколько правдиво то или иное заявление о наркотиках, нужно начать с проверки об источниках (правдиво или нет).
Распределите написанные ниже источники информации по шкале: 0-не надежный источник, 1-редко надежный, 2-иногда надежный, 3-почти надежный, 4-абсолютно надежный.
Источник информации: | Рейтинг: | Мотив: |
СМИ | 2 | а) деньги |
Психологический центр | 4 | а) профилактика, пропаганда здорового образа жизни; |
Друзья, знакомые | 2 | а) предостережение, б) время препровождения, вовлечение; |
Родители | 3-4 | а)предостережение |
Соседи | 2 | а) вовлечение, б) предостережение; |
Нарко-диллеры | 0 | а) вовлечение, б) деньги, выгода; |
Врачи-наркологи | 4 | а) предостережение; |
Сами наркоманы | 0 | а) деньги; |
Рок-кумиры, поп-кумиры | 1 | а) деньги. |
Работа в рабочих тетрадях, ответьте на ряд вопросов: 1-кому вы можете обратиться за точной и достоверной информацией; 2-если источник информации, который можно переоценить.
Пословица: бесполезно ставить ловушку на птицу, если они это видят. Какая взаимосвязь между пословицей и темной нашего разговора
Можно организовать конкурс среди учеников класса на рекламную компанию, обо всем, что касается наркотиков: плакаты в автобусах, на щитах, сценка для ТВ-рекламы не больше 3-5 минут и т.д.
Итоги занятия: люди, которые знают о наркотиках и его последствиях на организм, имеют больше шансов избегать наркотической ловушки, информированные люди понимают опасность и избегают этих ловушек.
Связь с родителями: расскажите своему ребенку, когда вы были молодыми, были ли в вашей жизни люди, которым хотелось верить, хотя этого как показала жизнь, не следовало делать; в чем, по вашему мнению, их мотив; когда они пытались увести с правильного пути.
Урок №7. «Воздействие наркотиков на организм».
Основные идеи: 1-существует несколько видов наркотиков и действуют они по-разному; 2- наркотики оказывают неблагоприятное воздействие на организм; 3-наркотики лишают будущего.
Зачитываем рассказ, урок №7 (около 2 минут).
Физическое и психическое воздействие наркотиков на организм. Какие органы страдают: 1-мозг, 2-легкие, 3-сердце, 4-желудок, 5-амнезия, 6-высокое давление, 7-учащающее дыхание, 8-сердцебиение, 9-тошнота, 10-ухудшение зрения, 11-спазмы мышц, 12-нарушение координации, 13-принятие страшных поз, 14-кома, 15-потеря веса, 16-потеря ориентации, 17-депрессия, 18-раздражительность, 19-разрушение мечты.
Игра «Путь с закрытыми глазами».
Из класса выбираем два игрока, один с закрытыми глазами, другой нет, несут на тыльной стороне ладони ручку. Эстафета заканчивается тогда, когда один из участников дойдет до финиша первым.
Итог: люди употребляющие наркотики ставят себя в невыгодное положение при возникновении конкурентной ситуации, благоразумные люди сбегают употребления наркотиков.
Связь с родителями: попросите подростка отказаться от какой-либо вредной привычке;
спросите у родителей, почему даже однократное употребление очень опасно.
Урок №8. »Что такое наркотическая зависимость».
Основные идеи: у каждого в жизни бывают моменты столкновения с болью, обидой, страхами. Наркомания- это то, когда возникает психическая или наркотическая зависимость.
Цели занятия: ученики должны понять, употребление наркотиков приведет к зависимости; привыкание идет после первой дозы и трудно предугадать реакцию организма на наркотик.
Наркотическая зависимость - это когда наш разум, чувства, организм стремится к наркотикам и зависит от них.
Зачитываем рассказ (около 4минут).
Записать в рабочей тетради собственные «узлы»- болезненные разочарования, незалеченная рана. Демонстрация: раздаем в класс веревку и просим детей завязать столько узлов, сколько у них записей в тетрадке.
Игра.
Выбираем добровольцев из класса, завязав одну руку, участников просим развязать шнурок на кроссовках, просим совершить любые действия.
Трудно выполнить житейские дела, вовремя отдыха трудно и нормально двигаться.
Подведение итогов: на сегодняшний день вы увидели, что употребление наркотиков вызывает зависимость. Нет интереса для учебы, отдыха, работы, друзей. Всякий кто хочет сохранить контроль над своей жизнью должен избегать наркотиков. Тот, кто экспериментирует, не может быть уверен, что противопоставит давлению.
Связь с родителями: поговорите со своим ребенком, о том, как употребление наркотиков повлияло на жизнь; обсудите то, как наркотики могут влиять на его мечты в будущем.
Урок №9. «Наркотический омут».
Основные идеи: 1-приятные ощущения, от наркотиков возникающие по началу быстро исчезают, хотя употребление повторяется; 2-употребление наркотиков приводит к ряду негативных последствий: физической, эмоциональной, психологической и социальной сферы; 3-человек теряет контроль над своей жизнью т.к. подчинен потребностью в новой дозе; 4-употреблять наркотики время от времени и избежать зависимости не возможно.
