ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
рабочая программа ( класс) на тему

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ПО БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

природоведение

Пояснительная записка

Основания для написания рабочей программы

  • Программно-методические  материалы «обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»  . / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:гуманитарный издательский центр Владос , 2010 
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида  0 – 4 классы.  /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение,  2011
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ(ред. от 13.07.2015);
  • Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
  • Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
  • Приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от13.08.2015 № 1087;
  • Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 18 июня 2015 г. №10-Исх-6369 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в  2015 – 2016 учебном году»;
  • Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 10августа  2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные  образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
  • Приказ от 24.08.2015 № 156 «Об организованном начале 2015-2016 учебного года»;
  • Приказ от 25.08.2015 № 157 «Об утверждении учебных планов на 2015-2016 учебный год»;

Данная программа адресована  учащейся 5 класса КОУ «Радужнинской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», обучающейся на дому …………………………… и составлена с учётом возрастных  психофизиологических особенностей развития обучающейся, уровня ее знаний и умений.

Решением педсовета от     №  ……………….  была переведена  на без отметочную систему обучения.

Учебные знания и умения по природоведению. Представления о сезонных изменениях в природе, а так же о явлениях живой и не живой природы сформированы слабо. Часто путает понятия по предмету. На низком уровне представления о домашних и диких животных и их детенышах.    Учебная мотивация низкая, требует постоянной стимуляции. Согласно характеристики обучающегося по данному предмету, девочка не может усвоить минимально необходимый уровень знаний (2-й уровень), предъявляемый к программе пятого класса. Таким образом, для данного ученика разработана индивидуальная рабочая программа.

Актуальность

        Курс «Природоведение»   является звеном формирования естествоведческих  знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся с ОВЗ понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.  

Специфика интеллектуального недоразвития обучающихся  с ОВЗ  не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

        Содержание дисциплины «Природоведение» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Курс элементарного природоведения способствует дальнейшей социализации детей в общество. Соответствует  специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу. Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. Способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной  компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров. Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся. Сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации. Обеспечивает развитие контекстной и письменной речи. Учитывает индивидуальные и физические  особенности  учащихся, программа предусматривает  разноуровневые требования к овладению знаниями.

Цель: изучение элементарных сведений, доступных детям с ОВЗ, о живой и неживой природе, о природных сообществах, об          организме человека  и охране его здоровья.

Задачи:

Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках природоведения.

Специфика

Программа  предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения. Она построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Межпредметные связи

Знания по предмету необходимо реализовывать на уроках развития устной речи; чтения; математики; изобразительного искусства,  а также найти им применение во внеурочное время

Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- обогащение словаря;

- коррекция  индивидуальных пробелов.

 

Формы и методы решения поставленных задач

Принцип всесторонней педагогической поддержки ребенка с умственной недостаточностью определяет структуру и содержание

программы а также организацию самого учебного процесса. Форма организации познавательной деятельности учащегося:

индивидуальная.  

На уроках по предмету «Природоведение» используют пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения,  практические, комбинированные уроки, урок-игра.

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.  Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы.

Правильная организация урока в специальной школе создает необходимые  предпосылки для эффективного обучения, поэтому на каждом уроке ведется коррекционно-развивающая работа; уроки являются воспитывающими и развивающими; излагаемый материал  научный, достоверный, доступный, он связан с жизнью и опирается на прошлый опыт детей; на каждом уроке осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к учащимся и межпредметные связи; уроки  оснащены техническими средствами обучения; дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, перфокарты); весь материал  соотносится с уровнем развития ребенка и связан с логикой урока; осуществляются инновационные процессы.

Технологии обучения: личностно ориентированные; коррекционно-развивающие.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода в обучении.

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
    Из
наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, видеофильмы, раздаточный материал.                    Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.

На уроках следует использовать элементы образовательных технологий:

  • игровых технологий (дидактические, настольные, подвижные, компьютерные игры по предмету);
  • технологии компенсирующего обучения (обучение без принуждения: увеличение срока подачи учебного материала; адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия:   одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); оптимальность темпа с позиции полного усвоения, предъявление упражнений по нарастающей сложности);
  • здоровьесберегающих технологий (зрительная, пальчиковая гимнастики, подвижные игры, физминутки и т.д.);
  • технологии деятельностного метода обучения, которая предполагает развитие личностных качеств и способностей обучающегося, опираясь на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- обогащение словаря;

- коррекция  индивидуальных пробелов.

На каждом уроке осуществляются коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);

  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь;

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

  • коррекция и развитие зрительных восприятий;

  • развитие слухового восприятия;

  • коррекция и развитие тактильного восприятия;

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к окружающему миру, трудолюбие, умение сопереживать).

