«Леса умеренного пояса» 5 класс
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Аверченко Елена Александровна

 

Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок.  Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля и знакомиться с природными зонами.

 

Назовите предметы, которые вы видите на подносе? (ветка, листья, животное леса – игрушка)

 

Что объединяет все эти предметы? Где можно встретить эти предметы? (в лесу, зоопарке, парке)

 

Давайте предположим, чему будет посвящена наша работа на уроке? (поиску места,  в котором находятся эти предметы).

 

Чтобы ответить на этот вопрос мы отправимся в путешествие, но не в обычное, а в виртуальное.

Что такое виртуальное путешествие? (несуществующее, но возможное, воображаемое)

 

Итак, отправляемся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesa_umerennogo_poyasa_5_kl.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Леса умеренного пояса» 

(5 класс)

Цели:

Познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса, найти отличительные черты данной зоны от других;

Установить взаимосвязь растительного и животного мира лесной зоны.

Оборудование:

карта природных зон, Московской области; ветка, шишки, листья, животные; условия работы в группе; задания для групп; характеристика природных зон; пометки, текст, названия дерева, маска животного; цепи питания; тест;

кадры зоны лесов (видео, иллюстрации).

Эпиграф:

«Любопытство. С  него всё и началось»

П. Джеймс, Дж. Мартин

Ход урока.

Актуализация знаний.

Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок.  Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля и знакомиться с природными зонами.

Назовите предметы, которые вы видите на подносе? (ветка, листья, животное леса – игрушка)

Что объединяет все эти предметы? Где можно встретить эти предметы? (в лесу, зоопарке, парке)

Давайте предположим, чему будет посвящена наша работа на уроке? (поиску места,  в котором находятся эти предметы).

Чтобы ответить на этот вопрос мы отправимся в путешествие, но не в обычное, а в виртуальное.

Что такое виртуальное путешествие? (несуществующее, но возможное, воображаемое)

Итак, отправляемся.

Показ кадров зоны лесов.

- Так куда мы попали? (в леса). Как вы думаете как может называться эта зона? Да, мы попали в зону лесов (кадры зоны лесов)

- Найдите на карте зону лесов.  Что вы можете сказать о ней, как она расположена? Какую примерно часть территории России занимает эта природная зона? А в какой природной зоне мы с вами живём? (Московская область находится в зоне лесов)

- В каком тепловом поясе расположена зона лесов? (в умеренном). Мы будем знакомиться с зоной лесов умеренного пояса.

        

2. Проблемный вопрос:

Если зона лесов расположена южнее, чем она будет отличаться от зоны ледяных пустынь и тундры?

Есть деревья, а в тундре и зоне ледяных пустынь нет,

в тундре и зоне ледяных пустынь полярный день и полярная ночь, а воне лесов происходит смена времён года,

холодная зима, тёплое лето, в тундре и зоне ледяных пустынь и зимой и летом холодно.

Как вы думаете, почему зона лесов так сильно отличается от тундры, зоны ледяных пустынь?

 (Зона лесов, находится в умеренном поясе, этот пояс получает больше тепла, чем холодный, земная поверхность больше получает солнечной энергии, отсюда и большое видовое разнообразие растений и животных)

Итак, на уроке вы должны ответить на вопрос:

Чем леса умеренного пояса отличаются от зоны ледяных пустынь и тундры.

На протяжении урока вы будете работать в группах, каждая группа решать свою частичку проблемы, чтобы потом сделать один общий вывод.

Давайте вспомним условия работы в группах.

Условия работы в группах

Иди точно по маршруту.

Дружно шагай по маршруту.

Не теряй времени даром.

Будь осторожен, выполняя опыт, проводя исследования.

Пройденный маршрут – путь к успеху.

Каждая группа получает задание, по которому вы должны основываясь на свои знания определить особенности зоны леса умеренного пояса.

