ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
рабочая программа ( класс) на тему
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ПО БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie.docx | 60.31 КБ |
Предварительный просмотр:
природоведение
Пояснительная записка
Основания для написания рабочей программы
- Программно-методические материалы «обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» . / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:гуманитарный издательский центр Владос , 2010
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2011
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ(ред. от 13.07.2015);
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
- Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
- Приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от13.08.2015 № 1087;
- Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 июня 2015 г. №10-Исх-6369 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2015 – 2016 учебном году»;
- Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 10августа 2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- Приказ от 24.08.2015 № 156 «Об организованном начале 2015-2016 учебного года»;
- Приказ от 25.08.2015 № 157 «Об утверждении учебных планов на 2015-2016 учебный год»;
Данная программа адресована учащейся 5 класса КОУ «Радужнинской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», обучающейся на дому …………………………… и составлена с учётом возрастных психофизиологических особенностей развития обучающейся, уровня ее знаний и умений.
Решением педсовета от № ………………. была переведена на без отметочную систему обучения.
Учебные знания и умения по природоведению. Представления о сезонных изменениях в природе, а так же о явлениях живой и не живой природы сформированы слабо. Часто путает понятия по предмету. На низком уровне представления о домашних и диких животных и их детенышах. Учебная мотивация низкая, требует постоянной стимуляции. Согласно характеристики обучающегося по данному предмету, девочка не может усвоить минимально необходимый уровень знаний (2-й уровень), предъявляемый к программе пятого класса. Таким образом, для данного ученика разработана индивидуальная рабочая программа.
Актуальность
Курс «Природоведение» является звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся с ОВЗ понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Специфика интеллектуального недоразвития обучающихся с ОВЗ не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
Содержание дисциплины «Природоведение» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Курс элементарного природоведения способствует дальнейшей социализации детей в общество. Соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу. Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. Способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров. Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся. Сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации. Обеспечивает развитие контекстной и письменной речи. Учитывает индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривает разноуровневые требования к овладению знаниями.
Цель: изучение элементарных сведений, доступных детям с ОВЗ, о живой и неживой природе, о природных сообществах, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи:
Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках природоведения.
Специфика
Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения. Она построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Межпредметные связи
Знания по предмету необходимо реализовывать на уроках развития устной речи; чтения; математики; изобразительного искусства, а также найти им применение во внеурочное время
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов.
Формы и методы решения поставленных задач
Принцип всесторонней педагогической поддержки ребенка с умственной недостаточностью определяет структуру и содержание
программы а также организацию самого учебного процесса. Форма организации познавательной деятельности учащегося:
индивидуальная.
На уроках по предмету «Природоведение» используют пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, практические, комбинированные уроки, урок-игра.
Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы.
Правильная организация урока в специальной школе создает необходимые предпосылки для эффективного обучения, поэтому на каждом уроке ведется коррекционно-развивающая работа; уроки являются воспитывающими и развивающими; излагаемый материал научный, достоверный, доступный, он связан с жизнью и опирается на прошлый опыт детей; на каждом уроке осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к учащимся и межпредметные связи; уроки оснащены техническими средствами обучения; дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, перфокарты); весь материал соотносится с уровнем развития ребенка и связан с логикой урока; осуществляются инновационные процессы.
Технологии обучения: личностно ориентированные; коррекционно-развивающие.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода в обучении.
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.
На уроках следует использовать элементы образовательных технологий:
- игровых технологий (дидактические, настольные, подвижные, компьютерные игры по предмету);
- технологии компенсирующего обучения (обучение без принуждения: увеличение срока подачи учебного материала; адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия: одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); оптимальность темпа с позиции полного усвоения, предъявление упражнений по нарастающей сложности);
- здоровьесберегающих технологий (зрительная, пальчиковая гимнастики, подвижные игры, физминутки и т.д.);
- технологии деятельностного метода обучения, которая предполагает развитие личностных качеств и способностей обучающегося, опираясь на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов.
На каждом уроке осуществляются коррекционно-развивающие задачи:
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
коррекция и развитие зрительных восприятий;
развитие слухового восприятия;
коррекция и развитие тактильного восприятия;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к окружающему миру, трудолюбие, умение сопереживать).
На уроках осуществляются коррекционные мероприятия по охране здоровья детей, по поддержанию их учебной трудоспособности:
продолжительность урока не превышает 40 минут;
через 15-20 мин работы запланированы динамические паузы в течении 1-2 минут, при этом учитывается профиль психофизического развития детей;
наибольшая работоспособность детей достигается в первой половине урока, итоговые 10-15 мин отводятся на закрепление, повторение материала;
после 3 урока проводится динамическая перемена в течении 25 мин;
Охранительный режим:
- соответствие мебели возрасту детей;
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- соблюдение режима зрения: использование крупного шрифта, четкая запись учителя на доске, сигнальные мелки, индивидуальные раздаточные материалы, качественно выполненные типографическим способом.
