адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс)
адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс | 439.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.Сковородино
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
ДЛЯ __5__КЛАССА
НА 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов: всего 70 ч;
в неделю 2ч.
Составитель программы
Крылова Елена Евгеньевна
Учитель первой квалификационной категории
- Пояснительная записка
1.1.Нормативно – правовые документы, на основании которых составлена программа
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
- -«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993).
- - Приказ Министерства образования РФ от 10.04. 2002 г. № 29/2065-п (Д) «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» приложение к приказу - Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
- - Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997г. №48;
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями»
- Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино (утвержденная педагогическим советом)
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Сковородино на 2019-2020 учебный год (утвержденный педагогическим советом).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2019-2020 учебный год.
- Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации. Учебник. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / О.А. .Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 176 с. : ил.
Описание места учебного предмета «Природоведение» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 г. Сковородино на изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 70 часов в год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение , 2017. – 176 с. : ил.
Цели и задачи обучения природоведения.
Изучение природоведения направлено на достижение следующих целей:
1 Учебная цель: Основной целью курса природоведения для умственно отсталых детей является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности,способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
2. Воспитательная цель: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
3. Общеобразовательная цель: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
4. Развивающая цель развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Задачи обучения:
1. формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
2. установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
3. экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
4. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
5. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
1.2. Учебно –методический комплект
Учебник. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение , 2017. – 176 с. : ил.
2.Планируемые результаты
Каждая содержательная область образования детей с нарушением интеллекта включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с нарушением интеллекта. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с нарушением интеллекта, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с нарушением интеллекта овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром:
1.Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
2.Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
3.Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Надпредметные умения и навыки:
- Предметно-информационная область: Знать экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы; основные источники получения информации, методы отбора и работы с информацией, способы развития навыков самостоятельной познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и требований учебной деятельности;
- Деятельно-коммуникативная область: участвовать в экологических акциях школы, ответственно относиться к природе и охранять её; умение работать с письменной и устной информацией, ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы, уметь использовать различные способы (монолог, диалог) подачи информации при взаимодействии с другими людьми; умение составить развёрнутое устное и письменное сообщение, умение ориентироваться в учебной и социальной ситуации, умение быть учеником, уважать знания и опыт старших, передавать свои знания и опыт младшим, оказывать им помощь.
- Ценностно-ориентированная область: адекватная оценка собственных возможностей, осознание норм требований и правил как основы регулирования собственного поведения, осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами.
Предметные знания и умения:
Обучающиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
1.обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
2.расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
3.основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
3.Содержание учебного предмета
1.Окружающий нас мир (2ч)
Человек и природа. Природа нашей местности вокруг нас.
Практические работа: «Природа нашей местности»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы; царства живой природы; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
Учащиеся должны уметь:
— отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;характеризовать среды обитания организмов;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Знать экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.
- Сезонные изменения в природе (24 ч.)
Календарь природы. Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха). Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Погода и мы. Человек и его здоровье. Смена дня и ночи. Суточные часы. Смена времен года. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов. Времена года в жизни человека.Вода на Земле.
Практические работы: «Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха)», «Составление режима дня»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- что такое погода, составляющие погоды, как происходит смена времен года и основные признаки каждого сезона, приспособления организмов к изменениям погоды; называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику каждого времени года, описывать изменения происходящие с животными и растениями в каждом времени года, устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
- адекватная оценивать собственные возможности, осознавать нормы требований и правил как основы регулирования собственного поведения, осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами
- Растительный мир Земли 9
Разнообразие растительного мира. Среда обитаний растений. Части растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Дикорастущие и культурные растения. Травы. Декоративные растения.
Практическая работа: «Разнообразие растительного мира»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Чем отличается естественная система природы от искусственной; основные характеристики искусственных систем; видовой состав сада и огорода, чем сорняки отличаются от культурных растений; основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
Учащиеся должны уметь:
Давать характеристику культурным растениям, уметь привести примеры садовых растений, растений огорода, сорняков.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Знать экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.
- Животный мир Земли 15
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые. Рыбы. Птицы. Звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники
Практическая работа: «Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы; царства живой природы; признаки живого; называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
Учащиеся должны уметь:
— отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;характеризовать среды обитания организмов;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Знать экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.