Выберите признаки характерные для  зоны ледяных пустынь и тундр. Какой вывод мы можем сделать? (Зона тундры, находится южнее зоны ледяных пустынь, солнечных лучей попадает на земную поверхность больше, поэтому земля прогревается лучше, появляются карликовые деревья, больше видов животных, но климат суров, за лето, которое длится 1 месяц,  успевает оттаять только тонкий слой земли)

Рассмотрите веточки. Какие времена года можно различить по веткам? (голая ветка, с почками, с зелёными листьями, с жёлтыми листьями).

В чём причина смены времён года? (Земля вращается вокруг солнца)

Сделайте вывод: в чём особенность климата зоны леса (хорошо различаются времена года – выражена сезонность климата).

Вспомни различия зимы и лета:

Явления природы                Зима                        Лето

Продолжительность дня        _________                _________

Температура воздуха                _________                _________

Вид осадков                        _________                _________

Почему зимой даже в ясный день солнечные лучи не могут растопить снег? (в зимнее время северное полушарие, в котором находится зона лесов умеренного пояса, получает меньше солнечной энергии, лучи падают косые, скользят по земле, не нагревая её)

Сделайте вывод: в чём особенность зоны леса (хорошо различаются времена года– выражена сезонность климата).

1 группа. Даёт характеристику зоны ледяных пустынь и тундры.

2 группа и 3 группа приходят к выводу, что в зоне лесов сменяется времена года, т. е. выражена сезонность климата.

ледяные пустыни

- суша и море круглый

год покрыта льдом;

- планктонные растения и животные;

- тюлени, моржи;

- белый медведь;

- морские птицы

тундра

- зима длится 9 – 10 месяцев;

- лето длится один месяц;

- в сентябре реки покрыты льдом;

- вечная мерзлота;

- болота;

- растения: мхи, лишайники, низкорослые растения;

- животный мир более разнообразен: северный олень, лемминги, белая сова

леса умеренного пояса

- большее количество, солнечной энергии, получаемой в умерееном поясе;

- сезонность климата;

- большое видовое разнообразие растений;

- достаточное количества осадков;

- большое видовое разнообразие животных

3. Совместное открытие знаний

Я предлагаю прочитать каждому текст и осмыслить его.

Читая текст, делайте на полях пометки:

«+» - я уже знал эти сведения;

«!» - новая информация;

«?» - это я не понял у меня возник вопрос;

«-» - я думал иначе.

Главная особенность умеренного климата в том, что здесь времена года хорошо различаются, или, по-научному, резко выражена сезонность климата. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Но ни полярной ночи, ни полярного дня здесь не бывает. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность её меньше.

Осадков выпадает достаточное количество. Они выпадают в виде дождя и снега. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Почвы в основном подзолистые, в заболоченных местах – торфяные.

В умеренном тепловом поясе находится несколько природных зон, из них самая широкая - лесная зона. Чем же отличается лесная зона? Ты угадал: конечно же, лесами. А почему? Потому что лето здесь значительно теплее и дольше, чем в тундре, достаточное количества света и влаги. Значительный слой почвы. За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить зиму, хотя и морозную, но не такую долгую.

Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму. Лес из хвойных деревьев называют тайгой. Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. В районах с более мягким климатом преобладают лиственные (или широколиственные) леса. У лиственных пород деревьев листья крупные и нежные. Они быстрее создают органические вещества, но не выносят морозов. Осенью листья опадают на землю.

Там их поджидает целая армия "мусорщиков": грибы, почвенные клещи, многоножки, черви, различные насекомые и микробы. Они превращают прелые листья в неорганические вещества, накапливающиеся в почве и доступные для растений.

- Что нового узнали? (Почвы в основном подзолистые, в заболоченных местах – торфяные; в умеренном тепловом поясе находится несколько природных зон. Лес из хвойных деревьев называют тайгой. Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. В районах с более мягким климатом преобладают лиственные (или широколиственные) леса. У лиственных пород деревьев листья крупные и нежные. Они быстрее создают органические вещества, но не выносят морозов).

- О чём вы думали по-другому? (Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота).

- С какими сведениями вы не согласны и почему?

