Адаптированная рабочая программа по природоведению, 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой Сб.1. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. и ориентирована на учебник «Природоведение» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Лифановой Т.М., Соломиной Е.Н., Москва «Просвещение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района Воронежской области
«Бороздиновская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО __________ /С.В. Лычагина/ Протокол №1 « » августа 2019 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________/Л.В.Набатова/ « » августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «БороздиновскаяСОШ» _________/Л.И.Федюнина/ Приказ № ___ « » августа 2019 г. |
Адаптированная
рабочая программа
по природоведению, 5 класс
Грачевой Жанны Петровны, 1 кк
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. и ориентирована на учебник «Природоведение» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Лифановой Т.М., Соломиной Е.Н., Москва «Просвещение».
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели по 2 часа в неделю. Всего 68 учебных часов.
Рабочая программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. А точнее:
- Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально- художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической).
- Сформировать у школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; развивать универсальные учебные действия как собственно психологическую составляющую фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
- Развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка.
- Сформировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Формировать понятие ценностей семьи и общества, сориентировать в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.
- Использовать ресурсы дополнительного образования как способа расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.
- Через формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников, обеспечить сохранение их психосоматического и физического здоровья. Развить творческую среду для выявления и развития особо одаренных детей.
Кроме этого, системно-деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Цель школьного курса природоведения - усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Задачи курса:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость,
отзывчивость, самостоятельность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
1. Вселенная
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.
Урок повторения.
2. Наш дом - Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение
воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле.
Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы).
Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.
Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Урок повторения.
3. Растительный мир Земли
Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий).
Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика.
Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения.
Почему нужно беречь растения. Красная книга.
Урок повторения.
4. Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы.
Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания.
Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий).
Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных.
Заповедники. Красная книга.
Урок повторения.
5. Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств.
Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Урок повторения.
6. Есть на Земле страна - Россия
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село деревня).
Итоговое повторение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Дата проведения |
Введение | 1ч | |||
1 | Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу | 1 | 02.09.19 | |
Р1 | Вселенная | 4ч | ||
2 | Небесные тела: планеты, звезды | 1 | 06.09.19 | |
3 | Солнце. Солнечная система | 1 | 09.09.19 | |
4 | Исследование космоса | 1 | 13.09.19 | |
5 | Повторение по теме «Вселенная» | 1 | 16.09.19 | |
Р2 | Наш дом – Земля | 14ч | ||
6 | Планета Земля | 1 | 20.09.19 | |
7 | Воздух | 1 | 23.09.19 | |
8 | Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | 27.09.19 | |
9 | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги | 1 | 30.09.19 | |
10 | Поверхность суши. Горы | 1 | 04.10.19 | |
11 | Почва | 1 | 07.10.19 | |
12 | Полезные ископаемые | 1 | 11.10.19 | |
13 | Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф | 1 | 14.10.19 | |
14 | Свойства воды | 1 | 18.10.19 | |
15 | Вода в природе | 1 | 21.10.19 | |
16 | Воды суши: ручьи, реки | 1 | 25.10.19 | |
17 | Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения | 1 | 18.10.19 | |
18 | Моря и океаны. Использование и охрана воды | 1 | 01.11.19 | |
19 | Повторение по теме «Наш дом – Земля» | 1 | 11.11.19 | |
Р3 | Растительный мир Земли | 13ч | ||
20 | Разнообразие растительного мира | 1 | 15.11.19 | |
21 | Среда обитания растений | 1 | 18.11.19 | |
22 | Части растения | 1 | 22.11.19 | |
23 | Деревья, кустарники, травы | 1 | 25.11.19 | |
24 | Лиственные деревья | 1 | 28.11.19 | |
25 | Хвойные деревья | 1 | 29.11.19 | |
26 | Дикорастущие и культурные кустарники | 1 | 02.12.19 | |
27 | Травы | 1 | 06.12.19 | |
28 | Декоративные растения | 1 | 09.12.19 | |
29 | Лекарственные растения | 1 | 13.12.19 | |
30 | Комнатные растения | 1 | 16.12.19 | |
31 | Охрана растений | 1 | 20.12.19 | |
