Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019
рабочая программа по природоведению (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_klass.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТА: Педагогическим советом школы Протокол № 1 от 28.08.2018г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы______Т.Ф.Калужина Приказ № 88 от 31.08. 2018 г. |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
природоведение
5 класс
(надомное обучение)
Землянухина Тамара Кирилловна
Тюменцево 2018 г.
- Пояснительная записка
1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2000г. и учебника Природоведение.5 класс, О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов М., ВЛАДОС, 2008г.).
1.2. Общие цели учебного предмета
Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
- формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
- установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Природоведение» в 5 классе отводится 34 ч. в год, по 1 ч. в неделю.
- УМК по Природоведению, 5класс (для учителя):
-Природоведение. 5 класс, О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. Учебник.
- Методическое пособие для учителя. О.А.Хлебосолова, Г.Ю.Ерошина.
-Примерная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5-9 класс, под редакцией В.В.Воронковой.
УМК по Природоведению, 5класс (для ученика):
- Природоведение. 5 класс, О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. Учебник.
- Планируемые результаты образования.
Обучающиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
- называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия; устанавливать простей
шие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);
Обучающиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека
- Содержание учебного предмета, курса.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
- Окружающий нас мир;
- Изменения в жизни природы;
- Наша родина-Россия;
- Увлекательные путешествия в мир природы;
- Рядом с нами.
Окружающий нас мир
Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы.
Природа нашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, воздух, которым мы дышим).
Сезонные изменения в природе.
Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха).
Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.
Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.
Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы — весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.
Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.
Наша страна.
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва — столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси).
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).
Природа нашей Родины.
Неживая природа.
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Живая природа.
Растения, грибы и животные леса
Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, осина, рябина. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина. Кустарнички: брусника, черника.
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.
Грибы леса: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).
Растения и животные сада, огорода и поля
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Садовая земляника — клубника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные — лягушки, жабы. Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, божьи коровки, жабы, лягушки); враги (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые и их личинки.
Растения и животные луга.
Растения луга — травы: клевер, колокольчик, нивяник (ромашка), мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка, кузнечик и др.).
Использование лугов как пастбища и для сенокоса.
Растения и животные болота.
Растения болота: травы, мхи, кустарничек багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Растения и животные водоемов.
Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Охрана здоровья и человека.
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.
Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.
Охрана природы и экология.
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.
4.Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Человек и природа. | 1 |
2 | Календарь природы. Погода. | 1 |
3 | Температура воздуха. Осадки. | 1 |
4 | Ветер. Прогноз погоды. | 1 |
5 | Смена дня и ночи. Суточные часы. | 1 |
6 | Смена времён года. | 1 |
7 | Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. Осенние изменения в жизни растений и животных. | 1 |
8 | Зима. Признаки зимы. Зимние изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой. | 1 |
9 | Весна. Признаки весны. Весенние изменения в жизни растений и животных. | 1 |
10 | Лето. Признаки лета. Растения и животные летом. Уход человека за растениями летом. Летние праздники. | 1 |
11 | Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Города и сёла. | 1 |
12 | Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы) | 1 |
13 | Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. | 1 |
14 | Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мрамор, нефть, газ, каменная соль. | 1 |
15 | Природа России. | 1 |
16 | Заповедники и национальные парки. | 1 |
17 | Лес. Растения леса. Лиственные и хвойные деревья. | 1 |
18 | Грибы леса: съедобные и несъедобные. | 1 |
19 | Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан) | 1 |
20 | Птицы леса: кукушка, дятел, синица, соловей. | 1 |
21 | Насекомые леса (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи) | 1 |
22 | Луг. | 1 |
23 | Луговые травы. | 1 |
24 | Животный мир луга. | 1 |
25 | Обитатели почв. | 1 |
26 | Болото. | 1 |
27 | Растения болота: травы, мхи, кустарничек багульник, ягодные растения (клюква, морошка) | 1 |
28 | Птицы болот. Животные болот. | 1 |
29 | Вода на Земле. | 1 |
30 | Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи. | 1 |
31 | Культурные растения. | 1 |
32 | Сад. Цветочно-декоративные растения. | 1 |
33 | Огород. Поле. | 1 |
34 | Природа и наше будущее. | 1 |
5. Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ПО БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ)...
Адаптированная рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса с УО
Программа составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. ...
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовитель...
Адаптированная рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией д...
адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...
Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
Рабочая адаптированнаярабочая программа по природоведениюдля 5 класса...