Конспект учебного занятия по предмету "Природоведение" по теме: "Вода. Свойства".
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Цинковская Яна Ренатовна

Тема: «Свойства воды»

Тип урока: комбинированный

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу

«Природа».

Формировать у учащихся первоначальные знания по новой

теме: «Свойства воды».

2. Корригировать память, зрительное восприятие при проведении

опытов, логическое мышление через умение анализировать,

делать выводы

3. Воспитывать мотивацию к учению, через ситуацию успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda_i_ee_svoystva.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Свойства воды»

Тип урока: комбинированный

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу

«Природа».

Формировать у учащихся первоначальные знания по новой

теме: «Свойства воды».

2. Корригировать память, зрительное восприятие при проведении

опытов, логическое мышление через умение анализировать,

делать выводы

3. Воспитывать мотивацию к учению, через ситуацию успеха.

ОБОРУДОВАНИЕ:

рабочая тетрадь,

индивидуальные карточки с заданием.

Оборудование для проведения опытов: стакан с водой, стеклянный шарик и другие мелкие

предметы, пробирка с водой и соком, разные сосуды,стакан с молоком.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Динамическая пауза
  4. Актуализация опорных знаний
  5. Физ. минутка
  6. Введение в новую тему
  7. Изучение нового материала
  8. Закрепление изученного материала
  9. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
  10. Подведение итогов
  11. Задание на дом

ХОД УРОКА

СТРУКТУРНЫЕ МОМЕНТЫ УРОКА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие учеников!

Итак, начинаем наш урок природоведения:                              

  Чтоб природе другом стать,                                                      

   Тайны все её узнать,                                                                                          Все загадки разгадать,                                                            

    Научитесь наблюдать.                                                                         Будем вместе развивать у себя внимательность,                            

  А поможет всё узнать наша любознательность.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ     Учитель: А кто знает, что такое природа? (выслушиваются ответы детей) .Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.

Коррекционные упражнения   «Неживая природа»

а) Задание №1. Закончи предложение (слайды)

Природа – это _______ _________ _____ и _____ .

Неживая природа – это ______________тела .

б) Задание №2. Назови неживые тела природы (слайды: гриб, планета Земля, вода, дерево, камни, животное и т.д.)

 Учитель: Ребята, поработаем командами. На доске у нас таблица, где необходимо заполнить два столбика: Живая природа и Неживая природа. Называю слово, кто из команды быстрее и верно напишет, получает балл.                                                     Все хорошо потрудились, понимаем, что такое неживая природа.          Оценивание результатов.                                                                         Учитель: Назовите твердые, жидкие и газообразные тела природы. Мы знаем, то, из чего состоят тела, называется веществом.

Продолжаем работать командами, следующее задание на доске.

в) Задание №3  «ТЕЛО – ВЕЩЕСТВО»

Сопоставить понятие «ТЕЛО», «ВЕЩЕСТВО» со словами

ТЕЛО                   ВЕЩЕСТВО

Стол                       древесина

Металл , ложка, телефон , стекло, кастрюля, аллюминий

III. МИНИ ФИЗ. МИНУТКА

«Кнопка баланса».

- Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Поменяйте руки и «вдохните» энергию.

«Двойной рисунок» Возьмите в каждую руку карандаш (тупым концом). Изобразите на столе что угодно, двигая обеими руками одновременно:

навстречу друг другу;

  • вниз – вверх, т. е. левой рукой вверх правой рукой – вниз, и наоборот;
  • разводя в разные стороны.

VI. ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ ТЕМУ

(презентация по теме «Вода в природе»)

Вступительное слово учителя

Посмотрите на карту ,глобус. Мы видим на них, на нашей Земле  голубые пятна, что это?

- Одно из самых распространенных на Земле веществ – вода.

Большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой. Это моря, океаны. На суше вода заполняет озера, реки, болота. Под землей на глубине тоже есть вода, она образует подземные озера и реки. Иногда подземные воды сами выходят на поверхность, в местах их выхода образуются родники.

Вода есть в воздухе, в почве и во всех живых организмах . Облака, тучи и туман – это скопившаяся в воздухе вода. Плывущие по океану ледяные горы – айсберги – это тоже вода, только замершая.

Вода самое удивительное вещество на Земле. В природе только вода может находится одновременно в трех состояниях: обычная вода – жидкость, замершая вода (лед) – твердое тело и газообразное состояние воды – водяной пар.

В литературном творчестве вода так же занимает большое место: загадки, пословицы и поговорки, рассказы, стихи, сказки. И всё это не случайно. Ведь вода занимает основное место в жизни.

- В каких агрегатных состояниях она бывает?

в жидком, парообразном, твёрдом.

Где с водой могут происходить разные явления?

-Сформулируйте тему урока?

  V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Фронтальная работа.

«СВОЙСТВА ВОДЫ»

(презентация по теме «Свойства воды»)

  1. Сообщение темы урока
  2. Демонстрация опытов:

          - Форма воды;

  • Цвет воды;
  • Прозрачность воды;
  • Запах воды
  • Вкус воды

Сегодня на уроке мы узнаем новое о воде, будем учится относится к ней бережно. Тема нашего урока: «Вода. Свойства воды». Вода будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков.                                                    Учитель вывешивает тему «Вода. Свойства воды»

- А что же такое свойства?

- Свойства - это признаки, которые будут отличать воду от других предметов.

- Напомните мне, вода к какому объекту природы относится?