Цели занятия: 1-к концу занятия ученики должны понять, что использование наркотиков приводит к формированию зависимости с каждой новой дозой труднее предотвратить; 2-осознать, что приятные ощущения длятся не долго, наркоман проводит свою жизнь в постоянной попытке вернуться к нормальной жизни.
Зачитываем рассказ, урок №9.
Обращение к детям в классе, сегодня говорим о том, как наркомания затягивает в пагубный омут и отказ от наркотиков подведет к осуществлению цели.
Четыре стадии зависимости от наркотика.
Эксперимент: (чувства) | Активный поиск: (желания) | Всепоглощающий интерес: (действия) | Полная зависимость: (причина) |
Любопытство; | Неудовлетворенность; | страх, гнев, злость, раздражительность; | смысл жизни - наркотик, доза; |
пробуем разные наркотики; | увеличение дозы; | добыть дозу; | ложь, кражи; |
любопытство или под воздействием людей, друзей; | чаще употребляют; | постоянное употребление, ложь, кражи; | кражи, ложь; |
тайное увлечение; | потребность в наркотике, привыкание; | изоляция, тюрьма; | летальный исход. |
Игра.
Класс разбиваем на тройки, в них обязательно будет разыграны роли: 2 помощника и роль наркомана. Разбиться на тройки с боку помощники, а по середине наркоман, ему можно помогать, только если он падает. Ведущий дает задание пример: закрой левый глаз, затем правый, подними ногу, встаньте прямо и вытяните руку вдоль тела, оторвите правую ногу на полметра, и т.д. Все участники тройки должны пройти через роли.
Обсудите, что чувствовал наркоман, что чувствовал помощник. Иллюстрация того, как организм человека реагирует на наркотик. С каждой новой командой труднее контролировать свое тело, так же чувствует себя наркоман.
- Человек начинает экспериментировать с наркотиками, цель его как времяпрепровождение с друзьями. Если получает «кайф» от одного наркотика, то пробует экспериментировать и с другими наркотиками.
- Требуется все больше наркотиков, возникает толерантность к наркотику (организм привыкает и нужно увеличивать дозу) могут быть как от стресса, негативных эмоций, наркотики могут употребляться ежедневно, для достижения желаемого эффекта ухода от проблем. Ухудшение успеваемости, раздражительность, резкая смена настроения и меняется круг знакомств т.к. все больше тянет к людям, разделяющим его интерес.
- Полное поглощение наркотиками, потеря контроля, злоба и замыкание в себе, т.к. цена наркотика велика. Идет обман, воровство, ложь.
-Смысл жизни, наркотик, человек на этой стадии уже не может остановиться даже при опасных последствиях.
Ток-шоу «Четыре героя и четыре стадии зависимости от наркотика».
Ребята в классе должны придумать историю, человека который был или является наркоманом: что это за человек, его легенда, почему так случилось, из-за чего? От каких целей отказался, чем пожертвовал, что происходило в связи с этим. В истории должны участвовать четыре игрока, которые проиграют четыре стадии зависимости от наркотика.
Итог:
В течение урока мы увидели, как эксперименты с наркотиками привели к серьезным последствиям: социальным, физическим, психическим, эмоциональным.
Игра продемонстрировала, как наркотик лишает возможность выполнить действия. Опасность реальна, ваши мечты слишком важны, чтобы их разрушать употреблением наркотиков.
Связь с родителями: поговорите с вашим ребенком о том, как эксперимент может подвести к наркотикам. Чтобы вы почувствовали, если бы узнали, что ваш ребенок употребляет наркотик.
Урок №10. «Что вы знаете об алкоголе».
Основные идеи: 1-некоторые мифы об алкоголе принимаются за факт, многим необходимо признать, что алкоголь серьезная проблема для их семей.
Цели занятия: 1- ученики должны отличить мифы об алкоголе от действительно, факта; 2-знать какие проблемы связаны с проблемой алкоголизма.
Зачитываем рассказ (около 2 минут).
Раздаем ученикам задания с утверждениями об алкоголе. В течение 5 минут обдумают факт это или миф. Каждый высказывает, согласен или нет. В конце ведущий дает свои комментарии.
Какую роль вы можете сыграть в решении проблемы? Возможно, вы не в состоянии решить, эти проблемы. Но вы можете принять ответственные решения затрагивающие вас и ваших близких. Вы можете быть примером для друзей и сверстников, вы можете поддержать родителей, а не становиться очередной проблемой. Иными словами вы можете взять на себя ответственность за решение проблемы. В сфере вашего влияния, даже если сфера, не велика. Если справитесь «со слоном» в собственной жизни, это может помочь одолеть «слона» в жизни другого.
Итог:
Тот, кто знает об алкоголе не многое, способен совершать массу ошибок; молодые люди должны узнать все факты, касающиеся алкоголя, чтобы принять решение употреблять или нет.
Связь с родителями: если в вашей семье существовала проблема с алкоголем, поговорите о ней с ребенком.
Урок №11. «Воздействие алкоголя на организм»
Основные идеи: 1-употребление алкоголя вызывает повреждение жизненно важных органов; 2-разрушительное воздействие усиливает и зависит от продолжительности употребления и генетических факторов.
Цели занятия: 1- ученики должны знать, основные органы, которые страдают от употребления алкоголя; 2-заболевание; 3-назвать мечты, которые не возможно осуществить, употребляя алкоголь.