На уроках осуществляются коррекционные мероприятия по охране здоровья детей, по поддержанию их учебной трудоспособности:

  • продолжительность урока не превышает 40 минут;

  • через 15-20 мин работы запланированы динамические паузы в течении 1-2 минут, при этом учитывается профиль психофизического развития детей;

  • наибольшая работоспособность детей достигается в первой половине урока, итоговые 10-15 мин отводятся на закрепление, повторение материала;

  • после 3 урока проводится динамическая перемена в течении 25 мин;

Охранительный режим:

  • соответствие мебели возрасту детей;
  • соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • соблюдение режима зрения: использование крупного шрифта, четкая запись учителя на доске, сигнальные мелки, индивидуальные раздаточные материалы, качественно выполненные типографическим способом.

Варианты компенсирующих мероприятий

  • блочно-модульная подача материала;
  • уроки повторения;
  • интегрированные уроки;
  • перенос уроков – экскурсий на внеурочное время;
  • сочетание различных форм обучения;
  • работа в группах.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся.

Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических работ, через тестирование, а так же  методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности  и воспитанности относительно прежних собственных достижений). Обучающиеся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на второй год обучения в одном и том же классе не оставляются. При оценке умений, знаний и навыков обучающихся принимаются во внимание индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Мониторинг  знаний и умений производится три раза в год; в начале учебного года, в середине учебного года, в конце учебного год.  

Содержание курса предмета:

Учебный курс рассчитан на 34 часа в год; 1 час в неделю, и включает в себя следующие разделы:

 

Учебно-тематическое планирование:

№ п./п.

Тема

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Вселенная

2

3

Наш дом - Земля

7

4

Растительный мир Земли

6

5

Животный мир Земли

6

6

Человек

4

7

Есть на Земле страна - Россия

8

8

Итого

34


      

При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
      В теме
«Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли — сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
      Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
      При изучении
растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся.
      
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
      Завершает курс раздел
«Есть на Земле страна — Россия». В  процессе изучения этого раздела программы предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
      В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса:
Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы). От этого зависит состояние биосферы — жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
      Такое построение программы поможет сформировать у умственно отсталых учащихся целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою
Родину как часть планеты Земля.
      Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
       В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
      В программе выделены основные виды
практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.
      На изучение темы
«Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводится, так как учащиеся рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В  5  классе предлагается лишь проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса (особенно таких, как «Растительный и животный мир Земли» и «Человек»).
      Программа предполагает, что при изучении раздела
«Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
      Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Практических работ

Введение  

1

-

1

 Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. 

1

-

Вселенная

2

-

2

 Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.

1

-

3

  Исследования космоса.  Космические корабли. Первый полет в космос.

1

-

Наш дом - Земля

7

1

4

 Планета Земля. Форма Земли.   

1

-

5

 Воздух и его охрана.   Значение его для жизни на Земле.

1

-

6

 Поверхность суши.  Практическая работа «Зарисовки поверхности суши»

1

1

7

 Почва, свойства почвы.  

1

-

8

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых.  

1

-

9

 Вода. Свойства. Вода в природе. Вода суши.  

1

10

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

1

Растительный мир Земли

6

3

11

  Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений.

1

-

12

 Деревья, кустарники, травы.   Части растений. Практическая работа «Зарисовки деревьев, кустарников, трав».

1

1

13

    Деревья лиственные. Деревья хвойные. Кустарники.  

1

-

14

Травы.   Сезонные наблюдения за растениями.

1

15

Лекарственные растения. Комнатные

растения. Практическая работа «Выделение составных частей растения»

1

1

16

 Береги растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

1

1

Животный мир Земли

6

3

17

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

-

18

Понятие животные. Практическая работа «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.»

1

1

19

Насекомые. Рыбы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

1

-

20

Птицы. Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

1

-

21

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и дома. Практическая работа « Составление рассказов о своих домашних животных»

1

1

22

Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практическая работа «Изготовление кормушек»

1

1

Человек

4

2

23

Как устроен наш организм. Строение. Как работает наш организм.

1

-

24

Здоровье человека. Осанка.    Практическая работа « Составление распорядка дня.»

1

-

25

Здоровое питание.    Правила гигиены.  

1

1

26

Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.

1

1

27

Профилактика простудных заболеваний.

8

3

Есть на Земле страна - Россия

1

1

28

Россия – Родина моя. Россия на земном  шаре. Практическая работа«Нахождение России на карте»  

1

1

29

Население России. Народы России. Практическая работа «Зарисовки Государственного флага России.»

1

30

Столица Москва.

1

31

Города России. Многообразие городов.

1

1

32

Разнообразие растительного мира. Практическая работа «Зарисовки растений и животных своей местности»

1

33

Животный мир на территории нашей страны. Заповедники. Заказники. Охрана природы.

1

34

Наш город. Растения и животные своей местности.

1

-

ИТОГО

34

12

Календарно-тематическое планирование

№ п./п

Кол-во часов

Тема

Требования к ЗУН

Словарь

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Должны знать

Должны уметь

1 четверть 1час в неделю 9 часов за четверть

1

 1ч

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. 

