Программа дополнительного образования Подросток и закон
проект
Цель программы - правовое просвещение учащихся, находящихся в социально-опасном положении и требующие особого внимания, задачи проекта - 1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе., 2 Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении, 3. Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения, 4. Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений. Концепция - Проект программы направлен на ознакомление с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, с законами, принятыми в обществе; на формирование гражданской и нравственной позиции; развитие правосознания, самоопределения, профопределения; осознание себя как личность в системе общественных отношений; воспитание чувства коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, развитие творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podrostok_i_zakon.docx | 258.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
(проект) кружка
«Подросток и закон»
(Сроки реализации: 2017 - 2018 учебный год,
возрастная категория от 12 до 15 лет)
Разработчик:
Шубникова Гыльнара Нурулловнаа,
социальный педагог,
вторая квалификационная категория
г. Советский
2017 г.
Содержание
- Информационная карта 3-4
- Общие положения 5-6
- Нормативно-правовые основы реализации программы (проекта) 7
- Этапы реализации 8
- Календарно-тематическое планирование 9-11
- Информационная карта программы
Полное название программы | Дополнительная образовательная программа (проект) кружка «Подросток и закон» | |
Авторы программы | Шубникова Гыльнара Нурулловна, социальный педагог | |
Учреждение, реализующее программу | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский | |
Адрес организации. | 628240, ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Советский, ул. Гастелло 24 | |
Телефон/ факс | 8(34675) 3-15-49 – приемная (факс); 3-71-40 – директор. sovsc1_87@mail.ru www.86sch1-sov.edusite.ru | |
Цель программы | правовое просвещение учащихся, находящихся в социально-опасном положении и требующие особого внимания | |
Задачи программы | 1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе. 2. Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении. 3. Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения. 4. Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений. 5. Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал. | |
Участники программы | Подростки от 12 до 15 лет | |
Концепция | Проект программы направлен на ознакомление с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, с законами, принятыми в обществе; на формирование гражданской и нравственной позиции; развитие правосознания, самоопределения, профопределения; осознание себя как личность в системе общественных отношений; воспитание чувства коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, развитие творческого потенциала. | |
Приоритетные направления деятельности | Экскурсия в РОВД. Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних: сотрудник ГИБДД, участковый и др. | |
Формы организации работы по направлениям деятельности | Занятия, экскурсии, беседы, анкетирование, ИКТ | |
Ожидаемые результаты | Сформированность гражданской и нравственной позиции: самоопределение, профопределение. | |
Сроки реализации | 2017-2018гг |
II. Общие положения
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
На занятия отводится 1 час в неделю. Группа от 15 ти человек. Работая в группах, учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся включены в игру. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьезный напряженный труд интересным для учащихся.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).
Именно на решение этих задач и направлена данная программа.
Программа (проект) рассчитана на 35 учебных недель (1 час в неделю) , категорию детей в возрасте от 12 до 15 лет. Срок реализации программы: 1 год.
III. Нормативно-правовые основы реализации программы (проекта).
Дополнительная образовательная программа (проект) «Учимся решать проблемы» реализуется в МБОУСОШ №1 с сентября 2014года, систематизирует и активизирует все виды и формы социально-педагогической работы с детьми, активно включает в работу с детьми учреждения культуры, спорта, здравоохранения, правоохранительные учреждения, муниципальные службы и ведомства.
Программа базируется на гуманистических принципах Конвенции ООН о правах
ребенка, таких как:
само ценность жизни ребенка (каждый ребенок обладает неотъемлемым правом на
то, чтобы полноценно и счастливо прожить период детства и юности);
развивающий характер способов организации и условий обучения и воспитания
(организаторы обязаны создать все необходимые условия для умственного,
физического, нравственного развития детей, развития их творческих
возможностей);
свобода выбора детьми и их родителями формы проведения досуга, что
предполагает наличие вариативных форм развивающей досуговой деятельности;
социальная защищенность детства (обеспечение государственной системы
социальной, правовой, научно-методической, экономической поддержки и
ресурсного обеспечения разнообразных форм организации обучения и воспитания
детей и подростков).
Нормативной базой для разработки дополнительной образовательной программы «Учимся решать проблемы» являются:
Конституция РФ (Cт. 38, 43)
Семейный Кодекс РФ (Ст. 63. 65.)
Декларация Прав Человека (Ст. 26)
Закон РФ «Об Образовании» (Ст.13, 15, 16, 32, 50, 52, 55).
Кодекс Российской Федерации «Об Административных Правонарушениях» (Ст.