Зачитываем рассказ (около 10 минут).
Раздаем желающим камушки не более 2см в диаметре и просим спрятать в обувь. Так проходит какое-то время. Затем поговорить о камушках в обуви. Как повлияло присутствие их на возможность двигаться. Употребление алкоголя можно сравнить с камушком в обуви, мы знаем, что он есть, но не замечаем его, а затем со временем трудно действовать с ним. Тоже самое можно говорить об алкоголе, по началу это не проблема не чувствуешь ее, но если не обращать внимание, то наносится сильный вред здоровью.
Работа в тетрадях, напишите от каких целей, пришлось отказаться после того, как стали употреблять алкоголь.
Возвращение к рассказу.
Человек может выбросить алкоголь, так же как из ботинка камушек, но каждый решает сам за себя. Те, кто хотят избавиться от камушка в обуви прямо, сейчас может его вынуть и бросить в наш курган. В Древности люди оставляли курганы из камней, как напоминание значимых событий, так и наш курган будет напоминать о проблемах взаимоотношений с алкоголем и о свободе следования за мечтой.
Викторина:
Собираем три команды, каждая отвечает на один вопрос ведущего. Если не успели или не верно ответили, то ход переходит к следующим командам. Выигрывает та команда, которая дала больше всего правильных ответов.
Вопросы:
1- Какая зона мозга особенно чувствительна к алкоголю (кора).
2- Во сколько раз увеличиться развитие рака у курильщика, если еще пьет (10 раз).
3- Какой орган отвечает за переработку алкоголя (печень).
4- Что делает организм при сжигании алкоголя с сахаром (накапливает).
5- У какого органа накапливается лишний жир (печень).
6- Увеличение, какого органа приводит алкоголь (селезенки).
7- Какой орган при хроническом алкоголе работает на износ (печень).
8- Какая инфекция распространена у алкоголиков (плевмания).
9- Каким заболеванием печень приводит алкоголизм (гитатит и цероз).
Итог: алкоголизм приносит большой, помехи создает в достижении цели в жизни.
Урок №12. «Последствия злоупотребления алкоголя».
Основные идеи: 1-злоупотребление алкоголя запутывает в сети; 2-приводит к изменениям в организме; 3-может затронуть всех членов в семье; 4-убивает мечты.
Цели занятия: 1-к концу занятия ученики должны знать, как злоупотребление вредит не только организму, но и всем сферам жизни деятельности; 2-перечислить различные социальные и экономические последствия; 3-описать взаимосвязь последствий влияния алкоголя на организм.
На прошлом занятии мы создали курган, из камней символизирующий боли и страдания, приносимые человеку, алкоголем. Символ свободы в продвижении к мечтам, которую обретает, принимая решения не употреблять алкоголь. Уже говорили, как алкоголь влияет на человека, но также затрагивает и других людей в окружении и, безусловно, препятствует осуществлению мечты.
Зачитываем рассказ.
Диаграмма «Последствия употребления алкоголя».
Из рассказа бабушек мы видим, алкоголизм вредит не только организму, но и ущерб другим людям. Многие сферы, затронутые, еще и переплетаются так, что одно последствие тянет, целую цепочку последствий ведь все, в жизни взаимозависимо.
Давайте рассмотрим нарисованную на доске диаграмму. Все, это зарисовать в рабочих тетрадях. Многочисленные линии связей показывают, как последствия злоупотребления алкоголя усложняют нашу жизнь, и затрагивает многие сферы жизнедеятельности.
Демонстрация: у меня в шкатулке лежат отрезки веревки, это будет служить иллюстрацией тех идей, которые сегодня пройдут. Пол метра веревки, на которой нужно завязать сначала, завязать три очень тугих узла, и еще два узла, но не так туго как первый раз. Каждый из нас получил, дар и каждый из нас в ответе как распорядиться даром. Каждый принимает важные решения, они могут дать развитие для роста или стать узлом, препятствием на пути к нашим мечтам. Одни узлы развязать сравнительно легко, другие нет. Попробуем развязать наши узлы.
Свободные узлы, это последствия которые легко преодолеть, пример: похмелье, стоимость лекарства.
Тугие узлы, последствия, которые меняют жизнь человека, посмотрите на веревку, где тугой узел? В этом месте она не такая новая, как была, скорее всего, такой уже не станет. Распутав тугой узел, наша жизнь не станет такой как прежде. У некоторых узлы не удалось развязать и это подтверждает, что алкоголь может нанести вред, который не возможно развязать.
Работа с личными дневниками: посмотрите на свои цели и мечты, какие из них могут оказаться под угрозой. Опишите вред, нанесенный алкоголем в вашей семье или в семье близких знакомых, может быть расстроенные замыслы, мечты или истории разбитых взаимоотношений.
Итог: 1-люди употребляющие алкоголь упускают прекрасные возможности, которые могут больше не представиться; 2-без алкоголя, ты в выигрыше и можешь использовать все возможности жизни.
Урок №13. «Подросток и злоупотребление алкоголя».
Основные идеи: 1-существует несколько факторов риска, которые увеличивают вероятность того, что человек употребляющий алкоголь, станет алкоголиком; 2-самым серьезным из этих факторов риска, является игнорирование опасности алкоголизма.
