План-конспект учебного занятия "Функции и их свойства"
план-конспект занятия по математике (11 класс)
Преподавателям для проведения учебного занятия
по дисциплине ОУДу.04 Математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka._funktsii_i_ih_sv-va.docx | 134.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика
для обучающихся гр.107 курс 1
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
преподаватель Н.В.Васильева
Тема: Функции и их свойства
Цель занятия: расширение представления обучающихся о числовой функции, способах задания, области определения, множестве значений, основных свойствах функции: монотонность, ограниченность, периодичность, четность – нечетность, формирование понятий: об обратной функции, приращении аргумента и приращении функции, применение полученных знаний для решения задач.
Задачи занятия:
Обучающая: научить применять полученные знания для решения простейших задач, строить графики элементарных функций, находить область определения и множество значений несложных функций, находить приращение функции в указанной точке и в общем виде, проводить простейшие преобразования графиков функций, применять теорию пределов к решению задач.
Воспитательная: воспитывать ответственность за выполняемую работу, выполнять её точно, аккуратно и вовремя.
Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с учебной литературой, с электронными носителями.
Информационно-справочное оснащение
Основная литература:
1.Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией
А.Н.Колмогорова, Просвещение, 2010 г.
Дополнительная литература:
- Математика. Учебник. 11 класс А.Г. Мордкович, И.М.Смирнова,
Мнемозина, 2009 г.
2. Математика. Учебник для начального и среднего проф. Образования,
М.И.Башмаков, Академия,2010 г.
3. Математика. Наглядный справочник с примерами. Л.Э.Генденштейн, А.П.Ершова,
А.С.Ершова, ИЛЕКСА, 2015 г.
Интернет-ресурсы:
4. | Всем, кто учится | А. Васильев, Санкт-Петербург | Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/math.htm |
5. | Сайт ЕГЭ | Минобрнауки РФ | Форма доступа: http://ege.ru |
6. | Math.ru | Учредитель РАН | Форма доступа: http://www.math.ru/ |
7. | Задачи | МЦНМО | Форма доступа: http://www.problems.ru/ |
8. | Годоза | GODOZA | Форма доступа: http://www.godoza.ru |
Междисциплинарные связи: естествознание.
Внутридисциплинарные связи: Раздел 1 «Алгебра».
Тема 1.4 «Функции их свойства и графики». Занятие № 35-42.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 1
Вопрос (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
| ||
2. Приведите пример нахождения области определения, множества значений, опишите методику их нахождения. | ||
3.Назовите известные вам основные свойства функции. Опишите технику отыскания обратной функции. | ||
4. Приведите примеры нахождения приращения функции в указанной точке и в общем виде. | ||
5. Приведите примеры из жизни графического изображения функциональной зависимости. |
2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
|
Вопрос 1. Функции и их свойства.
Понятие функции является центральным понятием математики и не только математического анализа. Вспомним определение функции.
Если каждому элементу x множества D ставится в соответствие единственный элемент y множества E, то говорят, что на множестве D задана функция .
х – аргумент – независимая переменная; y – зависимая; она находится по закону: f.
Множество D называется областью определения функции, множество E называется множеством значений функции.
Множество значений аргумента – Ваши личности, множество значений функции – Ваши фамилии. Вот так мы продемонстрировали понятие функции: каждому значению аргумента соответствует единственное значение функции, человек не может иметь две фамилии.
Но математика рассматривает числовые функции, т.е. множества D и Е – числовые множества, которые Вы изучали в теме 1. При этом можно дать и такое определение числовой функции: числовая функция – это множество пар (х, у), среди которых нет пар с одинаковым первым элементом. Вдумайтесь.
Как определяется, задается функция? Прежде всего, формулой, по которой по заданному х находится у. Например: f(x) = x2 +x +3. Подставим х = 2, получим у = 9
Функция может задаваться не одним аналитическим выражением, а несколькими, например:
Очень часто зависимость одной переменной величины от другой невозможно выразить аналитически, но такая зависимость существует о определяется она в виде таблицы.
x | -3 | -1 | 0 | 3 | 5 | 6 | 8 | 11 | 13 |
y | 45 | 22 | 12 | 2 | -4 | 3 | 13 | 25 | 34 |
В таком случае говорят о таблично заданной функции, общепринятая аббревиатура: ТЗФ Обратите внимание, что среди заданных пар чисел (х;у) нет пар с одинаковым первым элементом, в таком случае ТЗФ не являлись бы функцией.
Еще одно определение числовой функции: числовая функция – множество пар (х;у), среди которых нет пар с одинаковым первым элементом.
И, наконец, когда не удается найти аналитического выражения для , найти множество пар (х;у), то функцию можно задать графически, т.е. ее графиком. Вспомните свою кардиограмму, перо самописцев в самых различных приборах.
Рассмотрим понятия, выражающие т.н. общие свойства функций.