5.3, 6.8, 6.9, 6.10, 20.1, 20.20, 20.21, 20.22).
IV. Этапы реализации программы (проекта)
I этап. Организационный. Сентябрь,2017г
Содержание деятельности:
-выявление детей, требующих особого внимания.
- коррекция списков детей, состоящих на учете в ОДН,КДН и внутришкольном учете, семей, оказавшихся в социально-опасном положении;
-анализ причины
Ожидаемые результаты:
Создание банка данных семей, оказавшихся в социально- опасном положении,
детей и подростков. Изучение конкретных условий социального окружения подростков.
II этап. Основной. Октябрь- июнь,2018г.
Содержание деятельности:
-создание атмосферы творчества, созидания, успешности,
-социально-педагогическое и правовое просвещение
- совместная плановая работа с комиссией по делам несовершеннолетних, отделами
по делам несовершеннолетних с Центрами помощи семье и детям, лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями культуры города;
индивидуальные воспитательные беседы с воспитанниками, их
родителями; экскурсии в ГРОВД;
- мониторинговая деятельность по отслеживанию уровня правовой оснащенности.
III этап. Итоговый. Рефлексия.
Содержание деятельности
-мониторинговая деятельность по отслеживанию уровня правовой оснащенности воспитанников и их родителей;
-анализ.
IV. Основные механизмы реализации программы (проекта)
Активная деятельность по профилактике правонарушений на всех ступенях развития и роста детей и подростков путем наполнения их интересов социально-значимым содержанием.
Использование активных форм работы: экскурсии, марафонов, акций как в каникулярный период, так и в течение всего учебного года. Это позволило интенсифицировать образовательную деятельность и достигать результатов в воспитательной работе.
IV.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол – во часов |
1 | Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников) | 1 |
2 | Что такое вина? Что такое ответственность? | 1 |
3 | Виды юридической ответственности. | 1 |
4 | О правопорядке. Правонарушения и преступления. | 1 |
5 | УК РФ и Административный Кодекс (Основные понятия) | 1 |
6 | Взыскания и наказания. | 1 |
7 | Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ. | 1 |
8 | Конкурс газет: «Есть выбор - жизнь без наркотиков». | 1 |
9 | Защити свои права | 1 |
10 | «Власть и порядок в обществе». | 1 |
11 | «Гражданин и собственность» (о гражданском праве). | 1 |
12 | Основы потребительских знаний. | 1 |
13 | «Преступления и наказания» (Об уголовном праве). | 1 |
14 | Викторина «Знаем ли мы законы?» | 1 |
15 | Экскурсия в РОВД. | 1 |
16 | Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др. | 1 |
17 | Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия). | 1 |
18 | Конвенция ООН о правах ребенка. Основные статьи. | 1 |
19 | Мой дом – моя крепость. | 1 |
20 | Свобода выбора: где жить и с кем жить. | 1 |
21 | Дети под защитой государства. | 1 |
22 | Беда может случиться с каждым. | 1 |
23 | Могут ли быть права без обязанностей | 1 |
24 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 |
25 | Декларация ООН о правах человека. | 1 |
26 | Свободный человек в свободном мире | 1 |
27 | «Имею право» - права и обязанности несовершеннолетних. | 1 |
28 | Конституция - договор между гражданами. Основные статьи. | 1 |
29 | Правовой статус ребенка | 1 |
30 | Мы устаиваемся на работу . | 1 |
31 | Твоя уличная компания | 1 |
32 | Равенство прав людей от рождения | 1 |
33 | Воинская обязанность | 1 |
34 | Суицид среди подростков | 1 |
35 | Сумей сказать НЕТ! | 1 |
36 | Если дома не понимают | 1 |
После реализации программы (проекта) воспитанники должны:
- знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
- усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса;
- знать современные правовые системы, понятие и принципы правосудия, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; основные юридические профессии; формы социальной защиты и социального обеспечения;
- объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий;
- уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
- иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания "Подросток и закон"
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....
Программа деятельности кружка "Подросток и закон"
Данная программа предназначена для работы социального педагога с детьми группы и зоны риска...
Программа объединения дополнительного образования «Подросток»
Программа объединения дополнительного образования «Подросток»...
Программа деятельности кружка "Подросток и закон"
Целью данной программы является формирование правового сознания школьников....
Программа правового воспитания «Подросток и закон»
соц.педагог...
ПРОГРАММА краткосрочного курса «Подросток и закон. Мой безопасный город»
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе; прекра...