Цели занятия: к концу занятия дети должны знать, факторы риска, усиливающие предрасположенность человека к алкоголю; 2-осознать риск развития алкоголизма для каждого лично.
Вводная часть урока: мы с вами рассмотрели проблемы, к которым может привести алкоголизм. Однако многие из вас сидели и думали, ко мне это не имеет отношения. Уж я то никогда не буду напиваться и злоупотреблять алкоголизмом.
Тест развития риска алкоголизма.
Оценка риска развития алкоголизма: оцените следующий тест по шкале от 1 до 5 баллов:
1- полностью согласен;
2- согласен;
3- затрудняюсь ответить;
4- не согласен;
5- абсолютно согласен.
Утверждения:
1. Родители и другие люди, с мнением которых я считаюсь, не одобряют употребление алкоголя.
2. Жизнь в моей семье стабильна, у меня хорошие отношения в семье.
3. В целом, у меня позитивный взгляд на жизнь. Я смотрю в будущее с оптимизмом.
4. У меня нет (или почти нет) родственников, страдающих алкоголизмом.
5. Я еще не пробовал алкоголь.
Итог:
5-10 баллов - низкий риск
11-15 баллов - средний риск,
16-25 - высокий риск развития алкоголизма.
Зачитываем рассказ (около 3 минут).
Обращаемся к детям в начале урока, я предложила тест, развития у человека алкоголизма.
Поговорите о факторах риска более подробно, таких факторов несколько, но самый серьезный игнорирование риска.
Три ситуации необходимо оценить риск развития алкоголизма в каждой из трех ситуаций от 1 до 5 баллов. Зачитываем ситуацию и даем время оценивания и обсуждения в классе.
Возможно, кто-то исправит первоначально поставленную оценку.
Игра:
Встаем в круг с расстоянием 1 метр друг против друга и предлагаем кидать предмет по часовой стрелке, старайтесь не уронить предмет на пол. Это задание усложняется тем, что каждый из вас ловит и бросает эти предметы, закрыв одной рукой глаз. Если предмет упал на пол, вы выбываете, и тот игрок кто убрал руку от закрытого глаза или подсмотрел, тоже уходит из игры. Если дети очень ловкие, можно усложнить игру, пусть один против часовой стрелки кидает предмет, а второй по часовой стрелке, но обязательно предмет должен быть легким.
Игра, помогает понять, какую роль в зависимости от алкоголя имеют слабые места человека.
Не доводить игру до конца, а объявить: «Никто их тех, кто закрывает глаза на риск развития алкоголизма, победителем быть не может».
«Согласен - не согласен».
Я зачитываю утверждения, а вы поднимите руку, если согласны или не согласны с утверждениями:
1. | Чем выше уровень образования человека, тем меньше вероятность того, что он станет алкоголиком. | Не согласен |
2. | Чем раньше человек начнет пить спиртное, тем больше вероятность того, что он станет алкоголиком. | Согласен |
3. | Алкоголики в семье или среди родственников увеличивают вероятность того, что он станет алкоголиком. | Согласен |
4. | Чем ниже уровень дохода человека, тем больше вероятность того, что он станет алкоголиком. | Согласен |
5. | Когда у человека нестабильна ситуация в семье (развод, проявление жесткости), вероятность того, что он станет алкоголиком, снижается. | Согласен |
6. | Если родители негативно относятся к алкоголю, вероятность того, что он станет алкоголиком, снижается. | Согласен |
7. | Если у человека часто бывают депрессии, волнения или тревоги, вероятность того, что он станет алкоголиком, возрастает. | Согласен |
Запись в рабочих тетрадях: есть пять факторов влияющих на вероятность развития алкоголизма: 1- раннее приобщение к алкоголю; 2-алкоголизм в семье; 3-не стабильная обстановка в семье; 4-излишнее либеральное отношение к алкоголю в семье; 5- частые депрессии и тревоги; 6-игнорирование, возможного риска.
Игра: «Два напитка»
Ведущий заготавливает заранее два напитка, один из них с добавлением соли. Раздаются классу не сложные задания, пример: подними ногу, попрыгай на одной ноге и т.д.
Задания делятся: на высказывания положительные и отрицательные. Жеребьевка проходит в закрытом мешке, откуда по одному достаем задание.
+ раннее знакомство с алкоголем;
+ строгое отношение к алкоголю;
- алкоголизм в семье;
- не стабильная ситуация в семье;
- частые депрессии;
+ отложенное знакомство с алкоголем;
+ отсутствие алкоголизма в семье;
+ стабильная ситуация в семье;
- либеральное отношение к алкоголю;
+ в целом уравновешенное здоровье, эмоциональное состояние.
Окончив игру, обсудите состояние алкоголиков, которые продолжают разрушительное поведение, даже не смотря на презрение со стороны близких. Что заставляет так поступать.
Итог: мы подвигаем детей к выводам, 1-никто не хочет становиться алкоголиком и не один не гордиться своей зависимостью от алкоголя и все же он вновь и вновь возвращается к пагубной привычке; 2-существует несколько факторов развития алкоголизма у человека.