5. Человек 8
Как устроен наш организм. Как работает наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Оказание первой медицинской помощи
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Как устроен организм человека. Расположение органов. Основные правила профилактики здоровья человека. Правила гигиены
Учащиеся должны уметь:
- Оказывать первую медицинскую помощь
6. Есть на Земле страна Россия 12
Российская Федерация (расположение на географической карте).Многонациональное население. Города и сёла. Москва – столица нашей Родины. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
Учащиеся должны уметь:
- Находить на карте мира Россию, называть столицу Р.Ф. и крупные города, работать с географическими атласами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
- видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Всего часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Окружающий нас мир. | 2 ч | 1 | |
2 | Сезонные изменения в природе. | 24 ч | 2 | 1 |
3 | Растительный мир Земли | 9 ч | 1 | 1 |
4 | Животный мир Земли | 15 ч | 1 | 1 |
5 | Человек | 8 ч | ||
6 | Есть на Земле страна Россия | 12 ч | 1 | |
Итого: | 70 часов | 5 | 4 |
4.Календарно-тематическое планирование по природоведению, 5 класс
№ п/п | Разделы и темы уроков | кол-во часов | вид и форма контроля | дата | |
по плану | по факту | ||||
Окружающий нас мир2 | |||||
1. | Человек и природа. Небесные тела. | 1 | 4.09 | 4.09 | |
2. | Солнце. Солнечная система. Природа нашей местности. | 1 | П/Р | 6.09 | 6.09 |
Изменения в жизни природы24 | |||||
3. | Исследование космоса. Календарь природы | 1 | 11.09 | 11.09 | |
4. | Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха) | 1 | П/Р | 13.09 | 13.09 |
5. | Планета Земля. Воздух. Температура воздуха | 1 | 18.09 | 18.09 | |
6. | Вода в воздухе. Осадки. Значение воздуха | 1 | 20.09 | 20.09 | |
7. | Ветер | 1 | 25.09 | 25.09 | |
8. | Прогноз погоды | 1 | 27.09 | 27.09 | |
9. | Погода и мы. Человек и его здоровье | 1 | 2.10 | 2.10 | |
10. | Смена дня и ночи | 1 | 4.10 | 4.10 | |
11. | Суточные часы | 1 | 9.10 | 9.10 | |
12. | Режим дня школьника. Человек и его здоровье | 1 | П/Р | 11.10 | 11.10 |
13. | Сутки в жизни растений и животных | 1 | 16.10 | 16.10 | |
14. | Окно в природу. Синица-лазоревка | 1 | 18.10 | 18.10 | |
15. | Контрольная работа по итогам 1 четверти | 1 | К/Р | 23.10 | 23.10 |
16. | Поверхность суши. Равнины, горы, овраги | 1 | 25.10 | 25.10 | |
17. | Горы | 1 | 6.11 | 6.11 | |
18. | Почва | 1 | 8.11 | 8.11 | |
19. | Полезные ископаемые | 1 | 13.11 | 13.11 | |
20. | Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф | 1 | 15.11 | 15.11 | |
21. | Свойства воды | 1 | 20.11 | 20.11 | |
22. | Вода в природе | 1 | 22.11 | 22.11 | |
23. | Воды суши: ручьи, реки | 1 | 27.11 | 27.11 | |
24. | Воды суши: озера, болота, пуды. | 1 | 29.11 | 29.11 | |
25. | Моря и океаны. | 1 | 4.12 | 4.12 | |
26. | Использование и охрана вод | 1 | 6.12 | 6.12 | |
Растительный мир Земли 9 | |||||
27. | Разнообразие растительного мира | 1 | П/Р | 11.12 | 11.12 |
28. | Среда обитаний растений | 1 | 13.12 | 13.12 | |
29. | Части растений | 1 | 18.12 | 18.12 | |
30. | Деревья, кустарники, травы | 1 | 20.12 | 20.12 | |
31. | Контрольная работа по итогам 2 четверти | 1 | К/Р | 25.12 | 25.12 |
32. | Лиственные деревья | 1 | 27.12 | 27.12 | |
33. | Хвойные деревья | 1 | |||
34. | Дикорастущие и культурные растения | 1 | |||
35. | Травы. Декоративные растения | 1 | |||
Животный мир Земли 15 | |||||
36. | Разнообразие животного мира | 1 | |||
37. | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов | 1 | |||
38. | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери | 1 | П/Р | ||
39. | Насекомые | 1 | |||
40. | Рыбы | 1 | |||
41. | Птицы | 1 | |||
42. | Звери | 1 | |||
43. | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне | 1 | |||
44. | Уход за животными в живом уголке | 1 | |||
45. | Певчие птицы. Птицы живого уголка | 1 | |||
46. | Аквариумные рыбки | 1 | |||
47. | Собаки | 1 | |||
48. | Домашние кошки | 1 | |||
49. | Охрана животных. Заповедники и заказники | 1 | |||
50. | Контрольная работа по итогам 3 четверти | 1 | К/Р | ||
Человек 8 | |||||
51. | Как устроен наш организм | 1 | |||
52. | Как работает наш организм | 1 | |||
53. | Здоровье человека | 1 | |||
54. | Осанка | 1 | |||
55. | Органы чувств | 1 | |||
56. | Здоровое питание | 1 | |||
57. | Дыхание. Органы дыхания | 1 | |||
58. | Оказание первой медицинской помощи | 1 | тест | ||
Есть на Земле страна Россия 12 | |||||
59. | Россия – Родина моя | 1 | |||
60. | Население и народы России | 1 | |||
61. | Москва – столица России | 1 | |||
62. | Санкт - Петербург | 1 | |||
63. | Города России. | 1 | |||
64. | Города России | 1 | |||
65. | Золотое кольцо России | 1 | |||
66. | Растительный мир России | 1 | |||
67. | Животный мир России. | 1 | |||
68. | Охрана природы | 1 | семинар | ||
69. | Контрольная работа по итогам года | 1 | К/Р | ||
70. | Подведение итогов | 1 |
ИТОГО 70 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ПО БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ)...
Адаптированная рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса с УО
Программа составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. ...
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовитель...
Адаптированная рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией д...
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019...
Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
Рабочая адаптированнаярабочая программа по природоведениюдля 5 класса...