(- Я не согласен, что в тайге, где есть вечная мерзлота, могут встречаться такие представители «мусорщиков», как грибы, черви, насекомые.

- Я считаю, что могут, потому что в слое земли, который отогревают солнечные лучи, могут развиваться грибы, насекомые. Даже корни деревьев растут не в глубину, а в ширину, но земля там согрета солнечными лучами)

- Какие вопросы у вас возникли при прочтении текста? ( Какие природные зоны, есть в умеренном поясе, кроме лесов? Но ведь часто, как у нас в лесу, встречаются деревья и хвойные, и лиственные. Тогда это какие леса: тайга или лиственные?)

Какой признак мы можем назвать характерный для зоны лесов? (большое видовое разнообразие растений, достаточное количества осадков и солнечной энергии)

Как можно связать наш урок с эпиграфом. Почему я взяла на урок такие строки? (только любознательность помогает нам узнавать новое, искать интересное, познавать не изведанное)

Откуда вы можете добыть новые знания? Больше информации, вы можете получить из энциклопедий, как книжных, так и компьютерных, Интернета.

Закрепление изученного.

Игра. Я предлагаю вам поиграть. Отгадать растение и животное лесов Московской области.

Вызывается ребёнок. На его голову надевают корону с названием дерева. Тот на ком корона задаёт односложные вопросы, на которые мы можем ответить только да или нет. Маска должна отгадать животное или растение. (показ кадров)-

Давайте видоизменим это задание. Теперь ребята описывают то, что у тебя изображено. По описанию ты должен отгадать что или кто это. (показ кадров)-

Найдите из предложенных животных представителей лесов умеренного пояса и поселите их в нужную зону. (на стенах висят силуэты животных)

Какую особенность мы можем добавить, характеризуя зону лесов? (большое видовое разнообразие животных)

Почему растения и животные не могут обходиться друг без друга? (растения вырабатывают кислород, которым дышат животные, животные питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. «Мусорщики» в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения.)

Составь цепи питания из предложенных растений и животных Московской области. (кадры)

ель обыкновенная, белка обыкновенная

осина, заяц-русак, лисица

Давайте ответим на наш проблемный вопрос:

Чем же отличается зона лесов умеренного пояса от других природных зон?

Подведение итогов.

Тест программированный

Тест

Тайга  - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса; (1б)

в) широколиственные леса.  

2. Хвойные деревья:

а) кедр, сосна;

б) берёза;

в) ель;

г) лиственница;

д) клён        (2А, 2В, 2Г)

3. Вечная мерзлота имеется:

а) в зоне тайги;

б) в зоне широколиственных лесов;

в) в зоне смешанных лесов.        (3А)

4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков. (4А, 4Б, 4В)

Молодцы. Большое спасибо за урок.

Д/з стр. 130-131


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животные лесов умеренной зоны

Данная презентация поможет при проведении урока по экологии в 7 классе....

Растительный и животный мир умеренных поясов

Урок в рамках ФГОС 1. ФИО (полностью) Штина Светлана Валентиновна 2. Место работы МБОУ « СОШ с.Речное» Харабалинский район 3. Должность Учитель географии и химии 4. Предмет география 5. Класс 5 6. Тем...

Растительный и животный мир умеренных поясов

Конспект урока по географии для 5 класса, где детям даются первичные представления о природных зонах и их природе....

Сценарий учебного занятия по географии 5 класс. Тема: "Растительный и животный мир умеренных поясов". Линия А.А.Летягин, И.В.Душина

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...

конспект урока -путешествия "Леса умеренного пояса. Тайга"

Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями органического мира тайгиЗАДАЧИ:1.      Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайг...

презентация "Леса умеренного пояса. Тайга"

презентация разработана к уроку в форме путешествия. В презентации использована красочная карта природных зон, по которой передвигается самолетик....

Технологическая карта урока «Леса умеренных широт»

урок разработан в технлдлгической карте  для 5 класса. Позволяет учащимся самостоятельно добывать материал...