Связь с родителями: поговорите о том, пробовал ваш ребенок алкоголь и много ли пьющих людей окружают его в жизни. А также о том, как он может снизить риск развития алкогольной зависимости у себя.
Урок № 14. «Жизнь без алкоголя».
Основные идеи: 1-первое решение, касающееся алкоголя, пробовать его совершеннолетия, это критический момент, когда человек может максимально задействовать свое будущее; 2- определить факторы которые помогают ответственно отнестись к решению об употреблении алкоголя.
Начало занятия: сегодня не будем читать рассказ, а поговорим о том, как важно принять для себя твердое решение об отказе от алкоголя.
Игра: для этой игры используются монетки и игровое поле, в зависимости от результата подбрасывания монетки будем двигаться в то или иное поле. Всего бросаем не больше пятнадцати раз, и где бы вы не оказались игра, заканчивается после пятнадцатого броска. Правила игры связаны с качествами личности и факторами риска: 1-алкоголизм членов семьи; 2-либеральное отношение; 3-нестабильная ситуация в семье; 4-частые депрессии и переживания.
Качества личности, которых не хватает алкоголику: 1-самокритичность, делаю то, что нужно если контроля нет; 2-честность, говорю правду даже если не выгодно; 3-упорство, выполняю задачу, если она для меня трудна; 4-надежность, всегда делаю, то, что обещал; 5-уверенность в себе, верю в себя даже, когда другие сомневаются.
Игра:
Цель игры: 1-воспитать в себе сильную личность; 2-успеть своевременно принять решение об отказе от алкоголя.
Правила игры: каждый игрок, выбирает качества личности и факторы риска. Если качеств личности больше, то при принятии решений у него будет преимущество, это означает, что ему достаточно выбросить правильное решение. Если качества личности меньше чем факторов риска, его шансы уменьшаются и ему нужно выбросить «орел» два раза, за три попытки, чтобы принять правильное решение. Некоторые решения приведут к новым ситуациям выбора. Если игрок применяет мудрое решение, и останавливается в зоне «+1» он может выбрать, какое из оставшихся качеств личности приобрести. Если принимает ошибочное решение и в зоне «-1», то он теряет одно из качеств. Если игрок теряет все качества у него остается «0» по этому показателю пока он не начнет прибавлять себе, эти качества.
Урок № 15. «Спутник жизни: Каким он должен быть».
Основные цели: 1- мечты о спутнике жизни должны быть стимулом для того, чтобы самим стать таким человеком, с которым хотелось бы сохранить отношения на всю жизнь.
Цели занятия: к концу занятия ученики должны, 1-перечислить качества которые дети видят в своем будущем, спутнике жизни; 2-с каким человеком дети в будущем хотели бы вступить в брак; 3-перечислите свои качества личности (свои собственные) чтобы привлечь будущего супруга (у).
Качества идеального спутника жизни: групповая работа, сейчас я на доске напишу категории, качеств личности:
1) личность; 2) внешность; 3) семья; 4) социальные навыки; 5)трудовая этика (отношение к работе); 6) интеллект.
1) нравственность (честный, порядочный); 2) убеждение (мировоззрение); 3-ценности; 5) цели в жизни; 6)навыки; 7)отношение к спиртному и наркотикам.
Работа в личных дневниках: дети составляют список как минимум из семи личных качеств, которые они предъявляют к будущему супругу (поместите качества по категориям, и какая категория набрала больше всего баллов). Напротив того списка, напишите список качеств, которые вы должны обладать сами, чтобы привлечь такого идеального спутника жизни. Сравните эти два списка и напишите те изменения, которые вы хотите добиться, чтобы соответствовать своему идеалу.
Далее зачитываем рассказ.
Обсудите это письмо с детьми. Вы почти втрое старше ее, мы говорили о среде близости потому что, вы уже готовы, чтобы услышать ответ на вопросы. Однако это не означает, что вы можете открыть дверь сокровенного, за этими дверями скрывается истина. Некоторые из этих истин могут повредить как вам, так и окружающим. А некоторые могут разбить ваши мечты, как вы думаете, с какими тяжелыми последствиями может быть связана половая жизнь.
Связь с родителями: 1-поговорите с ребенком о том, какие качества человека должен развить в себе, чтобы привлечь идеального спутника жизни, которого он хочет; 2- как вы можете помочь в этом своему ребенку.
Урок №16. «Подготовка к успешному браку».
Основные идеи: по тому, как человек относится к своим родителям, братьям, сестрам можно предположить, как он будет относиться к будущему супругу или супруге.
Цели занятия: к концу занятия дети должны, перечислить несколько глупых ошибок, которые подросток совершает в отношении с противоположным полом, подобрать те качества, которые в будущем приведут к успеху.
Начало занятия: Просим детей разбиться на пары, в паре каждый должен ответить на вопросы: 1-когда вы получили, что-то хорошее в подарок; 2-когда вы получили неприятный сюрприз? В этих же парах пишем список «поступки подростка, которые портят его дальнейшую жизнь». Даем на это задание не больше пяти минут.
Зачитываем рассказ.
Связь с родителями: 1-расскажите сыну или дочери, какими качествами должен обладать женщина или мужчина (муж или жена); 2-попросите подростка рассказать вам о том, какие списки идеального спутника жизни, они писали; 3- поделитесь своим опытом, мнением как идеальные качества помогут браку.