 

  

 

02.09.15

Вселенная

2

 1ч

 Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.

- Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
- Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

- Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.

09.09.15

3

 1ч

  Исследования космоса.  Космические корабли. Первый полет в космос.

16.09.15

Наш дом - Земля

4

1 ч

 Планета Земля. Форма Земли.   

- Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

- Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
- Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

- Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.  

- Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
- Соблюдать правила поведения в природе
.

материки 

23.09.15

5

 1ч

 Воздух и его охрана.   Значение его для жизни на Земле.

30.09.15

6

1 ч

 Поверхность суши.  Практическая работа «Зарисовки поверхности суши»

07.10.15

7

1 ч

 Почва, свойства почвы.  

14.10.15

8

 1ч

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых.  

21.10.15

9

 1ч

 Вода. Свойства. Вода в природе. Вода суши.  

28.10.15

2 четверть 1 час в неделю 7 часов за четверть

1

1 ч

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

- Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

- Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
- Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

- Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.  

- Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
- Соблюдать правила поведения в природе
.

океаны

11.11.15

Растительный мир Земли

2

 1ч

  Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений.

- Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
- Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
- Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

 

- Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.

- Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.

- Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
- Соблюдать правила поведения в природе

корень, стебель, лист,

18.11.15

3

 1ч

 Деревья, кустарники, травы.   Части растений. Практическая работа «Зарисовки деревьев, кустарников, трав».

25.11.15

4

 1ч

    Деревья лиственные. Деревья хвойные. Кустарники.  

02.12.15

5

 1ч

Травы.   Сезонные наблюдения за растениями.

09.12.15

6

1 ч

Лекарственные растения. Комнатные

растения. Практическая работа «Выделение составных частей растения»

16.12.15

7

1 ч

 Береги растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

 23.12.15

3 четверть 1 час в неделю 10 часов за четверть

Животный мир Земли

1

 1ч

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

- Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
- Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
- Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

- Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.
- Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
- Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
- Соблюдать правила поведения в природе

13.01.16

2

 1ч

Понятие животные. Практическая работа «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.»

млекопитающие

20.01.16

3

 1ч

Насекомые. Рыбы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

27.01.16

4

1 ч

Птицы. Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

03.02.16

5

1 ч

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и дома. Практическая работа « Составление рассказов о своих домашних животных»

10.02.16

6

 1ч

Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практическая работа «Изготовление кормушек»

17.02.16

Человек

 

7

 1ч

Как устроен наш организм. Строение. Как работает наш организм.

- Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью.

- Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.

- Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
- Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителя.

- Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.

внутренние органы

24.02.16

8

 1ч

Здоровье человека. Осанка.    Практическая работа « Составление распорядка дня.»

02.03.16

9

 1ч

Здоровое питание.    Правила гигиены.  

09.03.16

10

 1ч

Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.

16.03.16

4 четверть 2 часа в неделю 17  часов за четверть

1

 1ч

Профилактика простудных заболеваний.

- Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью.

- Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.

- Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
- Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителя.

- Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.

30.03.16

Есть на Земле страна - Россия

2

 1ч

Россия – Родина моя. Россия на земном  шаре. Практическая работа«Нахождение России на карте»  

- Расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека.
- Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.

- Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
- Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителя.

 глобус, карта

06.04.16

3

 1ч

Население России. Народы России. Практическая работа «Зарисовки Государственного флага России.»

13.04.16

4

 1ч

Столица Москва.

20.04.16

5

 1ч

Города России. Многообразие городов.

27.04.16

6

 1 ч

Разнообразие растительного мира. Практическая работа «Зарисовки растений и животных своей местности»

04.0516

7

 1 ч

Животный мир на территории нашей страны. Заповедники. Заказники. Охрана природы.

11.05.16

8

 1 ч

Наш город. Растения и животные своей местности.

18.05.16

       

Требования к уровню подготовки учащихся 

Учащиеся должны знать:
Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
Расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека.
Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью. Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.

Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

Учащиеся должны уметь:
Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.
Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.
Соблюдать правила поведения в природе

Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

1.Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.

Для учителя:

1.Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.

2. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010.  

Список литературы.

Основная:

  •  . Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010.  
  • Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.
  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181с. – (Коррекционная педагогика);

Дополнительная:

  • Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум, 1996. – 384 с.
  • Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
  • Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: альбом 4 части / Н. Э. Теремкова. –М. : ООО Издательство         ГНОМ и Д, 2008. -32 с.
  • 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М. : ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО этике 11 КЛАСС

Рабочая  программа по предмету: «Этика» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку;  содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки у...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 5 класс.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что пр...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 9 класс.

Цель обучения математике детей с ЗПР – формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.Основной...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 7 класс

Цель обучения математике детей с ЗПР – формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.Основной...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК» ФГОС ООО 7 класс

Индивидуальная адаптированная программа учебного курса "Русский язык"  ФГОС ООО 7 класс....

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа элективного курса "Шаг за шагом к ОГЭ" для ученицы 9 класса

Занятия по данной программе  развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, обеспечивают бо...