План-конспект учебного занятия "Функции и их свойства"
план-конспект занятия по математике (11 класс)

Васильева Наталья Викторовна

Преподавателям для проведения учебного занятия

по дисциплине ОУДу.04 Математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka._funktsii_i_ih_sv-va.docx134.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика

для обучающихся гр.107 курс 1

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

преподаватель Н.В.Васильева

Тема: Функции и их свойства

Цель занятия: расширение представления обучающихся о числовой функции, способах задания, области определения, множестве значений, основных свойствах функции: монотонность, ограниченность, периодичность, четность – нечетность, формирование понятий: об обратной функции, приращении аргумента и приращении функции, применение полученных знаний для решения задач.

 Задачи занятия:

Обучающая: научить применять полученные знания для решения простейших задач, строить графики элементарных функций, находить область определения и множество значений несложных функций, находить приращение функции в указанной точке и в общем виде, проводить простейшие преобразования графиков функций, применять теорию пределов к решению задач.

Воспитательная: воспитывать ответственность за выполняемую работу, выполнять её точно, аккуратно и вовремя.

Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с учебной литературой, с электронными носителями.


Информационно-справочное оснащение

Основная литература:

1.Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией

               А.Н.Колмогорова,  Просвещение, 2010 г.

Дополнительная литература:

  1. Математика. Учебник. 11 класс А.Г. Мордкович, И.М.Смирнова,

Мнемозина, 2009 г.

          2. Математика. Учебник для начального  и среднего проф. Образования,

              М.И.Башмаков, Академия,2010  г.

          3. Математика. Наглядный справочник с примерами. Л.Э.Генденштейн, А.П.Ершова,

              А.С.Ершова, ИЛЕКСА, 2015 г.

 

Интернет-ресурсы:

4.

Всем, кто учится

 А. Васильев,

Санкт-Петербург

Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/math.htm

5.

Сайт ЕГЭ

Минобрнауки РФ

Форма доступа: http://ege.ru

6.

Math.ru 

Учредитель РАН

Форма доступа: http://www.math.ru/

7.

Задачи

 МЦНМО

Форма доступа: http://www.problems.ru/

8.

Годоза

GODOZA

Форма доступа: http://www.godoza.ru

Междисциплинарные связи: естествознание.

Внутридисциплинарные связи: Раздел 1 «Алгебра».

Тема 1.4 «Функции их свойства и графики».  Занятие № 35-42.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 1

Вопрос

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Приведите примеры числовой функции, способов их задания.

2. Приведите пример нахождения области определения, множества значений,  опишите методику их нахождения.

3.Назовите известные вам основные свойства функции. Опишите  технику отыскания обратной функции.

4. Приведите примеры нахождения приращения функции в указанной точке и в общем виде.

5. Приведите примеры из жизни графического изображения функциональной зависимости.  

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Функции и их свойства.

Вопрос 1. Функции и их свойства.  

Понятие функции является центральным понятием математики и не только математического анализа. Вспомним  определение функции.

Если каждому элементу x множества D ставится в соответствие единственный элемент y множества E,  то говорят, что на множестве D задана функция .

 х – аргумент – независимая переменная; y – зависимая; она находится по закону: f. 

Множество D называется областью определения функции, множество E называется множеством  значений функции.

Множество значений аргумента – Ваши личности, множество значений функции – Ваши фамилии. Вот так мы продемонстрировали понятие функции: каждому значению аргумента соответствует единственное значение функции, человек не может иметь две фамилии.

Но математика рассматривает числовые функции, т.е. множества D и Е – числовые множества, которые Вы изучали в теме 1. При этом можно дать и такое определение числовой функции: числовая функция – это множество пар (х, у), среди которых нет пар с одинаковым первым элементом. Вдумайтесь.

Как определяется, задается функция? Прежде всего, формулой, по которой по заданному х находится у. Например: f(x) = x2 +x +3. Подставим х = 2,  получим у = 9

Функция может задаваться не одним аналитическим выражением, а несколькими, например:

 

Очень часто зависимость одной переменной величины от другой невозможно выразить аналитически, но такая зависимость существует о определяется она в виде таблицы.

x

-3

-1

0

3

5

6

8

11

13

y

45

22

12

2

-4

3

13

25

34

               В таком случае говорят о таблично заданной функции, общепринятая аббревиатура: ТЗФ Обратите внимание, что среди заданных пар чисел (х;у) нет пар с одинаковым первым элементом, в таком случае ТЗФ не являлись бы функцией.

        Еще одно определение числовой функции: числовая функция – множество пар (х;у), среди которых нет пар с одинаковым первым элементом.

И, наконец, когда не удается найти аналитического выражения для , найти множество пар (х;у), то функцию можно задать графически, т.е. ее графиком. Вспомните свою кардиограмму, перо самописцев в самых различных приборах.