Урок №17. «Давление среды как устоять».
Основные идеи: 1-зачастую проблемы, которые побуждают к употреблению алкоголя и наркотиков глубже лежать в подростки и не всегда осознают; 2-среди этих причин особое место занимает психологическое давление сверстников и найти утешение от страданий; 3-подростки не всегда осознают, что у их друзей могут быть скрытые мотивы для того, чтобы предложить алкоголь и наркотики, когда они осознают, эти мотивы им легче противопоставлять давление со стороны сверстников; 4-когда на человека оказывается давление, он должен проанализировать источник и мотив предложения алкоголя и наркотиков.
Цели занятия: 1-перечислить некоторые глубинные мотивы, толкающие к употреблению алкоголя и наркотиков; 2-описать некоторые эгоистические мотивы, которые побуждают воздействовать на других, предлагая им наркотики и алкоголь.
Игра:
Группе предлагаются ножницы по кругу и цель догадаться, по какому критерию, ножницы «открытые – закрытые».
Многое из того, что происходит в нашей жизни, являются результатом процессов, которые на взгляд не заметны, это напоминает нам игру. Вы можете, сосредоточит свой взгляд на очевидной ситуации, и пропустить менее очевидную, но глубинную.
Упражнение «Давление сверстников».
Лидеры три-четыре человека просим выйти за дверь, пока не позовут. Весь основной состав класса просим составить список предпочтений, который разделяет большинство людей: 1-путешествие; 2-спорт; 3-забота о домашних животных; 4-посещение церкви; 5-удаление чувства голода; 6-всегда ли при любых обстоятельствах говорить, правду; 7-никогда не списывать на контрольных работах; 8-иметь друга или подругу противоположенного пола; 9-всегда помогать друзьям, даже если будут нарушаться правила; 10-никогда не нарушать правила; 11-смотреть телепередачи и фильмы и т.д. Список должен быть длинным. Выбираем два утверждения наиболее спорных и голосуем анонимно. Выходит за дверь ведущий и договаривается с лидерами вне зависимости от их предпочтений, что они должны проголосовать за первое утверждение и против второго. Лидеры зашли, ведущий объясняет, сейчас будем голосовать «за» и «против». Говорить первое утверждение, затем говорить второе дети в классе голосуют. Второй раз можете поменять свое мнение. Почему изменили? Скажите, пожалуйста, оказал ли на вас, хоть в какой-либо мере факт голосования «группы за дверью».
Вывод:
Мы убедились, что причина побуждающая найти те или иные поступки не всегда убедительная. Мы убедились в том, что идти против мнения других трудно. Когда нам приходиться принимать решения касающиеся наркотиков и алкоголя полезно понять, почему другие люди хотят на нас повлиять. Получив заманчивое предложение, нужно «трезво» оценить источник, что получит человек, предлагающий, если я соглашусь на его предложение, и что получу я и какой ценой. Именно поэтому мы можем доверять родителям и учителям больше чем продавцам наркотиков и других товаров.
Работа в личных дневниках:
Составим список причин, который может быть связан с риском причин побуждающих к наркомании: 1-одиночество; 2-депрессия; 3-волнение; 4-зависимость; 5-уступчивость; 6-врождебность: 7-ощущение безнадежности; 8-отсутствие надежды на осуществление мечты; 9-давление сверстников; 10-опасность или риск; 11-потребность в любви и признании; 12-так поступают друзья и родители; 13-смотрите говорят я не должен, этого делать и т.д. Оцените каждую причину по пяти бальной шкале: 1-самый маленький; 5-максимум.
«Письмо, отговаривающее от употребления наркотиков»
Ваш друг колеблется под давлением наркотиков? Напишите ему письмо.
Итог:
1-Оказавшись под давлением других людей, мы должны вежливо, но твердо отказаться; 2-
Если давление не ослабевает, следует по возможности прекратить контакт с этими людьми.
Связь с родителями:
1-спросите вашего подростка, в чем он чувствует давление со стороны друзей; 2-поговорите с ним о том, как вы могли бы помочь ему противопоставлять давлению.
Урок № 18. «Мгновенное удовольствие не попадись на удочку»
Основные идеи: 1-способность терпеливо ждать исполнения желания признак зрелости личности; 2-наркотики и алкоголь, мгновенное удовольствие и сильное наслаждение, однако эти «разрушители мечты» превращаются в современных работодателей порабощающих людей, которые теряют контроль над своей жизнью.
Цели урока: 1-измерить степень импульсивности в ситуациях искушения и способность откладывать удовлетворения желаний; 2-описать как «убийцы мечты» превращаются в «рабовладельцев»; 3-научиться противостоять импульсивным порывам при встречи с искушением; 4-за мгновенное удовольствие расплачиваются всю жизнь.
Ловушка мгновенного удовольствия: мы рискуем попасть в эту ловушку, когда стремимся получить желаемое мгновенно, не задумываясь о последствиях.
Зачитываем рассказ.
На сегодняшнем занятии мы присмотримся к способности откладывать получение удовольствия. Наш разговор построен на трех наблюдениях из жизни общества: 1-мы окружены людьми, организациями, СМИ, которые пытаются повлиять на нас; 2-искушение, это использование желаний, для того, чтобы другой человек добился целей; 3-лучший способ защититься от искушений, отложить удовольствие.