32 | Повторение по теме «Растительный мир Земли» | 1 | 23.12.19 | |
Р4 | Животный мир Земли | 14ч | ||
33 | Разнообразие животного мира | 1 | 27.12.19 | |
34 | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов | 1 | 13.01.20 | |
35 | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери | 1 | 17.01.20 | |
36 | Насекомые | 1 | 20.01.20 | |
37 | Рыбы | 1 | 24.01.20 | |
38 | Птицы | 1 | 27.01.20 | |
39 | Звери | 1 | 31.01.20 | |
40 | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне | 1 | 03.02.20 | |
41 | Уход за животными в живом уголке | 1 | 07.02.20 | |
42 | Певчие птицы. Птицы живого уголка | 1 | 10.02.20 | |
43 | Аквариумные рыбки | 1 | 14.02.20 | |
44 | Собаки. Домашние кошки | 1 | 17.02.20 | |
45 | Охрана животных. Заповедники и заказники | 1 | 21.02.20 | |
46 | Повторение по теме «Животный мир Земли» | 1 | 28.02.20 | |
Р5 | Человек | 9ч | ||
47 | Как устроен наш организм | 1 | 02.03.20 | |
48 | Как работает наш организм | 1 | 06.03.20 | |
49 | Здоровье человека | 1 | 13.03.20 | |
50 | Осанка | 1 | 16.03.20 | |
51 | Органы чувств | 1 | 20.03.20 | |
52 | Здоровое питание | 1 | 30.03.20 | |
53 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1 | 03.04.20 | |
54 | Оказание первой медицинской помощи | 1 | 06.04.20 | |
55 | Повторение по теме «Человек» | 1 | 10.04.20 | |
Р6 | Есть на Земле страна Россия | 13ч | ||
56 | Россия – Родина моя | 1 | 13.04.20 | |
57 | Население и народы России | 1 | 17.04.20 | |
58 | Москва – столица России | 1 | 20.04.20 | |
59 | Санкт-Петербург | 1 | 24.04.20 | |
60 | Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | 27.04.20 | |
61 | Города России. Новосибирск, Владивосток | 1 | 04.05.20 | |
62 | Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов | 1 | 08.05.20 | |
63 | Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир | 1 | 11.05.20 | |
64 | Растительный и животный мир России | 1 | 15.05.20 | |
65 | Охрана природы. Заповедники и заказники | 1 | 18.05.20 | |
66 | Повторение по теме «Есть на Земле страна Россия» | 1 | 22.05.20 | |
67 | Итоговое повторение по курсу «Природоведение. 5 класс» | 1 | 25.05.20 | |
68 | Занимательные игры по изученному материалу | 1 | 29.05.20 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения образовательных областей, учебных предметов у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия
как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция обучающегося, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
• внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
• дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
• строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
• осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне
устной и письменной речью;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное желание и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать свои и действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого и неречевого поведения.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать
- Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
- Что общего и в чем различие неживой и живой природы.
- Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы.
- Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые).
- Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
- Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
- Что изучает природоведение.
- Основные свойства воды, воздуха и почвы.
- Основные формы поверхности Земли.
- Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
- Основные санитарно-гигиенические требования.
- Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию.
- Названия важнейших географических объектов.
- Правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь
- Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им обобщенные названия.
- Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями.
- Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
- Выполнять рекомендуемые практические работы.
- Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.
- Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их не губить растения.
- Демонстрировать простейшие опыты.
- Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения.
- Называть разнообразных представителей животного и растительного мира.
- Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями.
- Соблюдать правила элементарной гигиены.
- Оказывать простейшую медицинскую помощь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2-х сб./Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС». 2011 – Сб. 1.
- Природоведение. 5 класс: учебник для общеобр. организ., реализующих адапт. основные общеобр. программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
- Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс: учеб. пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, О.А. Дубровина – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ПО БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ)...
Адаптированная рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса с УО
Программа составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. ...
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовитель...
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019...
адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...
Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
Рабочая адаптированнаярабочая программа по природоведениюдля 5 класса...