Монотонность. Если для х1, х2 , принадлежащих интервалу (a;b) и удовлетворяющих условию х1, < х2 следует f(х1) < f(х2), то, говорят, что на (a;b) эта функция возрастает. Или, как говорили в школе, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции, то функция возрастает. Самостоятельно сформулируйте определение убывающей функции. Если функция только возрастает или только убывает в области определения, то о такой функции говорят, что она монотонна. Так линейная функция, степенная с нечетным показателем являются монотонными, а популярная у = х2 монотонной не является, т.к. при x < 0 она убывает, а при x > 0 она возрастает.
Ограниченность. Пусть на D задана функция . Если существуют такие числа m и M, что для всех х D, что m ≤ ≤ M, то говорят, что функция ограничена в области определения. Различают и такие понятия, как ограниченность снизу и ограниченность сверху. Так, у = х3 – неограниченная функция, у = х2 – ограничена снизу, т.к. она неотрицательна в области определения. у = Sinx и y = Cosx – ограниченные функции, т.к. они принимают значения только из отрезка [-1; 1] – это их множество значений
Четность и нечётность. Функция называется четной, если ее область определения симметрична относительно х = 0 и ;
Функция называется нечетной, если ее область определения симметрична относительно х = 0 и .
График чётной функции симметричен относительно оси ординат, а нечётной – относительно начала координат.
Яркие «представители» четных функций: у = х2, y = Cos x, , нечетных у = х3,
у = Sinx, , . Для многих функций нет смысла говорить об их четности – нечетности. Так функция не относится ни к четным, ни к нечетным, потому как ее область определения несимметрична относительно нуля. Такие функции называют функциями общего вида.
Какова методика определения четности – нечетности функции? Рассмотрим примеры.
Подставим в функцию вместо х -х, будем иметь:
Получили определение нечетной функции, вывод: функция нечетная.
Подставим в функцию вместо х -х, будем иметь:
Получили определение четной функции, вывод: функция четная.
Периодичность. Функция называется периодической, если существует такое число Т, что для всех х из области определения выполняется равенство:
Очевидно, что если существует такое число Т, называемое периодом, то число nT, где n – целое число, также является периодом этой функции. Важнейшие представители периодических функций – тригонометрические функции, которые Вы будете изучать подробно в теме 4. В качестве дополнительного домашнего задания попробуйте построить график функции: дробная часть числа х: это разность между аргументом х и ближайшим к нему целым числом, стоящем на числовой прямой слева от него.
Рассмотрим практические задачи на отыскание области определения некоторых функций. Заметим, что многочлен определен на всем множестве действительных чисел: D = R. Так для функции у = х2 + 6х – 7 D = R. Дробно – рациональная функция определена для всех х, при которых ее знаменатель отличен от нуля. Например:
областью определения будет все множество действительных чисел, отличных от -1 и 1. На языке интервалов D = (-∞; -1)(-1; 1)(1; ∞)
Рассмотрим другие примеры. Найти область определения функций.
Очевидно, что функция существует только для тех значений х, которые удовлетворяют неравенству: > 0
Ответ: D = (-4; 3). Воспользовались методом интервалов, изученным в прошлой теме.
Очевидно, что функция существует только для тех значений х, которые удовлетворяют системе неравенств
x + 5 ≥ 0
x – 1 ≠ 0 Откуда х ≥ -5 и x ≠ 1 Объединяя эти
неравенства, имеем ответ: D = [-5; 1) (1; ∞).
Самостоятельно выполните упражнения из сборника: с.24 № 1.8 – 1.13
Понятие об обратной функции. Очень важное и глубокое понятие. Будьте внимательны.
Пусть дана функция у = х3 Вспомним, что она монотонная: каждому значению аргумента соответствует единственное значение аргумента и наоборот: каждому значению функции соответствует единственное значение аргумента (только для монотонных функций!). Будем далее считать независимой переменной у, а х – его функцией, выразим х через у.
и заменим, как то принято обозначать аргумент и функцию, х на у и у на х, получим
. Вот эти две функции у = х3 , и называются взаимно обратными.
Построим графики этих функций и убедимся, что они симметричны относительно биссектрисы 1-3 координатных углов. Запомните это свойство графиков всех взаимно обратных функций. В дальнейшем Вы будете строить обратные функции по мере их изучения.
Но как быть, если функция, для которой надо построить обратную не является монотонной? Например, необходимо построить обратную для у = х2, которая немонотонна. Для этого необходимо так задать область определения исходной функции, на которой она стала бы монотонной. Если для функции у = х2 положить D = [0; ∞), то на этом луче она монотонно возрастает, а значит имеет обратную. Очевидно, это Построим их графики и убедимся, что они симметричны относительно биссектрисы 1-3 координатных углов.
Поработайте самостоятельно.
Постройте обратную функцию для монотонной линейной функции у = 3х, постройте их графики.