Запись в рабочих тетрадях: ответ на вопрос: «Что делает людей уязвимыми перед негативным влиянием?» Обсуждение полученных списков.
Вопросы: 1-опишите эпизод, когда кто-то сильно хотелось? А взрослые не разрешали удовлетворить желание? Как себя чувствовали? Что сделали; 2-опишите случай из жизни, когда вас заставили ждать получения желаемого? Что чувствовали; 3-опишите эпизод, когда сильно хотелось, но вы сами сказали, нет? Но могли бы использовать свое желание.
Не только родители и учителя, но вы сами способны повлиять:
1-избегать привычек разбивающих мечту; 2-ставить в жизни серьезные цели, и решить на какие жертвы вы готовы идти ради достижения цели.
По желанию учащихся зачитываются три задания и обсуждаются в классе, что им руководствовало? Как этот случай повлиял на их самосознание? Вернуться к началу и вспомнить о своих мечтах, и осознать на какие жертвы идти ради осуществления мечты: 1-какие из ваших потребностей и желаний дождаться труднее всего?
2-почему с вашей точки зрения, это так?
Работа в личных дневниках:
Опишите ту часть своей жизни, в которой уже сталкивались с искушениями, или могут столкнуться с искушением: 1-уже начало действовать или сфера где могут быть уязвимы в будущем; 2-какие шаги можете сделать, чтобы избежать искушения?
Итог занятия: 1-некоторым искушениям легко противостоять в начале пути, но чем дальше они действуют, тем сложнее противостоять; 2-с некоторыми привычками, которые разрушают мечту необходимо бороться.
Связь с родителями: 1-расскажите, какую мечту удалось осуществить? 2-какую мечту не удалось осуществить, что помешало?
Урок №19. «СМИ без препятствий».
Основные идеи: 1-рекламодатели используют мощные, изощренные технологи воздействия на потребителей и способы манипулирования ими, побуждая покапать определенные товары и прививая определенные идеи и жизненные привычки; 2-подростками необходимо распознать попытки друзей отвлечь их от осуществления жизненных целей. Научившись избегать подобного воздействия, подросток приближается к свободе и осуществлению своей мечты.
Цели занятия: 1-рассмотреть примеры современной рекламы; 2-объяснить, какие приемы используются для продажи товара; 3-научиться распознавать смысл, за внешним содержанием рекламы; 4-оценить действенность рекламы и придумать рекламный сюжет для популярного продукта; 5-осознать, что некоторые сверстники также могут предпринимать попытки манипулировать.
Викторина: СМИ правда или ложь.
Ученики должны отмечать свое мнение о каждом из утверждений в тетрадях. Когда они запишут ответ, попросите их поднять руку, если они согласны с зачитанным утверждением. После голосования у них будет возможность обсудить утверждения:
1. В некоторых промышленно-развитых странах подростки за год видят 10.000 сцен сексуального характера? (Правда).
(Факт – В США эта цифра достигает 14000 в год)
2. Большинство телесериалов реалистично отображают действительность? (Ложь).
3. Многократный просмотр эротических образов в рекламе не оказывает никакого воздействия на личность? (Ложь).
4. Рекламные образы никак не воздействуют на поведение? (Ложь).
5. Просмотр телевизионных программ оказывает воздействие на личность? (Правда).
Анализ рекламы: вариант.
Давайте посмотрим на принесенные вами образцы рекламы и попытаемся решить, какую идею они пытаются донести до потребителя? Разделяем доску на две части: факт и вымысел. Просим учеников сформировать главную мысль их рекламы, а затем всех
классов определите. Факт это или вымысел.
Продукт | Факт | Вымысел |
Шампунь | Помогает вымыть волосы | Способствует тому, чтобы, вас пригласили на свидание |
Зубная паста | Помогает очистить зубы от бактерий и частичек еды | Если использовать пасту конкретного производителя, больше людей захотят вас поцеловать |
Лак для волос | Помогает уложить волосы | Если использовать лак конкретного производителя, больше людей захотят провести рукой по вашим волосам |
Готовый завтрак | Дает организму энергии | Хлопья определенной марки делают вас привлекательней |
Джинсы | В них удобно работать | Вы добьетесь популярности, если будете носить джинсы определенной марки. |
Автомобиль | Транспортное средство, особенно полезно для поездок на большие расстояния | Заставит других людей полюбить вас |
Водка | Крепкий алкогольный напиток, который притупляет чувства и мысли | Крепкий напиток делает мужчину сильным. |
Работа в рабочих тетрадях: запишите ответы на вопросы: 1-что вы заметили в образах рекламы, которую сегодня рассматривали? 2-удалось узнать, что-то новое о рекламе, то, что именно? 3-как ваша способность видит истинное лицо рекламы, поможет уберечь от наркотиков и алкоголя?
Урок № 20. «Сила слова нет».
Основные идеи: 1-ученики должны понять, как важно говорить «нет», занятиям которые могут нанести им физический, эмоциональный или психологический вред; 2-ученики должны понимать, когда они могут сказать «нет» и как справляться с теми ситуациями, в которых «нет» сказать трудно; 3-некоторые учащиеся должны научиться говорить «нет» так чтобы их услышали.