- Для того, чтобы узнать какими же свойствами обладает вода, мы проведём опыты. Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию.

- Ничто не знакомо нам так хорошо, как эта жидкость. Ведь вода есть повсюду. Для чего вы используете воду?

- Может ли быть жизнь без воды?

- Кому нужна вода на земле?

- Могут ли растения и животные обходиться без воды?                  Вода – самое распространенное вещество на планете Земля. Вода среда обитания для морских животных и рыб. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней.                                               Ответьте на вопрос:  Кто не может жить без воды? (Учитель вывешивает слова: человек, животные, растения).                                                                                        Какой вывод можно сделать о значении воды?

Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.

Учитель : Для чего нужна вода?

Дети : для приготовления пищи, выработки электричества , мытья посуды, поливки огорода, двигателей машин.

 Учитель : Какое значение играет вода?

Значение воды для жизни на Земле.

Учитель: Вода приносит огромную пользу. Что надо знать, чтобы правильно использовать воду?

Свойства воды.

Практическая работа

   - Итак, приступим к нашим     опыта с водой и узнаем ее    свойства, которые занесем в таблицу на доске и в свой журнал исследований.

- Я предлагаю вам заполнить вместе в тетрадях таблицу по свойствам воды.

Цвет

Текучесть

Запах

Вкус

-Однажды мне стало интересно, есть ли у воды цвет. Давайте узнаем.

Опыт № 1. Вода прозрачная.

Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком.

Нальем в один стакан немного воды, а в другой – молока.

Какого цвета вода? Иногда говорят, что она голубая или зеленая. Так ли это? Сравните воду и молоко. Молоко белого цвета. Имеет ли цвета вода.?

?Она какая?

(- бесцветная).

- вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт № 2. Вода текучая.

Оборудование: вода, блюдца,  2 стакана

Попрошу одного из вас взять стакан с водой и перелить в другой стакан. Почему это получилось?                                    Попробуйте взять в ладошки воду.Получилось у вас? Почему?Как вы думаете, какое свойство воды мы наблюдали?Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.- вода текучая.- С каким вторым свойством мы познакомились? (спросить нескольких учеников).Давайте отметим это свойство в таблице. Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).

Опыт № 3. Вода не имеет вкуса.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.                - Третий опыт мне поможете провести все вместе..- Мы пьем воду, сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус. Что для этого нужно сделать, чтобы узнать, есть ли у воды вкус? Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать.                                                    Завязываем глаза. Какие ощущения?                                  Стакан №1– сок (сладкий)                                                                 №2 – вода (нет вкуса!!!)

- Что нам помогло определить вкус? Язык - это орган вкуса Почему было трудно определить второй напиток?А теперь вы сами попробуйте у себя в стакане сок и воду. И попробуйте определить их вкус? Какой сделаем вывод?

- И это ещё одно свойство воды - вода не имеет вкуса.- Давайте отметим это свойство в таблице.                                               А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

-А потом мне стало интересно, есть ли у воды запах. Давайте узнаем.

Опыт № 5. Вода не имеет запаха.

Оборудование: стаканы с водой, лимон                                             - Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. (2 стакана непрозрачные: лимон, вода)

Глаза мы завяжем.Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать.Что нам помогло определить запах?нос - это орган обонянияПочему было трудно определить второе вещество?Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха?А теперь и вы понюхайте в стакане воду и попробуйте определить чем она пахнет? Какой сделаем вывод?

- И это ещё одно свойство воды - ни я, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали. Значит, вода не имеет запаха.- Давайте отметим это свойство в таблице.

 Итак, с какими свойствами воды мы познакомились?

VIII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО  МАТЕРИАЛЛА

Задание. Обвести кружочком цифры, после которых названы свойства чистой воды.

1. Твердое тело

2. Жидкое тело

3. Имеет постоянную форму

4. Не имеет постоянную форму

5. Не имеет вкуса (пресная)

6. На вкус горько-соленая

7. Бесцветная

8. Имеет голубой цвет с разными оттенками

9. Непрозрачная

10. Прозрачная

11. Имеет резкий запах

12. Не имеет запаха

VI. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 

Возвращаемся к плану урока.

  • Где в природе встречается вода?
  • Продолжите предложение «Вода –это …..(жизнь)». Как вы это понимаете?
  • Мы провели три опыта, которые нам помогли раскрыть некоторые свойства воды.

-Какими свойствами обладает вода? Вспомнить это помогут нам значки.

—  Вода — это бесцветная, прозрачная (жидкость); не имеет запаха и вкус

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Когда вы чувствуете себя хорошо, у вас все получается, вы всем довольны и всех любите. В это время ваше настроение похоже на чистую воду, и мысли у вас ясные и «чистые» (показывает стакан с чистой водой).
Когда в вашу голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане.

-Но бывает, что ваши мысли грустны и неприятны, вам плохо, обидно. Тогда ваши мысли похожи на темную, мутную воду .

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

Конспект учебного занятия по теме "Свойства света".

Конспект учебного занятия по физике в 8 классе по теме "Свойства света"....

План-конспект практического занятия "Последовательности. Способы задания и свойства"

Раздел 4. Начала математического анализаТема 4.1. Производная и ее применениеЗанятие 32. Последовательности. Способы задания и свойстваЦель занятия: формирование новых знаний, формирование умений реал...

План-конспект учебного занятия "Функции и их свойства"

Преподавателям для проведения учебного занятияпо дисциплине ОУДу.04 Математика...