Варианты компенсирующих мероприятий
- блочно-модульная подача материала;
- уроки повторения;
- интегрированные уроки;
- перенос уроков – экскурсий на внеурочное время;
- сочетание различных форм обучения;
- работа в группах.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических работ, через тестирование, а так же методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних собственных достижений). Обучающиеся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на второй год обучения в одном и том же классе не оставляются. При оценке умений, знаний и навыков обучающихся принимаются во внимание индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Мониторинг знаний и умений производится три раза в год; в начале учебного года, в середине учебного года, в конце учебного год.
Содержание курса предмета:
Учебный курс рассчитан на 34 часа в год; 1 час в неделю, и включает в себя следующие разделы:
Учебно-тематическое планирование:
№ п./п. | Тема | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Вселенная | 2 |
3 | Наш дом - Земля | 7 |
4 | Растительный мир Земли | 6 |
5 | Животный мир Земли | 6 |
6 | Человек | 4 |
7 | Есть на Земле страна - Россия | 8 |
8 | Итого | 34 |
При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли — сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершает курс раздел «Есть на Земле страна — Россия». В процессе изучения этого раздела программы предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы). От этого зависит состояние биосферы — жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у умственно отсталых учащихся целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.
На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводится, так как учащиеся рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса (особенно таких, как «Растительный и животный мир Земли» и «Человек»).
Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Практических работ |
Введение | 1 | - | |
1 | Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. | 1 | - |
Вселенная | 2 | - | |
2 | Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. | 1 | - |
3 | Исследования космоса. Космические корабли. Первый полет в космос. | 1 | - |
Наш дом - Земля | 7 | 1 | |
4 | Планета Земля. Форма Земли. | 1 | - |
5 | Воздух и его охрана. Значение его для жизни на Земле. | 1 | - |
6 | Поверхность суши. Практическая работа «Зарисовки поверхности суши» | 1 | 1 |
7 | Почва, свойства почвы. | 1 | - |
8 | Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. | 1 | - |
9 | Вода. Свойства. Вода в природе. Вода суши. | 1 | |
10 | Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. | 1 | |
Растительный мир Земли | 6 | 3 | |
11 | Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений. | 1 | - |
12 | Деревья, кустарники, травы. Части растений. Практическая работа «Зарисовки деревьев, кустарников, трав». | 1 | 1 |
13 | Деревья лиственные. Деревья хвойные. Кустарники. | 1 | - |
14 | Травы. Сезонные наблюдения за растениями. | 1 | |
15 | Лекарственные растения. Комнатные растения. Практическая работа «Выделение составных частей растения» | 1 | 1 |
16 | Береги растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями» | 1 | 1 |
Животный мир Земли | 6 | 3 | |
17 | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1 | - |
18 | Понятие животные. Практическая работа «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.» | 1 | 1 |
19 | Насекомые. Рыбы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 | - |
20 | Птицы. Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 | - |
21 | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и дома. Практическая работа « Составление рассказов о своих домашних животных» | 1 | 1 |
22 | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практическая работа «Изготовление кормушек» | 1 | 1 |
Человек | 4 | 2 | |
23 | Как устроен наш организм. Строение. Как работает наш организм. | 1 | - |
24 | Здоровье человека. Осанка. Практическая работа « Составление распорядка дня.» | 1 | - |
25 | Здоровое питание. Правила гигиены. | 1 | 1 |
26 | Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. | 1 | 1 |
27 | Профилактика простудных заболеваний. | 8 | 3 |
Есть на Земле страна - Россия | 1 | 1 | |
28 | Россия – Родина моя. Россия на земном шаре. Практическая работа«Нахождение России на карте» | 1 | 1 |
29 | Население России. Народы России. Практическая работа «Зарисовки Государственного флага России.» | 1 | |
30 | Столица Москва. | 1 | |
31 | Города России. Многообразие городов. | 1 | 1 |
32 | Разнообразие растительного мира. Практическая работа «Зарисовки растений и животных своей местности» | 1 | |
33 | Животный мир на территории нашей страны. Заповедники. Заказники. Охрана природы. | 1 | |
34 | Наш город. Растения и животные своей местности. | 1 | - |
ИТОГО | 34 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
№ п./п | Кол-во часов | Тема | Требования к ЗУН | Словарь | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | ||
Должны знать | Должны уметь | |||||||
1 четверть 1час в неделю 9 часов за четверть | ||||||||
1 | 1ч | Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. |
|
|
| 02.09.15 | ||
Вселенная | ||||||||
2 | 1ч | Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. | - Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства. | - Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи. | 09.09.15 | |||
3 | 1ч | Исследования космоса. Космические корабли. Первый полет в космос. | 16.09.15 | |||||
Наш дом - Земля | ||||||||
4 | 1 ч | Планета Земля. Форма Земли. | - Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства. - Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней. | - Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи. - Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей. | материки | 23.09.15 | ||
5 | 1ч | Воздух и его охрана. Значение его для жизни на Земле. | 30.09.15 | |||||
6 | 1 ч | Поверхность суши. Практическая работа «Зарисовки поверхности суши» | 07.10.15 | |||||
7 | 1 ч | Почва, свойства почвы. | 14.10.15 | |||||
8 | 1ч | Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. | 21.10.15 | |||||
9 | 1ч | Вода. Свойства. Вода в природе. Вода суши. | 28.10.15 | |||||
2 четверть 1 час в неделю 7 часов за четверть | ||||||||