Цели занятия: к концу занятия ученики должны, 1-твердо знать, что «нет» можно сказать словами, но и действиями; 2-описать, как сложно бывает противостоять групповому давлению; 3-придумать сценку, иллюстрирующие значение слова «нет» в определенной ситуации.
Учимся говорить «нет»: помните, что, когда мы любим, мы желаем любимому человеку самого лучшего. Тот, кто манипулирует людьми, просто использует их, чтобы получить желаемое. Рано или поздно разрушительный характер такого манипулирования обязательно проявиться. Открою вам один секрет, он пост и вы по началу не поверите, вот в чем он заключается, просто слово «нет», гораздо эффективнее многочисленных оправданий и объяснений. Когда вы пытаетесь оправдаться или объяснить, почему вы не хотите что-либо делать вы как будто даете человеку дополнительное предложение с вами поспорить. С другой стороны простое «нет» не оставляет оппоненту оснований для продолжения спора.
Назову несколько правил, которые желательно соблюдать, когда кому-нибудь в чем-нибудь отказываешься:
1-говорите «нет» спокойно и прямо. Не повышайте голоса, не кричите, но и не говорите слишком робко. Уверенности вам придаст заранее принятое решение говорить «нет» в подобной ситуации; 2-будьте вежливы. Ваша задача - не обидеть, а просто отказаться; 3-выражайтесь проще. Не пытайтесь придумать слишком сложное объяснение вашего отказа. Не забывайте о вежливости; 4-повторите свое «нет» столько раз, сколько потребуется. В конечном итоге, человек, пытающийся вас убедить, скорее всего, устанет и отступит.
Упражнение: Говорите «нет.
Разделите класс на несколько разных по числу участников групп. Например, по два, три, четыре и пять человек. Попросите каждую группу подготовить короткую сценку, иллюстрирующую различные ситуации, в которых можно вежливо сказать «нет», не навредив отношениям в компании.
Работа в дневниках: 1-опишите ситуацию, в которой трудно сказать нет; 2-опишите способ как можно было сказать «нет».
Связь с родителями: опишите ситуацию, где вам надо было ответить «нет», как вы ответили, и как это удалось вам.
Урок № 21. Важность границ.
Основные идеи: 1-прежде, чем учащиеся столкнуться в жизни с различными соблазнами - особенно с наркотиками, алкоголем – им необходимо установить четкие границы вседозволенности, удовлетворения своих желаний, своей личности.
Цели занятия: 1-описать физические границы своего личного пространства; 2-описать свои нравственные границы в сферах, связанных с наркотиками, алкоголем; 3-описать, как позитивные и негативные последствия принятых решений способны помочь помешать их движению к счастливой и исполнительной смысла жизни.
Зачитываем рассказ.
Игра.
Кто-то становиться на свободную территорию в классе, и мы просим другого игрока начать двигаться, тот, кто стоит должен прислушаться и сказать »нет» в тот момент, когда ему захочется, чтобы ближе не подходили. То же самое проделаем, когда приближается сзади, с боков и спереди. Каждый раз становим отметки, как реально прозвучит слово «нет». Далее соединить плавной линией и внутри будет находиться личное пространство того, кто стоит.
Работа в рабочих тетрадях: в течение нескольких минут поразмышляйте о том, как вы изменили степень своей преданности этим решениям. Возможно, захотите укрепить свою верность, этим обязательствам. Если это так то оставьте запись в дневнике. Далее опишите, какие нравственные границы вы устанавливаете, начав словами: «Я, со всей ответственностью устанавливаю границы своей личности, можно я не буду…».
Связь с родителями: обсудите нравственные границы установленные в вашей семье. Какие границы нужно укрепить, чтобы повысить его шансы на осуществление мечты.
Работа:
1. Увольнение,
2. Отсутствие. самореализации.
3. Переход на не любимую работу.
Школа:
1. Пропуски,
2. Падение. .успеваемости.
Разум/тело:
1. Заболевание.
Мечты/препятствия
1. Подмена ценности.
Друзья/ семья:
1.Конфликты в семье, развод, распад.
Потомки:
1. Повтор сценария жизни,
2. Заболевание.
Алкоголь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по общеобразовательной программе дошкольного образования Н.Е. Вераксы «От рождения до школы»
Календарно-тематический план по общеобразовательной программе дошкольного образования Н.Е. Вераксы и др. «От рождения до школы», М., 2014 группы общеразвивающей направленности для де...
Программа превентивного воспитания "твоя жизнь - твой выбор"
Данная программа способствует формированию правового мировоззрения подростков, предупреждению правонарушений среди учащихся...
Программа дополнительного образования Подросток и закон
Цель программы - правовое просвещение учащихся, находящихся в социально-опасном положении и требующие особого внимания, задачи проекта - 1. Познакомить учащихся с основами гражданского...
Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».
Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...
План работы по теме «Дополнительное образование как ресурс профориентации обучающихся»
Данный методический материал можно использовать как план работы в учрежденях дополнительного образования по направлению деятельности: профориентация....
Участие в профессиональных конкурсах "Образовательная программа дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов"
Участие в профессиональном конкурсе "Образовательная программа дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов"...