Адаптированная рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса с УО
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Нечаева Елена Вячеславовна

Программа составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Использован учебник Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение.5 класс: учебник для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобраз. программы. – М.: Просвещение, 2015г.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prir5_uo_nechaeva.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к     образовательной программе, введенной в действие  приказом № 452

                                                                                                                 от  « 01» 09. 2017 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры  естественно-математического образования

Протокол №  4 от   « 28»  08 . 2017 г.

Руководитель  кафедры     Ан Л.Н.   /                        /

Согласовано

Заместитель  директора  Коротеева Л.И.    /                       /

«  29 »  08 .2017г.    

 Рабочая программа   учебного предмета «Природоведение»

для обучающихся с умственной отсталостью

Базовый уровень, основное общее образование, 5 класс

35 часов

составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

    Учебник Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение.5 класс: учебник для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобраз. программы. – М.: Просвещение, 2015г.

                                                                                          Составитель: Нечаева Елена Вячеславовна                

        учитель географии и биологии

Пионерский

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

 Учебник Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение.5 класс: учебник для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобраз. программы. – М.: Просвещение, 2015г.

Цель курса:

усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи курса:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

7. Формирование здорового образа жизни.

8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие задачи по природоведению:

1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

2. Корректировать познавательную возможность и интересы.

3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

На основе изучения предмета природоведения  пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

   Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - естествознания и географии.

По данной рабочей программе обучается группа детей: Патракова Екатерина, Левашов Дмитрий, Кузнецова Виктория. Все обучающиеся относятся к категории детей с УО. У данной группы обучающихся наблюдаются следующие особенности: гиперактивность,  неусидчивость, неустойчивость интереса к предмету, не способность на протяжении всего урока интенсивно работать, высокая утомляемость, низкий уровень  умственного развития, отсутствие логики и бедный словарный запас, логопедические недостатки, которые мешают в освоении базового курса природоведения в школе.

 Коррекционная направленность обучения осуществляется за счет использования коррекционно-развивающих упражнений, игр, увеличение количества тренировочных упражнений, преподавания материала небольшими дозами с постепенным его усложнением за счет использования занимательных форм, увеличения количества иллюстрируемого материала.

Планируемые результаты изучения предмета:

Личностные:

- осознание себя как члена общества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность

Предметные:

Достаточный уровень

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.

Содержание образовательной программы по  курсу  природоведения в 5 классе.

1. Введение.

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

2. Вселенная.

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия или наблюдение за звездным небом.

3. Наш дом - Земля.

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

4. Растительный мир Земли.

Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).  Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли».

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

5. Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые.  Жуки, бабочки, стрекозы.  Внешний вид.  Место в природе. Значение.  Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

6. Человек.

 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

7. Есть на Земле страна- Россия.

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия».

8. Повторение.

Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.

Календарно - тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды УД обучающихся

Коррекционно-развивающая направленность

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

Введение (1 час)

1.

1.

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу.

1

Беседа по вопросам учителя

Вселенная (3 часа)

2.

1.

Небесные тела: планеты, звезды.

1

Беседа по вопросам учителя. Запись определений в тетрадь.

3.

2.

Солнце. Солнечная система.

1

Беседа о погоде.

Зарисовки в тетрадях.

4.

3.

Исследование космоса.

Тестирование.

1

Составление кроссворда.

Просмотр и обсуждение д\ф

Наш дом – Земля (13 часов)

5.

1.

Планета Земля.

1

Беседа по вопросам учителя.

Запись определений в тетрадь

6.

2.

Воздух, его состав.

1

Выборочный пересказ.

Выполнение опыта на обнаружение воздуха вокруг нас

7.

3.

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Беседа по иллюстрациям.

Рисунки на тему охраны воздуха.

8.

4.

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.

1

Беседа по вопросам учителя.

Рельеф нашей Зарисовка форм поверхности суши.

9.

5.

Поверхность суши: горы.

1

Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.

10.

6.

Почва. Свойства почвы.

1

Беседа по вопросам учителя. Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы.

11.

7.

Полезные ископаемые.

1

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

12.

8.

Виды полезных ископаемых.

1

Беседа по коллекции. Работа по определению свойств полезных ископаемых.

13.

9.

Вода, её свойства.

1

Беседа по вопросам учителя. Опыты по определению свойств воды.

14.

10.

Вода в природе.

1

Выборочный пересказ. Рисунок круговорота воды в тетради.

15.

11.

Воды суши: ручьи, реки.

1

Записи в тетрадях. Заполнение схемы «Воды суши».

16.

12.

Озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

1

Сочинение рассказа о болоте.

17.

13.

Моря и океаны. Свойства морской воды.

Итоговое тестирование.

1

Беседа, пересказ. Нахождение на карте морей и океанов.

Составление памятки « Безопасная вода»

Растительный мир Земли (6 часов)

18.

1.

Разнообразие растительного мира.

Части растения.

1

Беседа по иллюстрациям.

Выполнение зарисовок растений в разные времена года в тетрадях.

19.

2.

Среда обитания растений.

1

Беседа по гербарию.

20.

3.

Деревья, кустарники, травы.

1

Беседа по иллюстрациям.

Заполнение таблиц. Изготовление гербария.

21.

4.

Лиственные и хвойные растения.

1

22.

5.

Дикорастущие, культурные и декоративные растения.

1

Беседа по иллюстрациям. Зарисовки в тетрадях.

23.

6.

Лекарственные растения. Охрана растений.

Тестирование.

1

Составление памятки « Пожар – враг наш».

Животный мир Земли (4 часа)

24.

1.

Разнообразие животного мира и среда обитания животных.

1

в/ф «Животный мир Земли».

Выборочный пересказ видеофрагментов.

25.

2.

Насекомые. Рыбы. Птицы. Звери.

1

Игра на классификацию животных.

26.

3.

Уход за животными.

1

Выборочный пересказ.

27.

4.

Охрана животных.

1

Просмотр в\ф «Охрана животных», ответы на вопросы учителя.

Человек (4 часа)

28.

1.

Как устроен и работает наш организм.

1

Работа по таблице, зарисовки, записи.

29.

2.

Здоровье человека: питание, осанка.

1

Иллюстрации, в/ф «Закаливание», составление памятки. Составление меню.

30.

3.

Органы чувств. Органы дыхания.

1

Выборочный пересказ.

Названия органов чувств.

Работа по таблице, зарисовки.

31.

4.

Первая медицинская помощь.

1

Беседа по вопросам учителя.

Упражнения в оказании ПМП.

Есть на Земле страна - Россия (4 часа)

32.

1.

Россия – Родина моя.

1

Работа по карте. Зарисовка Государственного флага России. Нахождение России на политической карте.

33.

2.

Население и народы России.

1

Беседа по вопросам учителя.

34.

3.

Москва и Санкт-Петербург.

1

Работа по карте. Разоработка марщрута.

35.

4.

Годовая контрольная работа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовитель...

Адаптированная рабочая программа по природоведению, 5 класс

             Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией д...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019...

адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...

Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г

Рабочая адаптированнаярабочая  программа по природоведениюдля 5 класса...