        Рассмотрим понятия, выражающие т.н. общие свойства функций.

Монотонность. Если для х1, х2 , принадлежащих интервалу (a;b) и удовлетворяющих условию  х1, < х2 следует  f(х1) < f(х2), то, говорят, что  на (a;b) эта функция возрастает. Или, как говорили в школе, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции, то функция возрастает. Самостоятельно сформулируйте определение убывающей функции. Если функция только возрастает или только убывает в области определения, то о такой функции говорят, что она монотонна. Так линейная функция, степенная с нечетным показателем являются монотонными, а популярная у = х2 монотонной не является, т.к. при x < 0 она убывает, а при x > 0 она возрастает.

Ограниченность. Пусть на D задана функция . Если существуют такие числа m и M, что для всех х  D, что m ≤ ≤ M, то говорят, что функция ограничена в области определения. Различают и такие понятия, как ограниченность снизу и ограниченность сверху. Так,  у = х3 – неограниченная функция, у = х2 – ограничена снизу, т.к. она неотрицательна в области определения. у = Sinx и y = Cosx – ограниченные функции, т.к. они принимают значения только из отрезка [-1; 1] – это их множество значений

Четность и нечётность. Функция называется четной, если ее область определения симметрична относительно х = 0 и ;

Функция называется нечетной, если ее область определения симметрична относительно х = 0 и .

График чётной функции симметричен относительно оси ординат, а нечётной – относительно начала координат.

Яркие «представители» четных функций: у = х2, y = Cos x, , нечетных  у = х3,

у = Sinx,  ,  . Для многих функций нет смысла говорить об их четности – нечетности. Так функция   не относится ни к четным, ни к нечетным, потому как ее область определения несимметрична относительно нуля. Такие функции называют функциями общего вида.

Какова методика определения четности – нечетности функции? Рассмотрим примеры.

Подставим в функцию вместо х  -х, будем иметь:

   Получили определение нечетной функции, вывод: функция нечетная.

 Подставим в функцию вместо х  -х, будем иметь:

   Получили определение четной функции, вывод: функция четная.

Периодичность. Функция  называется периодической, если существует такое число Т, что для всех х из области определения выполняется равенство:

Очевидно, что если существует такое число Т, называемое периодом, то число nT, где n – целое число, также является периодом этой функции. Важнейшие представители периодических функций – тригонометрические функции, которые Вы будете изучать подробно в теме 4. В качестве дополнительного домашнего задания  попробуйте построить график функции: дробная часть числа х: это разность между аргументом х и ближайшим к нему целым числом, стоящем на числовой прямой слева от него.

        Рассмотрим практические задачи на отыскание области определения некоторых функций. Заметим, что многочлен определен на всем множестве действительных чисел:       D = R. Так для функции у = х2 + 6х – 7   D = R. Дробно – рациональная функция определена для всех х, при которых ее знаменатель отличен от нуля. Например:

 областью определения будет все множество действительных чисел, отличных от  -1 и 1. На языке интервалов D = (-∞; -1)(-1; 1)(1; ∞)

Рассмотрим другие примеры. Найти область определения функций.

   Очевидно, что функция существует только для тех значений х, которые удовлетворяют неравенству:  > 0    

 

    Ответ: D = (-4; 3). Воспользовались методом интервалов, изученным в прошлой теме.

  Очевидно, что функция существует только для тех значений х, которые удовлетворяют системе неравенств

        x + 5 ≥ 0

        x – 1 ≠ 0      Откуда х  ≥ -5 и  x ≠ 1 Объединяя эти

неравенства, имеем ответ: D = [-5; 1) (1; ∞).

Самостоятельно выполните упражнения из сборника: с.24 № 1.8 – 1.13  

Понятие об обратной функции. Очень важное и глубокое понятие. Будьте внимательны.

Пусть дана функция у = х3 Вспомним, что она монотонная: каждому значению аргумента соответствует единственное значение аргумента и наоборот: каждому значению функции соответствует единственное значение аргумента (только для монотонных функций!). Будем далее считать  независимой переменной у, а х – его функцией, выразим х через у.  

 и заменим, как то принято обозначать аргумент и функцию, х на у и у на х, получим

. Вот эти две функции у = х3 ,   и называются взаимно обратными.

Построим графики этих функций и убедимся, что они симметричны относительно биссектрисы 1-3 координатных углов. Запомните это свойство графиков всех взаимно обратных функций. В дальнейшем Вы будете строить обратные функции по мере их изучения.

Но как быть, если функция, для которой надо построить обратную не является монотонной?  Например, необходимо построить обратную для у = х2, которая немонотонна. Для этого необходимо так задать область определения исходной функции, на которой она стала бы монотонной. Если для функции  у = х2 положить D = [0; ∞), то на этом луче она монотонно возрастает, а значит имеет обратную. Очевидно, это  Построим их графики и убедимся, что они симметричны относительно биссектрисы 1-3 координатных углов.