Определив функцию на
D = [0; ∞), постройте для нее обратную функцию.
И заключительный вопрос настоящего урока: приращение аргумента и приращение функции.
Пусть задана функция . При х = х0 она принимает значение .
х0 - на оси ОХ в точке А, у0 – на оси ОУ в точке N. Дадим х приращение Δх = АВ, получим новое приращенное значение аргумента (в точке В) х = х0 + Δх
Вычислим приращенное значение функции на оси ОУ – точка М, т.е. длина отрезка ВЕ.
Естественно, что отрезок DE и будет являться приращением функции в точке х0, если приращение аргумента равно Δх.
Т.е. Δf(x0) = -
Итак, приращение функции есть разность между приращенным значением функции и первоначальным (отрезок DE).
Обратите внимание, что для возрастающей функции DE > 0, а для убывающей функции АС будет больше DE, поэтому разность DE – АС < 0 и Δf(x0) < 0.
Сделайте самостоятельно схематический чертеж убывающей функции и укажите Δf(x0).
Вычислим приращение функции f(x) = х2 + 2х +5 при x0 = 2 и Δx = 0,1 x0 + Δx = 2,1
По формуле Δf(x0) = - = (будем иметь) = - =
2,12 + 2*2,1 + 5 – (22 + 2*2 +5 ) = (применяем микрокалькулятор) = 0,61
Поставим задачу отыскать приращение функции не в конкретной точке x0, а в произвольной х, т.е. выведем формулу приращения в общем виде:
Δf(x) = - = (х + Δx)2 +2(х + Δx) + 5 - х2 - 2х -5 = х2 + 2х Δx + (Δx)2 +2х Δx +5 - х2 - 2х -5 = 2х Δx + (Δx)2 +2 Δx = 2х Δx + 2 Δx + (Δx)2 = 2(х + 1)Δx + (Δx)2 – это и есть приращение функции в общем виде: Δf(x) = 2(х + 1)Δx + (Δx)2. Подставим х = 2, Δx = 0,1 получим Δf(x) = 0,61 – все верно.
Источники дополнительной информации по 1 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | 1.Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией А.Н.Колмогорова, Просвещение, 2010 г. | Стр.286-293 |
Дополнительная литература | 1.Математика. Учебник. 11 класс А.Г. Мордкович, И.М.Смирнова, Мнемозина, 2009 г. 2.Математика. Учебник для начального и среднего проф. Образования, М.И.Башмаков, Академия,2010 г. | Стр. 43-127 Стр.120-139 |
Интернет ресурсы | Минобрнауки РФ |
Контрольные задания по Вопросу 1.
Таблица 2
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1.Опишите методику определения четности – нечетности функции. | ||
2. Сформулируйте алгоритм построения обратной функции. | ||
3. Найдите область определения функции y = 4x -1 |
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(ответить на вопросы и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 3
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1. Функции и их свойства. | Исследуйте функцию и постойте её график y=3x – 5 |
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Решить задачи разного уровня сложности.
1 уровень сложности: №73, стр.286, Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией А.Н.Колмогорова, Просвещение, 2010 г., оценка «3».
2 уровень сложности: № 74, стр.286, №77 (а), стр.287, Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией А.Н.Колмогорова, Просвещение, 2010 г. стр.190, оценка «4».
3 уровень сложности: №51(б), Алгебра и начала математического анализа. Учебник 10-11 классы. Под редакцией А.Н.Колмогорова, Просвещение, 2010 г. Оценка «5».
Задание 2. В рабочих тетрадях представить ответы на контрольные задания в таблицах 1,2,3.
Преподаватель Н.В. Васильева
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Цикловой комиссии дисциплин
циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН
ГБПОУ Юридический коллеж
от 04 мая 2016 г. № _18_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации
Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: - ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...
План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.
Приступая к изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....
План-конспект урока по теме: "Определение и свойства алгоритма"
Цель урока – организация продуктивной деятельности школьников направленной на достижение ими:1) предметных результатов:- сформировать представление у учащихся о понятии алгоритма;- выделит...
План-конспект урока алгебы с применением ЭОР "Свойства степени с натуральным показателем",7 класс.
Современный урок введения нового материала. В ходе урока использованы ЭОР модулей И-тип,К-тип,П-тип....
План-конспект урока алгебры с применением ЭОР "Свойства степени с натуральным показателем",7 класс
Современный урок введения нового материала с применением ЭОР....
План-конспект урока "Водород, его получение и свойства"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Водород, его получение и свойства» 1. ФИО автора: Ганин Дмитрий Андреевич.2. Место работы: ГБОУ Школа №20653....
План-конспект урока "Кислород, его получение и свойства"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Кислород, его получение и свойства» ФИО автора: Ганин Дмитрий Андреевич.Место работы: ГБОУ Школа №2065Должность: учитель химии.Предмет: химия.Класс: 8.Тема урока: «Кисло...