1 | 1 ч | Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. | - Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства. - Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней. | - Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи. - Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей. | океаны | 11.11.15 | ||
Растительный мир Земли | ||||||||
2 | 1ч | Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений. | - Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
| - Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи. - Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. - Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей. | корень, стебель, лист, | 18.11.15 | ||
3 | 1ч | Деревья, кустарники, травы. Части растений. Практическая работа «Зарисовки деревьев, кустарников, трав». | 25.11.15 | |||||
4 | 1ч | Деревья лиственные. Деревья хвойные. Кустарники. | 02.12.15 | |||||
5 | 1ч | Травы. Сезонные наблюдения за растениями. | 09.12.15 | |||||
6 | 1 ч | Лекарственные растения. Комнатные растения. Практическая работа «Выделение составных частей растения» | 16.12.15 | |||||
7 | 1 ч | Береги растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями» | 23.12.15 | |||||
3 четверть 1 час в неделю 10 часов за четверть | ||||||||
Животный мир Земли | ||||||||
1 | 1ч | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | - Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства. | - Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи. | 13.01.16 | |||
2 | 1ч | Понятие животные. Практическая работа «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.» | млекопитающие | 20.01.16 | ||||
3 | 1ч | Насекомые. Рыбы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | 27.01.16 | |||||
4 | 1 ч | Птицы. Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 03.02.16 | |||||
5 | 1 ч | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и дома. Практическая работа « Составление рассказов о своих домашних животных» | 10.02.16 | |||||
6 | 1ч | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практическая работа «Изготовление кормушек» | 17.02.16 | |||||
Человек |
| |||||||
7 | 1ч | Как устроен наш организм. Строение. Как работает наш организм. | - Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью. - Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья. | - Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. - Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде. | внутренние органы | 24.02.16 | ||
8 | 1ч | Здоровье человека. Осанка. Практическая работа « Составление распорядка дня.» | 02.03.16 | |||||
9 | 1ч | Здоровое питание. Правила гигиены. | 09.03.16 | |||||
10 | 1ч | Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. | 16.03.16 | |||||
4 четверть 2 часа в неделю 17 часов за четверть | ||||||||
1 | 1ч | Профилактика простудных заболеваний. | - Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью. - Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья. | - Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. - Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде. | 30.03.16 | |||
Есть на Земле страна - Россия | ||||||||
2 | 1ч | Россия – Родина моя. Россия на земном шаре. Практическая работа«Нахождение России на карте» | - Расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека. | - Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. | глобус, карта | 06.04.16 | ||
3 | 1ч | Население России. Народы России. Практическая работа «Зарисовки Государственного флага России.» | 13.04.16 | |||||
4 | 1ч | Столица Москва. | 20.04.16 | |||||
5 | 1ч | Города России. Многообразие городов. | 27.04.16 | |||||
6 | 1 ч | Разнообразие растительного мира. Практическая работа «Зарисовки растений и животных своей местности» | 04.0516 | |||||
7 | 1 ч | Животный мир на территории нашей страны. Заповедники. Заказники. Охрана природы. | 11.05.16 | |||||
8 | 1 ч | Наш город. Растения и животные своей местности. | 18.05.16 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
Расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека.
Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью. Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.
Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
Учащиеся должны уметь:
Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.
Связно пояснять проведенные наблюдения, с помощью учителя делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.
Соблюдать правила поведения в природе
Учебно-методическое обеспечение
Для ученика:
1.Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.
Для учителя:
1.Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.
2. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010.
Список литературы.
Основная:
- . Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010.
- Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181с. – (Коррекционная педагогика);
Дополнительная:
- Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум, 1996. – 384 с.
- Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
- Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: альбом 4 части / Н. Э. Теремкова. –М. : ООО Издательство ГНОМ и Д, 2008. -32 с.
- 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М. : ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО этике 11 КЛАСС
Рабочая программа по предмету: «Этика» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки у...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 5 класс.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что пр...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 9 класс.
Цель обучения математике детей с ЗПР – формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.Основной...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 7 класс
Цель обучения математике детей с ЗПР – формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.Основной...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа психолого -педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ 5 класса
Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 5 класса, с РАС...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК» ФГОС ООО 7 класс
Индивидуальная адаптированная программа учебного курса "Русский язык" ФГОС ООО 7 класс....
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа элективного курса "Шаг за шагом к ОГЭ" для ученицы 9 класса
Занятия по данной программе развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, обеспечивают бо...