Поработайте самостоятельно.

Постройте обратную функцию для монотонной линейной функции у = 3х, постройте их графики.

Определив функцию  на

D = [0; ∞), постройте для нее обратную функцию.

И заключительный вопрос настоящего урока: приращение аргумента и приращение функции.

Пусть задана функция  . При х = х0  она принимает значение .

х0  - на оси ОХ в точке А, у0 – на оси ОУ в точке N. Дадим х приращение Δх = АВ, получим новое приращенное значение аргумента (в точке В) х = х0 + Δх

Вычислим приращенное значение  функции  на оси ОУ – точка М, т.е. длина отрезка ВЕ.

Естественно, что отрезок DE и будет являться приращением функции в точке х0, если приращение аргумента равно Δх.

Т.е. Δf(x0) = -

Итак, приращение функции есть разность между приращенным значением функции и первоначальным (отрезок DE).

Обратите внимание, что для возрастающей функции DE > 0, а для убывающей функции АС будет больше DE, поэтому разность DE – АС < 0 и Δf(x0) < 0.

Сделайте самостоятельно схематический чертеж убывающей функции и укажите Δf(x0).

Вычислим приращение функции  f(x) = х2 + 2х +5  при x0 = 2 и Δx = 0,1    x0 + Δx = 2,1

По формуле  Δf(x0) = -  = (будем иметь) = -  =

2,12 + 2*2,1 + 5 – (22 + 2*2 +5 ) = (применяем микрокалькулятор) = 0,61

Поставим задачу отыскать приращение функции не в конкретной точке  x0, а в произвольной х, т.е. выведем формулу приращения в общем виде: 

Δf(x) = -  = (х + Δx)2 +2(х + Δx) + 5 - х2 - 2х -5 =  х2 + 2х Δx + (Δx)2 +2х Δx +5 - х2 - 2х -5 =  2х Δx + (Δx)2 +2 Δx = 2х Δx + 2 Δx + (Δx)2 = 2(х + 1)Δx + (Δx)2 – это и есть приращение функции в общем виде:  Δf(x) =  2(х + 1)Δx + (Δx)2. Подставим х = 2,  Δx = 0,1 получим Δf(x) = 0,61 – все верно.

        

Источники дополнительной информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

1.Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией А.Н.Колмогорова,  Просвещение, 2010 г.

Стр.286-293

Дополнительная литература

1.Математика. Учебник. 11 класс А.Г. Мордкович, И.М.Смирнова,

Мнемозина, 2009 г.

2.Математика. Учебник для начального  и среднего проф. Образования,

М.И.Башмаков, Академия,2010  г.

Стр. 43-127

Стр.120-139

Интернет ресурсы

Минобрнауки РФ

http://ege.ru

Контрольные задания по Вопросу 1.

Таблица 2

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1.Опишите методику определения четности – нечетности функции.

2. Сформулируйте алгоритм построения обратной функции.

3. Найдите область определения функции  y = 4x -1

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 3

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Функции и их свойства.

Исследуйте функцию и постойте её график y=3x – 5

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Задание 1. Решить задачи разного уровня сложности.

1 уровень сложности:  №73, стр.286, Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией А.Н.Колмогорова,  Просвещение, 2010 г., оценка «3».  

 

2 уровень сложности:  № 74, стр.286, №77 (а), стр.287, Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией А.Н.Колмогорова,  Просвещение, 2010 г. стр.190, оценка «4».

3 уровень сложности: №51(б), Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией А.Н.Колмогорова,  Просвещение, 2010 г. Оценка «5».

Задание 2. В рабочих тетрадях представить ответы на контрольные задания в таблицах 1,2,3.

Преподаватель                                                                              Н.В. Васильева

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Цикловой комиссии дисциплин

циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от 04 мая  2016 г. № _18_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации

Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: -     ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

План-конспект урока по теме: "Определение и свойства алгоритма"

Цель урока – организация продуктивной деятельности школьников направленной на достижение ими:1)  предметных результатов:- сформировать представление у учащихся о понятии алгоритма;-  выделит...

План-конспект урока алгебы с применением ЭОР "Свойства степени с натуральным показателем",7 класс.

Современный урок введения нового материала. В ходе урока использованы ЭОР модулей И-тип,К-тип,П-тип....

План-конспект урока "Водород, его получение и свойства"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Водород, его получение и свойства» 1.      ФИО автора:  Ганин Дмитрий Андреевич.2.      Место работы: ГБОУ Школа №20653....

План-конспект урока "Кислород, его получение и свойства"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Кислород, его получение и свойства» ФИО автора:  Ганин Дмитрий Андреевич.Место работы: ГБОУ Школа №2065Должность: учитель химии.Предмет: химия.Класс: 8.Тема урока: «Кисло...